Самолет Ли-2 - Послевоенные доработки самолета
На базе американского самолета Douglas DC-3 был создан советский пассажирский ПС-84. На базе ПС-84 построен военно-транспортный самолёт Ли-2. Который производился серийно с 1932 по 1952 год.
Содержание
Самолет Ли-2
Модификации самолета
Послевоенные доработки самолета
Техническое описание самолета
Боевое применение самолета

Послевоенные доработки и переделки самолета

Ли-2 летали долго. Подгоняя их к требованиям времени, постепенно заменяли приборы и радиооборудование. На самолетах появились разнообразные УКВ-радиостанции (Р-802Т, P-860-II и другие), усовершенствованные СПУ, автопилоты, система слепой посадки СП-50. Антенн становилось все больше и больше. Планер же не дорабатывался. Некоторые машины переделывались более глубоко для выполнения каких-то специальных задач. Но делалось это штучно или очень небольшими сериями. В 1948 году восемь самолетов оборудовали устройствами для распыления химикатов. Эти машины под обозначением Ли-2СХ эксплуатировались в 1949-1955 годах.

В 1953 году в ОКБ O.K. Антонова разрабатывали высотный Ли-2В с турбонагнетателями ТК-19 и четырехлопастными винтами В-516-П2Ф. Это позволило поднять практический потолок до 8000 м. Машина предназначалась для эксплуатации на линии Душанбе - Хорог и метеоразведки. Самолет оборудовали кислородными приборами для экипажа и пассажиров. В 1955 году на авиаремонтном заводе в Киеве выпустили небольшую серию Ли-2В. Четыре таких самолета позднее использовались советской антарктической экспедицией. На рембазах ГВФ машины дорабатывали в тип Ли-2Гр - гибрид пассажирского и грузового вариантов, бравший 10 человек и 1200 кг груза. На авиарембазе в Минске три самолета переделали в самолет-ретранслятор Ли-2РТ. В 1957 году их использовали для передачи телевизионных программ из Москвы в Минск и Киев.

В 1950 году в ОКБ-30 спроектировали Ли-2Ф для аэрофотосъемки с двумя фотоаппаратами, дополнительными бензобаками в салоне, выступом остекления пилотской кабины с правой стороны и блистером возле фотоаппаратов слева. Существовал Ли-2РП для рыбопромысловиков, где в остекленном носу сидел наблюдатель, следивший за движением косяков. В салоне установили дополнительный бензобак. Отдельные машины позже получили радиолокаторы. Довольно много самолетов переделали в летающие лаборатории различного назначения. На них испытывали всевозможные приборы и оборудование, а также проводили метеорологические и геофизические исследования. Для взятия проб пыли при испытаниях первых советских атомных бомб тоже использовали Ли-2. Кабина экипажа не герметизировалась, просто старались тщательнее ее уплотнить. Самолеты несли сигарообразные контейнеры со специальной пористой набивкой.

Разные ведомства готовили для своего руководства "салонные" машины с роскошной обивкой, огромными креслами, широкими диванами. Бархат и кожа, дуб и карельская береза - все шло в ход для отделки этих самолетов. Полярная авиация за роскошью не гналась, но об удобствах экипажа заботилась, ведь с дополнительными бензобаками в салоне Ли-2 мог находиться в воздухе до суток. А на некоторых машинах предусматривалась возможность долива горючего из бочек, которые ставились внутри фюзеляжа. В экипажи Полярной авиации обязательно входил штурман, для которого в салоне оборудовали рабочее место со столом и необходимыми приборами. Позднее многие Ли-2 получили еще одну черту, сходную с С-47, - астронавигационный блистер в передней части фюзеляжа.

Для самолетов Полярной авиации была очень важна и возможность сесть на любой более-менее подходящей площадке. Зимой самолеты Ли-2 часто летали на лыжах. Но в полете они не убирались, создавая дополнительное сопротивление. Альтернативой стали сбрасываемые лыжи, созданные в НИИ ГВФ во время войны. В эти галошеобразные лыжи самолет закатывался по специальным мосткам тягачом или въезжал своим ходом. Для установки в хвостовую лыжу заднюю часть машины приподнимали домкратом. После взлета такие лыжи, ничем не крепившиеся к колесному шасси, просто сваливались. Посадку осуществляли на колеса. Сбрасываемые лыжи выпустили небольшой серией, но широкого применения они не получили.

Еще в 1941 году в ОКБ-84 работали над убирающимися лыжами, но после начала войны проектирование их по распоряжению НКАП прекратили. В конце 1949 года С.А. Мостовой из конструкторского бюро Управления Полярной авиации (УПА) сконструировал для Ли-2 убирающееся лыжное шасси. Его выпускал небольшой серией завод им. Побежимова в Красноярске. С весны 1950 года эти лыжи стали ставить на самолеты. Полярники интересовались и возможностью переставить ПС-84 с колес на гусеницы. В 1941 году УПА заключило договор с ОКБ-84 на проектирование гусеничного шасси. Конструкцию гусениц также разработал инженер С.А. Мостовой, использовав за образец гусеничную тележку, сделанную Н.А. Чечубалиным для Р-5. В 1943 году эту тему передали заводу № 219. Годом позже в Ташкенте действительно оснастили одну машину гусеницами и испытывали ее. В полете гусеница подтягивалась к мотогондоле, но не убиралась внутрь. Проходимость увеличилась: самолет мог сесть теперь и на вспаханное поле, но весили гусеницы существенно больше, чем колеса, а надежность тележки оказалась невысокой. На серийных Ли-2 гусеничное шасси не применялось.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме