Десантный планер А-7
Десантный планер А-7 был одним из самых известных во время Второй мировой войны. А-7 активно применялся для доставки грузов и снабжения партизан. Было выпущено около 400 планеров данного типа, из которых формировались соответствующие подразделения в авиации.

Семиместный транспортно-десантный планер А-7 ("Рот Фронт-8")

Десантный планерВ годы Второй мировой войны в СССР серийно производилось несколько типов десантных планеров. Наиболее известным и распространенным являлся планер А-7, проект которого первоначально именовался РФ-8 ("Рот Фронт"), конструкции О. К. Антонова. РФ-8, являвшийся увеличенным вариантом спортивного планера РФ-7, представили в 1939 году на Всесоюзном конкурсе десантных планеров, где он был отмечен первой премией. В Москве на бывшем планерном заводе Осовиахима в Тушино в 1941 году было закончено проектирование и изготовление первого планера.

А-7

По итогам летных испытаний, проходивших со 2 по 18 сентября 1941 года на подмосковном аэродроме, в конструкцию были внесены изменения, которые коснулись фонаря и формы хвоста, также были добавлены интерцепторы. После того, как планер успешно прошел испытания, он получил наименование А-7.

Десантный планер А-7 - свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, преимущественно деревянной конструкции. Крыло двухлонжеронной конструкции, состоявшее из трех частей: центроплана, представляющего одно целое с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Шасси - ферменного типа, убирающееся в полете механически из кабины. Амортизация - из резиновых пластин, работающих на сжатие. Уборка колес в фюзеляж производилась путем перемещения вверх общей точки крепления внутренних подкосов. На приборной доске летчика находились такие приборы, как:

  • указатель скорости,
  • указатель поворота,
  • вариометр,
  • компас КИ-10,
  • высотомер двухстрелочный на 12 км.

Десантный планер А-7

В кабине летчика размещались рычаги ручного и ножного управления, управление триммерами руля высоты производилось с панели с левой стороны от пилота. Посадочные щитки управлялись лебедкой, штурвал которой был размещен на левом борту кабины летчика. В бортах находились две двустворчатые двери - одна в передней части по левому борту и одна в хвостовой части по правому борту. В некоторых источниках указывается, что планер мог вместить до девяти бойцов. Планер А-7 буксировался самолетами ДБ-3Ф и СБ, а также за ДБ-3.

Десантный планер А-7

Информация. Первый в мире десантный планер спроектировали и построили в 1932 году в Москве, под руководством инженера Б. Урлапова. Бойцы размещались в толще крыла - головой вперед, по восемь человек в каждом полукрыле, слева и справа от фюзеляжа. В нужном месте бойцы десантировались на парашютах.

Планер А-7

Серийное производство планеров начиналось на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе ГВФ в Быково, которые были эвакуированы в Тюмень в конце 1941 года. В конце 1942 году по причине тяжелых условий работы, постройка планеров в Тюмени была прекращена с переводом в поселок Заводоуковск Тюменской области. Завод был создан на базе ОКБ-31 Москалева. В начале 1943 года Антонов перешел в ОКБ Яковлева, а все работы по А-7 принял Москалев. Кроме того, создание планеров было организовано в Алапаевске Свердловской области.

Модификация А-7М с вместимостью 14 человек была разработана и построена в 1943 году. Второй экземпляр А-7М с доработками построили во второй половине 1943 года. Испытания планера проходили до начала 1944 года, затем в январе 1944 года его передали на заводские испытания в ВДВ, проводившиеся до июня 1944 года. Сохраняя недостатки А-7, новый планер имел те же характеристики управляемости и устойчивости. Под названием АМ-14 была построена небольшая серия этого планера, который так и не успел принять участие в боевых действиях. Кроме базового варианта планера А-7 в небольших количествах были также созданы:

  • учебные с двойным управлением - А-7У;
  • штурманские - А-7Ш;
  • планер-бензовоз А-7 (1 единица) - для увеличения радиуса действия бомбардировщиков.

В общей сложности было выпущено около 400 планеров А-7, поставки в войска которых начались в 1941 году.

Советский десантный планер

Планер

Боевое применение

Десантные планеры применялись во время войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Так, в 1942 и 1943 годах аэродром "Киржач" был базой для 1-го планерного полка и 12-й воздушно-десантной дивизии. Там, соблюдая режим секретности, готовили десантников и пилотов грузовых планеров Г-11 и А-7 для выполнения спецзаданий. Всего в сентябре 1942 года на аэродромах "Киржач" и "Медвежьи озера" были сформированы два планерных авиаполка, которые имели на вооружении по 30 планеров и 12 буксировщиков. В 1942 году боевые планеристы стали летать к партизанам и в тыл противника на расстояние до 800 километров. Они доставляли на А-7 в брянские и белорусские леса газеты, медикаменты, боеприпасы, вывозили раненых.

Десантный планер

В 1943 году на Калининском фронте также проводились операции. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, базировавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции участвовали 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. По ночам к партизанам за 12 суток было доставлено 50 тонн боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также спецоборудование для партизанской и подпольной работы, включая 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было доставлено за 96 боевых вылетов. Буксировщиками были двухмоторные бомбардировщики ДБ-3Ф и СБ.

Основные характеристики А-7
Длина, м 10,54
Размах крыла, м 18,00
Высота, м 1,53
Площадь крыла, м2 23,20
Масса, кг  
пустого 955
взлетный 1760
Полезная нагрузка, чел. 6
Экипаж, чел. 1
Скорость буксировки, км/ч 300
Скорость планирования, км/ч 400

Десантный планер

Источники:

  • А.П.Красильщиков. Планера СССР.
  • В.Б.Казаков. Боевые Аэросцепки.
  • О.К.Антонов. Десять раз с начала.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

И-16 впервые поднялся в небо 75 лет назад
75 лет назад с аэродрома новосибирского авиазавода взлетел самолет И-16 75 лет назад - 4 ноября 1937 года поднялся в небо...
Самолет-разведчик Ту-214Р над Японским морем
В Интернете появилась информация, относительно сообщения Министерства обороны Японии, что 17.12.2012 года истребители ВВС Сил самообороны были подняты с целью...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме