Семиместный транспортно-десантный планер А-7 ("Рот Фронт-8")
В годы Второй мировой войны в СССР серийно производилось несколько типов десантных планеров. Наиболее известным и распространенным являлся планер А-7, проект которого первоначально именовался РФ-8 ("Рот Фронт"), конструкции О. К. Антонова. РФ-8, являвшийся увеличенным вариантом спортивного планера РФ-7, представили в 1939 году на Всесоюзном конкурсе десантных планеров, где он был отмечен первой премией. В Москве на бывшем планерном заводе Осовиахима в Тушино в 1941 году было закончено проектирование и изготовление первого планера.
По итогам летных испытаний, проходивших со 2 по 18 сентября 1941 года на подмосковном аэродроме, в конструкцию были внесены изменения, которые коснулись фонаря и формы хвоста, также были добавлены интерцепторы. После того, как планер успешно прошел испытания, он получил наименование А-7.
Десантный планер А-7 - свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, преимущественно деревянной конструкции. Крыло двухлонжеронной конструкции, состоявшее из трех частей: центроплана, представляющего одно целое с фюзеляжем, и двух отъемных консолей. Шасси - ферменного типа, убирающееся в полете механически из кабины. Амортизация - из резиновых пластин, работающих на сжатие. Уборка колес в фюзеляж производилась путем перемещения вверх общей точки крепления внутренних подкосов. На приборной доске летчика находились такие приборы, как:
- указатель скорости,
- указатель поворота,
- вариометр,
- компас КИ-10,
- высотомер двухстрелочный на 12 км.
В кабине летчика размещались рычаги ручного и ножного управления, управление триммерами руля высоты производилось с панели с левой стороны от пилота. Посадочные щитки управлялись лебедкой, штурвал которой был размещен на левом борту кабины летчика. В бортах находились две двустворчатые двери - одна в передней части по левому борту и одна в хвостовой части по правому борту. В некоторых источниках указывается, что планер мог вместить до девяти бойцов. Планер А-7 буксировался самолетами ДБ-3Ф и СБ, а также за ДБ-3.
Информация. Первый в мире десантный планер спроектировали и построили в 1932 году в Москве, под руководством инженера Б. Урлапова. Бойцы размещались в толще крыла - головой вперед, по восемь человек в каждом полукрыле, слева и справа от фюзеляжа. В нужном месте бойцы десантировались на парашютах.
Серийное производство планеров начиналось на заводе в Тушино и на бывшем ремонтном заводе ГВФ в Быково, которые были эвакуированы в Тюмень в конце 1941 года. В конце 1942 году по причине тяжелых условий работы, постройка планеров в Тюмени была прекращена с переводом в поселок Заводоуковск Тюменской области. Завод был создан на базе ОКБ-31 Москалева. В начале 1943 года Антонов перешел в ОКБ Яковлева, а все работы по А-7 принял Москалев. Кроме того, создание планеров было организовано в Алапаевске Свердловской области.
Модификация А-7М с вместимостью 14 человек была разработана и построена в 1943 году. Второй экземпляр А-7М с доработками построили во второй половине 1943 года. Испытания планера проходили до начала 1944 года, затем в январе 1944 года его передали на заводские испытания в ВДВ, проводившиеся до июня 1944 года. Сохраняя недостатки А-7, новый планер имел те же характеристики управляемости и устойчивости. Под названием АМ-14 была построена небольшая серия этого планера, который так и не успел принять участие в боевых действиях. Кроме базового варианта планера А-7 в небольших количествах были также созданы:
- учебные с двойным управлением - А-7У;
- штурманские - А-7Ш;
- планер-бензовоз А-7 (1 единица) - для увеличения радиуса действия бомбардировщиков.
В общей сложности было выпущено около 400 планеров А-7, поставки в войска которых начались в 1941 году.
Боевое применение
Десантные планеры применялись во время войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Так, в 1942 и 1943 годах аэродром "Киржач" был базой для 1-го планерного полка и 12-й воздушно-десантной дивизии. Там, соблюдая режим секретности, готовили десантников и пилотов грузовых планеров Г-11 и А-7 для выполнения спецзаданий. Всего в сентябре 1942 года на аэродромах "Киржач" и "Медвежьи озера" были сформированы два планерных авиаполка, которые имели на вооружении по 30 планеров и 12 буксировщиков. В 1942 году боевые планеристы стали летать к партизанам и в тыл противника на расстояние до 800 километров. Они доставляли на А-7 в брянские и белорусские леса газеты, медикаменты, боеприпасы, вывозили раненых.
В 1943 году на Калининском фронте также проводились операции. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, базировавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции участвовали 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. По ночам к партизанам за 12 суток было доставлено 50 тонн боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также спецоборудование для партизанской и подпольной работы, включая 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было доставлено за 96 боевых вылетов. Буксировщиками были двухмоторные бомбардировщики ДБ-3Ф и СБ.
Основные характеристики А-7
Длина, м |
10,54 |
Размах крыла, м |
18,00 |
Высота, м |
1,53 |
Площадь крыла, м2 |
23,20 |
Масса, кг |
|
пустого |
955 |
взлетный |
1760 |
Полезная нагрузка, чел. |
6 |
Экипаж, чел. |
1 |
Скорость буксировки, км/ч |
300 |
Скорость планирования, км/ч |
400 |
Источники:
- А.П.Красильщиков. Планера СССР.
- В.Б.Казаков. Боевые Аэросцепки.
- О.К.Антонов. Десять раз с начала.