Серийное производство и модернизация
Быстрыми темпами возрастало серийное производство самолетов Ил-2. В июле 1941 г., через четыре месяца после выпуска первой серийной машины, завод выпустил около 300 штурмовиков. Этому способствовала и технологичность конструкции самолета, позволявшая расчленить весь процесс производства агрегатов и деталей планера на сравнительно мелкие операции, не требовавшие высокой квалификации сборщиков, что позволяло расширить круг работ.
Однако быстрое продвижение вражеских войск поставило под угрозу серийное производство самолетов Ил-2 и особенно двигателей для них. Было признано необходимым в кратчайшие сроки проработать возможность установки на Ил-2 двигателя воздушного охлаждения с взлетной мощностью 1250 кВт (1700 л. с.), выпускавшегося в глубоком тылу страны. За установку такого двигателя на штурмовике выступал также ряд специалистов, считавших, что он более живуч при поражении, чем бронированный двигатель жидкостного охлаждения типа АМ-38.
Ил-2 1941 г.
На одном из серийных самолетов Ил-2 часть бронекорпуса до переднего лонжерона центроплана, являющаяся капотом двигателя АМ-38, была снята. По переднему лонжерону центроплана установили двойную бронеперегородку, воспринимавшую все нагрузки от сварной трубчатой моторамы двигателя М-82. Двигатель не бронировался. Он закрывался обычным капотом типа НАКА из легкого алюминиевого сплава с управляемой юбкой на задней выходной щели. Каркас капота крепился только к двигателю и совершенно не был связан с остальной конструкцией самолета, что должно было значительно упростить смену поврежденного двигателя в полевых условиях.
Динамика производства серийных штурмовиков
Ил-2, Ил-10 в 1941-47 гг.
Номер завода |
Тип самолета
|
1941
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
5
|
Ил-10/10У
|
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
1510
|
Ил-10/10У
|
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
|
381
|
Ил-2
|
27
|
64
|
Ил-10
|
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
1542
|
|
Ил-10/10У
|
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1942
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
2991
|
Ил-10/10У
|
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
3942
|
Ил-10/10У
|
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
1053
|
381
|
Ил-2
|
243
|
64
|
Ил-10
|
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
8229
|
|
Ил-10/10У
|
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1943
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
4257
|
Ил-10/10У
|
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
4702
|
Ил-10/10У
|
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
2234
|
381
|
Ил-2
|
|
64
|
Ил-10
|
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
11193
|
|
Ил-10/10У
|
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1944
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
3710
|
Ил-10/10У
|
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
4014
|
Ил-10/10У
|
73
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
3377
|
381
|
Ил-2
|
|
64
|
Ил-10
|
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
11101
|
|
Ил-10/10У
|
73
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1945
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
957
|
Ил-10/10У
|
893/228
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
931
|
Ил-10/10У
|
1362
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
2201
|
381
|
Ил-2
|
|
64
|
Ил-10
|
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
4089
|
|
Ил-10/10У
|
2255/228
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1946
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
|
Ил-10/10У
|
2/41
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
|
Ил-10/10У
|
1006/11
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
|
381
|
Ил-2
|
|
64
|
Ил-10
|
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
|
|
Ил-10/10У
|
1008/52
|
Номер завода |
Тип самолета
|
1947
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
|
Ил-10/10У
|
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
|
Ил-10/10У
|
859
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
|
381
|
Ил-2
|
|
64
|
Ил-10
|
12
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
|
|
Ил-10/10У
|
859
|
Номер завода |
Тип самолета
|
Всего
|
1
|
Ил-2 (2У)
|
11920
|
Ил-10/10У
|
695/269
|
18
|
Ил-2 (2У)
|
15099
|
Ил-10/10У
|
3300/11
|
30
|
Ил-2 (2У)
|
8865
|
381
|
Ил-2
|
270
|
64
|
Ил-10
|
12
|
Итого
|
Ил-2 (2У)
|
36154
|
|
Ил-10/10У
|
4007/280
|
Учитывая опыт боевого применения Ил-2, С. В. Ильюшин при переоборудовании самолета под новый двигатель возвращается к двухместному варианту штурмовика с задним оборонительным пулеметом. Топливный бак, располагавшийся в бронекорпусе за бронеперегородкой пилотской кабины, был снят, и на его месте, как и на ЦКБ-55, оборудовали кабину стрелка, вооруженного уже крупнокалиберным пулеметом БТ конструкции М. Е. Березина с боезапасом 280-300 патронов. Как и летчик, стрелок был защищен бронекорпусом, а также прозрачной и металлической броней фонаря кабины. Пулемет БТ калибра 12,7 мм размещался на шкворневой установке и, вследствие сильного бронирования фонаря кабины стрелка, имел довольно ограниченные углы обстрела (38° по вертикали и по 22° в стороны - вправо и влево).
Ил-2 1941 г.
Для сохранения прежней дальности полета вместимость нижнего топливного бака под сиденьем летчика была увеличена и доведена до 724 л (вместо 640 л в баках Ил-2 с двигателем АМ-38). Топливные баки самолета заполнялись нейтральным газом от выхлопной системы двигателя, что повышало их боеживучесть. В остальном конструкция, вооружение и оборудование нового самолета (именовавшегося иногда Ил-4) были подобны самолету Ил-2 с двигателем АМ-38.
8 сентября 1941 г. летчик В. К. Коккинаки совершает на штурмовике Ил-2 с новым двигателем. При нормальной полетной массе 5655 кг новая машина показала летные данные, несколько худшие по сравнению с обычным серийным Ил-2 с двигателем АМ-38. Уменьшилась максимальная горизонтальная скорость самолета, возросли длина разбега при взлете и пробега при посадке. Государственные испытания самолета состоялись не скоро (в феврале-марте 1942 г.).
Ил-2 1941 г.
К этому времени уже было полностью развернуто серийное производство самолетов Ил-2 и двигателей АМ-38 на новых заводах. И хотя по результатам государственных испытаний штурмовик Ил-2 с двигателем М-82 был рекомендован к серийному производству, его развитие ограничилось постройкой опытного экземпляра.
В октябре 1941 г. ОКБ С. В. Ильюшина было эвакуировано из Москвы. В это время велась работа по обеспечению возможности эксплуатации Ил-2 со снежных аэродромов. В считанные дни для самолета было разработано убирающееся лыжное шасси: в полете лыжи прижимались к соответствующим образом доработанным гондолам шасси и создавали минимальное лобовое сопротивление. Самолеты Ил-2 легко переоборудовались с колесного на лыжное шасси и с ним довольно широко применялись на фронте зимой 1941-1942 гг. В дальнейшем, с введением укатки снежных взлетно-посадочных полос, от лыжного шасси отказались и самолеты Ил-2 стали круглый год эксплуатироваться на колесах.
Эволюция одноместного бронированного штурмовика Ил-2
|
|
|
штурмовик Ил-2 (1941 г.)
|
штурмовик Ил-2 на лыжном шасси (зима 1941- 1942 гг.)
|
|
|
штурмовик Ил-2 с 37-миллиметровыми пушками Ш-37 под крылом (1942 р.)
|
истребитель бомбардировщиков Ил-2И (1943 г.)
|
Двухместный штурмовик ИЛ-2
Но главной задачей осенью 1941 г. С. В. Ильюшин считал обеспечение серийного выпуска двухместных вариантов самолета Ил-2 с оборонительным стрелковым вооружением. Он обращается с предложением запустить в серию двухместные Ил-2.
Эволюция двухместного штурмовика Ил-2
|
|
|
опытный, с двигателем воздушного охлаждения М-82 (1941 г.)
|
штурмовик Ил-2 (1942 г.)
|
|
|
опытный, с блистерной пулеметной установкой (1942 г.)
|
опытный, с турельной установкой типа МВ-3 (1942 г.)
|
|
|
серийный, с 37-мм пушками НС-37 (1942 г.)
|
серийный корректировщик и артиллерийский разведчик Ил-2КР (1943 г.)
|
|
серийный учебно-тренировочный штурмовик УИл-2 (1943 г.)
|
Все же для улучшения летно-технических и маневренных характеристик двухместного самолета требовалось увеличить мощность двигателя АМ-38. Был разработан еще один вариант двухместного самолета Ил-2. В отличие от первого варианта он имел полностью бронированную кабину стрелка с блистерной пулеметной установкой, сохранявшую много общих компоновочных и конструктивных решений с кабинами стрелков на самолетах ЦКБ-55 и Ил-2 с двигателем М-82.
Ил-2М-82
По своим летно-техническим и пилотажным характеристикам этот самолет практически не отличался от одноместной машины. Он нравился летчикам и особенно стрелкам, однако большой объем конструктивных изменений, связанных с перекомпоновкой баков, и, самое главное, уменьшение почти вдвое нормального бомбового груза сделали этот самолет неприемлемым для серийного производства.
Двухместные серийные самолеты Ил-2 с двигателем АМ-38 были впервые применены на Центральном фронте 30 октября 1942 г. при атаке вражеского аэродрома под Смоленском. По результатам боевого применения была отмечена высокая боевая эффективность двухместных самолетов Ил-2.
Нажмите на изображение для увеличения
Задняя огневая точка двухместного самолета Ил-2 с пулеметом УБТ стала эффективным средством защиты от истребителей противника. Только за время войсковых испытаний огнем стрелков сбито семь самолетов Me-109 и отражено большое число атак истребителей противника.
С января 1943 г. на фронт в большом количестве стали поступать двухместные штурмовики Ил-2 с более мощным форсированным двигателем АМ-38Ф, с лучшими летными, маневренными и взлетно-посадочными данными. Новый двигатель имел взлетную мощность 1250 кВт (1700 л. с.), которая на кратковременном боевом режиме могла быть увеличена до 1309 кВт (1780 л. с.). Такое повышение мощности достигалось снижением высотности двигателя АМ-38 с 1650 м до 750 м, уменьшением степени сжатия с 6,8 до 6,0 и увеличением частоты вращения с 2150 до 2360 об/мин.
Серийные заводы смогли начать выпуск двухместных самолетов Ил-2, имеющих крыло со "стрелкой", только в конце 1943 г.
Схема двухместного самолета Ил-2 (крыло со "стрелкой")
Совершенствование вооружение самолета
Другим направлением совершенствования боевых свойств самолета Ил-2 являлось повышение мощи его наступательного вооружения. Пушки ШВАК и ВЯ, устанавливавшиеся на самолетах Ил-2, достаточно хорошо поражая бронированную вражескую технику, все же из-за малого боевого заряда своих снарядов были недостаточно эффективны при воздействии пушечным огнем с самолета по большим объемным и площадным целям - скоплениям бронетанковой техники, колоннам автомашин, артиллерийским батареям, укрепленным узлам, железнодорожным составам, складам, мостам, понтонам, транспортным судам. Для поражения таких целей требовались пушки большого калибра и снаряды с мощным боевым зарядом.
Самолет Ил-2 с двумя крупнокалиберными пушками Ш-37 имел на вооружении также два крыльевых пулемета ШКАС с общим боезапасом в 1500 патронов, 8 ракетных снарядов РС-82 и бомбовый груз 200 кг. В остальном самолет ничем не отличался от обычных одноместных серийных самолетов Ил-2. Однако этот вариант самолета не нашел широкого применения из-за ненадежности пушек Ш-37.
В марте-апреле 1943 р. на двухместный вариант самолета Ил-2 с двигателем АМ-38Ф были установлены две новые, более совершенные пушки НС-37 калибра 37 мм. Ленточное питание этих пушек позволило разместить их непосредственно у нижней поверхности крыла о использованием конструктивно очень простого и быстроразъемного крепления. Пушки закрывали относительно небольшие обтекатели, каждый из которых состоял из двух легко открывающихся створок. Каждая пушка имела боезапас из 50 снарядов, укладывавшихся не в снарядные ящики, а непосредственно в отсеки крыла. Максимальная масса бомбового груза этого варианта самолета была равна 200 кг.
Двухместные самолеты Ил-2 с пушками НС-37 с большим боевым эффектом были впервые применены против скоплений вражеских танков и мотопехоты в Курской битве в июле 1943 г. Штурмовик Ил-2, вооруженный 37-миллиметровыми пушками, представлял собой грозное и эффективное оружие для борьбы с наземным и воздушным противником. Из показаний пленных фашистских солдат следовало, что их войска несут большие потери в технике и людской силе от наших самолетов с "большой пушкой". Отмечалось, что пушки самолетов Ил-2 поражают даже танки "Тигр".