Штурмовик Ил-2 - Другие модификации
Штурмовик Ил-2 создан в ОКБ Ильюшина и стал самым массовым самолетом 40-х годов ХХ века, назывался летающим танком. За форму фюзеляжа штурмовик Ил-2 получил кличку горбатый. Немцы же называли этот самолет бетонным, цементированным, мясником и пр.
Содержание
Штурмовик Ил-2
Рождение Ил-2
Конструкция Ил-2 АМ38
Боевое крещение
Производство и модернизация
Другие модификации

Другие модификации самолета Ил-2

Для корректировки артиллерийской стрельбы и артиллерийской разведки с лета 1943 г. использовали самолеты Ил-2КР, у которых полностью сохранялась конструкция и вооружение обычного самолета Ил-2, и только в состав оборудования, топливную систему и схему бронирования были внесены небольшие изменения. Обычно устанавливавшуюся на самолетах Ил-2 рацию РСИ-4 заменяли на более мощную, с большей дальностью действия, которую размещали в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа самолета устанавливали фотоаппарат АФА-И или АФА-ИМ. Внешне самолеты Ил-2КР от обычных Ил-2 отличались радиоантенной, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.

Самолет Ил-2КР

Самолет Ил-2КР

В 1943 г. стали выпускаться небольшими сериями учебно-тренировочные самолеты УИл-2, с задней кабиной инструктора, оборудование которой позволяло исправить ошибки летчика, пилотирующего самолет из передней кабины. В варианте для обработки навыков по боевому применению вооружение самолета УИл-2 состояло из двух пулеметов ШКАС с боезапасом 1500 патронов, двух РС-82 и 200 кг бомб. В хвостовой части самолета иногда устанавливали оборудование для буксировки воздушных мишеней. Самолет УИл-2 был проще в технике пилотирования и обладал лучшей продольной статической устойчивостью, чем Ил-2.

Учебно-тренировочный самолет

Учебно-тренировочный самолет УИл-2 АМ-38ф

Поступавшие в войска во все возрастающем количестве, с лета 1942 г. самолеты Ил-2 были основной ударной силой советских ВВС, многоцелевыми самолетами, выполняющими самые разнообразные боевые задачи. Их широко применяли практически во всех крупных боевых операциях Великой Отечественной войны и на их технической основе впервые в мире были созданы не только штурмовые авиационные полки и дивизии, но и штурмовые авиационные корпуса.

Работа советских штурмовиков Ил-2

Работа Ил-2

Штурмовик ИЛ-2 в ВМФ

Широко использовали самолеты Ил-2 и в авиации советского Военно-Морского Флота. Своим огнем и бомбами они топили боевые и транспортные суда противника, поддерживали с воздуха высадку морских десантов в его тылу.

Особенно эффективным способом уничтожения вражеских кораблей стало топмачтовое бомбометание с самолетов Ил-2. При топмачтовом бомбометании самолет снижался до высоты 30 м и на этой высоте шел с постоянной скоростью около 400 км/ч до момента сбрасывания бомб, которые, рикошетируя по воде, врезались в борт корабля. Опыт показывал, что при топмачтовом бомбометании из четырех бомб ФАБ-100, сбрасываемых с самолета Ил-2, одна, как правило, попадала в корабль. По оценке таркома Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецова, результативность топмачтового бомбометания оказалась примерно в 5 раз выше, чем при бомбометании с горизонтального полета.

Наличие штурмовиков Ил-2, Ил-10
в ВВС ВМФ КА в 1941-45 гг.

июль 1941

Дата
10.07.41
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
7
ВВС Черн. флота
0
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

декабрь 1941

Дата
05.12.41
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
9
ВВС Черн. флота
16
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

май 1942

Дата
01.05.42
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
5
ВВС Черн. флота
13
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

ноябрь 1942

Дата
18.11.42
ВВС Сев. флота
-
ВВС Балт. флота
32
ВВС Черн. флота
24
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

июль 1943

Дата
01.07.43
ВВС Сев. флота
28
ВВС Балт. флота
61
ВВС Черн. флота
75
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

январь 1944

Дата
01.01.44
ВВС Сев. флота
49
ВВС Балт. флота
68
ВВС Черн. флота
81
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

июнь 1944

Дата
01.06.44
ВВС Сев. флота
59
ВВС Балт. флота
124
ВВС Черн. флота
75
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

январь 1945

Дата
01.01.45
ВВС Сев. флота
98
ВВС Балт. флота
151
ВВС Черн. флота
51
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

май 1945

Дата
10.05.45
ВВС Сев. флота
38
ВВС Балт. флота
148*
ВВС Черн. флота
23
ВВС Тих. флота
-
ВВС Сев.-Тих. флотилии
-

* - из них 12 штурмовиков Ил-10

август 1945

Дата
09.08.45
ВВС Сев. флота  
ВВС Балт. флота
-
ВВС Черн. флота
-
ВВС Тих. флота
204**
ВВС Сев.-Тих. флотилии
46

** - из них 35 штурмовиков Ил-10

Придавая борьбе с самолетами Ил-2 большое значение, противник использовал против них все виды наземного стрелкового оружия, малокалиберную автоматическую зенитную артиллерию, обычную средне- и крупнокалиберную зенитную артиллерию и даже танковые пушки. Вражеским летчикам командование предлагало в первую очередь бороться с Ил-2, иногда даже в ущерб другим боевым задачам.

Оценка самолета ИЛ-2

На основе анализа боевой работы штурмовых частей третьей воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шауляйской операциях было установлено, что безвозвратные боевые потери самолетов Ил-2 составили 2,8% от общего количества самолетовылетов, а боевые повреждения - 50%. Из поврежденных самолетов 6% произвели вынужденные посадки вследствие ранения летчика или нарушения работы двигателя. Из-за разрушения планера самолета вынужденные посадки совершались очень редко. Все остальные поврежденные самолеты благополучно возвращались на свои аэродромы, и 90% их были восстановлены силами технического состава или полевых авиаремонтных мастерских, а 10% - отправлены в ремонтные организации или списаны. Примерно такое же положение наблюдалось в штурмовых частях и других воздушных армий.

Тактико-технические данные самолетов ОКБ Ильюшина

Ил-2И

 
Ил-2И
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,653
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
4397
Стартовая(кг)
5383
Стартовая макс, (кг)
-
Двигатель:
АМ-38Ф
Стартовая мощность кВт
1250
Скорость макс, у земли (км/час)
401
Скорость макс./на высоте (км/час)
415/1300
Скорость крейсерская (км/час)
-
Скорость посадочная (км/час)
-
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,0'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
7,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
15,0
Полотолок практический (м)
6500
Дальность нормальная (км)
650
Разбег во время старта (м)
275
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное  
Вооружение ракетно-бомбовое  

Ил-2 М-82

 
Ил-2 М-82
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
11,6
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
38,5
Масса:собственная (кг)
3935
Стартовая(кг)
5655
Стартовая макс, (кг)
5855
Двигатель:
М-82
Стартовая мощность кВт
1233
Скорость макс, у земли (км/час)
365
Скорость макс./на высоте (км/час)
396/2500
Скорость крейсерская (км/час)
369
Скорость посадочная (км/час)
147
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1.8'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
10,6'
Полотолок практический (м)
7500
Дальность нормальная (км)
700
Разбег во время старта (м)
524
Пробег во время посадки (м)
515
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x20/250
Вооружение оборонительное
1x12,7/350
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
8хРС-82

Ил-8

 
Ил-8
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
12,931
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
39,0
Масса:собственная (кг)
5245
Стартовая(кг)
7250
Стартовая макс, (кг)
7650
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
435
Скорость макс./на высоте (км/час)
470/2240
Скорость крейсерская (км/час)
300
Скорость посадочная (км/час)
132
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1,97'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,2'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
6800
Дальность нормальная (км)
1180
Разбег во время старта (м)
318
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
600кг
бомб

Ил-8№2

 
Ил-8№2
Размеры: Размах(м)
14,6
Длина (м)
12,932
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
39,0
Масса:собственная (кг)
5110
Стартовая(кг)
7610
Стартовая макс, (кг)
7830
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
461
Скорость макс./на высоте (км/час)
509/2800
Скорость крейсерская (км/час)
290
Скорость посадочная (км/час)
138
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2,6'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
6900
Дальность нормальная (км)
1140
Разбег во время старта (м)
520
Пробег во время посадки (м)
595
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
1000кг
бомб

Ил-1

 
Ил-1
Размеры: Размах(м)
13,4
Длина (м)
11,12
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
30,0
Масса:собственная (кг)
4285
Стартовая(кг)
5320
Стартовая макс, (кг)  
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
525
Скорость макс./на высоте (км/час)
5804/3260
Скорость крейсерская (км/час)
-
Скорость посадочная (км/час)
-
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1,6'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
4,5'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
8,3'
Полотолок практический (м)
8600
Дальность нормальная (км)
1000
Разбег во время старта (м)
-
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
-
Вооружение ракетно-бомбовое  

Ил-10

 
Ил-10
Размеры: Размах(м)
13,4
Длина (м)
11,12
Высота(м)
4,1
Несущая поверхность (м2)
30,0
Масса:собственная (кг)
4650
Стартовая(кг)
6300
Стартовая макс, (кг)
6500
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
507
Скорость макс./на высоте (км/час)
451/2300
Скорость крейсерская (км/час)
310-325
Скорость посадочная (км/час)
148
Подъем/на высоту 1000м (мин)
1.6
Подъем/на высоту 3000м (мин)
5,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
9,7'
Полотолок практический (м)
7250
Дальность нормальная (км)
800
Разбег во время старта (м)
475
Пробег во время посадки (м)
460
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/150
Вооружение оборонительное
1x12,7/150
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
4хРС-132

Ил-10M

 
Ил-10M
Размеры: Размах(м)
14,00
Длина (м)
11,87
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
33,0
Масса:собственная (кг)
5570
Стартовая(кг)
7100
Стартовая макс, (кг)
7320
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
476
Скорость макс./на высоте (км/час)
512/2650
Скорость крейсерская (км/час)
283
Скорость посадочная (км/час)
-
Подъем/на высоту 1000м (мин)
2.1'
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,4
Подъем/на высоту 5000м (мин)
12,7'
Полотолок практический (м)
7000
Дальность нормальная (км)
1070
Разбег во время старта (м)
440
Пробег во время посадки (м)
500
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
4x23/150
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
600 кг
бомб

Ил-16

 
Ил-16
Размеры: Размах(м)
12,50
Длина (м)
10,69
Высота(м)
-
Несущая поверхность (м2)
24,0
Масса:собственная (кг)
4315
Стартовая(кг)
5780
Стартовая макс, (кг)
5980
Двигатель:
АМ-42НФ
Стартовая мощность кВт
1693
Скорость макс, у земли (км/час)
539
Скорость макс./на высоте (км/час)
576/2700
Скорость крейсерская (км/час)
375
Скорость посадочная (км/час)
175
Подъем/на высоту 1000м (мин)  
Подъем/на высоту 3000м (мин)
-
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
-
Дальность нормальная (км)
800
Разбег во время старта (м)
400
Пробег во время посадки (м)
-
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/140
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
400кг бомб
4хРС-132

Ил-10/Б-ЗЗ

 
Ил-10/Б-ЗЗ
Размеры: Размах(м)
13,4
Длина (м)
11,12
Высота(м)
4,1
Несущая поверхность (м2)
30,0
Масса:собственная (кг)
4680
Стартовая(кг)
6335
Стартовая макс, (кг)
6335
Двигатель:
АМ-42
Стартовая мощность кВт
1470
Скорость макс, у земли (км/час)
490
Скорость макс./на высоте (км/час)
530/2400
Скорость крейсерская (км/час)
325
Скорость посадочная (км/час)
150
Подъем/на высоту 1000м (мин)
-
Подъем/на высоту 3000м (мин)
6,0'
Подъем/на высоту 5000м (мин)
-
Полотолок практический (м)
7200
Дальность нормальная (км)
800
Разбег во время старта (м)
475
Пробег во время посадки (м)
460
Наступательное вооружение
(К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750
2x23/50
Вооружение оборонительное
1x20/150
Вооружение ракетно-бомбовое
500кг бомб
4 ракеты

Массовому применению самолетов Ил-2 на всех фронтах Великой Отечественной войны способствовала также простота его освоения летным и техническим составом.

По своей конструкции штурмовик Ил-2 являлся уникальным среди всех других военных самолетов, применявшихся во Ввторой мировой войне. Самолета подобного ему не имела ни одна другая воевавшая страна. Созданный в Германии одновременно с Ил-2 бронированный штурмовик Хеншель Hs-129 к моменту нападения гитлеровской Германии на СССР не был доведен до боеспособного состояния. Кроме того, руководство гитлеровских люфтваффе сделало основную ставку на пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 и вплоть до 1941 г. не старалось заменить этот самолет, показавший себя весьма эффективным оружием в молниеносных военных кампаниях на Западном фронте. Всего до конца войны было построено 869 самолетов Хеншель Hs-129. Советские самолетостроители дали фронту 36 163 самолета Ил-2.

Союзные войска использовали в качестве штурмовиков мало приспособленные для этой цели истребители (Рипаблик "Тандерболт") и бомбардировщики (Дуглас A-20G). Эти машины были достаточно эффективны как штурмовики только при отсутствии или предварительном подавлении противовоздушной обороны противника и в дневных условиях действовали с прикрытием истребителями.

Источники:

  • Штурмовик Ил-2. "Летающие Танки" Ильюшина" под редакцией - Сергей Иванов.
  • Растренин О.В. Штурмовик Ил-2. "Летающий танк".
  • В.И. Перов, О.В. Растренин. "Штурмовики Красной армии".
  • Черников Е.С. Бронированный штурмовик Ил-2.
  • К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. Самолеты сталинских соколов".
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Евгений Черников. Ил-2 - гордость отечественной авиации.
  • Колесников П. Атакуют "Крылатые танки".


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме