|
Штурмовик Ил-2 - Другие модификации
|
Штурмовик Ил-2 создан в ОКБ Ильюшина и стал самым массовым самолетом 40-х годов ХХ века, назывался летающим танком. За форму фюзеляжа штурмовик Ил-2 получил кличку горбатый. Немцы же называли этот самолет бетонным, цементированным, мясником и пр.
Другие модификации самолета Ил-2
Для корректировки артиллерийской стрельбы и артиллерийской разведки с лета 1943 г. использовали самолеты Ил-2КР, у которых полностью сохранялась конструкция и вооружение обычного самолета Ил-2, и только в состав оборудования, топливную систему и схему бронирования были внесены небольшие изменения. Обычно устанавливавшуюся на самолетах Ил-2 рацию РСИ-4 заменяли на более мощную, с большей дальностью действия, которую размещали в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа самолета устанавливали фотоаппарат АФА-И или АФА-ИМ. Внешне самолеты Ил-2КР от обычных Ил-2 отличались радиоантенной, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота.
Самолет Ил-2КР
В 1943 г. стали выпускаться небольшими сериями учебно-тренировочные самолеты УИл-2, с задней кабиной инструктора, оборудование которой позволяло исправить ошибки летчика, пилотирующего самолет из передней кабины. В варианте для обработки навыков по боевому применению вооружение самолета УИл-2 состояло из двух пулеметов ШКАС с боезапасом 1500 патронов, двух РС-82 и 200 кг бомб. В хвостовой части самолета иногда устанавливали оборудование для буксировки воздушных мишеней. Самолет УИл-2 был проще в технике пилотирования и обладал лучшей продольной статической устойчивостью, чем Ил-2.
Учебно-тренировочный самолет УИл-2 АМ-38ф
Поступавшие в войска во все возрастающем количестве, с лета 1942 г. самолеты Ил-2 были основной ударной силой советских ВВС, многоцелевыми самолетами, выполняющими самые разнообразные боевые задачи. Их широко применяли практически во всех крупных боевых операциях Великой Отечественной войны и на их технической основе впервые в мире были созданы не только штурмовые авиационные полки и дивизии, но и штурмовые авиационные корпуса.
Штурмовик ИЛ-2 в ВМФ
Широко использовали самолеты Ил-2 и в авиации советского Военно-Морского Флота. Своим огнем и бомбами они топили боевые и транспортные суда противника, поддерживали с воздуха высадку морских десантов в его тылу.
Особенно эффективным способом уничтожения вражеских кораблей стало топмачтовое бомбометание с самолетов Ил-2. При топмачтовом бомбометании самолет снижался до высоты 30 м и на этой высоте шел с постоянной скоростью около 400 км/ч до момента сбрасывания бомб, которые, рикошетируя по воде, врезались в борт корабля. Опыт показывал, что при топмачтовом бомбометании из четырех бомб ФАБ-100, сбрасываемых с самолета Ил-2, одна, как правило, попадала в корабль. По оценке таркома Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецова, результативность топмачтового бомбометания оказалась примерно в 5 раз выше, чем при бомбометании с горизонтального полета.
Наличие штурмовиков Ил-2, Ил-10 в ВВС ВМФ КА в 1941-45 гг.
Дата |
10.07.41
|
ВВС Сев. флота |
-
|
ВВС Балт. флота |
7
|
ВВС Черн. флота |
0
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
05.12.41
|
ВВС Сев. флота |
-
|
ВВС Балт. флота |
9
|
ВВС Черн. флота |
16
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
01.05.42
|
ВВС Сев. флота |
-
|
ВВС Балт. флота |
5
|
ВВС Черн. флота |
13
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
18.11.42
|
ВВС Сев. флота |
-
|
ВВС Балт. флота |
32
|
ВВС Черн. флота |
24
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
01.07.43
|
ВВС Сев. флота |
28
|
ВВС Балт. флота |
61
|
ВВС Черн. флота |
75
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
01.01.44
|
ВВС Сев. флота |
49
|
ВВС Балт. флота |
68
|
ВВС Черн. флота |
81
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
01.06.44
|
ВВС Сев. флота |
59
|
ВВС Балт. флота |
124
|
ВВС Черн. флота |
75
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
01.01.45
|
ВВС Сев. флота |
98
|
ВВС Балт. флота |
151
|
ВВС Черн. флота |
51
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
Дата |
10.05.45
|
ВВС Сев. флота |
38
|
ВВС Балт. флота |
148*
|
ВВС Черн. флота |
23
|
ВВС Тих. флота |
-
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
-
|
* - из них 12 штурмовиков Ил-10
Дата |
09.08.45
|
ВВС Сев. флота |
|
ВВС Балт. флота |
-
|
ВВС Черн. флота |
-
|
ВВС Тих. флота |
204**
|
ВВС Сев.-Тих. флотилии |
46
|
** - из них 35 штурмовиков Ил-10
Придавая борьбе с самолетами Ил-2 большое значение, противник использовал против них все виды наземного стрелкового оружия, малокалиберную автоматическую зенитную артиллерию, обычную средне- и крупнокалиберную зенитную артиллерию и даже танковые пушки. Вражеским летчикам командование предлагало в первую очередь бороться с Ил-2, иногда даже в ущерб другим боевым задачам.
Оценка самолета ИЛ-2
На основе анализа боевой работы штурмовых частей третьей воздушной армии в Витебской, Полоцкой, Двинской, Бауской и Шауляйской операциях было установлено, что безвозвратные боевые потери самолетов Ил-2 составили 2,8% от общего количества самолетовылетов, а боевые повреждения - 50%. Из поврежденных самолетов 6% произвели вынужденные посадки вследствие ранения летчика или нарушения работы двигателя. Из-за разрушения планера самолета вынужденные посадки совершались очень редко. Все остальные поврежденные самолеты благополучно возвращались на свои аэродромы, и 90% их были восстановлены силами технического состава или полевых авиаремонтных мастерских, а 10% - отправлены в ремонтные организации или списаны. Примерно такое же положение наблюдалось в штурмовых частях и других воздушных армий.
Тактико-технические данные самолетов ОКБ Ильюшина
|
Ил-2И
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
4397
|
Стартовая(кг) |
5383
|
Стартовая макс, (кг) |
-
|
Двигатель: |
АМ-38Ф
|
Стартовая мощность кВт |
1250
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
401
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
415/1300
|
Скорость крейсерская (км/час) |
-
|
Скорость посадочная (км/час) |
-
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,0'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
7,0'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
15,0
|
Полотолок практический (м) |
6500
|
Дальность нормальная (км) |
650
|
Разбег во время старта (м) |
275
|
Пробег во время посадки (м) |
-
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
|
|
Ил-2 М-82
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,6
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
3935
|
Стартовая(кг) |
5655
|
Стартовая макс, (кг) |
5855
|
Двигатель: |
М-82
|
Стартовая мощность кВт |
1233
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
365
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
396/2500
|
Скорость крейсерская (км/час) |
369
|
Скорость посадочная (км/час) |
147
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
1.8'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
10,6'
|
Полотолок практический (м) |
7500
|
Дальность нормальная (км) |
700
|
Разбег во время старта (м) |
524
|
Пробег во время посадки (м) |
515
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x20/250
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/350
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 8хРС-82
|
|
Ил-8
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
12,931
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
39,0
|
Масса:собственная (кг) |
5245
|
Стартовая(кг) |
7250
|
Стартовая макс, (кг) |
7650
|
Двигатель: |
АМ-42
|
Стартовая мощность кВт |
1470
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
435
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
470/2240
|
Скорость крейсерская (км/час) |
300
|
Скорость посадочная (км/час) |
132
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
1,97'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
6,2'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
-
|
Полотолок практический (м) |
6800
|
Дальность нормальная (км) |
1180
|
Разбег во время старта (м) |
318
|
Пробег во время посадки (м) |
-
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
600кг бомб
|
|
Ил-8№2
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
12,932
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
39,0
|
Масса:собственная (кг) |
5110
|
Стартовая(кг) |
7610
|
Стартовая макс, (кг) |
7830
|
Двигатель: |
АМ-42
|
Стартовая мощность кВт |
1470
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
461
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
509/2800
|
Скорость крейсерская (км/час) |
290
|
Скорость посадочная (км/час) |
138
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,6'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
-
|
Полотолок практический (м) |
6900
|
Дальность нормальная (км) |
1140
|
Разбег во время старта (м) |
520
|
Пробег во время посадки (м) |
595
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
1x20/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
1000кг бомб
|
|
Ил-1
|
Размеры: Размах(м) |
13,4
|
Длина (м) |
11,12
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
30,0
|
Масса:собственная (кг) |
4285
|
Стартовая(кг) |
5320
|
Стартовая макс, (кг) |
|
Двигатель: |
АМ-42
|
Стартовая мощность кВт |
1470
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
525
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
5804/3260
|
Скорость крейсерская (км/час) |
-
|
Скорость посадочная (км/час) |
-
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
1,6'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
4,5'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
8,3'
|
Полотолок практический (м) |
8600
|
Дальность нормальная (км) |
1000
|
Разбег во время старта (м) |
-
|
Пробег во время посадки (м) |
-
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
-
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
|
|
Ил-10
|
Размеры: Размах(м) |
13,4
|
Длина (м) |
11,12
|
Высота(м) |
4,1
|
Несущая поверхность (м2) |
30,0
|
Масса:собственная (кг) |
4650
|
Стартовая(кг) |
6300
|
Стартовая макс, (кг) |
6500
|
Двигатель: |
АМ-42
|
Стартовая мощность кВт |
1470
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
507
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
451/2300
|
Скорость крейсерская (км/час) |
310-325
|
Скорость посадочная (км/час) |
148
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
1.6
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
5,0'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
9,7'
|
Полотолок практический (м) |
7250
|
Дальность нормальная (км) |
800
|
Разбег во время старта (м) |
475
|
Пробег во время посадки (м) |
460
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 4хРС-132
|
|
Ил-10M
|
Размеры: Размах(м) |
14,00
|
Длина (м) |
11,87
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
33,0
|
Масса:собственная (кг) |
5570
|
Стартовая(кг) |
7100
|
Стартовая макс, (кг) |
7320
|
Двигатель: |
АМ-42
|
Стартовая мощность кВт |
1470
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
476
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
512/2650
|
Скорость крейсерская (км/час) |
283
|
Скорость посадочная (км/час) |
-
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2.1'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
6,4
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
12,7'
|
Полотолок практический (м) |
7000
|
Дальность нормальная (км) |
1070
|
Разбег во время старта (м) |
440
|
Пробег во время посадки (м) |
500
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
4x23/150
|
Вооружение оборонительное |
1x20/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
600 кг бомб
|
|
Ил-16
|
Размеры: Размах(м) |
12,50
|
Длина (м) |
10,69
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
24,0
|
Масса:собственная (кг) |
4315
|
Стартовая(кг) |
5780
|
Стартовая макс, (кг) |
5980
|
Двигатель: |
АМ-42НФ
|
Стартовая мощность кВт |
1693
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
539
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
576/2700
|
Скорость крейсерская (км/час) |
375
|
Скорость посадочная (км/час) |
175
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
-
|
Полотолок практический (м) |
-
|
Дальность нормальная (км) |
800
|
Разбег во время старта (м) |
400
|
Пробег во время посадки (м) |
-
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/140
|
Вооружение оборонительное |
1x20/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 4хРС-132
|
|
Ил-10/Б-ЗЗ
|
Размеры: Размах(м) |
13,4
|
Длина (м) |
11,12
|
Высота(м) |
4,1
|
Несущая поверхность (м2) |
30,0
|
Масса:собственная (кг) |
4680
|
Стартовая(кг) |
6335
|
Стартовая макс, (кг) |
6335
|
Двигатель: |
АМ-42
|
Стартовая мощность кВт |
1470
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
490
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
530/2400
|
Скорость крейсерская (км/час) |
325
|
Скорость посадочная (км/час) |
150
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
6,0'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
-
|
Полотолок практический (м) |
7200
|
Дальность нормальная (км) |
800
|
Разбег во время старта (м) |
475
|
Пробег во время посадки (м) |
460
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/50
|
Вооружение оборонительное |
1x20/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
500кг бомб 4 ракеты
|
Массовому применению самолетов Ил-2 на всех фронтах Великой Отечественной войны способствовала также простота его освоения летным и техническим составом.
По своей конструкции штурмовик Ил-2 являлся уникальным среди всех других военных самолетов, применявшихся во Ввторой мировой войне. Самолета подобного ему не имела ни одна другая воевавшая страна. Созданный в Германии одновременно с Ил-2 бронированный штурмовик Хеншель Hs-129 к моменту нападения гитлеровской Германии на СССР не был доведен до боеспособного состояния. Кроме того, руководство гитлеровских люфтваффе сделало основную ставку на пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 и вплоть до 1941 г. не старалось заменить этот самолет, показавший себя весьма эффективным оружием в молниеносных военных кампаниях на Западном фронте. Всего до конца войны было построено 869 самолетов Хеншель Hs-129. Советские самолетостроители дали фронту 36 163 самолета Ил-2.
Союзные войска использовали в качестве штурмовиков мало приспособленные для этой цели истребители (Рипаблик "Тандерболт") и бомбардировщики (Дуглас A-20G). Эти машины были достаточно эффективны как штурмовики только при отсутствии или предварительном подавлении противовоздушной обороны противника и в дневных условиях действовали с прикрытием истребителями.
Источники:
- Штурмовик Ил-2. "Летающие Танки" Ильюшина" под редакцией - Сергей Иванов.
- Растренин О.В. Штурмовик Ил-2. "Летающий танк".
- В.И. Перов, О.В. Растренин. "Штурмовики Красной армии".
- Черников Е.С. Бронированный штурмовик Ил-2.
- К.Ю. Косминков, Д.В. Гринюк. Самолеты сталинских соколов".
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
- Евгений Черников. Ил-2 - гордость отечественной авиации.
- Колесников П. Атакуют "Крылатые танки".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|