|
Штурмовик Ил-2 - Рождение Ил-2
|
Штурмовик Ил-2 создан в ОКБ Ильюшина и стал самым массовым самолетом 40-х годов ХХ века, назывался летающим танком. За форму фюзеляжа штурмовик Ил-2 получил кличку горбатый. Немцы же называли этот самолет бетонным, цементированным, мясником и пр.
Рождение самолета ИЛ-2
Штурмовик ЦКБ-55 (БШ-2)
В январе 1938 г. С. В. Ильюшин обратился в правительство с предложением о создании спроектированного им двухместного (летчик и стрелок) бронированного штурмовика - летающего танка, который по своей боевой эффективности значительно превосходил бы самолеты, создававшиеся по программе "Иванов". Бронированный самолет-штурмовик С. В. Ильюшина ЦКБ-55 представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимися в обтекатели на крыльях колесами основных опор шасси. Самолет должен был иметь один двигатель жидкостного охлаждения АМ-35 с взлетной мощностью 993 кВт (1350 л. с.), разработанный под руководством А. А. Микулина.
Схема штурмовика ЦКБ-55
Главной особенностью самолета С. В. Ильюшина должен был стать обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1, разработанной в ВИАМ под руководством С. Т. Кишкина и Н. М. Склярова.
Бронекорпус штурмовика ЦКБ-55 заключал в себе жизненно важные части самолета, двигатель, рабочие места экипажа, состоящего из летчика и штурмана-стрелка, бензо- и маслосистему.
Первые компоновочные схемы бронированного штурмовика ЦКБ-55
|
|
вариант с выдвижными водяными и масляными радиаторами
|
|
вариант с неподвижными водяными и масляными радиаторами
|
1 - двигатель жидкостного охлаждения; 2 - верхний бензобак; 3, 4 - рабочие места пилота и штурмана-стрелка соответственно; 5 - всасывающий патрубок карбюратора двигателя; 6 - водяные и масляные радиаторы в фюзеляже; 7 - выдвинутое положение водяных и масляных радиаторов; 8 - нижний бензобак
|
Летные испытания первого опытного самолета ЦКБ-55 выявили недостатки.
Центральная часть бронекорпуса воспринимала нагрузки от экипажа, оборонительной пулеметной турели, узлов крепления крыла и хвостовой части фюзеляжа. Бронекорпус собирали из штампованных листов гетерогенной или гомогенной брони двойной кривизны, толщина которых была 4 - 8 мм. Минимальная масса бронекорпуса обеспечивалась прежде всего оптимальным распределением толщины броневых листов, как из условия эффективного противостояния осколкам зенитных снарядов и пуль, зоны встречи которых с бронекорпусом определялись на основе результатов специального анализа, так и в соответствии с действующими на элементы бронекорпуса силовыми нагрузками. При этом учитывалось, что обтекаемые формы бронекорпуса в сочетании с относительно большой (350-400 км/ч) расчетной скоростью полета значительно усиливают эффективность бронезащиты даже тонких броневых листов из-за малых углов встречи с ней осколка или пули. Более полному использованию брони в работе конструкции способствовало также и то, что самолет С. В. Ильюшина был рассчитан на вдвое большую, чем у ТШ-1 и ТШ-3, скорость полета и, соответственно, на "значительно большие внешние нагрузки.
Впервые в СССР на самолете-штурмовике использовали прозрачную броню типа К-4. Из нее изготовляли лобовые стекла фонаря кабины летчика. Незащищенная броней конструкция самолета проектировалась из условия обеспечения ее работы при боевых повреждениях: хвостовая часть фюзеляжа типа "полумонокок" имела работающую обшивку, подкрепленную стрингерами, крыло и стабилизатор горизонтального оперения были двухлонжеронными, киль вертикального оперения выполнялся как одно целое с фюзеляжем. Частичное выступание колес основных опор самолета из контура гондол должно было обеспечить посадку самолета с минимальными повреждениями на любой неподготовленной площадке без выпуска шасси.
Бомбовое вооружение штурмовика
перегрузочный вариант загрузки самолета шестью бомбами ФАБ-100
5 мая 1938 г. создание бронированного штурмовика ЦКБ-55, получившего также войсковое обозначение БШ-2, включили в план опытного строительства. Началась разработка эскизного проекта самолета, который 3 января 1939 г. был предъявлен заказчику. Одновременно были составлены технические требования к самолету. 26 января 1939 г. рассмотрение макета самолета, а 2 февраля протокол макетной комиссии утвердил начальник ВВС Красной Армии командарм второго ранга А Д. Локтионов. Началась постройка двух опытных бронированных штурмовиков ЦКБ-55, имевших смешанную конструкцию, деревянную хвостовую часть фюзеляжа с килем, цельнометаллические крыло и горизонтальное оперение с рулями, обшитыми полотном.
2 октября состоялся первый полет опытного самолета ЦКБ-55 № 1 ПОД управлением летчика-испытателя В. К Коккинаки, 30 декабря 1939 он поднял в воздух и второй опытный самолет ЦКБ-55 № 2. Заводские испытания самолетов проводились до марта 1940 г. В испытательных полетах отлаживался двигатель, доводились системы охлаждения воды и масла. 1 апреля 1940 г. начались государственные испытания самолета БШ-2 (ЦКБ-55 №2). Летчики отмечали, что по своим полетным свойствам самолет БШ-2 был достаточно простым и не имел особенностей отличавших его от самолетов подобного типа Р-10 и ББ-1. Общее заключение военных специалистов было положительным. Для изучения тактических свойств и разработки техники боевого применения бронированных самолетов, по мнению военных специалистов, необходимо было заказать серию самолетов БШ-2 с двигателем АМ-35 для войсковых испытаний.
БШ-2 № 2, госиспытания, апрель 1940 года
Государственные испытания выявили у БШ-2 и некоторые слабые стороны. К ним относился прежде всего недостаточный для летчика обзор вперед, являвшийся следствием одномоторной схемы самолета. Отмечались также малая скорость самолета У земли, равная 362 км/ч, и недоведенность двигателя АМ-35. Эти недостатки были следствием установки на двигателе мощного центробежного нагнетателя, который обеспечивал высотность 4500 м, совершенно не нужную штурмовику, летающему в основном на малых высотах. В полетах же у земли нагнетатель отнимал у двигателя значительную часть мощности. По просьбе С. В Ильюшина, высказанной еще в процессе проведения заводских испытании самолетов ЦКБ-55, ОКБ А. А. Микулина в инициативном порядке провело работы по созданию двигателя АМ-38 без высотного нагнетателя, более мощного на малых высотах, чем АМ-35 но с такими же, как у него, габаритами и массой.
Для проведения летных испытаний двигатель АМ-38 установили на опытном самолете ЦКБ-55 № 1, в конструкцию которого внесли также ряд других изменений, связанных с устранением недостатков, выявленных на государственных испытаниях. Недостаточная продольная устойчивость самолета из-за применения общепринятой в то время чрезмерно задней полетной центровки, равной 31,4% средней аэродинамической хорды, была улучшена установкой стабилизатора с большей на 3,1% площадью и смещением центра масс самолета вперед вследствие более передней (на 50 мм) установки двигателя и поворота отъемных частей крыла назад на 5°. Несколько тяжелое управление элеронами улучшили изменением степени их аэродинамической компенсации. Эти работы уже были в основном завершены, когда С. В. Ильюшину предложили переделать штурмовик в одноместный вариант, установить две пушки ПТБ-23 конструкции Я. Г. Таубина и два пулемета ШКАС, усилить бронирование самолета.
Самолет ЦКБ-55 № 1 срочно доработали. Вместо кабины стрелка в бронекорпусе установили 12-миллиметровую бронеперегородку и бензобак; увеличение толщины брони на боковых стенках кабины на этом самолете имитировалось увеличением массы конструкции. Наступательное оружие самолета осталось старым - четыре пулемета ШКАС и 400 кг бомб на внутренней подвеске. Самолету присвоили новое обозначение ЦКБ-57. Его первый полет состоялся 12 октября 1940 г. под управлением В. К. Коккинаки. В полете у земли была достигнута максимальная скорость 423 км/ч, а на границе высотности двигателя - 437 км/ч. Летчик отмечал, что по своим полетным свойствам самолет исключительно прост и не имеет никаких особенностей. Основываясь на результатах заводских летных испытаний ЦКБ-57, С. В. Ильюшин считал, что проведенные доработки устраняют основные недостатки самолета и, учитывая напряженную международную обстановку (начавшуюся войну в Европе), необходимо срочно решить вопрос о серийном производстве самолета. Однако он не встретил поддержки со стороны высшего руководства ВВС и в начале ноября 1940 г. обратился с письмом к И. В. Сталину. После этого были приняты чрезвычайные меры по завершению постройки модифицированного самолета-штурмовика и запуску его в серийное производство еще до проведения заводских и государственных испытаний.
Опытные бронированные штурмовики
|
|
|
двухместный ЦКБ-55
|
одноместный ЦКБ-57
|
|
одноместный ЦКБ-55П
|
Эталоном для серии должен был стать модифицированный самолет ЦКБ-55 № 2, в конструкции которого были учтены практически все предъявлявшиеся к самолету требования. Новый бронекорпус, установленный на ЦКБ-55 № 2, был оснащен усиленными броневыми листами. Стрелково-артиллерийское вооружение самолета стало очень мощным. Оно состояло из двух пушек ПТБ-23 калибра 23 мм, двух пулеметов ШКАС и восьми реактивных орудий для стрельбы реактивными снарядами РС-82 и РС-132.
Первый полет модифицированного самолета, получившего заводское обозначение ЦКБ-55П, состоялся 29 декабря 1940 г. под управлением В. К. Коккинаки. Проведенные им испытания артиллерийского вооружения, показали, что пушки ПТБ-23 не пригодны для эксплуатации на самолете, сила их отдачи при выстрелах более чем в 2 раза превышала расчетную. Они были заменены пушками ШВАК калибра 20 мм, созданными под руководством Б. Г. Шпитального, и с ними самолет ЦКБ-55П, которому в январе 1941 г. было присвоено новое обозначение Ил-2, поступил на государственные испытания.
Тактико-технические данные
|
ЦКБ-55
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
3615
|
Стартовая(кг) |
4725
|
Стартовая макс, (кг) |
|
Двигатель: |
АМ-35
|
Стартовая мощность кВт |
994
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
362
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
422/5000
|
Скорость крейсерская (км/час) |
325
|
Скорость посадочная (км/час) |
140
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,3'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
6,3'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
11,5
|
Полотолок практический (м) |
9000
|
Дальность нормальная (км) |
618
|
Разбег во время старта (м) |
340
|
Пробег во время посадки (м) |
270
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
4x7,62/750
|
Вооружение оборонительное |
1х7,62/750
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб
|
|
ЦКБ-57
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
3792
|
Стартовая(кг) |
4988
|
Стартовая макс, (кг) |
|
Двигатель: |
АМ-38
|
Стартовая мощность кВт |
1197
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
423
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
437/2800
|
Скорость крейсерская (км/час) |
380
|
Скорость посадочная (км/час) |
140
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
1.7'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
5,5'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
10,0'
|
Полотолок практический (м) |
8500
|
Дальность нормальная (км) |
850
|
Разбег во время старта (м) |
250
|
Пробег во время посадки (м) |
260
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
4х7,62/750
|
Вооружение оборонительное |
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб
|
|
ЦКБ-55П
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
3990
|
Стартовая(кг) |
5310
|
Стартовая макс, (кг) |
5510
|
Двигатель: |
АМ-38
|
Стартовая мощность кВт |
1225
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
433
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
450/2460
|
Скорость крейсерская (км/час) |
330
|
Скорость посадочная (км/час) |
140
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
1.6'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
9,2'
|
Полотолок практический (м) |
7800
|
Дальность нормальная (км) |
640
|
Разбег во время старта (м) |
450
|
Пробег во время посадки (м) |
400
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x20/210,
|
Вооружение оборонительное |
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 8хРС-82
|
|
Ил-2/41г.
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
около 4200
|
Стартовая(кг) |
около 5500
|
Стартовая макс, (кг) |
около 5900
|
Двигатель: |
АМ-38
|
Стартовая мощность кВт |
1177
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
396
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
426/2500
|
Скорость крейсерская (км/час) |
275
|
Скорость посадочная (км/час) |
140
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,2'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
7,4'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
14,7'
|
Полотолок практический (м) |
6200
|
Дальность нормальная (км) |
740
|
Разбег во время старта (м) |
420
|
Пробег во время посадки (м) |
400
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x20/250,
|
Вооружение оборонительное |
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 8хРС-82
|
|
Ил-2/42г.
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
4261
|
Стартовая(кг) |
5788
|
Стартовая макс, (кг) |
5988
|
Двигатель: |
АМ-38
|
Стартовая мощность кВт |
1177
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
380
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
414/2500
|
Скорость крейсерская (км/час) |
275
|
Скорость посадочная (км/час) |
140
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
более2,2'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
более7,4'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
более 14,7'
|
Полотолок практический (м) |
6200
|
Дальность нормальная (км) |
740
|
Разбег во время старта (м) |
420
|
Пробег во время посадки (м) |
400
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150,
|
Вооружение оборонительное |
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 8хРС-82/132
|
|
Ил-2/42/43
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
4525
|
Стартовая(кг) |
6060
|
Стартовая макс, (кг) |
6260
|
Двигатель: |
АМ-38
|
Стартовая мощность кВт |
1177
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
370
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
411/2500
|
Скорость крейсерская (км/час) |
275
|
Скорость посадочная (км/час) |
145
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
20,0'
|
Полотолок практический (м) |
5500
|
Дальность нормальная (км) |
685
|
Разбег во время старта (м) |
400
|
Пробег во время посадки (м) |
500
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
400кг бомб 4хРС-82/132
|
|
Ил-2/43г.
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
4625
|
Стартовая(кг) |
6060
|
Стартовая макс, (кг) |
6260
|
Двигатель: |
АМ-38Ф
|
Стартовая мощность кВт |
1250
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
391
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
405/1200
|
Скорость крейсерская (км/час) |
275
|
Скорость посадочная (км/час) |
145
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,2'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
15,0'
|
Полотолок практический (м) |
6000
|
Дальность нормальная (км) |
665
|
Разбег во время старта (м) |
395
|
Пробег во время посадки (м) |
500
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/15С
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
600кг бомб 4хРС-82/132
|
|
Ил-2/44г.
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38,5
|
Масса:собственная (кг) |
4625
|
Стартовая(кг) |
6160
|
Стартовая макс, (кг) |
6360
|
Двигатель: |
АМ-38Ф
|
Стартовая мощность кВт |
1250
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
390
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
410/1500
|
Скорость крейсерская (км/час) |
275
|
Скорость посадочная (км/час) |
145
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,2'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
-
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
15,0'
|
Полотолок практический (м) |
6000
|
Дальность нормальная (км) |
685
|
Разбег во время старта (м) |
395
|
Пробег во время посадки (м) |
500
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x23/150
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
600кг бомб 4хРС-82/132
|
|
Ил-2/НС-37
|
Размеры: Размах(м) |
14,6
|
Длина (м) |
11,653
|
Высота(м) |
-
|
Несущая поверхность (м2) |
38.5
|
Масса:собственная (кг) |
4625
|
Стартовая(кг) |
5550
|
Стартовая макс, (кг) |
|
Двигатель: |
АМ-38Ф
|
Стартовая мощность кВт |
1250
|
Скорость макс, у земли (км/час) |
375
|
Скорость макс./на высоте (км/час) |
390/1200
|
Скорость крейсерская (км/час) |
275
|
Скорость посадочная (км/час) |
136
|
Подъем/на высоту 1000м (мин) |
2,2'
|
Подъем/на высоту 3000м (мин) |
7,0'
|
Подъем/на высоту 5000м (мин) |
15,5'
|
Полотолок практический (м) |
6000
|
Дальность нормальная (км) |
665
|
Разбег во время старта (м) |
370
|
Пробег во время посадки (м) |
500
|
Наступательное вооружение (К-во х калибр(мм)/к-во зар. на ствол) 2x7,62/750 |
2x37/50,
|
Вооружение оборонительное |
1x12,7/150
|
Вооружение ракетно-бомбовое |
|
Ил-2 первых серий, лето 1941 года
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|