Палубная катапультная летающая лодка (ближний морской разведчик)
Гидросамолет-летающая лодка, цельнометаллический подкосный моноплан-парасоль с одним двигателем. Колесное-лыжное шасси сделано съемным. Основное назначение-самолет-разведчик,использовавшийся с применением катапульты.Машина предназначалась для применения с линкоров типа "Советский Союз" и тяжелых крейсеров типа "Кронштадт". Сконструирован в ЦКБ МС под руководством Г.М. Бериева. Предсерийная модель КОР-2 дебютировала 8 октября 1940 года. Государственные испытания проходили в феврале 1941 года, первые запуски с катапульты осуществили в июле - августе того же года. Серийное производство начали в августе 1941 года на заводе № 288 в Савелово, но в ноябре работы прервали в связи с эвакуацией.Производство Бе-4 (частично из узлов завода № 288) продолжили в Омске на заводе № 166, а с мая 1942 года - в Красноярске на заводе № 447. Всего за годы войны произведено 44 единицы.
Экипаж - 3 человека.Силовая установка М-62. Вооружение 2x7,62 (с 1942 года некоторые самолеты получили 2x12,7 + 1x7,62, с 1944 года 2x12,7), бомбы до 400 кг (в перегрузку), на некоторых сериях с 1943 года - 2хНУРС РС-82 (с самолета № 28807). С середины 1943 года оснащались запасными топливными баками, расположенными в фюзеляже самолета. Самолет стоял на вооружении только в Советском Союзе, с осени 1941 года.
Бе-4 (КОР-2) вид сбоку
С лета 1942 года Бе-4 эксплуатировались на Черноморском флоте. Базировались в Поти и Туапсе, вели ближнюю разведку, поиск плавучих мин и подводных лодок. 30 июня 1942 года они впервые атаковали бомбами немецкую субмарину.В начале лета 1944 года гидросамолет разместили на крейсере "Молотов", в 1945 году - на крейсере "Ворошилов". На Балтийском море Бе-4 появились в 1944 году. Они производили разведку у побережья и спасали катапультировавшихся пилотов. Использовались также и для поиска немецких подводных лодок.
На Тихий океан новые летающие-лодки поступили в январе 1945 года. В середине года их стали эксплуатировать на крейсере "Каганович", позднее - и на крейсере "Калинин". Самолеты Бе-4 использовались также Полярной авиацией ГУСМП. В августе-сентябре 1943 года две летающие лодки с вооружением вели разведку в районе острова Диксон. Выпуск Бе-4 (КОР-2) завершили в 1945 году. Они применялись в частях морской авиации вплоть до 1947 года. Это был последний катапультный разведчик советского флота.
Тактико-технические характеристики Бе-4 (КОР-2).
|
Размах: 12,0 м.
Длина: 10,5 м.
Моторы, количество х мощность: 1х 920 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 3050 кг.
Максимальная скорость: 362 км/ч.
Практический потолок: 6000 м.
Дальность: 1000 км.
|
Источники:
- А.Заблотский, А.Сальников "Корабельный разведчик для большого морского и океанского флота".
- Константин Удалов. Корабельный разведчик КОР-2.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.