К моменту нападения Германии на Советский Союз - самый массовый гидросамолет в частях Красной армии. На то время во флотских соединениях присутствовали только МБР-2 с моторами М-34НБ. Самолеты этого типа имелись также в ВВС (как транспортные и предназначенные для аэрофотосъемок на Дальнем Востоке) и в частях НКВД. МБР-2 первыми вступили в воздушный бой на начальном этапе Великой войны: два самолета Балтийского флота были атакованы германскими истребителями за час до нападения фашистов по всему периметру границ СССР. В июне 1941 года под Ригой эти летающие амфибии использовались как ближние разведчики, ночные и даже дневные бомбардировщики и противолодочные самолеты. МБР-2 обеспечивали сопровождение конвоев транспортов и боевых кораблей. Участвовали в обороне полуострова Ханко, активно действовали на подходах к городу Ленина. Использовались и для эвакуации экипажей сбитых самолетов и как корректировщики (в августе 1942 года под Ленинградом).
На Черноморском море эти легендарные самолеты уже на следующий день после начала войны бомбили румынский порт Констанцу. В конце 1941 года невосполнимые потери в авиации вынудили изьять из школ и ГВФ и применять на флотах устаревшие МБР-2 с моторами М-17Б.Позже эти амфибии участвовали в защите Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска.Гидросамолеты МБР-2 применялись для разведки над морем и ночных бомбардировок. Удары наносились по аэродромам, портам и железнодорожным узлам. Удачный налет весной 1942 года совершили на аэродром под крымским городом Саки. Летающие лодки совершали налеты на Крым летом 1943 года, поддерживали высадку десанта под Керчью. Несколько позже МБР-2 применялись при освобождении Новороссийска,сражениях на Таманском полуострове. При десантировании морской пехоты под Новороссийском применили радиоуправляемые катера, наводившиеся с самолетов МБР-2ВУ.
На Северном флоте летающие лодки осуществляли разведку и вели поиск подводных лодок противника. Эти самолеты также использовались для сопровождения союзных конвоев на последнем отрезке их пути в Мурманск и Архангельск. 10 июля 1942 года МБР-2 атаковал и повредил немецкую подводную лодку, добитую потом сторожевым кораблем. На Балтике МБР-2 применялись до января 1944 года, на Черном море и на севере - в малых количествах до конца войны.Розыск плавающих мин осуществлялся и после прекращения активных боевых действий. На Тихоокеанском театре военных действий эти самолеты оставались в строю весь период боевых действий против Японии, хотя постепенно заменялись на другие летающие лодки. Они вели разведку у побережья. Совершили несколько ночных налетов на порты самураев, в т.ч. на Юки в Корее. В операциях против японцев использовали и летающие лодки Амурской военной флотилии, а также авиации морской-погранохраны. Уже после капитуляции Японии МБР-2 ВВС Северо-Тихоокеанской флотилии применяли при высадке десанта на Курильские острова.
Гидросамолеты МБР-2 документальное фото
Транспортные МП-1, МП-1бис, МП-1Т (разоруженные МБР-2) эксплуатировались в отдельных частях и авиагруппах (впоследствии - транспортных полках) ГВФ, приданных фронтам и флотам, в частности в Карело-финской группе. В качестве транспортных использовались также и боевые МБР-2 (при эвакуации с Моонзунда, из Севастополя, доставке грузов гарнизону Ханко). В операциях на Севере приняли участие также МП-1 и МП-1 бис Полярной авиации ГУСМП. Они использовались при патрулировании Белого, Баренцевого и Карского морей. Несколько захваченных МБР-2 (5 едениц) были отремонтированы финнами и использовались на Балтике до октября 1942 года. Они вели разведку в Финском и Ботническом заливах, разбрасывали листовки и эпизодически работали как транспортные самолеты.
Описание конструкции гидросамолета МБР-2
МБР-2М-17 вид сбоку
Летающая лодка, моноплан смешанной конструкции с одним мотором.Силовая установка расположена на ферме выше крыла.Колесно-лыжное шасси было съемным (на колесах применялись только машины модификации МБР-2бис). МБР-2 был сконструирован в бригаде № 5 ЦКБ под руководством Г.М. Бериева с внедрением элементов проекта МБР-1 Р.Л. Бартини. Изначально он назывался "25" (С-5). Опытный образец гидросамолета дебютировал 3 мая 1932 года. Государственные испытания проводились в январе-феврале и августе 1934 года. С начала лета того же года к производству серийных МБР-2 приступили на заводе № 31 в Таганроге, а позднее на заводе № 45 в Севастополе. Всего изготовили 1365 экземпляров (вместе с пассажирскими МП-1 и МП-1 бис, около трети общего количества - с моторами М-17). Экипаж 3 человека. Двигатель М-17,позже - М-34Б/НБ. Вооружение 2-4x7,62, бомбы до 500 кг, на Балтике в войну устанавливались НУРС.МБР-2 официально принят на вооружение в СССР в августе 1934 года.
Выпускались две основные модификации:
- МБР-2 с мотором М-17 Б, вооружение 4x7,62;
- МБР-2бис с мотором М-34Б/НБ,с другим оперением хвостовой части, вооружением 2x7,62 (задняя турель экранированная), выпускалась с осени 1936 года.
На основе обеих модификаций производился гидросамолет МБР-2ВУ для наведения на цель радиоуправляемых торпедных катеров. Их сделали более 50 экземпляров.
МБР-2 с двигателями М-17 вошли в состав ВВС Тихоокеанского флота в начале 1934 года, на Черноморский и Балтийский флоты - в середине того же года, на Северный флот - в сентябре 1936 года.С 1937 года МБР-2 стал самым массовым гидросамолетом в советской авиации. Летом 1938 года, в период боев на озере Хасан, летающие лодки Тихоокеанского флота сопровождали транспорты, доставлявшие грузы в бухту Посьет. Зимой 1939-1940 годов они применялись в войне с Финляндией как разведчики и легкие ночные бомбардировщики, летая на лыжах. Участвовали в присоединении к Советскому Союзу Прибалтийских стран. Производство МБР-2 закончили в начале 1940 года. С вооружения их сняли в 1946 году. В ГВФ и полярной авиации МП-1 бис эксплуатировались до начала 1950-х годов.
Тактико-технические характеристики.
|
МБР-2 бис (с мотором М-34НБ).
Размах: 19,0 м.
Длина: 13,5 м.
Моторы, количество х мощность: 1х 830 л.с.
Взлетная масса, максимальная: 4580 кг.
Максимальная скорость: 275 км/ч.
Практический потолок: 6600 м.
Дальность: 2065 км.
|
Источники:
- Николай Якубович. Участник трех войн. О морских ближних разведчиках ГМ.Бериева.
- Александр Заблотский, Андрей Сальников. Морской "амбарчик".
- Заблотский А. МБР-2 в боях. Неизвестная биография.
- Крылья Родины. Константин Удалов. Замены не было.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.