Летающая лодка МДР-4
Летающая лодка МДР-4 стала дальнейшим развитием МДР-3 - самолета, который не стал серийно выпускаться, его доработку поручили Туполеву. Изменения в конструкцию должны были быть существенными, поэтому приняли решение переименовать самолет. Первая машина МДР-4 в ходе летных испытаний потерпела крушение, и испытания продолжились на запасном самолете МДР-4бис.

Морской дальний разведчик и торпедоносец МДР-4 (МДР-4бис, АНТ-27, МТБ-1)

Летающая лодкаМДР-4 (АНТ-27) стал дальнейшим развитием морского дальнего разведчика МДР-3 (не выпускавшегося серийно), разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова. МДР-3 имел, как достоинства, так и недостатки, и поскольку флоту необходим был самолет данного класса, то для доработки задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым. МДР-3 не был модернизирован (доработка фактически превратилась в создание нового самолета) - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3.

Самолет АНТ-27

УВВС, в ведении которого в то время находилась морская авиация, изменило обозначение МДР-3 на МДР-4, по причине внесения в конструкцию самолета значительных изменений.

Корпус лодки, кроме хвостовой части, был сохранен, А. Н. Туполев заменил в МДР-3:

  • две тандемные установки двигателей БМВ-1У - тремя установками двигателя М-34Р (из-за отсутствия М-34РН),
  • подкосное крыло - на свободнонесущее большей площади и хвостовое оперение - на большее и сильно поднятое.

Самолет МДР-4

Из трех установок М-34Р в 750/830 л. с. две были сделаны с тянущими винтами и одна - с толкающим. Крыло было выполнено по принятому в КОСОС типу с гофрированной цельнометаллической обшивкой в центроплане и с полотняной в консолях.

Самолет МДР-4 (АНТ-27)

Опытный образец МДР-4 (АНТ-27) должен был быть построен до 1 декабря 1933 года, однако, этот срок увеличился по различным причинам. Самолет закончили к 7 марта 1934 года и 8 апреля он впервые поднялся в небо (летчик Т.В.Рябенко) в Севастополе (МОЭЛИД ЦАГИ). В других испытаниях самолет пилотировал А.А.Волынский. А 16 апреля произошла катастрофа. Погибли Погосский, Волынский, инженер завода опытных конструкций Носков и инженер Синельников.

АНТ-27

АНТ-27

МДР-4 3М-34 АНТ-27

МДР-4 3М-34 АНТ-27

Дальнейшие испытания проходили на втором опытном экземпляре, который был обозначен АНТ-27бис и имел отличия от первого самолета, к тому же был легче на 200 кг. На нем усилили подкосы крепления мотоустановок, несколько уменьшили площади горизонтального и вертикального оперения, ширину лодки немного увеличили и несколько удлинили нос. Изменения коснулись и очертания днища. Постройку АНТ-27бис начали 5 мая, а завершили 29 сентября 1934 года.

АНТ-27

АНТ-27

АНТ-27бис впервые совершил полет 29 октября (летчик Т.В.Рябенко), заводские испытания продолжались до 8 марта 1935 года. А с 7 апреля по 1 июня проходили государственные испытания по двум вариантам использования:

  • дальний разведчик ДР-4,
  • морской тяжелый бомбардировщик МТБ-1, имевший больший полетный вес из-за бомбовой нагрузки и оборудования.

АНТ-27

Комиссия НИИ ВВС рекомендовала принять машину на вооружение при условии устранения недостатков (к примеру - установить моторы М-34РН), хотя самолет явно не превосходил западные аналоги, устарев до серийного производства. В мае АНТ-27бис проходил испытания с высотными двигателями, показав:

  • максимальную скорость на высоте 3000 м - 266 км/ч,
  • практический потолок - 6550 м.

МДР-4 (АНТ-27)

1935 год, самолет МДР-4 (АНТ-27) на Государственных испытаниях в Севастополе

Самолет на испытаниях

А 23 сентября самолет потерпел катастрофу, погибли летчик Якименко, начальник МОЭЛИД А.Е.Ведмедер и механик моторного завода М.Д.Смирнов. Причиной катастрофы была признана устаревшая технология крепления полотняной обтяжки. Однако, трагедия не повлияла на организацию серийного производства. Самолет МДР-4 был официально принят на вооружение ВВС РККА в начале 1936 года, как "переходный", что предполагало временную эксплуатацию до поступления более совершенной машины.

Сборка АНТ-27
Самолеты Постройка самолета
Сборка самолета

В целом завод сдал морскому ведомству 5 самолетов в 1936 году и 10 - в 1937 году, затем серийное производство было прекращено. Самолет использовался в качестве разведчика и торпедоносца-бомбардировщика.

 Основные технические характеристики самолета МТБ-3 
Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 39,4
Площадь крыла, м2 177,5
Масса пустого самолета, кг 10500
Масса полной нагрузки, кг 4160
Масса полетная, кг 14660
Двигатели М-34Р
Количество двигателей 3
Мощность двигателя, л.с. 750/830
Скорость максимальная у земли, км/ч 232
Скорость на высоте 3 км, км/ч 211
Скорость посадочная, км/ч 100
Время набора высоты, 5000 м, мин. 55,0
Потолок практический, м 5450
Продолжительность полета, ч 7
Дальность полета, км 2130

Источники:

  • Владимир Котельников, Владимир Ригмант. Корабль по небу плывет.
  • Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
  • Авиация и космонавтика 1997 11-12.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Истребитель Хейнкель Не 51
Немецкий истребитель-биплан Heinkel Не 51 Когда в ноябре 1932 года одноместный биплан Не 49а выполнил свой первый полет, он якобы представлял...
Беспилотники Израиля для замены самолетов
Тенденция по передаче части заданий от пилотируемых к беспилотным аппаратам В ближайшие 40-50 лет беспилотники в составе Военно-воздушных сил Израиля будут...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме