Морской дальний разведчик и торпедоносец МДР-4 (МДР-4бис, АНТ-27, МТБ-1)
МДР-4 (АНТ-27) стал дальнейшим развитием морского дальнего разведчика МДР-3 (не выпускавшегося серийно), разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова. МДР-3 имел, как достоинства, так и недостатки, и поскольку флоту необходим был самолет данного класса, то для доработки задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ во главе с А.Н. Туполевым. МДР-3 не был модернизирован (доработка фактически превратилась в создание нового самолета) - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3.
УВВС, в ведении которого в то время находилась морская авиация, изменило обозначение МДР-3 на МДР-4, по причине внесения в конструкцию самолета значительных изменений.
Корпус лодки, кроме хвостовой части, был сохранен, А. Н. Туполев заменил в МДР-3:
- две тандемные установки двигателей БМВ-1У - тремя установками двигателя М-34Р (из-за отсутствия М-34РН),
- подкосное крыло - на свободнонесущее большей площади и хвостовое оперение - на большее и сильно поднятое.
Из трех установок М-34Р в 750/830 л. с. две были сделаны с тянущими винтами и одна - с толкающим. Крыло было выполнено по принятому в КОСОС типу с гофрированной цельнометаллической обшивкой в центроплане и с полотняной в консолях.
Опытный образец МДР-4 (АНТ-27) должен был быть построен до 1 декабря 1933 года, однако, этот срок увеличился по различным причинам. Самолет закончили к 7 марта 1934 года и 8 апреля он впервые поднялся в небо (летчик Т.В.Рябенко) в Севастополе (МОЭЛИД ЦАГИ). В других испытаниях самолет пилотировал А.А.Волынский. А 16 апреля произошла катастрофа. Погибли Погосский, Волынский, инженер завода опытных конструкций Носков и инженер Синельников.
АНТ-27
МДР-4 3М-34 АНТ-27
Дальнейшие испытания проходили на втором опытном экземпляре, который был обозначен АНТ-27бис и имел отличия от первого самолета, к тому же был легче на 200 кг. На нем усилили подкосы крепления мотоустановок, несколько уменьшили площади горизонтального и вертикального оперения, ширину лодки немного увеличили и несколько удлинили нос. Изменения коснулись и очертания днища. Постройку АНТ-27бис начали 5 мая, а завершили 29 сентября 1934 года.
АНТ-27бис впервые совершил полет 29 октября (летчик Т.В.Рябенко), заводские испытания продолжались до 8 марта 1935 года. А с 7 апреля по 1 июня проходили государственные испытания по двум вариантам использования:
- дальний разведчик ДР-4,
- морской тяжелый бомбардировщик МТБ-1, имевший больший полетный вес из-за бомбовой нагрузки и оборудования.
Комиссия НИИ ВВС рекомендовала принять машину на вооружение при условии устранения недостатков (к примеру - установить моторы М-34РН), хотя самолет явно не превосходил западные аналоги, устарев до серийного производства. В мае АНТ-27бис проходил испытания с высотными двигателями, показав:
- максимальную скорость на высоте 3000 м - 266 км/ч,
- практический потолок - 6550 м.
1935 год, самолет МДР-4 (АНТ-27) на Государственных испытаниях в Севастополе
А 23 сентября самолет потерпел катастрофу, погибли летчик Якименко, начальник МОЭЛИД А.Е.Ведмедер и механик моторного завода М.Д.Смирнов. Причиной катастрофы была признана устаревшая технология крепления полотняной обтяжки. Однако, трагедия не повлияла на организацию серийного производства. Самолет МДР-4 был официально принят на вооружение ВВС РККА в начале 1936 года, как "переходный", что предполагало временную эксплуатацию до поступления более совершенной машины.
В целом завод сдал морскому ведомству 5 самолетов в 1936 году и 10 - в 1937 году, затем серийное производство было прекращено. Самолет использовался в качестве разведчика и торпедоносца-бомбардировщика.
Основные технические характеристики самолета МТБ-3
Длина самолета, м |
21,9 |
Размах крыла, м |
39,4 |
Площадь крыла, м2 |
177,5 |
Масса пустого самолета, кг |
10500 |
Масса полной нагрузки, кг |
4160 |
Масса полетная, кг |
14660 |
Двигатели |
М-34Р |
Количество двигателей |
3 |
Мощность двигателя, л.с. |
750/830 |
Скорость максимальная у земли, км/ч |
232 |
Скорость на высоте 3 км, км/ч |
211 |
Скорость посадочная, км/ч |
100 |
Время набора высоты, 5000 м, мин. |
55,0 |
Потолок практический, м |
5450 |
Продолжительность полета, ч |
7 |
Дальность полета, км |
2130 |
Источники:
- Владимир Котельников, Владимир Ригмант. Корабль по небу плывет.
- Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
- Авиация и космонавтика 1997 11-12.