Гидросамолет МДР-3
Самолет МДР-3 разработки Четверикова серийно не выпускался. Однако, в нем были применены новаторские решения, которые внесли положительный вклад в развитие авиации. Кроме того, на основе опытного морского дальнего разведчика МДР-3 под руководством Туполева был создан серийный самолет АНТ-27 (МДР-4), который как раз и пошел в серию.

Опытный морской дальний разведчик МДР-3

Гидросамолет МДР-3Самолет, разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова, серийно не выпускался, но несмотря на это, привнес в авиацию некоторые новаторские идеи. Кроме того, на базе МДР-3 родился уже совсем другой гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), но это было позже. А в проекте опытного морского дальнего разведчика МДР-3, который в ЦКБ шел под обозначением №11 (самолет 11), было принято решение применять различные элементы конструкции от ТБ-5 (ТБ-5 - являлся опытным тяжелым дальним бомбардировщиком, который фактически был готов в мае 1931 года, а его испытания проводились с начала лета того же года).

МДР-3

По своей схеме МДР-3 был лодочным гидросамолетом с высокопоставленным подкосным крылом, положенным на лодку, и двухкилевым вертикальным оперением с килями, соединенными между собой, как и на упомянутом выше ТБ-5. На МДР-3 были установлены две тандемные силовые установки из четырех двигателей (БМВ-VI). Несмотря на то, что установки были удобны для обслуживания, однако масса машины значительно увеличилась, из-за двигателей водяного охлаждения. Бензобаки были клепаными дуралюминиевыми и устанавливались на стойках над центропланом крыла по обоим бортам лодки в плоскости разнесенных килей.

Морской самолет

Корпус МДР-3 был построен по судовым профилям и с острым реданом, что принципиально отличалось от обводов плоскодонной летающей лодки Дорнье "Валь", которая считалась классической в тот период времени. В корпусе лодки находились кабины для экипажа, состоявшего из семи человек. В средней части МДР-3 был водонепроницаемый отсек для хранения морского оборудования.

МДР-3

Корпус МДР-3

Вооружение состояло из четырех пулеметов ДА-2, установленных на подвижных турелях, также предусматривалась возможность установки бомб, суммарным весом до полутонны. И.В. Четвериков с целью определения мореходности самолета впервые предложил испытать модель МДР-3 в гидроканале ЦАГИ.

МДР-3

Весной 1931 года началась постройка морского дальнего разведчика МДР-3, завершившись к ноябрю того же года. 14 января 1932 года в Севастополе состоялся первый полет самолета. Летчик-испытатель - Б.Л.Бухгольц, в экипаж также вошли - сам конструктор и механик А. Днепров. В ходе испытаний, продолжавшихся до 25 марта, было выявлено несоответствие гидросамолета всем требованиям для машин данного класса. Во время полета были отмечены очень сильные колебания, которые передавались от хвоста самолета к носу - по причине воздушных винтов тандемных установок. Вибрации практически исчезли после установки винтов с самолета Дорнье "Валь". Чтобы окончательно ликвидировать колебания было необходимо значительно доработать хвостовую часть.

Cамолет

Хотя самолет продемонстрировал некоторые хорошие характеристики, как то: скорость до 210 км/ч и время разбега 36 секунд, но вместе с тем плохую скороподъемность и потолок - по причине ухудшенной аэродинамики и отчасти из-за тандемной установки двигателей. Аэродинамику в частности снижали:

  • отсутствие обтекателей и зализов на узлах стоек и подкосов,
  • заклепки с полукруглыми головками,
  • подвеска бомб по бортам,
  • наружные стрингеры и фальшборт лодки,
  • радиаторы тандемных установок.

МДР-3

Длина самолета, м 21,9
Размах крыла, м 32,2
Площадь крыла, м2 153
Масса пустого самолета, кг 8928
Масса полной нагрузки, кг 5044
Масса топлива, кг 3300
Масса полетная, кг 13973
Количество двигателей 4
Марка двигателя БМВ-VI
Мощность двигателя, л.с. 500/680
Скорость макс. у земли, км/ч 210
Скорость посадочная, км/ч 110
Потолок практический, м 2200
Продолжительность полета, ч 9
Дальность полета, км 1600
Разбег, с 36

Флот нуждался в самолете данного класса, к тому же МДР-3 имел продолжительность полета порядка 8 часов и дальность - 1600 км, по этому решено было продолжать работу над машиной. Для устранения недостатков задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ (Конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения Центрального аэрогидродинамического института) во главе с А.Н. Туполевым. Однако, МДР-3 не был модернизирован - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3. АНТ-27 (МДР-4) - трехдвигательный свободнонесущий высокоплан с однокилевой схемой вертикального оперения.

Летающая лодка МДР-4 стала первой и единственной машиной А.Н. Туполева подобного класса, которую приняли на вооружение.

Первый опытный самолет

Первый опытный АНТ-27

Источники:

  • Иван Бякин. Опытный морской дальний разведчик МДР-3.
  • Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Завершение поставки самолетов МиГ-29К/КУБ для ВМС Индии
В акватории порта Мумбай прошел президентский парад Военно-морских сил, на котором впервые участвовали корабельные истребители МиГ-29К морской авиации Индии....
Следующие шаги России в Сирии
Для того, чтобы переломить ситуацию и победить, как полагает 'The National Interest', России нужно использовать дополнительные силы и средства. Среди...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме