Опытный морской дальний разведчик МДР-3
Самолет, разработанный под руководством советского авиаконструктора И.В. Четверикова, серийно не выпускался, но несмотря на это, привнес в авиацию некоторые новаторские идеи. Кроме того, на базе МДР-3 родился уже совсем другой гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), но это было позже. А в проекте опытного морского дальнего разведчика МДР-3, который в ЦКБ шел под обозначением №11 (самолет 11), было принято решение применять различные элементы конструкции от ТБ-5 (ТБ-5 - являлся опытным тяжелым дальним бомбардировщиком, который фактически был готов в мае 1931 года, а его испытания проводились с начала лета того же года).
По своей схеме МДР-3 был лодочным гидросамолетом с высокопоставленным подкосным крылом, положенным на лодку, и двухкилевым вертикальным оперением с килями, соединенными между собой, как и на упомянутом выше ТБ-5. На МДР-3 были установлены две тандемные силовые установки из четырех двигателей (БМВ-VI). Несмотря на то, что установки были удобны для обслуживания, однако масса машины значительно увеличилась, из-за двигателей водяного охлаждения. Бензобаки были клепаными дуралюминиевыми и устанавливались на стойках над центропланом крыла по обоим бортам лодки в плоскости разнесенных килей.
Корпус МДР-3 был построен по судовым профилям и с острым реданом, что принципиально отличалось от обводов плоскодонной летающей лодки Дорнье "Валь", которая считалась классической в тот период времени. В корпусе лодки находились кабины для экипажа, состоявшего из семи человек. В средней части МДР-3 был водонепроницаемый отсек для хранения морского оборудования.
Вооружение состояло из четырех пулеметов ДА-2, установленных на подвижных турелях, также предусматривалась возможность установки бомб, суммарным весом до полутонны. И.В. Четвериков с целью определения мореходности самолета впервые предложил испытать модель МДР-3 в гидроканале ЦАГИ.
Весной 1931 года началась постройка морского дальнего разведчика МДР-3, завершившись к ноябрю того же года. 14 января 1932 года в Севастополе состоялся первый полет самолета. Летчик-испытатель - Б.Л.Бухгольц, в экипаж также вошли - сам конструктор и механик А. Днепров. В ходе испытаний, продолжавшихся до 25 марта, было выявлено несоответствие гидросамолета всем требованиям для машин данного класса. Во время полета были отмечены очень сильные колебания, которые передавались от хвоста самолета к носу - по причине воздушных винтов тандемных установок. Вибрации практически исчезли после установки винтов с самолета Дорнье "Валь". Чтобы окончательно ликвидировать колебания было необходимо значительно доработать хвостовую часть.
Хотя самолет продемонстрировал некоторые хорошие характеристики, как то: скорость до 210 км/ч и время разбега 36 секунд, но вместе с тем плохую скороподъемность и потолок - по причине ухудшенной аэродинамики и отчасти из-за тандемной установки двигателей. Аэродинамику в частности снижали:
- отсутствие обтекателей и зализов на узлах стоек и подкосов,
- заклепки с полукруглыми головками,
- подвеска бомб по бортам,
- наружные стрингеры и фальшборт лодки,
- радиаторы тандемных установок.
Длина самолета, м |
21,9 |
Размах крыла, м |
32,2 |
Площадь крыла, м2 |
153 |
Масса пустого самолета, кг |
8928 |
Масса полной нагрузки, кг |
5044 |
Масса топлива, кг |
3300 |
Масса полетная, кг |
13973 |
Количество двигателей |
4 |
Марка двигателя |
БМВ-VI |
Мощность двигателя, л.с. |
500/680 |
Скорость макс. у земли, км/ч |
210 |
Скорость посадочная, км/ч |
110 |
Потолок практический, м |
2200 |
Продолжительность полета, ч |
9 |
Дальность полета, км |
1600 |
Разбег, с |
36 |
Флот нуждался в самолете данного класса, к тому же МДР-3 имел продолжительность полета порядка 8 часов и дальность - 1600 км, по этому решено было продолжать работу над машиной. Для устранения недостатков задействовали коллектив КОСОС ЦАГИ (Конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения Центрального аэрогидродинамического института) во главе с А.Н. Туполевым. Однако, МДР-3 не был модернизирован - его переделали, в результате появился гидросамолет - АНТ-27 (МДР-4), сохранивший только обводы лодки МДР-3. АНТ-27 (МДР-4) - трехдвигательный свободнонесущий высокоплан с однокилевой схемой вертикального оперения.
Летающая лодка МДР-4 стала первой и единственной машиной А.Н. Туполева подобного класса, которую приняли на вооружение.
Первый опытный АНТ-27
Источники:
- Иван Бякин. Опытный морской дальний разведчик МДР-3.
- Г.Ф. Петров. Гидросамолеты и экранопланы России 1910-1999.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.