Бомбардировщик Ту-2
Бомбардировщик Ту-2 также имел обозначения АНТ-58 и самолёт 103. Это был дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) периода Второй мировой войны. Существовало много модификаций этого самолета.
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Бомбардировщик Ту-2Советский Союз в начале 1940-х оказался в тяжелейшем положении, поскольку его самая индустриальная часть была оккупирована германскими войсками, а со значительной части не занятой врагом территории пришлось эвакуировать предприятия на восток страны. Все это наложило большой отпечаток на качестве выпускавшейся военной продукции.  Первым и наиболее близким образцом является немецкий  бомбардировщик Ju 88 компании "Юнкерс", вторым - американский В-25 "Митчелл" компании "Норт-Америкен". В 1942 году, когда на государственные испытания поступил Ту-2 № 100308 Омского авиазавода, в люфтваффе состоял на вооружении Ju 88, а по ленд-лизу в СССР поставлялись В-25С с двигателями "Циклон" R-2600-13 фирмы "Райт".

Сравнение их основных данных показывает, высотно-скоростные характеристики, как первого серийного бомбардировщика Ту-2, так и Ту-2С были заметно выше, чем у зарубежных аналогов. Выше были и потолок, и скороподъемность наших машин. Что касается взлетно-посадочных характеристик, то у Ту-2 и Ту-2С они были заметно лучше, чем у иностранных машин. Оба варианта Ту-2 уступали лишь в максимальной дальности полета Ju 88 и B-25-DP. Этим преимуществам отечественная машина была обязана более высокой удельной нагрузке на крыло и соответственно механизации крыла, а также более низкой удельной нагрузке на двигатели.

Бомбардировщик Ту-2

На стороне бомбардировщика Ту-2 были преимущества и в вооружении, как бомбардировочном, так и оборонительном, особенно у Ту-2С. В то же время, условия для ведения детальной ориентировки у штурмана Ту-2 были хуже не только по сравнению с зарубежными аналогами, но и отечественным пикирующим бомбардировщиком Пе-2. Этот недостаток так и не устранили. В целом условия работы членов экипажей, как в немецких, так и американских самолетах, были заметно лучше. Но не всегда. Например, на Ту-2 летчик и штурман располагались рядом. Штурману, чтобы попасть на свое рабочее место, не надо было лезть по-пластунски по самолету, как это было на В-25. Да и покидать машину было проще.

Однако, в условиях военного времени на всем приходилось экономить. Качество пилотажно-навигационного и радиотехнического оборудования и их точность оставляли желать лучшего, но зато простота обслуживания и ремонтопригодность позволяли уверенно эксплуатировать двигатели, вооружение, оборудование и самолет в целом специалистам с довольно низким образовательным уровнем. Все это в совокупности позволило советским ВВС наиболее полно реализовать потенциальные возможности самолета Ту-2. На сегодняшний день сохранились лишь несколько самолетов послевоенной постройки: в музеях Китая, Польши и России. Последний самолет Ту-2С сохранился совершенно случайно в одном из учебных подразделений Министерства обороны на подмосковном аэродроме "Медвежьи озера".

Бомбардировщик Ту-2

Сравнительные данные отечественных и зарубежных бомбардировщиков.

Ту-2

 
Tу-2
№100308
Двигатель
М-82
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Площадь крыла, м2
48,52
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10538
максимальный
11768
Вес топлива, кг
2200
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
218/243
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
3,1/3,46
Скорость макс., км/ч
 
у земли
444
на высоте, м
514/6160
Время набора высоты 5000 м, мин
10,2
Практический потолок, м
9000
Дальность максимальная, км
20204
Разбег/пробег, м
450/545
Скорость посадочная, км/ч
152
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
3000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
2x20
1x12,7
2x7,62

Ju 88 A-6

 
Ju 88 А-66
1942 г.
Двигатель
Jumo-211G
Взлетная мощность, л.с.
2x2200
Площадь крыла, м2
54
Вес взлетный, кг
 
нормальный
11000
максимальный
Вес топлива, кг
Вес пустого, кг
7980
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на высоте, м
452/49007
Время набора высоты 5000 м, мин
Практический потолок, м
6400
Дальность максимальная, км
>2100
Разбег/пробег, м
Скорость посадочная, км/ч
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
2250
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
1x15/20
5x7,92
1x13

B-25C

 
В-25С1
Двигатель
R-2600-13
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Площадь крыла, м2
57
Вес взлетный, кг
 
нормальный
12900
максимальный
13500
Вес топлива, кг
2390 л
Вес пустого, кг
8965
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
226,3/237
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
3,8/3,97
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4302
на высоте, м
490/50003
Время набора высоты 5000 м, мин
12,45
Практический потолок, м
7500
Дальность максимальная, км
18755
Разбег/пробег, м
684/824
Скорость посадочная, км/ч
163,5
Экипаж, чел.
Бомбовая нагрузка макс., кг
2000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
4x12,7
1x7,62

Ту-2С

 
Ту-2С
№16/7
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10700
максимальный
11720
Вес топлива, кг
1960
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
Скорость макс., км/ч
 
у земли
516
на высоте, м
559/5775
Время набора высоты 5000 м, мин
9,3
Практический потолок, м
9650
Дальность максимальная, км
2065
Разбег/пробег, м
810/590
Скорость посадочная, км/ч
148
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
3000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
2x20
3x12,7

JU88S

 
JU88S
1944 г.
Двигатель
BMW-801A
Взлетная мощность, л.с.
2x1730
Площадь крыла, м2
Вес взлетный, кг
 
нормальный
максимальный
13800
Вес топлива, кг
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на высоте, м
525
Время набора высоты 5000 м, мин
20
Практический потолок, м
10370
Дальность максимальная, км
Разбег/пробег, м
450/700
Скорость посадочная, км/ч
Экипаж, чел.
4
Бомбовая нагрузка макс., кг
2000
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм
2x13

B-25-DP

 
B-25-DP
1944 г.
Двигатель
R-2600-29
Взлетная мощность, л.с.
Площадь крыла, м2
Вес взлетный, кг
 
нормальный
14650
максимальный
15650
Вес топлива, кг
Вес пустого, кг
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2
257
Удельная нагрузка на двигатели, кг/л.с.
4,3
Скорость макс., км/ч
 
у земли
403
на высоте, м
445/4600
Время набора высоты 5000 м, мин
21,8
Практический потолок, м
6000
Дальность максимальная, км
3150
Разбег/пробег, м
945/—
Скорость посадочная, км/ч
185
Экипаж, чел.
Бомбовая нагрузка макс., кг
2300
Пулеметно-пушечное вооружение:
 
количество на калибр, мм

1. По результатам испытаний в НИИ ВВС.
2. С убранной башней. С выпушенной башней — 419 км/ч.
3. С убранной башней. С выпушенной башней — 478 км/ч.
4. На скорости 320 км/ч и высоте 4000 м. В варианте разведчика — 3800 км.
5. На скорости 0,6 от максимального значения.
6. Поданным НИИ ВВС.
7. При весе 9000 кг и без наружных бомбодержателей.

 

История создания

Более подробную историю создания самолета Ту-2 читайте в разделе "Прототипы" нашего сайта.

Незадолго до начала Второй мировой войны в Советском Союзе резко изменились взгляды руководства ВВС в отношении силовых установок. Желание перешагнуть 600-километровый рубеж скорости привело фактически к отказу от использования двигателей воздушного охлаждения на новых типах самолетов. Все боевые самолеты за исключением истребителя И-180 Н.Н. Поликарпова создавались под двигатели жидкостного охлаждения В.Я. Климова и А.А. Микулина. Не стал исключением и самолет "103" А.Н. Туполева. Но жизнь показала обратное, самые лучшие образцы авиационной техники 1940-х годов были с моторами воздушного охлаждения. Появление двигателя М-82 прошло как-то незамеченным в авиапроме, но установка его на бомбардировщик "103" решила судьбу машины, превратив ее в одну из лучших периода Великой Отечественной войны.

Бомбардировщик Ту-2

Несмотря на высокие летные данные, достигнутые на рубеже 1941 - 1942 года, бомбардировщик Ту-2 с трудом прокладывал дорогу на фронт, и главной причиной тому стала топливная аппаратура двигателей М-82. Начавшееся серийное производство машины продолжалось около года. Успех от применения Ту-2 на фронте в 1943-м был столь велик, что в том же году его снова запустили в серийное производство, но уже на другом предприятии и с усовершенствованными двигателями. Хотя летчики и отмечали прекрасные пилотажные характеристики самолета, с эксплуатацией Ту-2 в строевых частях возникало немало проблем, но главными все же были трудности с нехваткой запасных частей и низкой надежностью комплектующих изделий, изготавливавшихся специализированными предприятиями отрасли. Конечно, всем хотелось бы, чтобы экипаж в бою как можно меньше внимания уделял температурному режиму работы двигателей или постоянной подстройкой нужной волны радиостанции, а сосредотачивал все внимание на решении главной боевой задачи, поставленной командованием. Но это не всегда удавалось.

Бомбардировщик Ту-2

И все же Ту-2 можно считать одним из лучших боевых самолетов Второй мировой войны. Такую характеристику он заслужил не только в боях, но и на земле, когда благодаря простоте конструкции и применению недефицитных материалов механики быстро восстанавливали поврежденные машины и готовили их к повторным вылетам.Бомбардировщик Ту-2 оказался не только отменным бомбардировщиком, способным поражать точечные цели с пикирования, но и великолепным разведчиком. Он с успехом использовался в морской авиации в качестве торпедоносца, а в различных научно-исследовательских институтах и проектных организация как летающая лаборатория. Помимо Советского союза после войны немало Ту-2 эксплуатировалось и в ВВС других стран, а лидером применения машины за рубежом бесспорно был Китай, где последние его экземпляры можно было увидеть в полете в конце 1970-х годов.

Бомбардировщик Ту-2



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

На бортах самолетов МиГ-29 появились лики святых
Лики православных святых на фюзеляжах истребителей будут оберегать военных летчиков Лики святых князей Александра Невского, Дмитрия Донского и святого мученика...
Ночной истребитель Дуглас P-70 "Найтхок"/Дуглас "Хэвок"
Тяжелый ночной истребитель Douglas P-70 Nighthawk/Douglas Havoc Быстроходный и маневренный двухмоторный бомбардировщик Дуглас А-20 (в Англии называвшийся "Бостон") стал основой для...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме