FeedBurner

Новости сайта pro-samolet.ru

Онлайн симулятор Вас ждет боевая авиация и бронетехника Второй Мировой войны
Бомбардировщик Ту-2 - Техническое описание
Бомбардировщик Ту-2 также имел обозначения АНТ-58 и самолёт 103. Это был дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) периода Второй мировой войны. Существовало много модификаций этого самолета.
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Техническое описание самолета Ту-2

Первые серийные бомбардировщики Ту-2 были цельнометаллическими с обшивкой носовой части фюзеляжа из шпона и перкалевой обшивкой рулей и элеронов. Однако в ходе серийного производства из-за нехватки алюминиевых сплавов пришлось носовую часть фюзеляжа (до 3-го шпангоута), хвостовой кок и законцовки крыла изготавливать из древесины, что, впрочем, к заметному ухудшению летных и эксплуатационных данных не привело.

Самолет Ту-2

Основой любого самолета является трехлонжеронное крыло. Причем передний и задний лонжероны - вспомогательные, представлявшие собой фактически продольные стенки. Между передним и главным лонжеронами, образовавшими кессон, располагались протектированные топливные баки, покрытые относительно толстым слоем резины, защищавшей их от утечки бензина в случае повреждения (прострела).

Самолет Ту-2

Для улучшения взлетно-посадочных характеристик имелись закрылки типа Шренка (по одной секции на центроплане и по две - на отъемных частях) с гидравлическим приводом (максимальный угол отклонения - 45°), а на нижней поверхности крыла - тормозные решетки, убиравшиеся заподлицо.Тормозные решетки предназначались для устойчивого пикирования самолета и исключения раскрутки винтов, однако допускалось и пикирование (так называемое скоростное) без них. В этом случае скорость бомбардировщика, как следует из технического описания самолета завода № 23, изданного во время войны, достигала 900 км/ч (это, видимо, или опечатка или по показаниям прибора, поскольку достижение такой истинной скорости было невозможно). Удлинение крыла - 7,3, угол поперечного У=7°1,.

Самолет Ту-2

Фюзеляж - полумонокок. Технологически он делился на носовую (Ф-1), среднюю (Ф-2) и хвостовую (Ф-3) части, стыковавшихся с помощью болтов. В Ф-1 расположена передняя кабина с рабочими местами летчика и штурмана, причем кресло пилота смешено к левому борту для улучшения обзора вперед и влево-вниз, что очень важно при посадке самолета. Кресло штурмана расположене чуть сзади пилота и смешено к правому борту. Для лучшего обзора вниз носовая часть Ф-1 снизу застеклена и в ней имеется аварийный выход.

Общий вид и схема технологического членения самолета Ту-2

Схема самолета Ту-2

Вы можете увидеть схему в лучшем качестве (откроется в новом окне)

Фонарь передней кабины состоит из неподвижных козырька с плоским остеклением, боковой (левой) панели с форточкой и задней части со стрелковой установкой штурмана. Средняя часть фонаря включает правую боковую панель с форточкой, закрепленной на петлях и откидывающейся вправо, а его подвижная часть - влево.На самолетах Ту-2С с 48-й серии завода № 23 и с 1-й серии завода N° 166 увеличили размеры фонаря. Одновременно выдвижную форточку (справа) заменили откидывающейся на петлях внутрь, а форточку слева - увеличили. При этом обе форточки снабдили замками, фиксировавшими их в закрытом положении.Средняя часть фюзеляжа (Ф-2) включала грузовой (бомбовый) отсек, центроплан несущей поверхности и топливные баки.В хвостовой части (Ф-3) помимо задней кабины с рабочими местами стрелка-радиста и стрелка находилась часть оборудования самолета, аэрофотоаппарат и ниша уборки хвостовой опоры шасси.У стрелков по бокам фюзеляжа имелись окна (блистера). Причем на самолетах, выпущенных в Омске - по три с каждого борта, а у машин завода № 23 - по одному, но большего размера.

Схема фонаря самолета

Передний фонарь самолета Ту-2.
1 — козырек, 2 — верхняя крышка, 3 — правая створка, 5 — задняя блистерная часть

Оперение - двухкилевое, свободнонесущее, выполнено как единый агрегат, крепившийся к фюзеляжу болтами. Горизонтальное оперение включает стабилизатор и руль высоты из двух половин, а вертикальное - два киля с рулями поворота. Шасси с масляно-пневматическими амортизаторами - убирающееся, трехколесное с хвостовой опорой. Основные стойки с тормозными колесами размером 1100x400 мм убираются в ниши обтекателей мотогондол с помощью гидравлического подъемника, а хвостовая с колесом размером 470x210 мм - в соответствующий отсек фюзеляжа. На самолеты завода № 166 первоначально устанавливали моторы воздушного охлаждения М-82 с редукцией 9/16 и номинальной мощностью 1330 л.с. на высоте 6400 м. Воздушные винты - АВ-5-167А диаметром 3,8 м.

Кабина самолета

Кабина самолета ТУ-2

Топливная система состояла из 18 протектированных баков общей емкостью 3000 литров с системой заполнения нейтральным газом из выхлопных устройств моторов. Впоследствии ставились двигатели АШ-82ФН с трехлопастными и четырехлопастными воздушными винтами. Управление рулями и элеронами - жесткое, посредством трубчатых тяг. На рулях и элеронах имелись триммеры с электромеханическим управлением.Управление закрылками и тормозными решетками - гидравлическое от двух гидропомп, расположенных на моторах.

Приборная доска летчика (по 10-й самолет 50-й серии).
Вы можете увеличить изображение.

Приборная доска пилота самолета

1,2 — сигнализация выключения пушек, 3 — выключатель лампочек сигнализации шасси, 4 — сигнальные лампочки выпущенного положения шасси, 5 — сигнальные лампочки убранного положения шасси, 6 — вольтметр, 7 — указатель положения закрылков, 8 — гиромагнитный компас ГМК-2, 9 — авиагоризонт ЛГП-1, 10 — указатель скорости, 11 — указатель поворота УП-2, 12 — вариометр, 13 — указатель температуры наружного воздуха, 14 — высотомер, 15 — индикатор радиополукомпаса, 16 — бензиномер, 17 — манометр бензина. 18 — манометр масла, 19 — указатель температуры выходящего масла, 20 — указатель температуры цилиндров, 21 — тахометр, 22 — мановакуумметр, 23 — выключатель бензиномера

Ранее стрелковая установка штурмана размещалась в блистере, позднее ее заменили ВУС-1 с выдвижным козырьком из органического стекла. В рабочем положении козырек откатывался назад и стопорился пружинами. Все щели в фонаре тщательно герметизировались резиновыми профилями и лентами. Фонарь стрелка-радиста состоял из средней части, открывавшей доступ в кабину, и задней подвижной части ("черепахи") для стрелковой установки. Средняя часть имела верхнюю крышку и две боковые створки. Правая была жестко закреплена и имела сдвижную форточку, а левая (откидывающаяся вбок) - навешивалась на петлях."Черепаха", отодвигаясь по рельсам, открывает турель и предохраняет стрелка-радиста от воздействия потока воздуха.Бомбардировочное вооружение включало бортовые кассеты с замками и упорами для бомб, мосты для подвески кассет ПКД-2 с замками, системы замков "актив" и "пассив" и подъема бомб, прицелы ОПБ-1Р и ПБП-1 для бомбометания с горизонтального полета и пикирования и стрельбы из неподвижных пушек соответственно. Нормальная бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 2000 кг, а в случае применения по переднему краю обороны противника - 3000 кг.

Стрелковые установки "Блистер" и ВУС-1 
Стрелковые установки
Стрелковые установки
"Блистер"
ВУС-1

Стрелково-пушечное вооружение постоянно менялось, но на машинах периода Великой Отечественной войны оно включало два неподвижных орудия ШВАК, размещенных в центроплане с боезапасом по 150 патронов на ствол и трех пулеметов Березина калибра 12,7 мм. По одному из пулеметов размещалось в блистерной установке у штурмана с углами обстрела по горизонтали — 82° и вертикали - 40° (боекомплект 190 патронов), у стрелка-радиста с углами обстрела по горизонтали - 180° и вертикали - 62° вверх и 10° вниз в стороны (ВУМ-1, 250 патронов) и в люковой установке с углами обстрела по горизонтали - 52° и вертикали - 46° (по типу пикирующего бомбардировщика Пе-2, 300 патронов).Самолет комплектовался стандартным набором пилотажно-навигационного оборудования и приборами контроля работы силовой, топливной, электрической и гидравлической систем, а также радиостанцией РСБ-бис, радиополукомпасом РПК-7, автоматом курса АК-1, аэрофотоаппаратами АФА-В и ночным НАФА-19.

Стрелковая установка

Установка ВУБ-2М

Основные данные самолетов Ту-2 завода № 166

Ту-2

Тип самолета
Ту-2
Головной серийный
Двигатель
М-82
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,52
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10500
перегрузочный
11750
Вес пустого, кг
7500
Вес топлива, кг
2136
Скорость макс., км/ч
 
у земли
446
на 1-й гр. высотности
51 8/27 605
на 2-й гр. высотности
посадочная
161
Практический потолок, м
9500
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
11
практического потолка
Дальность макс., км
22701
Разбег/пробег, м
525/710
Экипаж, чел
4

№100308

Тип самолета
Ту-2
№100308
Двигатель
М-82
Взлетная мощность, л.с.
2x1700
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10538
перегрузочный
11767
Вес пустого, кг
7601
Вес топлива, кг
2200
Скорость макс., км/ч
 
у земли
444
на 1-й гр. высотности
521/3200
на 2-й гр. высотности
514/6160
посадочная
156
Практический потолок, м
9000
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,2
практического потолка
35
Дальность макс., км
20202
Разбег/пробег, м
450-530/545
Экипаж, чел
4

№100716

Тип самолета
Ту-2С
№100716
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10574
перегрузочный
11768
Вес пустого, кг
7474
Вес топлива, кг
2100
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4824
на 1-й гр. высотности
530/2400
на 2-й гр. высотности
547/5400
посадочная
Практический потолок, м
9500
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,5
практического потолка
Дальность макс., км
2180
Разбег/пробег, м
415/—
Экипаж, чел
4

№04/07

Тип самолета
Ту-2
№04/07 1947 г.
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
11030
перегрузочный
Вес пустого, кг
Вес топлива, кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
535/5700
посадочная
Практический потолок, м
9200
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
11,2
практического потолка
Дальность макс., км
2620
Разбег/пробег, м
Экипаж, чел
4

№06/15

Тип самолета
Ту-2
№06/15 1948 г.
Двигатель
АШ-82ФН-212
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
11400
перегрузочный
Вес пустого, кг
Вес топлива, кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
554/5550
посадочная
Практический потолок, м
9100
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,3
практического потолка
Дальность макс., км
2000
Разбег/пробег, м
Экипаж, чел
4

№1660920

Тип самолета
Ту-23
№1660920 1949 г.
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
перегрузочный
Вес пустого, кг
Вес топлива, кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
на 1-й гр. высотности
 
на 2-й гр. высотности
560/5550
посадочная
Практический потолок, м
9000
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,3
практического потолка
Дальность макс., км
2050
Разбег/пробег, м
Экипаж, чел
4
1. На скорости 455 км/ч и высоте 4200 м, 1472 км на скорости 465 км/ч и высоте 750 м.
2. На скорости 365 км/ч и высоте 1000 м, 1980 км на скорости 403 км/ч и высоте 3000 м.
3. С четырехлопастными винтами АВ-9вф-21к.
4. На номинальном режиме.
5. При открытом фонаре стрелка-радиста.

Основные данные самолетов Ту-2 завода № 23 по результатам государственных испытаний

№16/7

Тип самолета
Ту-2С5
№16/7
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x18501
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10700
перегрузочный
11720
Вес пустого, кг
7760
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
980/1960
Скорость макс., км/ч
 
у земли
5162
на 1-й гр. высотности
541/2600
на 2-й гр. высотности
559/57757
на 3-й границе высотности
посадочная
148
Практический потолок, м
9650
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,3
практического потолка
Дальность макс., км
2065
Разбег/пробег, м
510/590
Экипаж, чел
4

№18/11

Тип самолета
Ту-2С
№18/11
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10500
перегрузочный
11520
Вес пустого, кг
7603
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
1970
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4889
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
549
на 3-й границе высотности
посадочная
Практический потолок, м
9600
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,3
практического потолка
Дальность макс., км
2050
Разбег/пробег, м
425/510
Экипаж, чел
4

24/32

Тип самолета
Ту-2С
№24/32
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10575
перегрузочный
11600
Вес пустого, кг
7622
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
985/1970
Скорость макс., км/ч
 
у земли
505
на 1-й гр. высотности
527/2600
на 2-й гр. высотности
543/5700
на 3-й границе высотности
посадочная
150
Практический потолок, м
9650
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,3
практического потолка
Дальность макс., км
2160
Разбег/пробег, м
440/590
Экипаж, чел
4

№23/35

Тип самолета
Ту-2
№23/35
Двигатель
АШ-82ФН-312Т
Взлетная мощность, л.с.
2x18304
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,8
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10540
перегрузочный
11565
Вес пустого, кг
7613
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
985/1970
Скорость макс., км/ч
 
у земли
502
на 1-й гр. высотности
526/2600
на 2-й гр. высотности
536/4300
на 3-й границе высотности
540/5600
посадочная
147
Практический потолок, м
9750
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
9,6
практического потолка
Дальность макс., км
2160
Разбег/пробег, м
430/690
Экипаж, чел
4

№31/54

Тип самолета
Ту2С
№31/54
Двигатель
АШ-82ФН
Взлетная мощность, л.с.
2x1850
Размах крыла, м
18,52
Длина, м
13,7
Площадь крыла, м2
48,8
Вес взлетный, кг
 
нормальный
10990
перегрузочный
12300
Вес пустого, кг
Вес топлива
 
(нормальный/максимальный), кг
Скорость макс., км/ч
 
у земли
4763
на 1-й гр. высотности
на 2-й гр. высотности
545/5700
на 3-й границе высотности
посадочная
Практический потолок, м
9200
Время набора высоты, мин.
 
5000 м
10,8
практического потолка
41,4
Дальность макс., км
26108
Разбег/пробег, м
470-580/500
Экипаж, чел
4
1. Номинальная мощность на высоте 1550 м — 1670 л.с., на высоте 4600 м — 1460 л.с.
2. На форсаже, на номинальном режиме — 488 км/ч.
3. Скорость 330 км/м, высота 1000 м. Продолжительность полета 6 часов 20 минут.
4. 1650 л.с. — на 1-й границе высотности 1575 м, 1515 л.с. — на 2-й границе высотности 3250 м, 1425 л.с. — на 3-й границе высотности 4750 м.
5. С опытными винтами AB-5B-21A.
6. С серийными винтами АВ-5В-167А.
7. На максимальном режиме, на номинальном — 544 км/ч на высоте 5700 м.
8. На высоте 1000 м, на наивыгоднейшей скорости с 1000 кг бомб.
9. На номинальном режиме.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Ближний бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис)
Советский легкий бомбардировщик Як-4 (ББ-22бис) Як-4 (до декабря 1940 года - ББ-22бис) являлся советским легким бомбардировщиком периода Второй мировой войны. Двухмоторный...
Южная Корея еще не получила истребители, но уже платит США
Руководство Южной Кореи не заявило о начале тендера, однако лишь за документацию по самолету F-35 (один из претендентов) уже заплачено...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме