|
Бомбардировщик Ту-2 - Техническое описание
|
Бомбардировщик Ту-2 также имел обозначения АНТ-58 и самолёт 103. Это был дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) периода Второй мировой войны. Существовало много модификаций этого самолета.
Техническое описание самолета Ту-2
Первые серийные бомбардировщики Ту-2 были цельнометаллическими с обшивкой носовой части фюзеляжа из шпона и перкалевой обшивкой рулей и элеронов. Однако в ходе серийного производства из-за нехватки алюминиевых сплавов пришлось носовую часть фюзеляжа (до 3-го шпангоута), хвостовой кок и законцовки крыла изготавливать из древесины, что, впрочем, к заметному ухудшению летных и эксплуатационных данных не привело.
Основой любого самолета является трехлонжеронное крыло. Причем передний и задний лонжероны - вспомогательные, представлявшие собой фактически продольные стенки. Между передним и главным лонжеронами, образовавшими кессон, располагались протектированные топливные баки, покрытые относительно толстым слоем резины, защищавшей их от утечки бензина в случае повреждения (прострела).
Для улучшения взлетно-посадочных характеристик имелись закрылки типа Шренка (по одной секции на центроплане и по две - на отъемных частях) с гидравлическим приводом (максимальный угол отклонения - 45°), а на нижней поверхности крыла - тормозные решетки, убиравшиеся заподлицо.Тормозные решетки предназначались для устойчивого пикирования самолета и исключения раскрутки винтов, однако допускалось и пикирование (так называемое скоростное) без них. В этом случае скорость бомбардировщика, как следует из технического описания самолета завода № 23, изданного во время войны, достигала 900 км/ч (это, видимо, или опечатка или по показаниям прибора, поскольку достижение такой истинной скорости было невозможно). Удлинение крыла - 7,3, угол поперечного У=7°1,.
Фюзеляж - полумонокок. Технологически он делился на носовую (Ф-1), среднюю (Ф-2) и хвостовую (Ф-3) части, стыковавшихся с помощью болтов. В Ф-1 расположена передняя кабина с рабочими местами летчика и штурмана, причем кресло пилота смешено к левому борту для улучшения обзора вперед и влево-вниз, что очень важно при посадке самолета. Кресло штурмана расположене чуть сзади пилота и смешено к правому борту. Для лучшего обзора вниз носовая часть Ф-1 снизу застеклена и в ней имеется аварийный выход.
Общий вид и схема технологического членения самолета Ту-2
Вы можете увидеть схему в лучшем качестве (откроется в новом окне)
Фонарь передней кабины состоит из неподвижных козырька с плоским остеклением, боковой (левой) панели с форточкой и задней части со стрелковой установкой штурмана. Средняя часть фонаря включает правую боковую панель с форточкой, закрепленной на петлях и откидывающейся вправо, а его подвижная часть - влево.На самолетах Ту-2С с 48-й серии завода № 23 и с 1-й серии завода N° 166 увеличили размеры фонаря. Одновременно выдвижную форточку (справа) заменили откидывающейся на петлях внутрь, а форточку слева - увеличили. При этом обе форточки снабдили замками, фиксировавшими их в закрытом положении.Средняя часть фюзеляжа (Ф-2) включала грузовой (бомбовый) отсек, центроплан несущей поверхности и топливные баки.В хвостовой части (Ф-3) помимо задней кабины с рабочими местами стрелка-радиста и стрелка находилась часть оборудования самолета, аэрофотоаппарат и ниша уборки хвостовой опоры шасси.У стрелков по бокам фюзеляжа имелись окна (блистера). Причем на самолетах, выпущенных в Омске - по три с каждого борта, а у машин завода № 23 - по одному, но большего размера.
Передний фонарь самолета Ту-2. 1 — козырек, 2 — верхняя крышка, 3 — правая створка, 5 — задняя блистерная часть
Оперение - двухкилевое, свободнонесущее, выполнено как единый агрегат, крепившийся к фюзеляжу болтами. Горизонтальное оперение включает стабилизатор и руль высоты из двух половин, а вертикальное - два киля с рулями поворота. Шасси с масляно-пневматическими амортизаторами - убирающееся, трехколесное с хвостовой опорой. Основные стойки с тормозными колесами размером 1100x400 мм убираются в ниши обтекателей мотогондол с помощью гидравлического подъемника, а хвостовая с колесом размером 470x210 мм - в соответствующий отсек фюзеляжа. На самолеты завода № 166 первоначально устанавливали моторы воздушного охлаждения М-82 с редукцией 9/16 и номинальной мощностью 1330 л.с. на высоте 6400 м. Воздушные винты - АВ-5-167А диаметром 3,8 м.
Кабина самолета ТУ-2
Топливная система состояла из 18 протектированных баков общей емкостью 3000 литров с системой заполнения нейтральным газом из выхлопных устройств моторов. Впоследствии ставились двигатели АШ-82ФН с трехлопастными и четырехлопастными воздушными винтами. Управление рулями и элеронами - жесткое, посредством трубчатых тяг. На рулях и элеронах имелись триммеры с электромеханическим управлением.Управление закрылками и тормозными решетками - гидравлическое от двух гидропомп, расположенных на моторах.
Приборная доска летчика (по 10-й самолет 50-й серии). Вы можете увеличить изображение.
1,2 — сигнализация выключения пушек, 3 — выключатель лампочек сигнализации шасси, 4 — сигнальные лампочки выпущенного положения шасси, 5 — сигнальные лампочки убранного положения шасси, 6 — вольтметр, 7 — указатель положения закрылков, 8 — гиромагнитный компас ГМК-2, 9 — авиагоризонт ЛГП-1, 10 — указатель скорости, 11 — указатель поворота УП-2, 12 — вариометр, 13 — указатель температуры наружного воздуха, 14 — высотомер, 15 — индикатор радиополукомпаса, 16 — бензиномер, 17 — манометр бензина. 18 — манометр масла, 19 — указатель температуры выходящего масла, 20 — указатель температуры цилиндров, 21 — тахометр, 22 — мановакуумметр, 23 — выключатель бензиномера
Ранее стрелковая установка штурмана размещалась в блистере, позднее ее заменили ВУС-1 с выдвижным козырьком из органического стекла. В рабочем положении козырек откатывался назад и стопорился пружинами. Все щели в фонаре тщательно герметизировались резиновыми профилями и лентами. Фонарь стрелка-радиста состоял из средней части, открывавшей доступ в кабину, и задней подвижной части ("черепахи") для стрелковой установки. Средняя часть имела верхнюю крышку и две боковые створки. Правая была жестко закреплена и имела сдвижную форточку, а левая (откидывающаяся вбок) - навешивалась на петлях. "Черепаха", отодвигаясь по рельсам, открывает турель и предохраняет стрелка-радиста от воздействия потока воздуха. Бомбардировочное вооружение включало бортовые кассеты с замками и упорами для бомб, мосты для подвески кассет ПКД-2 с замками, системы замков "актив" и "пассив" и подъема бомб, прицелы ОПБ-1Р и ПБП-1 для бомбометания с горизонтального полета и пикирования и стрельбы из неподвижных пушек соответственно. Нормальная бомбовая нагрузка - 1000 кг, максимальная - 2000 кг, а в случае применения по переднему краю обороны противника - 3000 кг.
Стрелковые установки "Блистер" и ВУС-1 |
|
|
"Блистер"
|
ВУС-1
|
Стрелково-пушечное вооружение постоянно менялось, но на машинах периода Великой Отечественной войны оно включало два неподвижных орудия ШВАК, размещенных в центроплане с боезапасом по 150 патронов на ствол и трех пулеметов Березина калибра 12,7 мм. По одному из пулеметов размещалось в блистерной установке у штурмана с углами обстрела по горизонтали — 82° и вертикали - 40° (боекомплект 190 патронов), у стрелка-радиста с углами обстрела по горизонтали - 180° и вертикали - 62° вверх и 10° вниз в стороны (ВУМ-1, 250 патронов) и в люковой установке с углами обстрела по горизонтали - 52° и вертикали - 46° (по типу пикирующего бомбардировщика Пе-2, 300 патронов).Самолет комплектовался стандартным набором пилотажно-навигационного оборудования и приборами контроля работы силовой, топливной, электрической и гидравлической систем, а также радиостанцией РСБ-бис, радиополукомпасом РПК-7, автоматом курса АК-1, аэрофотоаппаратами АФА-В и ночным НАФА-19.
Установка ВУБ-2М
Основные данные самолетов Ту-2 завода № 166
Тип самолета |
Ту-2 Головной серийный
|
Двигатель |
М-82
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1700
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,52
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10500
|
перегрузочный |
11750
|
Вес пустого, кг |
7500
|
Вес топлива, кг |
2136
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
446
|
на 1-й гр. высотности |
51 8/27 605
|
на 2-й гр. высотности |
—
|
посадочная |
161
|
Практический потолок, м |
9500
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
11
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
22701
|
Разбег/пробег, м |
525/710
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2 №100308
|
Двигатель |
М-82
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1700
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10538
|
перегрузочный |
11767
|
Вес пустого, кг |
7601
|
Вес топлива, кг |
2200
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
444
|
на 1-й гр. высотности |
521/3200
|
на 2-й гр. высотности |
514/6160
|
посадочная |
156
|
Практический потолок, м |
9000
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
10,2
|
практического потолка |
35
|
Дальность макс., км |
20202
|
Разбег/пробег, м |
450-530/545
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2С №100716
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10574
|
перегрузочный |
11768
|
Вес пустого, кг |
7474
|
Вес топлива, кг |
2100
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
4824
|
на 1-й гр. высотности |
530/2400
|
на 2-й гр. высотности |
547/5400
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
9500
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
9,5
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2180
|
Разбег/пробег, м |
415/—
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2 №04/07 1947 г.
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
11030
|
перегрузочный |
—
|
Вес пустого, кг |
—
|
Вес топлива, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
—
|
на 1-й гр. высотности |
—
|
на 2-й гр. высотности |
535/5700
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
9200
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
11,2
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2620
|
Разбег/пробег, м |
—
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2 №06/15 1948 г.
|
Двигатель |
АШ-82ФН-212
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
11400
|
перегрузочный |
—
|
Вес пустого, кг |
—
|
Вес топлива, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
—
|
на 1-й гр. высотности |
—
|
на 2-й гр. высотности |
554/5550
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
9100
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
10,3
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2000
|
Разбег/пробег, м |
—
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-23 №1660920 1949 г.
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
—
|
перегрузочный |
—
|
Вес пустого, кг |
—
|
Вес топлива, кг |
—
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
—
|
на 1-й гр. высотности |
|
на 2-й гр. высотности |
560/5550
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
9000
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
10,3
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2050
|
Разбег/пробег, м |
—
|
Экипаж, чел |
4
|
1. На скорости 455 км/ч и высоте 4200 м, 1472 км на скорости 465 км/ч и высоте 750 м. 2. На скорости 365 км/ч и высоте 1000 м, 1980 км на скорости 403 км/ч и высоте 3000 м. 3. С четырехлопастными винтами АВ-9вф-21к. 4. На номинальном режиме. 5. При открытом фонаре стрелка-радиста. |
Основные данные самолетов Ту-2 завода № 23 по результатам государственных испытаний
Тип самолета |
Ту-2С5 №16/7
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x18501
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10700
|
перегрузочный |
11720
|
Вес пустого, кг |
7760
|
Вес топлива |
|
(нормальный/максимальный), кг |
980/1960
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
5162
|
на 1-й гр. высотности |
541/2600
|
на 2-й гр. высотности |
559/57757
|
на 3-й границе высотности |
—
|
посадочная |
148
|
Практический потолок, м |
9650
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
9,3
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2065
|
Разбег/пробег, м |
510/590
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2С №18/11
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10500
|
перегрузочный |
11520
|
Вес пустого, кг |
7603
|
Вес топлива |
|
(нормальный/максимальный), кг |
1970
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
4889
|
на 1-й гр. высотности |
—
|
на 2-й гр. высотности |
549
|
на 3-й границе высотности |
—
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
9600
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
9,3
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2050
|
Разбег/пробег, м |
425/510
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2С №24/32
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10575
|
перегрузочный |
11600
|
Вес пустого, кг |
7622
|
Вес топлива |
|
(нормальный/максимальный), кг |
985/1970
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
505
|
на 1-й гр. высотности |
527/2600
|
на 2-й гр. высотности |
543/5700
|
на 3-й границе высотности |
—
|
посадочная |
150
|
Практический потолок, м |
9650
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
9,3
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2160
|
Разбег/пробег, м |
440/590
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту-2 №23/35
|
Двигатель |
АШ-82ФН-312Т
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x18304
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,8
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10540
|
перегрузочный |
11565
|
Вес пустого, кг |
7613
|
Вес топлива |
|
(нормальный/максимальный), кг |
985/1970
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
502
|
на 1-й гр. высотности |
526/2600
|
на 2-й гр. высотности |
536/4300
|
на 3-й границе высотности |
540/5600
|
посадочная |
147
|
Практический потолок, м |
9750
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
9,6
|
практического потолка |
—
|
Дальность макс., км |
2160
|
Разбег/пробег, м |
430/690
|
Экипаж, чел |
4
|
Тип самолета |
Ту2С №31/54
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
Взлетная мощность, л.с. |
2x1850
|
Размах крыла, м |
18,52
|
Длина, м |
13,7
|
Площадь крыла, м2 |
48,8
|
Вес взлетный, кг |
|
нормальный |
10990
|
перегрузочный |
12300
|
Вес пустого, кг |
—
|
Вес топлива |
|
(нормальный/максимальный), кг |
—
|
Скорость макс., км/ч |
|
у земли |
4763
|
на 1-й гр. высотности |
—
|
на 2-й гр. высотности |
545/5700
|
на 3-й границе высотности |
—
|
посадочная |
—
|
Практический потолок, м |
9200
|
Время набора высоты, мин. |
|
5000 м |
10,8
|
практического потолка |
41,4
|
Дальность макс., км |
26108
|
Разбег/пробег, м |
470-580/500
|
Экипаж, чел |
4
|
1. Номинальная мощность на высоте 1550 м — 1670 л.с., на высоте 4600 м — 1460 л.с. 2. На форсаже, на номинальном режиме — 488 км/ч. 3. Скорость 330 км/м, высота 1000 м. Продолжительность полета 6 часов 20 минут. 4. 1650 л.с. — на 1-й границе высотности 1575 м, 1515 л.с. — на 2-й границе высотности 3250 м, 1425 л.с. — на 3-й границе высотности 4750 м. 5. С опытными винтами AB-5B-21A. 6. С серийными винтами АВ-5В-167А. 7. На максимальном режиме, на номинальном — 544 км/ч на высоте 5700 м. 8. На высоте 1000 м, на наивыгоднейшей скорости с 1000 кг бомб. 9. На номинальном режиме. |
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|