Бомбардировщик Ту-2 - Ту-2 Стандартный
Бомбардировщик Ту-2 также имел обозначения АНТ-58 и самолёт 103. Это был дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) периода Второй мировой войны. Существовало много модификаций этого самолета.
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Самолет Ту-2 Стандартный

В 1943 году по указанию Сталина и последовавшему 17 июля решению ГКО ОКБ-156 модифицировало самолет Ту-2, улучшив его летные и боевые качества. Согласно правительственному документу максимальную скорость бомбардировщика требовалось довести до 500 км/ч у земли и до 550 км/ч на высоте 5500 метров. Время набора высоты 5000 метров не должно было превышать 10 минут, а потолок - не ниже 9000 метров при дальности 2000 км с 1000 кг бомб.

Самолет Ту-2С

Самолет Ту-2С № 13/30 авиазавода № 30, 1944 год.

Для реализации требований Государственного Комитета Обороны серийный Ту-2 № 716 на московском заводе № 156 в июле 1943 года оснастили, прежде всего, новыми двигателями АШ-82ФН с непосредственным впрыском топлива и воздушными винтами АВ-5-167А (на серийных самолетах - АВ-5В-167). Затем герметизировали стыки консолей крыла с центропланом и мотогондолами, улучшили отделку поверхности крыла, стабилизатора и фюзеляжа зашпатлевав все вмятины и отлакировав их. Сняли тормозные решетки, а носок центроплана сделали легкосъемным, облегчив доступ к тягам управления двигателями. Кроме этого, для улучшения обзора у стрелка люковой установки сделали два бортовых круглых окна. Ранее подвижный стабилизатор зафиксировали под углом 1 градус 10 минут. Сняли стояночный тормоз, упростили гидросистему и выполнили ряд других доработок. У стрелка-радиста заменили пулемет ШКАС на установке ВУБ-2 "Березиным" калибра 12,7 мм. Такие же пулеметы имелись в люковой установке и у штурмана, а для стрельбы вперед - два орудия ШВАК. Снизили трудоемкость изготовления планера 15-20%.

Самолет Ту-2С

Самолет Ту-2С эксплуатировался в 82-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Венгрии, 1954 год

В сентябре самолет передали в НИИ ВВС. На этапе государственных испытаний ведущими были инженер А.А. Соколов, летчики М.А. Нюхтиков и В.В. Лисицын. Испытания показали, что максимальная скорость увеличилась с 444 до 509 км/ч у земли, а на высоте - с 521 км/ч (3200 метров) до 547 км/ч (5400 метров). Практический потолок возрос с 9000 до 9500 метров, а дальность - на 120 км. Так появился Ту-2С (стандартный), а самолет № 716 стал его эталоном.Бомбардировщик облетали летчики-испытатели НИИ ВВС П.М. Стефановский, В.И. Жданов и Г.А. Ашитков, штурманы-испытатели Литвинчук и А.И. Старых. По их общему мнению обновленный Ту-2 хотя и обладал рядом дефектов, в том числе и унаследованных от предшественника, он все же заметно превосходил не только своего предшественника, но и бомбардировщик Пе-2 с моторами М-82. Хотя, путевая устойчивость самолета Ту-2 оставляла желать лучшего, а кабина пилота не отличалась комфортом и удобством (в разумных пределах конечно). Недостаточным был и обзор у штурмана, а из-за недоработанного фонаря его рабочее место постоянно задувало в полете. Максимальная бомбовая нагрузка осталась прежняя - 2000 кг, но в случае применения самолета по переднему краю обороны противника самолет Ту-2С мог поднимать ФАБ-3000.

Опытный экземпляр Ту-2С

Опытный экземпляр Ту-2С, переделанный из самолета № 100716 Омского авиазавода в июле 1943 года

В ходе государственных испытаний провели несколько воздушных боев с одним из лучших истребителей люфтваффе FW 190А-4. На наборе высоты под углом 45 градусов немецкий самолет только в конце горки в 1000 метров догонял бомбардировщик Ту-2С. В горизонтальном полете на высоте 1000 метров FW 190А-4 догонял самолет Ту-2 и мог его атаковать, но сближение происходило очень медленно из-за небольшой разницы скоростей. Атака при догоне без преимуществ в высоте была возможна только строго в хвост, а спереди, повторить ее было очень трудно. Бомбардировщик Ту-2С за время разворота FW 190А-4 на 180 градусов уходил на 2,5-3 км, не оставляя немецкому пилоту шансов зайти в хвост. С увеличением высоты преимущество немецкого истребителя Фокке-Вульф Fw 190А-4 в скорости возрастало. На 4500 метрах истребителю вести воздушный бой с бомбардировщиком становилось легче. Но, несмотря на меньший радиус виража, вражеский самолет все время находился в секторе обстрела верхних пулеметов бомбардировщика Ту-2С. Но что интересно, от советского истребителя Ла-5 бомбардировщик не мог оторваться на всех высотах, поскольку атаки советского самолета были более стремительны, чем FW 190А-4.

Самолет бомбардировщик

Размещение двух бомб ФАБ-1000 на внешней подвеске опытного самолета Ту-2С № 100716

Появление более мощного двигателя АШ-83 не прошло незамеченным в ОКБ Туполева и их установили на Ту-2С № 716.

Самолет бомбардировщик

Размещение двух бомб ФАБ-500 на внешней и
четырех ФАБ-250 на внутренней подвеске опытного самолета Ту-2С № 100716

Весной 1943 года в НИИ ВВС на самолетах Ту-2С с моторами М-82ФН, оборудованными регуляторами постоянного давления наддува РПД-2ВН, испытывались система 82НВ-ВГ объединенного управления винтом и газом и автомат переключения скоростей нагнетателя Э-67. В 1944 году, самолет установили в аэродинамической трубе Т-101 ЦАГИ, где сняли основные характеристики. На основании этого совместно с ЦАГИ наметили ряд улучшений, осуществленных впоследствии на самолете № 716 завода № 166.

Кабина самолета

Передняя кабина опытного самолета Ту-2С № 100716

Уже после войны, в октябре 1945 года в НИИ ВВС летчик-испытатель В.И. Жданов и инженер А.А. Соколов испытали самолет Ту-2 с двигателями АШ-82ФН-312Т, оснащенными трехскоростными нагнетателями. В итоге, увеличение суммарной мощности силовой установки на 300 л.с. привело к росту максимальной скорости на 20 км/ч в диапазоне между 1-й и 2-й границами высотности. На второй границе высотности скорость достигла 566 км/ч.Столь высокие летные данные не остались незамеченными и в 1943 году самолет Ту-2С запустили в серийное производство на Московском заводе № 23.В июле 1947 года испытывался высотный бомбардировщик Ту-2 с двигателями AM-44 (АМ-42В с турбокомпрессорами ТК-1Б) жидкостного охлаждения. Ведущие на этапе заводских испытаний были инженер Н.А. Генов и летчик Ф.Ф. Опадчий.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме