Бомбардировщик Ту-2 - Дальние бомбардировщики
Бомбардировщик Ту-2 также имел обозначения АНТ-58 и самолёт 103. Это был дневной высокоскоростной пикирующий бомбардировщик (фронтовой бомбардировщик) периода Второй мировой войны. Существовало много модификаций этого самолета.
Содержание
Бомбардировщик Ту-2
Техническое описание
Ту-2 Стандартный
Дальние бомбардировщики

Дальние бомбардировщики

В 1940 году вслед за появлением самолета "103-У" конструкторы предложили его дальний вариант "103-Д" с двигателями АМ-37. Внешне дальний бомбардировщик отличался лишь большим крылом, размах которого возрос до 22 м, а площадь -до 14,515 м2. Однако заказчик это предложение не принял, поскольку недавно на вооружение уже поступил самолет ДБ-ЗФ, а в ЦКБ-29 под руководством В.М. Мясищева разрабатывалась более перспективная машина ДВБ-102 с герметичными кабинами экипажа. К варианту Ту-2 с повышенной дальностью полета вернулись лишь в 1943 году, после освоения серийного производства фронтового бомбардировщика Ту-2С на заводе № 23 в Москве.

Самолет 103Д

Первый вариант дальнего бомбардировщика "103-Д"

Два варианта дальнего бомбардировщика Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62) с двигателями АШ-82ФН построили в 1944 году на опытном заводе N9 156 в соответствии тактико-техническими требованиями ВВС. Согласно заданию самолет должен был развивать скорость 450 км/ч у земли и 530 км/ч на высоте 5000 м, подниматься на высоту 9000 м поднимать до 3000 кг бомб и летать на расстояние 3000 км с 1000 кг боезарядом. Оборонительное вооружение - два 12,7-миллиметровых пулемета и три пушки калибра 20 мм.
Первый из них (переоборудованный из самолета №718 завода № 166) был выпущен в четырехместном варианте с фюзеляжем от серийного Ту-2, а второй (переоборудованный из самолета № 714 завода № 166) - в пятиместном (добавили второго пилота) с новой носовой частью фюзеляжа, выполненной в соответствии с макетом, утвержденным в 12 декабря 1943 г. На обеих машинах увеличили до 59,05 м2 площадь несущей поверхности и оперения (соответственно увеличению площади крыла), а также объемы топливных баков (у машины № 718 до 3930 литров, а у № 714 - до 3860 литров). Установили новые фонари летчика с улучшенным обзором. На самолете № 718 использовали ранее отвергнутые воздушные винты АВ-5В-21А диаметром 3,6 м, а на № 714 -АВ-5В-167А диаметром 3,8 метра, увеличивавшие скорость и дальность.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Испытания Ту-2Д № 718 (ведущие инженер А.А. Соколов и летчик М.П. Субботин) проводись с полетным весом 11 400 кг и 12900 кг, а самолета № 714 - с весом 13340 кг. В последнем варианте выполнили два полета с полной заправкой горючим и 1000 кг бомб. Предельный же взлетный вес самолета по заявлению Туполева мог достигать 16000 кг при полной заправке топливом и бомбовой нагрузке 4000 кг (одна ФАБ-2000М44 - в грузовом отсеке и две ФАБ-1000 - под крылом). Но испытания при таком весе не проводились из-за недостаточной прочности шасси и колес. Фактически это была летающая лаборатория, показавшая, что на базе серийного Ту-2 можно построить дальний бомбардировщик с летными данными, удовлетворяющими требованиям военных.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Сравнение летно-тактических данных самолета Ту-2Д с испытанным в НИИ ВВС в 1942 году американским В-25С (широко использовался в Дальней авиации) показывает явное преимущество советского бомбардировщика. Но промышленность так и не смогла довести Ту-2Д до кондиции. После войны попытки создания на базе Ту-2 дальнего бомбардировщика не прекратились. В частности, выпустили самолет "67" с 1900-сильными дизельными двигателями АЧ-30БФ.Как известно, в начале 1946 году все Наркоматы были преобразованы в Министерства и авиационную промышленность возглавил М.В. Хруничев. Свою деятельность он начал с разгромов многих конструкторских коллективов. Вместо них он создал новые, которые, за исключением ОКБ O.K. Антонова, вскоре были ликвидированы.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Закрытие ОКБ-500 привело не только к прекращению работ по дизелям и разработке под них новых самолетов, но и к полному уничтожению практически новых доведенных до нужной кондиции бомбардировщиков Ер-2.

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Ту-2Д (самолет "62", АНТ-62)

Последним дальним бомбардировщиком, созданным на базе Ту-2, стал Ту-8 (АНТ-69) с двигателями АШ-82ФН, отличавшийся просторной кабиной штурмана и двухместной кабиной пилотов. Самолет создавался в соответствие с постановлением правительства от 26 февраля 1946 г. Этим документом Туполеву предписывалось построить бомбардировщик с двумя двигателями М-93 с оборонительным вооружением из двух неподвижных 20-мм пушек для стрельбы вперед и трех пулеметов калибра 12,7 мм для защиты задней полусферы. Максимальный взлетный вес - 11 600 кг, бомбовая нагрузка нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг. Самолет должен был развивать скорость 514 км/ч у земли и 607 -на высоте 6200 метров. Его предельная дальность с 1000 кг бомб 2200 км, с 3000 кг -1500 км. Срок предъявления машины на государственные испытания - 1 сентября 1946 г. Но двигатели М-93 так и не появились и вместо них заложили 2100-сильные АШ-82М. Но и с ними не повезло. В итоге, пришлось возвращаться к испытанным АШ-82ФН.

бомбардировщик Ту-8

Опытный дальний бомбардировщик Ту-8

В самолет "69" переделали опытный торпедоносец "62Т". Первый полет машины, пилотировавшейся летчиком-испытателем Ф.Ф. Опадчим, состоялся 19 июля 1947 г. Заводские испытания машины продолжались до середины апреля 1948 г. Устранение же выявленных дефектов заняло почти четыре месяца, и лишь 23 августа Ту-8 передали в НИИ ВВС. Однако эти испытания самолет так и не выдержал. За восемь из самолета Ту-2 "выжали" все резервы, а место дальнего бомбардировщика в отечественных ВВС занял Ту-4.

Серийный выпуск самолетов семейства Ту-2 согласно статистике МАП

Завод
1941
1942
1943
1944
1945
1946
1947
1948
1949
1950
1951
1952
№166
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ту-2
1
79
1
                 
Ту-2С          
2
48
62
110
     
№ 23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ту-2С    
16
378
742
188
393
309
2
 
   
Ту-2Р          
1
           
УТу-2          
23
           
№ 39          
 
5
48
161
4
   
№ 387          
 
 
 
 
 
 
 
УТБ          
 
35
116
25
     
№ 82          
 
       
19
6

Источники:

  • Война в воздухе 66,67.Ту-2.
  • Владимир Ригмант. Ту-2 и его модификации.
  • Николай Якубович. Ту-2 - Лучший бомбардировщик Великой Отечественной.
  • М. Саукке, В. Котельников. Бомбардировщик Ту-2.
  • Владимир Ригмант. Самолеты ОКБ А.Н.Туполева.
  • Николай Якубович. Боевые самолеты Туполева.
  • Авиаколлекция. Спецвыпуск 1 - 2008. Бомбардировщик Ту-2. Часть 1
  • Авиаколлекция. Спецвыпуск 2 - 2008 - Бомбардировщик Ту-2. Часть 2.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме