Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335 - Применение
|
Эксплуатация
К окончанию войны самолет все еще находился на стадии доводки конструкции, и его крупномасштабное производство только организовывалось. Первым оперативно-готовым Do 335 стал прототип Do 335V3. В июле 1944 г. самолет оснастили одной фотокамерой Rb 50/18 и передали в l./Versuch-sverband OKL. Do 335V3 в первую очередь был прототипом секретного самолета, к тому же неприспособленным для проведения боевых вылетов над территорией противника. Доподлинно известно, что Цизе летал на V3, но над территорией Рейха и в паре с реактивным самолетом Аr 234 "Blitz". Большую часть времени, когда машина находилась в составе l./Versuchsverband OKL, она стояла в ангаре, где механики исправляли "привезенные" после полетов отказы и дефекты.
Несмотря на отсутствие каких-либо документов, в некоторых изданиях сообщается о двух-трех Do 335А-4, находившихся в l./FAGr 1, что кажется домыслом. 4 сентября 1944 г. в Рехлине на основе III./KG 2 создали экспериментальное подразделение Erprobungskommando 335 для войсковых испытаний Do 335. В перечень задач Erp.kdo 335, кроме испытаний, входила также разработка и апробация в боевых условиях тактики применения нового самолета в роли разведчика, истребителя-бомбардировщика и ночного перехватчика. Командиром был назначен гауптман Альфон Майер (Meyer). В состав Ekdo 335 передали несколько Do 335А-0 и А-1. 26 октября 1944 года в зенитные части люфтваффе поступило специальное информационное письмо RLM, в котором сообщалось о появлении нового немецкого самолета, и давалось его краткое описание для идентификации: крестообразное хвостовое оперение и тандемное расположение двигателей. При этом в описании была дана только та информация, которой уже могли владеть разведки противника.
Вопреки своим задачам, самолетам из Erprobungskommando 335 было запрещено вступать в непосредственные контакты с противником. Хотя были зафиксированы несколько таких случаев. По некоторым данным, осенью 1944 г. один Do 335 (возможно, V3) был поврежден истребителями союзников и совершил вынужденную посадку в районе Реймса. Кроме того имеется документальное подтверждение потери одного Do 335 24 декабря 1944 г. во время перелета из Оберпфаффенхофена в Рехлин в районе Донефельда был потерян Do 335А-08 (W.Nr. 240108); летчик фельдфебель Альфред Волланк (Wollank) погиб, причина потери самолета осталась неизвестной. В следующем году на Do 335 погибли: обер-ефрейтор Конрад Шефер (Schafer) - в марте и обер-ефрейтор Густав Теше (Tesche) - в апреле.
В середине апреля 1945 г. "Темпесты" из 3-й эскадрильи RAF перехватили одинокий Do 335 над Эльбой. Уходивший на большой скорости самолет был замечен французским асом Пьером Клостерманом (Clostermann). Позднее с Do 335 имели встречу истребители "Мустанг" из 325-й истребительной группы 15-й воздушной армии США. В обоих случаях немецкий самолет на большой скорости уходил от преследователей. На одном Do 335 из Ekdo 335 на обшивке имелись знаки воздушных побед, но это, скорее всего, летчик перенес свои предыдущие победы, одержанные на другом типе самолета. Ни одна машина в версии ночного истребителя не была закончена. Но Do 335М10, как утверждается, все же попал в 1./NJG 3, под командованием гауптмана Вернера Бааке (Вааке). Летчики эскадрильи, в которой находились несколько Та 3154, должны были опробовать новейший Do 335 в реальных в боевых условиях. Предполагалось, что Do 335А-6 и В-6 поступят в специально сформированную на основе III./KG 2 V./NJG 2. Личный состав этой группы прошел переподготовку в Ekdo 335. Предполагалось, что первые Do 335 поступят в часть в конце сентября 1944 г., но до конца войны она так и летала на своих старых Ju 88G-6.
Наиболее знаменитым немецким летчиком, летавшим на Do 335, был ас ночной истребительной авиации, командир NJG 4, майор Вольфганг Шнауфер (121 победа). Шнауфер, как строевой летчик участвовал в испытаниях самолета, летал на первом серийном Do 335А-1 (W.Nr. 240113) и, как уже отмечалось ранее, на нем и разбился. По некоторым данным, подтвердить или опровергнуть которые не имеется возможности, на Do 335 однажды совершил полет и командующий истребительной авиацией люфтваффе генерал Адольф Галланд.
Один из последних и наиболее освещенных в литературе полетов Do 335 имел место во второй половине апреля 1945 г. Do 335А-02 (VG + РН, W.Nr. 240102) пилотировал летчик-испытатель Ганс-Вернер Лерхе (Lerche). Лерхе должен был перегнать Do 335 из Рехлина на заводской аэродром "Дорнье" в Оберпфаффенхофене. Сначала ему был подготовлен Do 335А-03 (VG + PI, W.Nr. 240103), но при выруливании на взлет лопнула шина. Так как сроки поджимали, а Лерхе должен был доставить важные документы в Оберпфаффенхофен, подготовили другой самолет - Do 335А-02. Итак, 20 апреля 1945 г. Do 335А-02 поднялся в воздух. Лерхе, опасаясь встречи с истребителями противника, шел на предельно допустимой малой высоте, на скорости около 550 км/ч, руководствуясь ориентирами на местности. Но немного ошибся. Лерхе планировал совершить посадку в Лагер-Лехфельде, южнее Аугсбурга, но стало быстро темнеть, топливо кончалось, и он решил сесть на один из аэродромов в районе Праги. В 20:20, Лерхе благополучно приземлился.
На следующий день испортилась погода и Лерхе был вынужден торчать на этом захудалом аэродроме. В ожидании погоды прошел еще один день. Наконец утром 23 апреля, хотя по-прежнему шел дождь, нижний край облачности приподнялся и Лерхе снова поднялся в воздух. Во время полета машина попала под шквал огня немецкой зенитной артиллерии. К счастью, для Лерхе все обошлось и на горизонте уже показался Лагер-Лехфельд. Только Do 335 приземлился, как аэродром подвергся бомбежке. Налет сильно потрепал аэродром, но Do 335А-02 уцелел. Передав документы,Лерхе снова взлетел и взял обратный курс на Оберпфаффенхофен. Как оказалось, это был последний полет Do 335 во время войны. Таким образом, Do 335А-02 благополучно пережил войну и сохранился до наших дней.