Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335
|
Тяжелый немецкий истребитель Dornier Dо 335
В ряду наиболее интересных боевых машин, созданных в Германии во время Второй мировой войны, самолет Дорнье Do 335 занимает, пожалуй, особое место. Его появление стало логическим продолжением общих тенденций развития авиации в предвоенный период. До конца войны успели выпустить всего лишь 61 самолет Do 335, считая все прототипы. Некоторые машины остались недоукомплектованными. На основе Do 335 были созданы проекты целого семейства боевых машин, включая Do 435 с реактивными двигателями, прорабатывался вариант сдвоенного (по типу Не 111Z) скоростного дальнего разведчика Do 335Z (Do 635), который мог бы стать самым скоростным четырехмоторным поршневым самолетом в мире.
Одной из характерных особенностей эволюции истребителей тех лет стало понятное стремление конструкторов повысить мощность силовой установки. Однако уже тогда становилось все более очевидным, что совершенствование поршневых двигателей имеет свой предел, за которым дальнейшее повышение мощности будет принципиально невозможным. К концу войны, когда почти во всех авиационных державах были созданы моторы мощностью свыше 2000 л.с., стало ясно, что этот предел достигнут.
Немецкий истребитель Dornier Dо 335: Развитие концепции
Следуя по пути увеличения мощности силовой установки, многие фирмы обращались к идее создания двухмоторных самолетов. Двухмоторные истребители обладали большей дальностью полета и более мощным вооружением, чем одномоторные, но были более тяжелыми и, следовательно, менее маневренными; что же касается скорости, то некоторые из них ничуть не уступали, а в ряде случаев и превосходили в этом отношении своих одномоторных соперников.
Самолет Do 335 не представлял собой нечто экстраординарное: тандемная схема расположения двигателей самолета была реализована еще во время Первой мировой войны.
Схема установки толкающего винта в хвостовой части фюзеляжа имела свои недостатки: сильная вибрация самолета и низкая эффективность рулей, установленных перед пропеллером. У самолетов традиционной схемы хвостовое оперение обдувается потоком воздуха, идущим от тянущего пропеллера, в то время как у самолетов с толкающим винтом этого не происходит. Более того, отклонение воздушных потоков от рулей устраняется мощным вихревым потоком от толкающего винта. Таким образом, двухбалочная схема позволяла устранить неизбежную вибрацию удлиненного коленвала заднего мотора и сохранить эффективность рулей, но при этом увеличивала аэродинамическое сопротивление самолета.
Лишь к началу 40-х годов появилось несколько самолетов, которые являли собой пример удачного решения проблемы вибрации удлиненного вала. Одним из них и стал Do 335 "Pfeil" ("Стрела"), а другим был широко известный впоследствии американский истребитель Bell Р-39 "Aircobra" с классическим, передним расположением винта. Тандемная схема расположения двигателей, несмотря на всю сложность ее практической реализации, обещала множество преимуществ.
В ходе испытаний Do 335 выявилось еще одно обстоятельство, ставшее неприятным сюрпризом для его конструкторов: траектория полета Do 335 напоминала синусоиду с небольшой амплитудой. Колебания, вызванные неуравновешенностью вращающих моментов переднего и заднего двигателя, стали причиной нарушения продольной и поперечной устойчивости самолета. Естественно, что в условиях "болтанки" речи о точности прицельной стрельбы из бортового оружия быть не могло. Словом, низкая эффективность рулей, эта ахиллесова пята самолетов с хвостовым винтом, оказалась присущей и новейшему Do 335.