Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335 - Воплощение идеи
Тяжелый немецкий истребитель Второй мировой войны Dornier Do 335, который иногда называют Pfeil, что означает 'Стрела'. Самолет имел необычную конструкцию, хотя общая компоновка революционной не была. Кабина самолета была оборудована катапультируемым креслом, прицелом, радиокомпасом и радиостанциями.
Содержание
Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335
Воплощение идеи
Прототипы и серии
Применение
Техническое описание

Воплощение идеи

Еще во время создания Do 18 у Дорнье созрела идея поместить летчика между двух двигателей, расположенных тандемом в самолете обычной компоновки. 3 августа 1937 г. фирма Dornier Werke GmbH и лично Клод Дорнье получили патент № 728044 (Deutsche Reichspatent DRP 728044, Klasse 62b, Gruppee 303). Вскоре после получения патента Дорнье приступил к работе над проектом, получившим обозначение Р.59. По проекту самолет задумывался как одноместный моноплан с низкорасположенным крылом, оснащенный парой двигателей фирмы Daimler-Benz, предположительно модели DB 601/605. Выхлопные патрубки заднего мотора располагались по бортам фюзеляжа за кабиной летчика, вращение на толкающий винт передавалось с задней силовой установки посредством удлиненного вала. Другими необычными чертами конструкции были крестообразное хвостовое оперение (причем нижний киль имел посадочный полоз) и непостоянный по размаху угол атаки крыла (геометрическая крутка).

После всестороннего анализа и тщательных расчетов были подготовлены четыре варианта проекта, два из которых рассматривались в качестве прототипов для серийного производства, а остальные предполагалось использовать как рекордные самолеты.

  • Р.59-01 - серийный вариант с двумя двигателями DB 601 мощностью 1050 л.с., максимальная скорость 715 км/ч на высоте 4000 м.
  • Р.59-02 - рекордный вариант с форсированными двигателями DB 601 мощностью 1800 л.с., максимальная скорость 780 км/ч на высоте 4000 м.
  • Р.59-03 - рекордный вариант с форсированными двигателями DB 605 мощностью 2000 л.с., максимальная скорость 815 км/ч на высоте 4000 м.
  • Р.59-04 - серийный вариант с двигателями DB 605 мощностью 1475 л.с., максимальная скорость 755 км/ч на высоте 5000 м.

Р.59-04 был принят для дальнейшей разработки как проект скоростного бомбардировщика. Дорнье приступил к проработке проекта, одновременно прилагая усилия заинтересовать им военных. В ноябре 1939 г. теоретическая разработка была завершена; свое дальнейшее развитие проект получил в версии Р.59-05. Исходя из военной обстановки, сложившейся к 1940 г. проект Дорнье Р.59 отложили до лучших времен.

Дорнье начал работу над другим проектом Р.231, основой которого стал проект Р.59. Новый самолет напоминал своего предшественника лишь общей схемой; он был заметно больше по своим размерам и имел трехточечное шасси с передней опорой.

Во второй половине 1942 г. RLM сформулировало техническое задание на новый многоцелевой двухмоторный самолет. Самолет должен был развивать скорость порядка 800 км/ч и брать до 500 кг бомб, дальность полета должна была равняться не менее 2000 км. Скорость задавалась по максимуму для поршневых самолетов, поскольку в то время уже имелось понимание того, что достижение больших скоростей возможно лишь с помощью реактивных двигателей, которые уже разрабатывались. Требования направили фирмам Arado, Dornier, Heinkel и Junkers. Каждая из них должна была разработать проект и представить его на суд RLM.

11 января 1943 г. прошла конференция с представителями участвующих в тендере фирм. "Дорнье" представила свой последний проект Р.231, имевший несколько вариантов, каждый из которых имел еще несколько версий. Существовал даже двухфюзеляжный подвариант - Do Р.231/2-03 предложение 2. Do Р.231/1 и Do Р.231/2 представляли собой достаточно революционные конструкции с хорошими шансами на успех. Шасси, как и у конкурентов, также было трехточечным с носовой стойкой. Для того времени это решение выглядело еще не совсем привычным, но уже не воспринималось как новинка. Передняя силовая установка была совершенно стандартной. Радикально новым было расположение второго двигателя с толкающим пропеллером и применение крестообразного хвостового оперения. Тем не менее, в противоположность сложному проекту "Арадо", конструкция "Дорнье" казалась относительно простой.

Одновременно были разработаны три основных варианта. Р.231/1 предполагалось оснастить двумя рядными двигателями DB 605Е (в некоторых источниках упоминаются двигатели DB 605А) мощностью 1500 л c., расположенные впереди и позади кабины пилота. Крестовидное хвостовое оперение имело внизу амортизатор, который должен был компенсировать неизбежные удары о ВПП при взлете и посадке. Передний двигатель для снижения лобового сопротивления располагался в зауженном мотоотсеке, в котором не нашлось даже места для воздухозаборников радиаторов и системы наддува. Воздухозаборники перенесли в корни крыла, откуда воздух по воздуховодам передавался к обоим двигателям. Размах крыла самолета при площади в 35 м2 составлял 15 м, длина фюзеляжа - 12,9 м и высота - 5,00 м. Ширина колеи шасси равнялась 4,90 м.

Вариант Р.231/2, датированный 6 июня 1943 г., отличался от Р.231/1 лишь двигателями DB 603G и крылом площадью 36 м. Двигатели DB 603G развивали мощность 1900 л.с. Третий вариант Р.231/3 имел комбинированную силовую установку. Спереди - рядный поршневой мотор DB 603, а в хвостовой части - турбореактивный двигатель (ТРД). Воздухозаборники радиатора и наддува поршневого двигателя располагались также как на Р.231/1. Воздух к ТРД подавался через воздухозаборники в бортах фюзеляжа. Сопло находилось под хвостовым оперением традиционной схемы. Проект Р.231/3 разрабатывался до мая 1943 г., затем он трансформировался в другой аналогичный проект Р.232/2, силовая установка которого состояла из поршневого мотора DB 603 и ТРД Jumo 004С. Проанализировав предложения фирм, RLM выбрало для дальнейшего развития проект "Дорнье" Р.231/2.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме