Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335 - Прототипы и серии
Тяжелый немецкий истребитель Второй мировой войны Dornier Do 335, который иногда называют Pfeil, что означает 'Стрела'. Самолет имел необычную конструкцию, хотя общая компоновка революционной не была. Кабина самолета была оборудована катапультируемым креслом, прицелом, радиокомпасом и радиостанциями.
Содержание
Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335
Воплощение идеи
Прототипы и серии
Применение
Техническое описание

Прототипы и серия "А".

Пока решалась судьба проекта Do 335, на "Дорнье" успели собрать первый прототип Do 335V1 (CP + UA, W.Nr. 230001). После внесения в конструкцию необходимых доработок, был подготовлен к летным испытаниям уже в сентябре 1943 г. После серии пробежек по ВПП заводского аэродрома во Фридрихсхафене, 26 октября 1943 г. шеф-пилот фирмы "Дорнье" Ганс Дитерле (Dieterle) впервые поднял самолет в воздух. Новый самолет произвел самое благоприятное впечатление.

Do 335V1 представлял собой одноместный цельнометаллический низкоплан с убираемым трехточечным с носовым колесом шасси. Первый прототип был оснащен двумя моторами DB 603А-1 взлетной мощностью по 1750 л.с. Do 335V1 вооружения не имел. На самолете из-за расположенного сзади пропеллера и массивного хвостового оперения была применена необычная для того времени система спасения летчика. Кроме аварийного сброса заднего пропеллера и хвостового оперения, самолет получил пневматически катапультируемое кресло летчика. Do 335 стал уже второй моделью немецкого поршневого самолета (после ночного перехватчика Не 219 "Uhu"), оснащенной катапультируемым креслом летчика.

Первый полет Do 335V1 в целом прошел успешно. Обнаружилось лишь несколько мелких дефектов, которые вскоре были без проблем устранены. Летные качества самолета Дитерле оценил на "хорошо", хотя и отметил некоторую неустойчивость самолета в горизонтальном полете и недостаточную эффективность хвостового оперения. 2 ноября 1943 г. на Do 335V1 были выполнены сразу два испытательных полета. Уже в четвертом полете прототип показал скорость 600 км/ч на малой высоте. В дальнейших полетах имитировался отказ одного из двигателей. . На одном заднем двигателе самолет развивал скорость до 560 км/ч.

Серия "В".

Летом 1944 г. началась работа над новой серией "В". Для нее разрабатывались восемь различных версий, которые планировалось оснастить двигателями DB-603 серий "Е" или "LA". Первым прототипом этой серии стал Do 335М13.Do 335М13 (W.Nr. 230 013, RP + UP) рассматривался как опытный образец для запланированной zerstorer-версии В-2. Основные габариты этого самолета соответствовали версии А (длина фюзеляжа - 13,85 м, размах крыла - 3,80 м). На Do 335В был применен новый сервомеханизм тормозов. Летные испытания Do 335М13 начались в ноябре 1944 г., и в ходе этих испытаний была достигнута максимальная скорость 760 км/ч. Дальность полета составила 1400 км, а потолок - 11 400 м.

За Do 335М13 последовал следующий прототип M14, который также был опытным образцом для версии В-2. Сборку М14 закончили к концу 1944 года. Дату первого полета, а также сроки и объем летных испытаний установить не удалось. Наступающие французские войска захватили его на аэродроме в Менгене и после небольшого ремонта проводили на нем различные исследования в течение трех лет. Очередной опытный образец Do 335М15 служил прототипом для многообещающей версии ночного истребителя В-6. К сожалению,для немцев, сборка этой машины была приостановлена и до конца войны не возобновилась. Двухместный ночной истребитель Do 335В-6 создавался на базе Do 335А-6. На нем усилили конструкцию планера, а фонарю кабины оператора радара придали каплевидную форму. RLM заказало 50 машин этой версии; они должны были строиться в Ораниенбурге на заводе Хейнкеля, и первый экземпляр серии В-6 планировалось построить в апреле 1945 года.

О Do 335М16 никаких сведений нет. О прототипе M17 известно значительно больше. Машина имела W.Nr. 230313, она являлась опытным образцом для версии В-6. М17 был закончен немецкими специалистами уже после войны по требованию французов. Do 335В-3 Zerstorer был подобен версии В-2, но отличался установкой более мощных двигателей DB-603LA (как только эти моторы стали пригодны для эксплуатации). Do 335М18, М19 и, возможно, М20 предназначались для новой модификации в качестве прототипов. К маю 1945 г. ни одна из этих машин не была закончена.

Для использования на Zerstorer-версиях Do 335В-2 и В-3 фирмой "Рейнметалл-Борзинг" была разработана специальная орудийная платформа, на которую смонтировали три 30-мм пушки в дополнение к штатному вооружению. Наиболее модернизированной версией должна была стать серия В-7 - ночной истребитель с двигателями DB-603LA и крылом ламинарного профиля площадью 41 м2. Для нее был разработан прототип Do 335М20. Как и в предыдущих случаях, ни одного экземпляра этой версии не было построено.

Последним вариантом серии "В", запланированной для массового производства, был двухместный ночной истребитель Do 335В-8, схожий с вариантом В-7. Под него разрабатывался прототип Do 335М21. Как и в случае со многими другими опытными машинами, он остался только в чертежах. Скорее всего, Do 335М22 и М23 также должны были стать прототипами серии В-8. Таким образом, из дюжины запланированных для Do 335В прототипов было построено всего две машины - М13 и M14.

Все варианты серии "В".

  • В-0, как обычно, был предсерийным вариантом.
  • В-1. Первая серийная истребительная версия. Первоначально предполагалось, что вооружение этого варианта будет идентично серии "А", но этого оказалось недостаточно. Силовую установку составила пара DB 603Е-1, которые были уже предусмотрены для версий А-1, А-4 и А-11. Изменения коснулись и шасси: в процессе уборки носовая стойка с колесом размером 850 х 300 поворачивалась на 45°. До сентября 1945 г. предполагалось выпустить 23 Do 335В-1.
  • В-2. Zerstorer-версия, конструктивно не отличавшаяся от В-1, но с усиленным вооружением, состоявшим из трех МК 103 и двух MG 151/20. Крыльевые МК 103 разнесли на расстояние 4260 мм друг от друга, за границы поля вращения переднего винта.
  • В-3, очередная Zerstorer-версия. Была подобна версии В-2, но с более мощными двигателями DB-603LA.
  • Версия разведчика В-4 базировалась на проекте Р.237/3 и была в основном подобна модификации А-4, но имелись и отличия: новое крыло, разработанное фирмой "Хейнкель" и двигатели DB-603LA с двухступенчатым наддувом. Как уже упоминалось, новое крыло (размах - 18,4 м, площадь - 43 м2) было впервые опробовано на Do 335V4. Несмотря на отмечавшуюся в докладах специалистов большую прогнозную скорость полета нового разведчика, разработке этой версии был присвоен довольно низкий уровень приоритетности, поэтому для нее не стали даже разрабатывать прототип.
  • На двухместный учебно-боевой Do 335В-5 также предполагалось поставить новое хейнкелевское крыло, в остальном же он выглядел подобно версии А-12. Вооружение состояло из мотор-пушки МК 103 и двух MG 151/20 над передним двигателем. Силовую установку составляла пара DB 603Е-1. Скорее всего, ни одного экземпляра этого варианта построено не было. Есть предположение, что в качестве прототипа этого варианта могли использовать М11 - дублер.
  • Do 335В-6 - двухместный ночной истребитель, созданный на базе Do 335А-6. На нем усилили конструкцию планера и применили новый фонарь кабины оператора радара в форме блистера. Вначале предполагалось оснащать Do 335В-6 радарами FuG 220, затем FuG 218 Neptun G/R.
  • В-7. Разрабатывался в виде высотного ночного истребителя. В основном был подобен варианту В-6, но с двигателями DB-603LA и крылом площадью 41 м2 с ламинарным профилем.
  • Следующий по счету вариант - В-8; как и предыдущий, разрабатывался в качестве ночного истребителя и, по сути, был развитием В-7 (те же двигатели и ламинарное крыло большого размаха). Отличался, вероятно, оборудованием и вооружением.
  • Последним вариантом серии "В" был учебно-тренировочный Do 335В-12, схожий с Do 335А-12. Этот вариант, как и предыдущие, не преодолел стадии проектирования.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме