Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335 - Техническое описание
Тяжелый немецкий истребитель Второй мировой войны Dornier Do 335, который иногда называют Pfeil, что означает 'Стрела'. Самолет имел необычную конструкцию, хотя общая компоновка революционной не была. Кабина самолета была оборудована катапультируемым креслом, прицелом, радиокомпасом и радиостанциями.
Содержание
Тяжелый истребитель Дорнье Dо 335
Воплощение идеи
Прототипы и серии
Применение
Техническое описание

Техническое описание Do 335 "Pfeil"

Особенностью компоновки самолета Do 335 является установка за кабиной второго мотора с удлиненным валом и трехлопастным толкающим винтом, расположенным за крестообразным хвостовым оперением. Крыло имеет профиль NACA с расположением максимальной ординаты на 35% хорды и относительной вогнутостью 2% хорды. Максимальная относительная толщина крыла у корня 15%, а на концах 9%. Элероны с осевой компенсацией, ось вращения расположена на 28,5% длины их хорды. При взлете и посадке с отклоненными закрылками элероны зависают. Управление элеронами жесткое. Крыло состоит из двух частей. Подход к стыковым узлам обеспечен через небольшие люки. Основной лонжерон крыла - коробчатого сечения. На передней кромке крыла установлены ножи для разрезания тросов системы воздушного заграждения. В передней кромке каждой половины крыла находится протектированный бензобак длиной 3 м, устанавливаемый на место через длинный узкий люк в нижней поверхности крыла.

Предусмотрена возможность установки на передней кромке крыла антенн радиолокационной станции FuG-220, в связи с чем передняя кромка крыла изготовлена из дерева. Антиобледенитель на передней кромке крыла не устанавливался, хотя предполагалось поставить электрический антиобледенитель фирмы "AEG" или "Сименс". Фюзеляж состоит из четырех частей: кабины летчика с отсеком для убирания носового колеса, отсека с баками (здесь в двухместном варианте находится также кабина радиста), отсека задней моторной установки и хвостовой части. Приборы размещены на приборной доске на правом и левом пультах шириной по 300 мм. На правом пульте расположены щиток управления радиостанцией FuG-16 и щиток сигнализации работы агрегатов моторных установок. Кроме того, на правом пульте установлен рычаг аварийного выброса летчика. На левом пульте установлен заливной насос с рычагом переключения на передний и задний мотор. На основной приборной доске расположены пилотажные приборы, обеспечивающие возможность слепого полета; количество приборов, контролирующих работу моторов, сокращено до минимума.

Обзор вперед - вниз обеспечен на угол - 5° к горизонтали. На самолетах более позднего выпуска обзор был еще более улучшен блистерами фонаря. Обзор вперед, ухудшенный криволинейностью панелей козырька, в дальнейшем предполагалось улучшить за счет постановки плоских стекол. За кабиной летчика установлен бензиновый бак; емкость бака двухместного варианта уменьшена за счет кабины радиста. Под баком расположен бомбовый отсек, в котором у ночного истребителя (одноместного и двухместного) устанавливается добавочный бензиновый бак. Хвостовое оперение - крестообразное. Киль и стабилизатор двухлонжеронной конструкции, нижний киль имеет предохранительный буфер, снабженный амортизатором. Руль высоты имеет роговую компенсацию. Управление рулями жесткое. Верхняя половина вертикального оперения может быть сброшена в аварийном случае (при выбросе летчика из кабины).

Шасси - трехколесное, носовое колесо размером 685 х 250 мм убирается назад, в переднюю часть фюзеляжа. Колеса основного шасси размером 1015 х 380 мм. По отчету инженеров фирмы "Хейнкель", носовое колесо у одноместного варианта 770 х 270 мм, а у двухместного 840 х 300 мм; по тем же данным размер колес основного шасси 1050 х 380 мм. Колеса основного шасси помещаются в крыле не полностью, поэтому створки, закрывающие эти колеса, имеют выколотки. На самолете установлены два мотора жидкостного охлаждения Даймлер-Бенц DB-603 взлетной мощностью 1900 л.с. Передний мотор имеет трехлопастный винт диаметром 3,5 м. с относительной шириной лопасти на 0,7 радиуса - 8,8% диаметра; задний толкающий винт также трехлопастный диаметром 3,3 м. В аварийном случае этот винт может быть сброшен. Относительная ширина лопасти заднего винта на 0,7 радиуса равна 9,4% диаметра. Задняя моторная установка с удлиненным валом на 180 кг тяжелее передней. Удлиненный вал задней моторной установки соединен с редуктором мотора и втулкой толкающего винта и имеет две промежуточные соединительные муфты.

Капот задней моторной установки имеет съемные боковые крышки, верхняя часть этого капота - силовая. Ввиду большого количества вырезов в фюзеляже при съемке заднего мотора необходимо ставить козелок под предохранительную опору на нижнем киле. Доступ к заднему мотору снизу обеспечивается через створки бомболюка. В этом месте низ фюзеляжа усилен фермой из труб, расположенной над бомбовым отсеком.

У одноместных вариантов (например, А-1, А-3) горючее размещено следующим образом:
в фюзеляжном баке ................1230 л.
в баках носка крыла (по 310 л) ......620 л.
Всего ..............................1850 л.

Система бензопитания на двухместном варианте А-5 изменена: емкость фюзеляжного бака уменьшена до 500 л, а в бомболюке установлен добавочный бак на 475 л. На последующей модификации А-6 емкость фюзеляжного бака была увеличена до 600 л, а бака, установленного в бомбоотсеке - до 500 л. На двухместных вариантах А-5 и А-6 под крылом возможна подвеска двух обтекаемых сбрасываемых баков емкостью по 300 л. При испытании радиолокационного оборудования, установленного на самолете, выяснилось, что его работе мешают подвесные бензиновые баки, которые поэтому на следующей модификации - А-10 - не устанавливались. На ночных истребителях Do 335 устанавливалось следующее радиооборудование: FuG-15 - радиостанция связи; FuG-25A -опознавательная радиостанция; FuG-220D - радиолокатор; FuG-350Z - для обнаружения неприятельской радиолокации; FuG-101А - радиоальтиметр, а также FuG-125 и FuG-120A. Вооружение нормального варианта самолета (одноместного и двухместного) состоит из пушки МК-103 калибра 30 мм, стреляющей через втулку винта (боезапас 70 патронов) и двух синхронных пушек MG-151 калибра 20 мм. с боезапасом по 200 патронов на пушку. Стреляные гильзы собираются, так как в противном случае они попадали бы в задний винт. В дальнейшем предполагалась замена МК-103 на МК-108. В варианте бомбардировщика бомбы подвешиваются в нижней части фюзеляжа и под крылом.

Возможны следующие варианты бомбовой нагрузки: 8 бомб по 70 кг, 2 бомбы по 250 кг, 1 бомба 500 кг, 1 бомба 1000 кг. При использовании самолета в качестве дневного тяжелого истребителя под крылом устанавливаются в обтекателях две пушки МК-103, которые крепятся к узлам основного лонжерона. По данным фирмы, и в конце 1944 года на фронте, были испытаны самолеты Do 335 с гладким полированным покрытием. Предполагалась также установка на самолете крыла с ламинарным профилем. При полете самолета на одном заднем моторе скорость была получена большая, чем при полете на одном переднем моторе.

Заключение

До конца войны успели выпустить всего лишь 61 самолет Do 335, считая все прототипы. Некоторые машины остались недоукомплектованными. На основе Do 335 были созданы проекты целого семейства боевых машин, включая Do 435 с реактивными двигателями, прорабатывался вариант сдвоенного (по типу Не 111Z) скоростного дальнего разведчика Do 335Z (Do 635), который мог бы стать самым скоростным четырехмоторным поршневым самолетом в мире. На сегодняшнее время сохранился только один Do 335 (W.Nr. 240102), который находится в США.

"Возможно, это был самый необычныый самолет, когда-либо виденный мной. Do 335 имел удивительную историю. Он был разработан как всепогодный истребитель, на основе которого создали ночные и тренировочные версии. Я думаю, что он имел огромный потенциал и являлся, наверное, самым скоростным поршневым самолетом в мире. Будет правильно, если я скажу, что нет причин для сомнения в объявленной немцами скорости полета этого самолета, равной 780 км/ч на высоте 7000 м. Из того малого, что нам известно о Do 335, вытекает вывод о чрезвычайно высоких скоростных характеристиках данного истребителя", - так комментирует Do 335 знаменитый английский летчик Эрик М. Браун. Далее он продолжает, что если бы не приход реактивной эры, то пионерская схема этого самолета могла бы стать стандартной для будущих поршневых истребителей.

Тактико-технические характеристики
 Двигатель - два DB-603Е-1; 12-цилиндровые водяного охлаждения, мощностью  на взлете1800 лс и 1900 лс на высоте 1800 м.

Вооружение:
1х30 мм пушка МК-103 с 70 снарядами и 2х15 мм пушки MG-151 с 200 патронами на ствол на А-1 -1х500 кг бомба РС-500 или SD-500 или 2х250 кг SC-250 в бомбоотсеке + 2х250 кг SC-250 на внешней подвеске.

Максимальная скорость - 758 (685) км/ч на высоте 6500 (5300) м

Крейсерская скорость - 682 (594) км/ч на высоте 7200 м

Оптимальная скорость - 450 (442) км/ч

Дальность полета:
на крейсерской скорости - 1390 (1420) км
на оптимальной - 2050 (2088) км

Время набора высоты:
1000 м - 55 сек
8000м - 14,5 мин
Потолок - 11400 (10400) м

Вес:
пустой - 7266 кг
взлетный - 9600 (10100) кг

Размеры:
размах крыла - 13,8 м
длина - 13,83 м
высота - 5 м
площадь крыла - 37,3 кв.м

Источники:

  • Андрей Фирсов. Тяжелые истребители. Истребитель Дорнье Do 335.
  • Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • Юрий Борисов. Стрела Клода Дорнье.
  • "Война в воздухе", Dornier Do 335 Pfiel. Самый быстрый поршневой истребитель.
  • В. Шунков. Самолеты Германии Второй мировой войны.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме