Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Многоцелевой самолет Бристоль Бофайтер
Британский самолет второй мировой войны Bristol Beaufighter был по-настоящему многоцелевым и многофункциональным самолетом ВВС Великобритании. Вначале планировался как истребитель, потом был переоборудован в бомбардировщик, ночной истребитель, торпедоносец. На всех участках второй мировой войны этот самолет очень хорошо нес службу, вызывает уважение и по достоинству заслужил почетное место в истории авиации.
Содержание
Многоцелевой самолет Бристоль Бофайтер
Модификации Mk.II - Mk.V
Другие модификации самолета

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Bristol Beaufighter

Bristol BeaufighterBristol Beaufighter - тяжелый истребитель, ночной истребитель, также используемый как легкий бомбардировщик, торпедоносец, он был одним из наиболее удачных и широко использовавшихся двухмоторных истребителей ВВС Великобритании (RAF) в период второй мировой войны. Много своих положительных качеств, конструктивных решений он получил от бомбардировщика-торпедоносца Bristol Beaufort. В своем классе оба самолета стали новаторскими. Бристоль Бофорт был первым современным бомбардировщиком-торпедоносцем, а "Бофайтер" - первым эффективным двухмоторным истребителем, принятым на вооружение RAF, и обе машины законно занимают свое место в истории авиации. Bristol Beaufighter был способен нести широкую номенклатуру вооружения и стал одними из самых востребованных самолетов в истребительных и ударных эскадрильях RAF. Их применяли не менее тридцати четырех эскадрилий по всему миру. "Бофайтеры" также недолгое время состояли на вооружении авиакрыла в Банфе, до замены на "Москито".

Bristol Beaufighter

В число потопленных самолетами Bristol Beaufighter из Берегового Командования судов тоннажем более 300 тыс. тонн входят и восемь немецких подводных лодок. Самолеты Берегового Командования стали настоящим кошмаром для немецких моряков в Северном море и на просторах Атлантики. Береговые Бофайтеры стали бичом немецких конвоев, легко уничтожая огнем из пушек, торпедами и ракетами как боевые корабли, так и транспортные суда. Конечно, нельзя говорить о том, что их боевые вылеты напоминали легкие прогулки. Серьезную угрозу для летящих на малой высоте Bristol Beaufighter представлял огонь зениток, как впрочем, и самолеты люфтваффе, хотя потери по их вине были достаточно низкими.

Спойлер: Модификации Bristol Beaufighter
  • Beaufighter Mk IF - Двухместный ночной истребитель.
  • Beaufighter Mk IC - Литера "С" обозначала самолеты разработанные для Берегового командования. Бомбардировочная версия.
  • Beaufighter Mk II - Самолет с двигателями Rolls-Royce Merlin XX, так как двигатели Hercules использовались для бомбардировщика Short Stirling, программа производства которого имела более высокий приоритет.
  • Beaufighter Mk IIF - Ночной истребитель.
  • Beaufighter Mk III/IV - Самолеты с удлиненным фюзеляжем, вооружение 6 пушек и 6 пулеметов.
  • Beaufighter Mk V - Истребитель был оснащен четырехствольной пулеметной башней произведенной фирмой Boulton Paul, так же вооружение включало пару пушек и крыльевые пулеметы. Построено два самолета.
  • Beaufighter Mk VI - Массовая модификация с двигателями Hercules, построено более 1000 экземпляров.
  • Beaufighter Mk VIC - Торпедоносец, имел неофициальное наименование "Torbeau".
  • Beaufighter Mk VIF - Оборудован радаром AI Mark VIII.
  • Beaufighter Mk VI (ITF) - Промежуточная версия торпедоносца.
  • Beaufighter TF Mk X - Двухместный торпедоносец. Последняя основная модификация - построен 2231 самолет. Один из лучших торпедоносцев Второй мировой войны.
  • Beaufighter Mk XIC - Модификация без возможности подвески торпеды для Берегового командования.
  • Beaufighter Mk 21 - DAP Beaufighter - Бофайтер производства Австралии. Самолет был оснащен двигателями Hercules CVII, имел положительный поперечный угол между стабилизаторами, четыре 20 мм пушки в носовой части, четыре пулемета Браунинг 50 калибра (12,7 мм) в крыльях, мог нести восемь 5 дюймовых ракет HVAR или две 250 фунтовые или две 500 фунтовые бомбы или одну торпеду Mk13.
  • Beaufighter TT Mk 10 - Послевоенная модификация - буксировщик мишеней.

Остановимся на этих и других модификациях самолета более подробно.



Спойлер: Модификации Bristol Beaufighter
Самолет второй мировой войны Bristol Beaufighter
Нажмите на изображение самолета, чтобы увеличить

Beaufighter Mk.I

Главный конструктор Лесли Фрайз и Рой Фэддон После того, как Бристоль подготовила к летным испытаниям первый "Бофорт", рассмотрели вопрос превращения бомбардировщика-торпедоносца в истребитель, который в случае войны был бы необходим ВВС Великобритании. Руководство с оптимизмом приняло эту идею. Бристоль получила заказ на постройку четырех прототипов истребителя Бофорт через несколько дней после первого полета. Полезная информация, полученная при работе над проектами истребителей с моторами Бристоль "Геркулес" уже была накоплена.

Beaufighter

Прототип Beaufighter

Использовав крыло, хвостовое оперение и шасси "Бофорта", конструкторы всего за полгода смогли создать Тип 156 - прототип "Бофайтера". Элементы "Бофорта" "пересадили" на новый фюзеляж, имевший большее удлинение, с одноместной кабиной пилота. Отказались от остекления носовой части, а место наблюдателя-радиста разместили в середине фюзеляжа.

17 июля 1939 года новый самолет N 2052 впервые поднялся в воздух. Вооружение самолета должно было состоять из четырех 20-мм пушек, но в первом полете его не было. Доводка заняла много времени и только через год RAF получили первый серийный "Бофайтер". За это время специалисты Бристоль смогли доработать истребитель и улучшить его летные характеристики. Вначале Beaufighter с моторами "Геркулес" смог показать скорость 539 км/ч на высоте 4100 м - почти как у истребителя Хоукер "Харрикейн". После того, как были установлены моторы Бристоль "Геркулес" IV, скорость выросла до 579 км/ч на высоте 44570 м. Однако, в то время были только моторы "Геркулес" III, которые обеспечивали "Бофайтеру" характеристики как у Hawker Hurricane.

Бристоль 156

Бристоль 156, прототип с 40мм пушкой Виккерс

Чтобы обеспечить постройку первой партии из 300 самолетов Министерство Авиации выпустило спецификацию F. 17/39. Поскольку сложилась сложная ситуация с поставкой двигателей, было принято решение доработать крыло "Бофайтера" для того, чтобы в случае необходимости на него можно было установить моторы водяного охлаждения Роллс-Ройс "Грифон" с минимальными доработками, вместо "Геркулесов", имевших воздушное охлаждение. Проверка пилотажных качеств прототипа прошла достаточно хорошо, необходимо было лишь увеличить площадь киля и усилить контур управления рулями высоты. Также изменили конструкцию шасси, установив стойки с масляными амортизаторами фирмы Локхид вместо аналогичных изделий Виккерс. Лопасти винта укоротили на 76 мм, чтобы обеспечить безопасный зазор между ними и поверхностью земли.

Beaufighter Mk.I

Для проведения эксплуатационных испытаний было построено четыре прототипа Beaufighter (R2052 - R2055). Летом 1940 года программа разработки была несколько сокращена в преддверии результатов Битвы за Британию. Второй прототип R 2053 подключили к программе летных испытаний и он тоже не имел вооружения. Но третий "Бофайтер" R 2054 получил четыре пушки, порты которых располагались под носовой частью фюзеляжа, бронирование, пуленепробиваемое стекло и кинофотопулемет. Фотопулемет, размещавшийся прямо перед пилотом, создавал на большинстве Beaufighter характерную выпуклость на носовом обтекателе. В апреле 1940 года два первых прототипа "Бофайтера" были переданы для испытаний RAF, а в июне Организация по испытаниям самолетов и вооружения (А&АЕЕ) получила R 504. Вес полностью вооруженного "Бофайтера" значительно увеличился, и пилоты А&АЕЕ обнаружили, что самолет мог развить только 497 км/ч на высоте 4570 м. По остальным параметрам в отчете об испытаниях давались положительные оценки, хотя самолет имел тенденцию раскачиваться при взлете, что частично объяснялось сильно вынесенными вперед моторами.

Характеристики "Бофайтера" до начала массовых поставок двигателей "Геркулес" IV можно было улучшить, в частности, установив на него альтернативный мотор, который выпускался в необходимом количестве. Таковым являлся Роллс-Ройс "Мерлин". Были сделаны соответствующие доработки машины, коснувшиеся прежде всего конструкции мотогондол.

Новой модификации было присвоено обозначение "Бофайтер" Mk.II.

Моторы "Мерлин" XX должны были быть установлены на 450 из 1218 "Бофайтеров", заказанных к середине 1940 года, и три планера (R 2058, R 2061 u R 2062) были доработаны для использования их в качестве прототипов Мк.II. Бристоль, во время совершенствования "Бофайтера", провела ряд доработок планера, которые включали укороченные обтекатели мотогондол на верхней поверхности крыла, с целью уменьшения сопротивления, новые створки шасси, полностью закрывавшие колеса, и демонтаж патрубков слива топлива для внешних крыльевых топливных баков. Эти патрубки заменили общим коллектором для слива топлива как из внешнего, так и из внутреннего крыльевого бака, выходной патрубок которого располагался за мотогондолой. Маслорадиатор перенесли из мотогондолы в обтекатель на передней кромке крыла, с внешней стороны от двигателя, как на "Бофорте".

Beaufighter Mk.I

Четыре 20-мм пушки Испано, расположенные в носовой части фюзеляжа, были стандартным вооружением на первых пятидесяти серийных "Бофайтерах", а последующие Мк.I получили дополнительно шесть 7,69-мм пулеметов Браунинг в крыле - два слева и четыре справа. Такое вооружение сделало "Бофайтер" самым тяжеловооруженным самолетом RAF, каковым он и оставался до конца второй мировой войны. В то время ничего не могли поделать с невысокими летными характеристиками "Бофайтера", причиной была нехватка мощных моторов. С целью улучшения устойчивости самолета увеличили площадь киля и усилили жесткость проводки управления рулем высоты.

Beaufighter Mk.IF

Осенью 1940 года люфтваффе стали все чаще применять вместо дневных бомбардировочных ударов - ночные. Отработка новых бортовых радиолокаторов - стала новой приоритетной задачей для англичан. А для этого необходим был соответствующий истребитель. Однако, таких типов самолетов у RAF не хватало, поэтому было принято решение в качестве ночного перехватчика временно использовать "Бленхейм". ВВС нужен был большой, предпочтительно двухмоторный самолет, на котором можно было разместить всю аппаратуру радара и его оператора. Самолет также должен был иметь относительно высокие летные характеристики, чтобы перехватить нападающих. Поэтому "Бофайтер" оказался в центре внимания RAF.

Beaufighter Mk.IF

Супер высокие летные характеристики для ночного истребителя не требовались, поэтому FIU (подразделение истребителей-перехватчиков) приступила к работам по установке радара AI Mark IV на "Бофайтер" Mk.IF. Самолет получил характерную антенну, названную не иначе как "лук и стрелы", в носовой части и пару штыревых антенн приемника на обеих законцовках крыла. Индикатор радара был установлен в кабине наблюдателя, ставшего теперь оператором. При наведении на цель он давал пилоту команды по внутренней связи, задавая ему направление и дальность цели, а также ее курс.

В ночь с 4 на 5 сентября 1940 года первый вылет на перехват совершил "Бофайтер" Мк.I R2059, приписанный к FIU. А 17-18 сентября состоялся первый ночной вылет Beaufighter из строевой эскадрильи RAF, когда был поднят на перехват самолет с бортовым номером R 2077, но тогда не было обнаружено ни одного самолета противника. 25 октября "Бофайтер" из 219-й эскадрильи одержал первую подтвержденную ночную победу (без использования радара). А ночью 19 ноября радар AI помог сбить вражеский самолет в первый раз. За последующие полгода, оснащенные радаром "Бофайтеры", смогли сбить еще двенадцать самолетов.

Beaufighter Mk.IF

Beaufighter Mk.IF

Четыре эскадрильи получили самолеты Beaufighter в варианте ночного истребителя, которые первоначально предназначались в первую очередь для проверки эффективности радара AI. Кроме 29-й эскадрильи, машины также получили 25-я, 219-я и 604-я эскадрильи. Позднее, 8 сентября, первый "Бофайтер" Mk.IF поступил на вооружение 600-й эскадрильи - специализированного подразделения ночных истребителей.

7 декабря 1940 года была закончена постройка сотого "Бофайтера", а 10 мая 1941 года был выпущен двухсотый самолет.

Beaufighter Mk.IC

Тем временем RAF и Бристоль искали новые предназначения для "Бофайтера". Новый этан войны с нацисткой Германией начался с ряда дневных полетов бомбардировщиков и истребителей на цели в оккупированной Европе. Самолет "Бофайтер" идеально подходил на роль дальнего истребителя, способного наносить удары по вражеским базам и кораблям до Норвегии. Дополнительные топливные баки, размещенные в крыле вместо пулеметов, были испытаны на Beaufighter Мk.I R 5152. С целью облегчить навигацию при продолжительных полетах над морем, в задней кабине установили штурманский столик с соответствующими инструментами, а вместо кино-фотопулемета поместили антенну радиокомпаса.

Beaufighter Mk.IC

Построили серию из восьмидесяти "береговых" (Coastal) "Бофайтеров" Мk.I. На эти самолеты были установлены 189-литровые топливные баки от "Веллингтона", размещенные по временной схеме на полу кабины между отсеками пушек. Стандартные крыльевые топливные баки были готовы несколько позже. В конце марта 1941 года первые "Бофайтеры" Мk.IC (C - от Coastal Command - Береговое Командование) поступили на вооружение 252-й эскадрильи, которая достигла состояния боеготовности в конце марта 1941 года. "Бофайтеры" дебютировали на службе Береговою Командования, уничтожив 16 апреля Fw 200. В дальнейшем круг их задач и номенклатура используемого вооружения только расширялись. В июне 1941 года 143-я эскадрилья стала вторым подразделением "Бофайтеров" Берегового Командования, для которого эти самолеты были очень важными. И Бристоль стала дорабатывать планер для того, чтобы расширить возможности самолета при атаке морских целей, оставив за ним литеру "С" в обозначении.

Литера "F" использовалась в обозначении всех Beaufighter, предназначенных для Истребительного Командования (Fighter Command).

После того, как обострилась ситуация на Средиземноморском ТВД, в мае 1941 года 252-я эскадрилья была передислоцирована на Мальту, за ней последовали 272-я эскадрилья с Mk.IC и 46-я и 89-я эскадрильи ночных истребителей. На Мальте 252-я эскадрилья сопровождала конвои и оказывала поддержку войскам в ходе Сирийской кампании. Когда подразделение перебазировалось в Египет, его пилоты одержали первую воздушную победу 24 июля.

Устойчивость "Бофайтера" оставалась недостаточной и Бристоль продолжала искать пути устранения недостатка. Один из Мk.I R 2268 получил двухкилевое оперение с увеличенной хордой, а другой самолет - R 2057 - горизонтальное оперение, имевшее поперечное V в 12°, это решение было признано наиболее эффективным и принято в качестве стандарта для серийных Beaufighter. Самолет доказал свою пригодность в роли ночного истребителя и противолодочного самолета, его также пробовали в качестве разведчика и штурмовика, полагаясь на мощное вооружение. Тогда самолет еще не мог нести бомбы и неуправляемые ракеты, но батарея из тяжелых пушек на борту делала его грозным противником для наземных целей.

"Бофайтеры" Мk.I состояли на вооружении двадцати восьми эскадрилий RAF на различных ТВД, и в общей сложности было построено 954 самолета этой модификации.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме