Фокке-Вульф Fw 200
10 августа 1938 года самолет, управляемый флюгкапитанами Хенке и фон Моро взлетел с берлинского аэродрома Темпелгоф и совершил знаменательный перелет до нью-йоркского аэропорта Флойд Беннетт. Ветер был встречный, но самолет преодолел 6558 км за 24 часа 55 минут. А обратно - за 19 часов 47 мин. Средняя скорость самолета составила 330 км/ч, что вдвое превышало этот показатель обычных сухопутных самолетов Имперской авиакомпании.
Содержание
Фокке-Вульф Fw 200
Варианты самолета

Немецкий дальний многоцелевой самолет Focke-Wulf Fw 200

Fw 200

Немцы, тщательно планируя Вторую мировую войну как молниеносную, не предполагали, что она может затянуться на годы. В многочисленных рядах люфтваффе отсутствовали тяжелые бомбардировщики дальнего действия и трансокеанские разведчики. В какой-то мере причиной тому стала кончина в 1936 году генерала Вевера, вместо которого на пост начальника штаба люфтваффе был назначен Кесселринг. Главной политикой тогдашнего командования ВВС было сосредоточение усилий на двухмоторных тактических бомбардировщиках. Поэтому в люфтваффе не проявили должного интереса к первому прототипу "Фокке-Вульфа" FW 200 VI, совершившему полет 27 июля 1937 года.

После переговоров между Куртом Танком, техническим директором бременской "Фокке-Вульф Флюгцойгбау", и советом директоров государственной авиакомпании "Дойче Люфтганза" весной 1936 года, FW 200 был признан лучшим транспортным самолетом в Европе, если не во всем мире. Какое-то время В конце концов Танк остановился на четырехмоторном самолете беспрецедентной дальности, способном совершить беспосадочный перелет через Северную Атлантику. Это выходило далеко за рамки возможностей любого когда-либо существовавшего коммерческого самолета.

fw200smoll

Самолет Фокке-Вульф, нажмите, чтобы увеличить

Главным требованием к машине была перевозка до 26 пассажиров при экипаже из пяти человек. На FW 200 были установлены четыре двигателя, первоначально импортируемые "Хорнеты" компании "Пратт-Уиттни" мощностью 652,5 кВт (875 л.с), каждый из которых вращал двухлопастные воздушные винты "VDM-Гамильтон". Самолет был аэродинамически "чистым", без лишних выступов на фюзеляже. Танк придавал большое значение уборке всех опор шасси вперед, чтобы оно могло выпускаться под действием собственного веса и запираться за счет силы лобового сопротивления.

Первый полет с самим Танком за штурвалом был очень успешным. FW 200 VI, еще не оборудованный мебелью и не покрашенный, имел по девять плексигласовых окон с каждой стороны кабины. Позднее он был зарегистрирован под номером D-AERE и назван "Саарландом" (Saarland) - под этим именем он вновь поступил в распоряжение Гитлера, а на фюзеляже появилась символика компании "Дойче Люфтганза". С самого начала программы Танк получил согласие совета директоров на изготовление трех прототипов и девяти серийных самолетов FW 200А-0, которые появились в очень короткое время. Кроме необходимости придания консоли крыла небольшой стреловидности, изменения хвостовых поверхностей и замены двигателей "Хорнет" на лицензионные BMW 132 (в варианте 132G-1 мощностью 536,9 кВт, или 720 л.c.), потребовалось еще несколько модификаций. FW 200 V2 был поставлен "Дойче Люфтганзе", a FW 200 V3, названный D-2600 Иммельманн III (Immelmann III), долго служил в качестве личного самолета Гитлера. Два из девяти серийных FW 200А были проданы датской компании DDL и еще два - рио-де-жанейрской "Синдикате Кондор Лтда" (Syndicate Condor Ltda).

fw200

Полеты большой дальности

В начале 1938 года на FW 200 VI увеличили емкость топливной системы и переименовали в D-ACON "Бранденбург". Танк получил в Министерстве авиации регистрационный номер 200, и теперь VI стал обозначаться FW 200S (специальный). 10 августа 1938 года самолет под управлением флюгкапитанов Хенке и фон Моро взлетел с берлинского аэродрома Темпелгоф и совершил знаменательный перелет (со встречным ветром) до нью-йоркского аэропорта Флойд Беннетт, преодолев около 6558 км за 24 ч 55 мин. Обратный путь был проделан за 19 ч 47 мин, при этом средняя скорость 330 км/ч вдвое превышала скорость обычных сухопутных самолетов "Имперской авиакомпании". 28 ноября 1938 года этот же самолет с тем же экипажем совершил перелет в Токио через Басру, Карачи и Ханой. Общая продолжительность полета составила всего 46 ч 18 мин. На первом отрезке обратного пути у D-ACONa закончилось топливо, и он разбился недалеко от Манилы. FW 200 вызвал большой интерес в Японии.

fw200

Танку был убежден, что такая машина окажется полезной люфтваффе. Поэтому за основу им был взят FW 200 V10, прототип серии В, с увеличенным на 60% запасом топлива в фюзеляжных подкабинных баках и отсеком для размещения 2000 кг полезной нагрузки: фотоаппаратов, осветительных ракет, маркерных маяков, спасательных шлюпок и другого военного снаряжения, а также трех пулеметов MG 15 калибра 7,9 мм - одного в небольшой надфюзеляжной турели над задней кромкой крыла и двух других для стрельбы вперед и назад из подфюзеляжной гондолы, смещенной вправо. Бомбоотсек не предусматривался. Весной 1939 года неожиданно стало понятно, что успех гитлеровских авантюр не будет вечным и что в ближайшее время может разразиться война. Начальник штаба люфтваффе Йешоинек приказал оберст-лейтенанту Эдгару Петерсену, очень опытному летчику, сформировать авиаотряд для уничтожения кораблей в Атлантическом океане, на которые явные враги Германии - Франция и особенно Великобритания - будут делать ставку в грядущей войне. Проблема заключалась в отсутствии подходящего самолета - предназначенный для этой цели "Хейнкель" Не 177 был совершенно не готов к боевым операциям. Все надежды возлагались на FW 200V10.

Министерство авиации Германии было вынуждено в спешном порядке переделывать коммерческий транспорт в боевой. FW 200 не подходил на новую роль, поскольку был рассчитан на меньшие нагрузки и эксплуатацию в гражданских условиях. Теперь же ему предстояло взлетать с фронтовых аэродромов с плохим покрытием с большим запасом топлива и вооружения, а в бою каждый раз испытывать перегрузку при крутых разворотах или выводе из пикирования, и все это на малой высоте в плотной атмосфере.

fw200c0

Fw 200C-0

Сразу после начала войны поступил заказ на предсерийную партию из десяти FW 200С-0. Кроме того, в соответствии с договоренностью максимально возможное число самолетов серии В было модифицировано уже на сборочной линии. Четыре первых FW 200С-0 предназначались для транспортных целей. Остальные шесть FW 200С-0 частично усиленный планер и вооружение, состоявшее из трех пулеметов MG 15 - одного в малой (почти полусферической) турели за кабиной, одного в задней надфюзеляжной кабине с раскрывающимся колпаком и одного в заднем подфюзеляжном люке. Боевая нагрузка представляла собой четыре 250-килограммовые бомбы, две из которых подвешивались под увеличенными внешними гондолами, а две другие - на бомбодержателях на консолях крыла.

После FW 200С-0 появился FW 200С-1, который задумывался как окончательный вариант, но по-прежнему отличался слабой конструкцией, очень уязвимой топливной системой (особенно снизу), отсутствием брони, за исключением бронированной перегородки за креслом летчика, и множеством неудобств. Основные модификации в FW 200С-1 коснулись подфюзеляжной гондолы, смещенной, как и в FW 200 V-10, но удлиненной для размещения в ней вооружения (ранее она служила отсеком для цементной бомбы с баллистикой 250 кг авиабомбы,сбрасываемой для определения необходимой поправки при боевом бомбометании. В передней части гондолы имелась пушка MG FF калибра 20 мм с кольцевым прицелом, главным образом для борьбы со средствами ПВО вражеских кораблей. В задней части находился пулемет MG 15, заменивший прежний подфюзеляжный пулемет.

Боевой опыт

Обычно экипаж состоял из пяти человек: двух летчиков и трех стрелков, один из которых был инженером, а еще один - радистом-штурманом. Внутри самолета было много свободного места, и места всех членов экипажа могли обогреваться и освещаться, однако с самого начала экипажи были недовольны запасом прочности "Кондора" и недостатком вооружения. KG 40 была фактически единственным подразделением, эксплуатировавшим FW 200С. "Кондоров" постоянно не хватало. К моменту прекращения программы в феврале 1944 года было построено только 252 "Кондора" Fw 200С. Более того, вследствие сильного износа техники 40-я эскадра никогда не была полностью укомплектованной - в ее распоряжении редко бывало более 12 самолетов.

Первые операции против британских кораблей, которые начались 8 апреля 1940 года, 1-я эскадрилья 40-й бомбардировочной эскадры совершала с датских баз. В конце июня эскадра была переведена в Мериньяк, Бордо, который являлся главной базой до ее эвакуации осенью 1944 года. Сначала, в июле 1940 года, вклад "Кондоров" в нанесение ударов по Британии был скромным: обычно, широко охватывая запад Корнуэлла и Ирландии, они сбрасывали четыре бомбы и направлялись в Норвегию, чтобы вернуться через один-два дня. По меньшей мере два самолета были сбиты. Известен случай, когда британский летчик из 87-й эскадрильи, который уже израсходовал весь боезапас, неожиданно обнаружил "Кондора", направлявшегося прямо на Плимут, и осуществил его перехват с помощью фотопулемета. Начиная с августа "Кондоры" приступили к выполнению своих непосредственных задач, в течение двух месяцев потопив британские суда общим тоннажем 90 000 тонн. 26 октября они впервые заявили о себе, когда обер-лейтенант Бернхард Йопе и его экипаж обнаружили к юго-западу от Донегола корабль "Императрица Британии" водоизмещением 38 418 тонн. Их бомбы повредили лайнер, который затем был атакован торпедами с подводной лодки. 1-я эскадрилья 40-й бомбардировочной эскадры объявила, что на 9 февраля 1941 года ею потоплено судов общим тоннажем 363 000 тонн. К этому времени к ней присоединились еще две эскадрильи, и общее число машин достигло требуемых 36.

Зимой 1940/41 годов, Котбус поставил переходные модели FW 200С-2, главными усовершенствованиями которых были фестончатые внешние подвески двигательных гондол, усиленные для 300-литровых подвесных топливных баков, и подкрыльные держатели обтекаемой формы. Большими преимуществами обладал FW 200С-3, поднявшийся в воздух в феврале 1941 года. Путем существенного перепроектирования была предпринята попытка решить проблемы, связанные с прочностью конструкции, несмотря на дальнейшее увеличение веса самолета, однако она не увенчалась большим успехом. На этом варианте были установлены двигатели "BMW-Брамо" "Фафнир" 323R-2 с впрыском воды мощностью 894,8 кВт (1200 л.c.). Бомбовая нагрузка на каждой мотогондоле возросла до 500 кг, кроме того, в подфюзеляжных гондолах добавилось по двенадцать 50-килограммовых бомб SC 50. Передний надфюзеляжный блистер был заменен на турель FW 19 (для одного пулемета MG 15), еще два MG 15 предназначались для стрельбы через сдвижные лючки по бортам задней части фюзеляжа.Количество членов экипажа увеличилось до шести человек. И только в FW 200C-3/U1 оборонительное вооружение стало по-настоящему мощным: добавился пулемет MG 151/15 на передней турели HDL 151, а пушка MG FF была заменена на MG 151/20, однако наличие большой турели привело к снижению максимальной скорости на уровне моря с 305 до почти 275 км/ч.

В 1941 году было построено только 58 "Кондоров", включая FW 200C-3/U2, оснащенный сложным, но чрезвычайно точным бомбардировочным прицелом "Лофте" 7D, для которого под передней частью гондолы потребовалось сделать наплыв, а пушку заменить пулеметом MG 131 калибра 13 мм. В большинстве FW 200C-3/U2 вновь использовалась небольшая турель FW 19. Следом появился FW 200 C-3/U3, надфюзеляжное вооружение которого состояло из двух пулеметов MG 131 - одного на передней турели EDL 131 и второго, с ручным прицеливанием, в задней части фюзеляжа. В FW 200C-3/U4 был увеличен внутренний запас топлива, вследствие чего его максимальный вес составил 22 700 кг. Для усиленного корпуса самолета это была предельная нагрузка. Спаренные пулеметы были заменены на более мощные MG 131, однако вновь пришлось вернуться к турели FW 19.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Самолеты шестого и даже седьмого поколения
Российские смертоносные истребители седьмого поколения? Еще до завершения доводки малозаметного истребителя пятого поколения, Россия приступила к разработке самолетов шестого и даже...
Тяжелый истребитель Пе-3
Тяжелый истребитель Пе-3 Про программу тяжелого барражирующего истребителя с мощным вооружением и большим радиусом действия руководство советских ВВС вспомнило лишь после...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме