Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет поля боя Вестленд "Лайсандер"
Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск Вестленд Лайсандер был легко узнаваем благодаря высокорасположенному крылу и еще одному крылу, очень короткому, прикрепленному к главным стойкам шасси и предназначенному для подвески вооружения и груза. Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине. Самолет оснащался звездообразным двигателем Bristol Mercury. Первый из двух опытных образцов поднялся в воздух 15 июня 1936 года. За испытаниями последовал заказ на 144 машины. К моменту прекращения производства было построено 1652 самолета.
Содержание
Самолет поля боя Вестленд "Лайсандер"
Боевое применение

Самолет взаимодействия 

многоцелевой самолетНаименование "Lysander" было взято для проекта Westland Р.8 из-за практики Министерства авиации давать в 1930-х годах самолетам взаимодействия "классические" имена. Неординарный политик и воин, Лизандер направлял спартанцев к победе в Пелопоннеской войне против афинян, примерно в 400 году до нашей эры. Но в наше время гораздо большее число людей знают именно самолет под именем "Lysander", чем Лизандера, сына Аристокрита. В качестве самолета, "Lysander" занимает уникальное место в истории английской авиации и во времена Второй мировой войны в частности. Концепция взаимодействия с армией глубоко укоренилась в довоенной авиации как прямое продолжение той роли, которую она играла перед и во время первой мировой войны - роль "глаз с неба", которые видят то, что враг старается скрыть и помогают своим собственным наземным силам атаковать его при помощи артиллерии или другого оружия.

Многие ранние типы английских самолетов предназначались исключительно для этой роли, как, например, AW "Atlas". Затем последовал период, когда эскадрильи взаимодействия с армией получали больше приспособленных, чем специализированных конструкций. Бипланы "Audax" и "Hector" фирмы Hawker были вариантами дневного бомбардировщика "Hart", а Fairey IIIF и Fairey "Gordon" (использовавшиеся в первую очередь в Индии) были самолетами общего назначения.

Техническое задание А.39/34, ходившее по авиационным предприятиям в конце 1934 года, по замыслу должно было дать эскадрильям взаимодействия более современный самолет, сконструированный исключительно для их нужд. Это предполагало хорошие характеристики на малых скоростях полета для визуальной разведки передвижений наземных войск, способность садиться и взлетать с небольших площадок в армейских частях и оборудование крюком для подхвата донесений, фотокамерами, радиостанцией и наличие небольшой бомбовой нагрузки.

Результатом явился самолет, который летел над вражеской территорией со скоростью лишь чуть быстрее 370 км/ч, хотя его прототип появился восемь месяцев спустя после того, как "Spitfire" приступил к летным испытаниям. Поэтому, когда "странная война" во Франции в 1940 году переросла в реальный конфликт, эскадрильи "Lysander", поддерживавшие наземные войска союзников, стали легкой добычей для люфтваффе. Вся концепция взаимодействия с армией была пересмотрена и эту функцию начали выполнять оборудованные фотокамерами тактические истребители, подобные "Mustang" Mk.I.

самолет взаимодействия

Многоцелевой самолет Westland Lysander 

Но все это было далеко в будущем, когда Westland Aircraft получила удобную возможность предложить свой проект по заданию А.39/34. Компания находилась в Еовиле, и была основана фирмой Petters Ltd. примерно 20 лет назад. Она создала значительное количество конструкций самолетов, включая необычно большую долю монопланов. Проект 1934 года создавался под руководством В.Петтера, сына основателя компании. Задание А.39/34 дало ему удобную возможность ввести несколько необычных аэродинамических конструктивных усовершенствований. Перед выбором окончательного варианта проекта шеф-пилот Westland Х.Пенроуз и другие сотрудники фирмы посетили эскадрильи взаимодействия с армией. изучая взгляды летчиков на управляемость, летные характеристики, техническое обслуживание и другие вопросы. Однако, как сказал Пенроуз, "среди летчиков не выявилось единого мнения" обо всем, кроме предпочтения неограниченного обзора вперед и вниз. Это, во всяком случае, хорошо совпадало с опытом, полученным фирмой Westland. Не менее шести предварительных проектов Р.8 отличались высоко расположенным подкосным крылом, широким фюзеляжем, в передней части которого стоял мотор "Mercury" к неубирающимся шасси в раковинообразных обтекателях. Два члена экипажа сидели друг за другом под длинным фонарем "оранжерейного" типа, который обеспечивал хороший всесторонний обзор. Требование обзора привело к своеобразной форме крыла в плане - крыло сужалось к центру по передней кромке, так что пилот сидел перед крылом. Хорда увеличивалась примерно до середины размаха крыла, а затем крыло сужалось по задней кромке и завершалось округлыми законцовками. Это давало крылу относительно большое удлинение; размах был 15,24 м, а полная площадь крыла 24,15 м2

полет самолета

Самолет взаимодействия Westland Lysander заходит в пике

Конструкция крыла основывалась на одном дюралюминиевом главном лонжероне, представлявшим собой D-образный носок крыла, работавший на кручение, и вспомогательном трубчатом лонжероне, проходившем сзади. Каркас стоек шасси состоял из одной пустотелой дюралевой балки прямоугольного сечения, имевшей форму подковы, несшей на своих концах колеса "Douty" с внутренней амортизацией. Отливки из электрона, использованные в этой подкове, были одними из самых больших таких отливок, применявшихся во время второй мировой войны. Они часто оставались целы, даже когда остальная остальная конструкция разрушалась и катастрофе. Подкосы крыла кренились к верхней части балки шасси в месте ее выхода за пределы фюзеляжа. К шасси были прикреплены небольшие крылышки для подвески бомб и других предметов. Обтекатели колес давали удобное место для размещения двух 7,7-мм пулеметов "Browning", предназначенных для обстрела наземных целей. Третий пулемет (Lewis или Vickers К) того же калибра стоял на шкворне в задней кабине, фонарь которой сдвигался назад по фюзеляжу, позволяя выставить этот пулемет. Основная часть фонаря над кабиной пилота тоже сдвигалась назад, обеспечивая выход в аварийной ситуации также, как и дополнительную вентиляцию в жаркие дни.

модель самолета

Фотография модели британского самолета периода Второй мировой войны Westland Lysander

Первый из двух опытных образцов "Lysander" поднялся в воздух 15 июня 1936 года За испытаниями последовал заказ на 144 машины. Самолет непосредственной поддержки сухопутных войск Вестленд Лайсандер был легко узнаваем благодаря высокорасположенному крылу и еще одному крылу, очень короткому, прикрепленному к главным стойкам шасси и предназначенному для подвески вооружения и груза. В плане каждое полукрыло имело довольно необычную ромбовидную форму. Передней кромке центроплана придали отрицательную стреловидность. Это ухудшало аэродинамику, зато давало хороший обзор пилоту, голова которого находилась как раз перед крылом. Девятицилиндровый двигатель Bristol "Mercury" ("Меркурий") XII крепился к мотораме из стальных труб и закрывался капотом NACA, состоящим из двух полуцилиндрических съемных панелей. Капот вплотную прилегал к двигателю, и на нем имелись характерные полукаплевидные выколотки, закрывавшие коромысла клапанов цилиндров. Позже, когда большое количество таких моторов потребовалось для производства бомбардировщиков "Blenheim", "Lysander" подобрали двигатель Bristol Perseus XII ("Персей"), мощностью 905 л.с. (666 кВт). Эта также девятицилиндровая "звезда" имела бесклапанное распределение, из-за чего выколотки-обтекатели коромысел клапанов исчезли с капота. Версии Mk.III и Мк.IIIА имели двигатель "Mercury" XX мощностью 870 л.с. (640 кВт).

многоцелевой самолет

Английский военный самолет Westland Lysander

Конструкция фюзеляжа представляла собой традиционную структуру из шпангоутов и стрингеров из легкого сплава, но в верхней части шпангоуты и стрингеры были деревянными. Передняя часть фюзеляжа имела металлическую обшивку, а задняя была обтянута полотном. Длинный телескопический крюк для подъема донесений с земли размешался под фюзеляжем, слегка смещенный вправо. Под задней частью фюзеляжа можно было подвесить держатели для мелких бомб. Бомбовый прицел стоял на полу в задней кабине и обслуживался стрелком-наблюдателем, также как и вертикальная фотокамера. При расчетном взлетном весе около 2653 кг (максимально допустимая цифра была 3402 кг) А.39/34 от Westland имел относительно большую нагрузку на крыло. Для того, чтобы достигнуть требуемых характеристик пробега и разбега ("Lysander" фактически был настоящим самолетом УВП, появившимся задолго до возникновения самого этого термина) па крыле по всему размаху стояли автоматические предкрылки, а на внутренних частях крыла были размешены щелевые закрылки, взаимо­действующие с верхними секциями предкрылков. Закрылки и рули были обтянуты полотном, также как и крыло за задним лонжероном.

боковая проекция самолета

Британский многоцелевой самолет Westland Lysander вид сбоку

Экипаж из двух человек размещался в закрытой кабине. В задней кабине пулемет был установлен на выдвижной шкворневой установке фирмы "Фэйри", в походном положении он убирался. Главный недостаток этой стрелковой точки - большая "слепая зона" за гаргротом, откуда "Lysander" можно было атаковать совершенно безнаказанно. Позже, на модификациях Mk.III и Мк.IIIА стрелку вручили спарку пулеметов "Браунинг" того же калибра, но с ленточным питанием. Огневая мощь возросла примерно вдвое, однако "слепая зона" естественно не изменилась, и "Lysander" по-прежнему оставался легкой добычей для вражеских истребителей. На основе собранного материала было решено, что самолет будет высокопланом для обеспечения широкого поля обзора вперед и вниз, а также иметь крыло большого размаха с предкрылками и закрылками для обеспечения устойчивости и хороших взлетно-посадочных характеристик. Машину сделали однодвигательной и оборудовали прочным неубираемым шасси для упрощения конструкции и облегчения эксплуатации. Неубираемое шасси уже тогда выглядело анахронизмом, но в остальном самолет был создан по последнему слову авиационной науки и техники.

верхняя проекция самолета

Британский самолет взаимодействия Westland Lysander вид сверху

Для крыла выбрали однолонжеронную схему с металлическим каркасом. Лонжерон представлял собой прямоугольную трубу, склепанную из гнутых дюралевых профилей. Такая конструкция хорошо работала как на изгиб, так и на кручение. Носок крыла от передней кромки до лонжерона имел работающую дюралевую обшивку, что усиливало жесткость на кручение и давало возможность установить автоматические предкрылки. Остальная часть крыла покрывалась полотном. Вспомогательный лонжерон круглого сечения проходил в задней части крыла и служил для подвески элеронов и закрылков. Рядовые нервюры ферменной конструкции собирались из дюралевых профилей и косынок. Силовые нервюры штамповались из дюралевого листа. Дополнительную жесткость крылу придавали перекрестные внутренние расчалки. Элероны и закрылки имели аналогичную крылу конструкцию с одним лонжероном, дюралевым носком и полотняной обшивкой остальной части. Предкрылок целиком клепали из дюраля. При выпуске закрылков на определенный угол элероны синхронно отклонялись вниз, что улучшало несущие свойства крыла при взлете и посадке. Система управления механизацией и элеронами выполнялась тросовой проводкой. В плане каждое полукрыло имело довольно необычную ромбовидную форму. Передней кромке центроплана придали отрицательную стреловидность. Это ухудшало аэродинамику, зато давало хороший обзор пилоту, голова которого находилась как раз перед крылом. Крыло поддерживалось V-образными подкосами, выполненными из стальных труб, скрытых под дюралевыми обтекателями каплевидного сечения. Задняя кромка центроплана была перпендикулярна продольной оси самолета, а внешняя часть крыла имела сужение, за счет отрицательной стреловидности задней кромки. В законцовках крыла помещались габаритные огни.

нижняя проекция самолета

Самолет периода Второй мировой войны Westland Lysander вид снизу

Силовой набор фюзеляжа собирался на болтах и заклепках из стальных труб и косынок. Для придания фюзеляжу обтекаемой овальной формы к каркасу крепились штампованные дюралевые дуги, игравшие роль шпангоутов, и стрингеры. Передняя часть фюзеляжа от капота мотора до спинки сиденья пилота обшивалась гладкими дюралевыми листами. Такую же обшивку имел хвостовой отсек. Между ними фюзеляж покрывался полотном. По правому борту сделали большую съемную панель, которая облегчала осмотр и обслуживание самолета. Дополнительные эксплуатационные лючки сделали также в других местах, особенно на нижней части фюзеляжа. Они служили для обслуживания систем и агрегатов, размещенных внутри фюзеляжа, установки фотоаппарата, спасательных средств и т.д.

Двигатель крепился к мотораме из стальных труб и закрывался капотом NACA, состоящим из двух полуцилиндрических съемных панелей. Капот вплотную прилегал к двигателю, и на нем имелись характерные полукаплевидные выколотки, закрывавшие коромысла клапанов цилиндров. За мотором следовала противопожарная перегородка, а далее - общая застекленная кабина пилота и летнаба. Для улучшения обзора кресло пилота приподняли над верхним срезом капота. Кресло регулировалось по высоте, но не имело бронеспинки. Кабина оснащалась системами обогрева и вентиляции.Она закрывалась большим фонарем, состоящим из трех частей. Боковые секции передней части фонаря состояли из трех подвижных панелей, соединенных шарнирами, что позволяло убирать их вниз, подобно тому, как сдвигаются боковые стекла в автомобилях. Верхняя крышка фонаря по направляющим сдвигалась назад. Таким образом можно было получить полностью открытую кабину.

Прямо в кабине, между сиденьями пилота и летнаба разместили большой протектированный топливный бак на 435 литров бензина. Конечно, летчики были не в восторге от такого опасного "соседа", но ничего лучшего конструкторы не придумали. Протектор бака затягивал до 30 пулевых прострелов, но, разумеется, не защищал от снарядов. Кабина наблюдателя закрывалась большим сдвижным фонарем, который мог откатываться назад, по направляющим, проложенным вдоль бортов фюзеляжа. Наблюдатель выполнял также функции штурмана, оператора АФА и стрелка-радиста. На "Лайсендерах" модификаций Mk.I и Mk.II для защиты задней полусферы летнаб располагал пулеметом "Льюис" Mk.III или "Виккерс К" винтовочного калибра с магазинным питанием. Боекомплект размещался в восьми двухрядных дисковых магазинах, по 97 патронов в каждом. Пулемет был установлен на выдвижной шкворневой установке фирмы "Фэйри". В походном положении он убирался под закабинный гаргрот фюзеляжа. Главный недостаток этой стрелковой точки - большая "слепая зона" за гаргротом, откуда "Лайсендер" можно было атаковать совершенно безнаказанно. Позже, на модификациях Mk.III и Мк.IIIА стрелку вручили спарку пулеметов "Браунинг" того же калибра, но с ленточным питанием. Огневая мощь возросла примерно вдвое, однако "слепая зона" никуда не делась, и "Lysander" по-прежнему оставался легкой добычей для вражеских истребителей.

Под фюзеляжем, с правой стороны, на шарнире крепилась откидная штанга с крюком для подхвата грузов с земли. Для этого наземный персонал должен был натянуть бечевку с подвешенным на нее грузом между двумя шестами. Самолет, пролетая над шестами, подцеплял крюком бечевку и вместе с ней забирал груз. В варианте Mk.IHA (SD) из кабины наблюдателя убиралось оружие и часть приборного оборудования, а вместо них подвешивались простейшие сиденья-лямки для перевозки четырех пассажиров. По левому борту крепилась лесенка, окрашенная люминесцентной краской для удобства пользования ночью. Хвостовое оперение - обычной конструкции. Цельнометаллический киль выполнялся зацело с фюзеляжем. Стабилизатор мог менять свой установочный угол в полете, для чего у летчика имелся соответствующий штурвальчик. Рули имели металлический каркас, зашитый дюралем носок и полотняную обшивку остальной части. Они оснащались аэродинамической и весовой компенсацией. Проводка управления - с помощью жестких тяг.

Шасси трехколесное, классической схемы с хвостовым колесом. При его создании использовалось несколько необычных решений. Так, стойка основного шасси представляла собой полую стальную отливку в виде трубы квадратного сечения, имеющую форму арки. Сделать такую деталь было весьма не просто, но конструкторам и металлургам удалось добиться требуемого результата - стойка получилась легкой и прочной. До начала Второй Мировой войны это была крупнейшая в мире стальная отливка такого класса. Так как стойка была жесткой, амортизаторы пришлось размещать непосредственно внутри дисков колес. Для этого в них установили специальные ступицы, которые можно было разобрать на две половинки. Между этими половинками поместили масляно-воздушные амортизаторы. Колеса вращались на подшипниках скольжения и имели пневматические тормоза. Снаружи все это закрыли большими обтекателями, придававшими самолету весьма характерный вид. Размеры обтекателей были таковы, что в их передней кромке помещались крупные посадочные фары, а над колесом - курсовой пулемет "Браунинг" калибра 7,69-мм с боекомплектом в 500 патронов. Контейнеры с патронными лентами разместили позади стальной трубы-стойки. Хвостовое колесо "Lysander", было отлито из цельной резины, самоориентирующееся с масляно-воздушным амортизатором.

Над пулеметом, в месте изгиба стойки, были предусмотрели узлы для крепления дополнительного "крылышка" - пилона с бомбодержателями. Под каждый пилон можно было подвесить по шесть мелких девятикилограммовых бомбочек, либо две бомбы по 51 кг, либо одну 113-килограммовую. Взрыв девятикилограммовой бомбы класса НЕ (High Explosive) по разрушительному воздействию примерно соответствовал взрыву трехдюймового снаряда. Вместо бомб могли подвешиваться соответствующие по весу грузовые контейнеры, контейнеры с надувными лодками (при спасательных операциях над морем) или дополнительные топливные баки. Еще один съемный узел подвески на четыре девятикилограммовые бомбы крепился под днищем хвостовой части фюзеляжа, перед стабилизатором (решение, надо сказать, довольно необычное и смелое с точки зрения центровки).



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме