Истребитель Reggiane Re.2000
Итальянский истребитель Второй мировой войны Реджиане Re.2000 имел относительно неплохие характеристики, но плохой двигатель не позволили этому самолету быть производимым в массовых количествах. Однако, за рубежом машина пользовалась спросом, даже Британия сделала заказ в несколько сотен, но Вторая мировая война не позволила осуществить закупку.

Итальянский истребитель Второй мировой войны Реджиане Re.2000 (неофиц. - 'Falco I')

ИстребительОдноместный истребитель Reggiane Re.2000 серийно производился в Италии с мая 1940 года по декабрь 1941 года (в Венгрии по лицензии - до августа 1944 года), всего построено 382 самолета данного типа. Истребитель находился на вооружении ВВС Италии с августа 1941 года (до середины 1942 года), ВВС Венгрии - с июня 1940 года (отдельные самолеты эксплуатировались до 1945 года), а модификация для Швеции использовалась до 1955 года. Необходимо сразу отметить, что в обозначении самолета Re.2000 название "Фалько" не являлось официальным - это было фирменное наименование, которое в Regia Aeronautica не использовалось, т.к. совпадало с именем другого итальянского истребителя Fiat CR.42 Falco.

Фирма Officine Meccaniche Reggiane S.A., завод которой располагался в Реджио-Эмилии, начала свою работу в самолетостроении в период Первой мировой войны с постройки лицензионных бомбардировщиков фирмы "Капрони". В 1935 году она вошла в состав фирмы "Капрони", первой ее продукцией стал рекордный самолет Са.405, параллельно выпускались лицензионные бомбардировщики "Пьяджио" P.32bis и "Савойя-Маркетти" S.M.79. Кроме того, вначале предполагалось купить лицензию на производство американского истребителя Seversky, но как считал Капрони (Giovanni Battista Caproni), этот самолет не имел перспектив развития, а значит, приобретать лицензию не имело смысла. В итоге, было решено спроектировать собственный истребитель, а задачу эту поручили Р. Лонги (Roberto Longhi) и А. Алессио (Antonio Alessio).

Прототип Re.2000

Прототип Re.2000

Прототип Re.2000

Еще несколько фотографий
Прототип Re.2000 Прототип Re.2000
Прототип Re.2000 Прототип Re.2000
Нажмите на фото для увеличения

Поскольку у Роберто Лонги был опыт конструкторской работы в США, то в самом облике машины можно легко обнаружить черты самолета Seversky P-35. Специалисты "Реджиане" постарались максимально улучшить аэродинамику машины. Прежде всего, отказались от полуубираемых основных стоек шасси, сделав их убираемыми в крыло назад по направлению полета с поворотом на 90° (схема Кертисса). Хвостовое колесо также убиралось. Кроме того, разработчики уменьшили высоту фонаря кабины, сделали более обтекаемым капот. Расчеты показывали, что ожидаемое увеличение скорости должно составить не меньше 50 км/ч, если сравнивать с американским самолета.

ВВС Швеции

Капрони Джованни БатистаДля справки. Капрони Джованни Батиста (1886-1957) - итальянский авиаконструктор и промышленник. Окончил политехнический институт в Мюнхене (Германия, 1907), изучал электротехнику в Льеже (Бельгия). В 1908 построил свой первый биплан, в 1910 основал самолетостроительную фирму. В годы Первой мировой войны фирма выпускала тяжелые бомбардировщики с двумя и тремя поршневыми двигателями. В 1920-30-е годы разрабатывались в основном военные самолеты, и кроме того был создан ряд опытных самолетов с рекордными характеристиками. 27 августа 1940 состоялся первый полет экспериментального самолета Капрони-Кампини № 1, одного из первых реактивных самолетов. В годы Второй мировой войны под руководством Капрони шло массовое производство военных самолетов. В начале 40-х гг. Капрони принадлежали или находились под его контролем около 20 фирм, а его основная фирма существовала до 1950 года.

Истребитель Reggiane Re.2000

24 мая 1939 года совершил полет прототип Re.2000 и испытания полностью подтвердили надежды конструкторов. Самолет Reggiane продемонстрировал превосходство в скорости и скороподъемности во время сравнительных испытаний с Fiat G.50 Freccia и Macchi MC.200 Saetta. А позже, в проведенных учебных боях с самолетом люфтваффе Messerschmitt Bf.109E, итальянский Re.2000 показал значительно лучшую маневренность. Но 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC.40 самолета Reggiane Re.2000 был недоведенным, работал с перебоями; в литературе упоминается случай, когда в ходе испытаний двигатель потерял один цилиндр. Примененные на самолете интегральные топливные баки в центроплане исключали возможность их протектирования, а следовательно, снижалась живучесть. По этим причинам Министерство авиации отказалось от массовых закупок Re.2000 и для Regia Aeronautica выпустили (с учетом прототипов) только 28 машин. Более значительный успех Reggiane Re.2000 получил на внешних рынках. Стоит упомянуть и тот факт, что Великобритания в январе 1940 года заказала 300 таких самолетов. Хотя поставки итальянской авиатехники в Великобританию так и остались не реализованными.

Истребитель Reggiane Re.2000

Техническое описание

Reggiane Re.2000 был одномоторным цельнометаллическим одноместным низкопланом, применявшимся в качестве перехватчика и дальнего истребителя. Учитывая изначальные ограничения имеющейся силовой установки и неудовлетворительным режимом работы двигателя P.XI RC40 с сомнительными характеристиками, Re.2000 являлся компактной и сбалансированной конструкцией, аэродинамически чистой после тщательной продувки в отделении "Капрони" в Милан-Тальедо, с современной рациональной работающей обшивкой. Фюзеляж - дюралевый полумонокок. Фонарь кабины пилота имел сдвижную назад часть, аварийно сбрасываемую в полете, а большая площадь остекления давала почти неограниченный круговой обзор. Re.2000 был оснащен кислородным оборудованием, радиостанцией В.30 и отсеком для фотокинопулемета.

Reggiane Re.2000 Истребитель Reggiane Re.2000
Модификции истребителя
Нажмите на изображение для увеличения

В длинном закабинном гаргроте за креслом пилота у самолетов 1-й серии были два длинных застекленных окна, которые у самолетов позднейших серий были закрыты дюралевыми панелями с характерным подштамповками. Капот NACA, оснащенный гидравлически управляемыми створками (юбкой), плотно закрывал мотор Piaggio P.XI RC.40 (840 л.с. на уровне моря и 985 л.с. на 4000 м), установленный на машинах 1-й серии. На остальных вариантах был установлен двигатель P-XIbis RC-40 с увеличенной на 20 л.с. мощностью. Трехлопастный винт изменяемого шага "Пьяджо" Р-1001 диаметром 3100 мм имел электрический привод установки угла атаки лопастей.

В полуэллиптическом крыле использовали модифицированный профиль N.38. Характерной особенностью крыла была многосекционная структура с работающей обшивкой и пятью лонжеронами. Элероны типа "Фрайз" имели статическую и динамическую балансировку, а сплошные закрылки были щелевыми. Крыло состояло из пяти монтажных частей: центроплана с встроенными топливными баками и узлами навески шасси по бокам, двух консолей с узлами навески и проводкой управления элеронами и закрылками и двух законцовок. Оперение цельнометаллической конструкции имело металлическую обшивку киля и неподвижных частей стабилизатора и полотняную обшивку рулей. Все рули были снабжены триммерами, управляемыми в полете.

Re.2000 Catapultabile Re.2000 Catapultabile
Кликните на фото, чтобы увеличить

Стрелковое вооружение включало два синхронных пулемета SAFAT калибра 12,7-мм с ленточным питанием, размещенными в фюзеляже над двигателем. Прицел типа "Сан Джоржио". Самолеты Re.2000 можно было оборудовать двумя бомбосбрасывателями с ручным или пневматическим управлением на центроплане. Под центроплан, на узлы подвески на первом и пятом лонжеронах, можно было подвесить контейнер с противопехотными бомбами, сбрасываемыми поодиночке или сериями по четыре, восемь или шестнадцать штук.

Реджиане Re.2000

Основные характеристики самолетов

Re.2000

  Re.2000
Двигатель, тип Piaggio P.XI
RC40
мощность, л.с. 985
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 7,99
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг  
пустого самолета 2080
взлетная 2550
Максимальная скорость, км/ч - на высоте, м 530
Время набора высоты 6000 м, мин, с 6 '10"
Практический потолок, м 11 200
Дальность полета, км 1100

Re.2000GA

  Re.2000GA
Двигатель, тип Piaggio P.XIbis
RC40
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 7,99
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг  
пустого самолета 2090
взлетная 2850
Максимальная скорость, км/ч - на высоте, м 525 - 5000
Время набора высоты 6000 м, мин, с 7'45"
Практический потолок, м 10000
Дальность полета, км 2000

Хейя II

  "Хейя II"
Двигатель, тип Weiss Manfréd
WMK-14B
мощность, л.с. 1085
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 8,39
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг  
пустого самолета 2070
взлетная 2520
Максимальная скорость, км/ч - на высоте, м 535 - 6000
Время набора высоты 6000 м, мин, с 6'
Практический потолок, м 9200
Дальность полета, км 680

Re.2000

Из основных модификаций самолета можно назвать:

  • Re.2000 - базовый вариант с двигателем P.XI RC40 (985 л.с.). Вооружение включало два 12,7-мм пулемета SAFAT. Поставлено 5 самолетов;
  • Re.2000GA - вариант с увеличенной дальностью полета. Двигатель Piaggio P.XIbis RC40 (1000 л.с.). Вооружение как у базового варианта. Запас топлива увеличен с 640 до 980 л. В 1941 году построено 12 самолетов, а также в этот вариант переоборудовали три Re.2000;
  • Re.2000 Catapultabile - корабельный истребитель, приспособленный для запуска с катапульт крейсеров и линкоров (посадка предусматривалась на береговые аэродромы - самолет имел колесное шасси). Силовая установка и вооружение - как у Re.2000GA. В 1941-1942 гг. построено 2 прототипа и 8 серийных самолетов;
  • J20 - модификация для ВВС Швеции. Двигатель P.XIbis, вооружение - два 12,7-мм синхронных пулемета. В ноябре 1940 года заказано 60 самолетов, их поставки начались в мае 1941 года;
  • "Хейя I" ("Ястреб") - вариант для ВВС Венгрии, который отличался от Re.2000 только радиооборудованием. В декабре 1939 года заказано 70 самолетов. Поставки, начались в мае 1940 года, но затянулись до 1942 года. Последние самолеты получили бронеспинки и дополнительные фюзеляжные 100-литровый топливные баки;
  • "Хейя II" - лицензионный вариант производства венгерской фирмы MAVAG. Оснащен двигателем WMK-14B (1085 л.с.), который выпускался по лицензии (т.е. французский "Гном-Рон"). Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов "Данувиа Гебауэр" GKM. С 25-й машины вместо интегральных баков использовали комплект из 22-х малых вкладных баков емкостью 20-25 литров каждый. Первый серийный "Хейя II" облетали 30 октября 1942 года. До 11 октября 1944 года выпущено 183 самолета, еще 4 (или 5) готовых машины были уничтожены на аэродроме в связи с приближением войск СССР. Три самолета в опытном порядке были переоборудованы в пикирующие бомбардировщики.

Эксплуатация

Самолеты Re.2000 в Regia Aeronautica проходили опытную эксплуатацию ("Sezione Sperimentale") в 74-й эскадрилье 23-й отдельной группы. Re.2000GA в августе 1941 года поступили на вооружение 377-й отдельной эскадрильи, прикрывавшие конвои в Средиземном море. Re.2000 Catapultabile использовались в качестве корабельных самолетов. Когда 9 сентября 1943 года, после капитуляции Италии, итальянский флот шел на Мальту, два Re.2000 находилось на линкоре "Витторио Венето" (Vittorio Veneto) и по одному - на "Рома" (Roma) и "Италия" (Italia). Соединение было атаковано бомбардировщиками люфтваффе. Самолет "Ромы" пошел ко дну вместе с линкором, машина "Италии" была повреждена близким разрывом бомбы и сброшена за борт. Один из двух самолетов "Витторио Венето" был катапультирован, но разбился при посадке на береговом аэродроме. Единственную уцелевшую машину впоследствии переоборудовали в двухместную и использовали в качестве курьерского самолета.

Re.2000

На фото: самолеты Второй мировой
Reggiane RE 2000 Подготовка запуска
Reggiane RE 2000 Reggiane RE 2000
'Кликните' на фотографию для увеличения

В ВВС Швеции самолеты J20 поступили на вооружении флотилии F10. Кроме того, в Швеции применялись и американские прообразы Re.2000 (истребители ЕР-1-106). Шведские пилоты считали, что Re.2000 значительно лучше, нежели самолет США. Однако, у наземного персонала были значительные трудности с двигателями и синхронизаторами. До мая 1945 года по различным причинам разбилось 16 шведских J20, а еще 18 получили повреждения.

ВВС Венгрии с августа 1941 года до начала 1943 года применяли "Хейя I" на Восточном фронте. Самолет показал себя слабо пригодным к эксплуатации на полевых аэродромах, однако, венгерские летчики добились ряда побед: например, Имре Панчель 29, 30 и 31 октября 1941 года сбил по одному Ил-2. Были потери и на "Хейя I", так, 18 августа 1942 года разбился сын регента Венгрии Иштван Хорти. В последние месяцы фронтовой службы, зимой 1942-43 года, было потеряно 10 "Хейя I". А самолеты "Хейя II" на Восточный фронт не попали, в тот период венгерские летчики пересели на Messerschmitt Bf.109. "Хейя II" эксплуатировались в учебных частях, а также в системе ПВО.

Венгерские истребители

Источники:

  • Reggiane Re.2000 [Aircraft Profile 123];
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • Storia degli Aerei Reggiane Gruppo Caproni. Il Caccia Re.2000 & Il Caccia Re.2001;
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме