|
Истребитель Reggiane Re.2000
|
Итальянский истребитель Второй мировой войны Реджиане Re.2000 имел относительно неплохие характеристики, но плохой двигатель не позволили этому самолету быть производимым в массовых количествах. Однако, за рубежом машина пользовалась спросом, даже Британия сделала заказ в несколько сотен, но Вторая мировая война не позволила осуществить закупку.
Итальянский истребитель Второй мировой войны Реджиане Re.2000 (неофиц. - 'Falco I')
Одноместный истребитель Reggiane Re.2000 серийно производился в Италии с мая 1940 года по декабрь 1941 года (в Венгрии по лицензии - до августа 1944 года), всего построено 382 самолета данного типа. Истребитель находился на вооружении ВВС Италии с августа 1941 года (до середины 1942 года), ВВС Венгрии - с июня 1940 года (отдельные самолеты эксплуатировались до 1945 года), а модификация для Швеции использовалась до 1955 года. Необходимо сразу отметить, что в обозначении самолета Re.2000 название "Фалько" не являлось официальным - это было фирменное наименование, которое в Regia Aeronautica не использовалось, т.к. совпадало с именем другого итальянского истребителя Fiat CR.42 Falco.
Фирма Officine Meccaniche Reggiane S.A., завод которой располагался в Реджио-Эмилии, начала свою работу в самолетостроении в период Первой мировой войны с постройки лицензионных бомбардировщиков фирмы "Капрони". В 1935 году она вошла в состав фирмы "Капрони", первой ее продукцией стал рекордный самолет Са.405, параллельно выпускались лицензионные бомбардировщики "Пьяджио" P.32bis и "Савойя-Маркетти" S.M.79. Кроме того, вначале предполагалось купить лицензию на производство американского истребителя Seversky, но как считал Капрони (Giovanni Battista Caproni), этот самолет не имел перспектив развития, а значит, приобретать лицензию не имело смысла. В итоге, было решено спроектировать собственный истребитель, а задачу эту поручили Р. Лонги (Roberto Longhi) и А. Алессио (Antonio Alessio).
Прототип Re.2000
Еще несколько фотографий
|
|
|
|
Нажмите на фото для увеличения |
Поскольку у Роберто Лонги был опыт конструкторской работы в США, то в самом облике машины можно легко обнаружить черты самолета Seversky P-35. Специалисты "Реджиане" постарались максимально улучшить аэродинамику машины. Прежде всего, отказались от полуубираемых основных стоек шасси, сделав их убираемыми в крыло назад по направлению полета с поворотом на 90° (схема Кертисса). Хвостовое колесо также убиралось. Кроме того, разработчики уменьшили высоту фонаря кабины, сделали более обтекаемым капот. Расчеты показывали, что ожидаемое увеличение скорости должно составить не меньше 50 км/ч, если сравнивать с американским самолета.
Для справки. Капрони Джованни Батиста (1886-1957) - итальянский авиаконструктор и промышленник. Окончил политехнический институт в Мюнхене (Германия, 1907), изучал электротехнику в Льеже (Бельгия). В 1908 построил свой первый биплан, в 1910 основал самолетостроительную фирму. В годы Первой мировой войны фирма выпускала тяжелые бомбардировщики с двумя и тремя поршневыми двигателями. В 1920-30-е годы разрабатывались в основном военные самолеты, и кроме того был создан ряд опытных самолетов с рекордными характеристиками. 27 августа 1940 состоялся первый полет экспериментального самолета Капрони-Кампини № 1, одного из первых реактивных самолетов. В годы Второй мировой войны под руководством Капрони шло массовое производство военных самолетов. В начале 40-х гг. Капрони принадлежали или находились под его контролем около 20 фирм, а его основная фирма существовала до 1950 года.
24 мая 1939 года совершил полет прототип Re.2000 и испытания полностью подтвердили надежды конструкторов. Самолет Reggiane продемонстрировал превосходство в скорости и скороподъемности во время сравнительных испытаний с Fiat G.50 Freccia и Macchi MC.200 Saetta. А позже, в проведенных учебных боях с самолетом люфтваффе Messerschmitt Bf.109E, итальянский Re.2000 показал значительно лучшую маневренность. Но 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC.40 самолета Reggiane Re.2000 был недоведенным, работал с перебоями; в литературе упоминается случай, когда в ходе испытаний двигатель потерял один цилиндр. Примененные на самолете интегральные топливные баки в центроплане исключали возможность их протектирования, а следовательно, снижалась живучесть. По этим причинам Министерство авиации отказалось от массовых закупок Re.2000 и для Regia Aeronautica выпустили (с учетом прототипов) только 28 машин. Более значительный успех Reggiane Re.2000 получил на внешних рынках. Стоит упомянуть и тот факт, что Великобритания в январе 1940 года заказала 300 таких самолетов. Хотя поставки итальянской авиатехники в Великобританию так и остались не реализованными.
Техническое описание
Reggiane Re.2000 был одномоторным цельнометаллическим одноместным низкопланом, применявшимся в качестве перехватчика и дальнего истребителя. Учитывая изначальные ограничения имеющейся силовой установки и неудовлетворительным режимом работы двигателя P.XI RC40 с сомнительными характеристиками, Re.2000 являлся компактной и сбалансированной конструкцией, аэродинамически чистой после тщательной продувки в отделении "Капрони" в Милан-Тальедо, с современной рациональной работающей обшивкой. Фюзеляж - дюралевый полумонокок. Фонарь кабины пилота имел сдвижную назад часть, аварийно сбрасываемую в полете, а большая площадь остекления давала почти неограниченный круговой обзор. Re.2000 был оснащен кислородным оборудованием, радиостанцией В.30 и отсеком для фотокинопулемета.
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
В длинном закабинном гаргроте за креслом пилота у самолетов 1-й серии были два длинных застекленных окна, которые у самолетов позднейших серий были закрыты дюралевыми панелями с характерным подштамповками. Капот NACA, оснащенный гидравлически управляемыми створками (юбкой), плотно закрывал мотор Piaggio P.XI RC.40 (840 л.с. на уровне моря и 985 л.с. на 4000 м), установленный на машинах 1-й серии. На остальных вариантах был установлен двигатель P-XIbis RC-40 с увеличенной на 20 л.с. мощностью. Трехлопастный винт изменяемого шага "Пьяджо" Р-1001 диаметром 3100 мм имел электрический привод установки угла атаки лопастей.
В полуэллиптическом крыле использовали модифицированный профиль N.38. Характерной особенностью крыла была многосекционная структура с работающей обшивкой и пятью лонжеронами. Элероны типа "Фрайз" имели статическую и динамическую балансировку, а сплошные закрылки были щелевыми. Крыло состояло из пяти монтажных частей: центроплана с встроенными топливными баками и узлами навески шасси по бокам, двух консолей с узлами навески и проводкой управления элеронами и закрылками и двух законцовок. Оперение цельнометаллической конструкции имело металлическую обшивку киля и неподвижных частей стабилизатора и полотняную обшивку рулей. Все рули были снабжены триммерами, управляемыми в полете.
|
|
Кликните на фото, чтобы увеличить |
Стрелковое вооружение включало два синхронных пулемета SAFAT калибра 12,7-мм с ленточным питанием, размещенными в фюзеляже над двигателем. Прицел типа "Сан Джоржио". Самолеты Re.2000 можно было оборудовать двумя бомбосбрасывателями с ручным или пневматическим управлением на центроплане. Под центроплан, на узлы подвески на первом и пятом лонжеронах, можно было подвесить контейнер с противопехотными бомбами, сбрасываемыми поодиночке или сериями по четыре, восемь или шестнадцать штук.
Основные характеристики самолетов
|
Re.2000 |
Двигатель, тип |
Piaggio P.XI RC40 |
мощность, л.с. |
985 |
Размах крыла, м |
11,00 |
Длина самолета, м |
7,99 |
Высота самолета, м |
3,20 |
Площадь крыла, кв. м |
20,40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2080 |
взлетная |
2550 |
Максимальная скорость, км/ч - на высоте, м |
530 |
Время набора высоты 6000 м, мин, с |
6 '10" |
Практический потолок, м |
11 200 |
Дальность полета, км |
1100 |
|
Re.2000GA |
Двигатель, тип |
Piaggio P.XIbis RC40 |
мощность, л.с. |
1000 |
Размах крыла, м |
11,00 |
Длина самолета, м |
7,99 |
Высота самолета, м |
3,20 |
Площадь крыла, кв. м |
20,40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2090 |
взлетная |
2850 |
Максимальная скорость, км/ч - на высоте, м |
525 - 5000 |
Время набора высоты 6000 м, мин, с |
7'45" |
Практический потолок, м |
10000 |
Дальность полета, км |
2000 |
|
"Хейя II" |
Двигатель, тип |
Weiss Manfréd WMK-14B |
мощность, л.с. |
1085 |
Размах крыла, м |
11,00 |
Длина самолета, м |
8,39 |
Высота самолета, м |
3,20 |
Площадь крыла, кв. м |
20,40 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2070 |
взлетная |
2520 |
Максимальная скорость, км/ч - на высоте, м |
535 - 6000 |
Время набора высоты 6000 м, мин, с |
6' |
Практический потолок, м |
9200 |
Дальность полета, км |
680 |
Из основных модификаций самолета можно назвать:
- Re.2000 - базовый вариант с двигателем P.XI RC40 (985 л.с.). Вооружение включало два 12,7-мм пулемета SAFAT. Поставлено 5 самолетов;
- Re.2000GA - вариант с увеличенной дальностью полета. Двигатель Piaggio P.XIbis RC40 (1000 л.с.). Вооружение как у базового варианта. Запас топлива увеличен с 640 до 980 л. В 1941 году построено 12 самолетов, а также в этот вариант переоборудовали три Re.2000;
- Re.2000 Catapultabile - корабельный истребитель, приспособленный для запуска с катапульт крейсеров и линкоров (посадка предусматривалась на береговые аэродромы - самолет имел колесное шасси). Силовая установка и вооружение - как у Re.2000GA. В 1941-1942 гг. построено 2 прототипа и 8 серийных самолетов;
- J20 - модификация для ВВС Швеции. Двигатель P.XIbis, вооружение - два 12,7-мм синхронных пулемета. В ноябре 1940 года заказано 60 самолетов, их поставки начались в мае 1941 года;
- "Хейя I" ("Ястреб") - вариант для ВВС Венгрии, который отличался от Re.2000 только радиооборудованием. В декабре 1939 года заказано 70 самолетов. Поставки, начались в мае 1940 года, но затянулись до 1942 года. Последние самолеты получили бронеспинки и дополнительные фюзеляжные 100-литровый топливные баки;
- "Хейя II" - лицензионный вариант производства венгерской фирмы MAVAG. Оснащен двигателем WMK-14B (1085 л.с.), который выпускался по лицензии (т.е. французский "Гном-Рон"). Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов "Данувиа Гебауэр" GKM. С 25-й машины вместо интегральных баков использовали комплект из 22-х малых вкладных баков емкостью 20-25 литров каждый. Первый серийный "Хейя II" облетали 30 октября 1942 года. До 11 октября 1944 года выпущено 183 самолета, еще 4 (или 5) готовых машины были уничтожены на аэродроме в связи с приближением войск СССР. Три самолета в опытном порядке были переоборудованы в пикирующие бомбардировщики.
Эксплуатация
Самолеты Re.2000 в Regia Aeronautica проходили опытную эксплуатацию ("Sezione Sperimentale") в 74-й эскадрилье 23-й отдельной группы. Re.2000GA в августе 1941 года поступили на вооружение 377-й отдельной эскадрильи, прикрывавшие конвои в Средиземном море. Re.2000 Catapultabile использовались в качестве корабельных самолетов. Когда 9 сентября 1943 года, после капитуляции Италии, итальянский флот шел на Мальту, два Re.2000 находилось на линкоре "Витторио Венето" (Vittorio Veneto) и по одному - на "Рома" (Roma) и "Италия" (Italia). Соединение было атаковано бомбардировщиками люфтваффе. Самолет "Ромы" пошел ко дну вместе с линкором, машина "Италии" была повреждена близким разрывом бомбы и сброшена за борт. Один из двух самолетов "Витторио Венето" был катапультирован, но разбился при посадке на береговом аэродроме. Единственную уцелевшую машину впоследствии переоборудовали в двухместную и использовали в качестве курьерского самолета.
На фото: самолеты Второй мировой
|
|
|
|
'Кликните' на фотографию для увеличения |
В ВВС Швеции самолеты J20 поступили на вооружении флотилии F10. Кроме того, в Швеции применялись и американские прообразы Re.2000 (истребители ЕР-1-106). Шведские пилоты считали, что Re.2000 значительно лучше, нежели самолет США. Однако, у наземного персонала были значительные трудности с двигателями и синхронизаторами. До мая 1945 года по различным причинам разбилось 16 шведских J20, а еще 18 получили повреждения.
ВВС Венгрии с августа 1941 года до начала 1943 года применяли "Хейя I" на Восточном фронте. Самолет показал себя слабо пригодным к эксплуатации на полевых аэродромах, однако, венгерские летчики добились ряда побед: например, Имре Панчель 29, 30 и 31 октября 1941 года сбил по одному Ил-2. Были потери и на "Хейя I", так, 18 августа 1942 года разбился сын регента Венгрии Иштван Хорти. В последние месяцы фронтовой службы, зимой 1942-43 года, было потеряно 10 "Хейя I". А самолеты "Хейя II" на Восточный фронт не попали, в тот период венгерские летчики пересели на Messerschmitt Bf.109. "Хейя II" эксплуатировались в учебных частях, а также в системе ПВО.
Источники:
- Reggiane Re.2000 [Aircraft Profile 123];
- А. Харук "Истребители Второй Мировой";
- Storia degli Aerei Reggiane Gruppo Caproni. Il Caccia Re.2000 & Il Caccia Re.2001;
- А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой".
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|