Истребитель Reggiane Re.2001 Ariete I (Falco II)
Истребитель Второй мировой войны Reggiane Re.2001 Ariete I не был лучшим самолетом Италии, и его серийное производство было обусловлено спецификой итальянского самолетостроения того времени. Наименование этого самолета Falco II - не является официальным, а только фирменным. Истребитель Re.2001 Ariete I выпустили не в большом количестве, но несмотря на это машина имела множество модификаций.

Итальянский истребитель Реджиане Re.2001 Ариете I ("Овен I")
[фирм.- Фалько II, "Сокол"]

Истребитель ИталииЭтот одноместный итальянский истребитель Второй мировой войны был разработан в конструкторском бюро Italiana Officine Meccaniche Reggiane под руководством Роберто Лонги (Roberto Longhi). Серийное производство машины велось в период с сентября 1941 года по сентябрь 1943 года, когда построили 237 самолетов. Реджиане Re.2001 в октябре 1941 года поступил на вооружение ВВС Италии, получив боевое крещение в мае 1942 года во время налетов на Мальту. Отметим, что название "Фалько II" ("сокол", "ястреб") является фирменным обозначением, которое не было принято в Regia Aeronautica. Чтобы не получить путаницу с Fiat CR.42 Falco военные присвоили самолету наименование "Ариете" ("овен").

Конструкторы "Реджиане" (в т.ч. Roberto Longhi и Antonio Alessio) в ходе поисков путей улучшения летных характеристик своего истребителя не ограничивались адаптацией конструкции Re.2000 под двигатель DB 601А (RA.1000 RC41-1). Заказ на постройку прототипа с двигателем DB 601А фирма "Реджиане" получила 20 июля 1939 года. Пока шло создание первого прототипа Re.2001, был сделан заказ на второй самолет, который отличался упрощенным трехлонжеронным крылом (вместо пятилонжеронного) и протектированными топливными баками. Помимо этого, вооружение усилили, установив в крыле два 7,7-мм пулеметов. В июне 1940 года вышел на испытания первый из двух прототипов Re.2001 (ММ409 ). Машина продемонстрировала неплохие летные характеристики, достигнув скорости в 563 км/ч на высоте пять тысяч метров. В октябре поступил заказ на 600 серийных самолетов, но удалось выпустить только 237 истребителей по причине нехватки двигателей.

Выпуск предсерийных машин "нулевой" серии начался в мае 1941 года. Серийные Re.2001 имели цельнометаллическую конструкцию. Фюзеляж - полумонокок, был сделан из дюраля. Предохраняющий летчика при капотировании пилон, крепился на верхней части четвертого и пятого шпангоутов. В передней части этой конструкции крепилась броневая плита. Фонарь кабины пилота состоял из козырька и откидывающейся вправо средней части, имеющей сдвижные стекла. Кресло пилота регулировалось по горизонтали и вертикали, и снабжалось бронеспинкой.

Прототип самолета

Прототип Re.2001, 29 августа 1940 года

На фото: прототип Re.2001
Прототип самолета Самолет Италии
Самолет Италии Самолет Италии
'Кликните' на фотографию для увеличения

Дюралевое крыло эллиптической формы в плане конструктивно сходно с крылом Re.2000. Оно состояло из следующих монтажных частей: трехлонжеронного центроплана, включавшего топливные баки, узлы навески шасси и ниши шасси; двух консолей, несущих между третьим и четвертым лонжеронами и между шестой и восьмой нервюрами радиаторы охлаждения и имевших узлы навески элеронов и закрылков; двух законцовок с аэронавигационными огнями. Элероны имели дюралевый каркас и полотняную обшивку. Элерон на левой консоли имел устанавливаемый на земле триммер. Закрылки располагались по задней кромке крыла и нижней части центроплана по всему размаху между элеронами. Управлялись электрически с возможностью аварийного ручного управления. Цельнометаллическое оперение имело полотняную обшивку рулей. Рули снабжались управляемыми в полете триммерами.

Основные стойки шасси при уборке поворачивались на 90°, а затем плоско укладывались в крыло. Стойку шасси с механизмом уборки прикрывал обтекатель, колесо в убранном положении закрывалось щитком. Хвостовое колесо - неубирающееся. Вооружение включало два пулемета SAFAT калибра 12,7 мм, находившихся над двигателем и оснащенных синхронизаторами, и два пулемета калибра 7,7 мм SAFAT, размещенных в крыле между нишами шасси и радиаторами охлаждения.

Итальянские самолеты
Истребитель Reggiane Reggiane
Самолет Reggiane Re.2001 Самолет Италии Реджиане Re.2001 Ариете I
Итальянский Reggiane Re.2001 Самолет Reggiane Re.2001
Нажмите на фото, чтобы увеличить

Хотя Re.2001 построили немного, но был разработан целый ряд модификаций. Основными модификациями самолета являются:

  • Re.2001 - двигатель DB 601А или RA.1000 RC41-1 (1175 л.с.). Вооружение включало два 12,7 мм синхронных пулемета и два 7,7 мм крыльевых;
  • Re.2001 СВ - истребитель-бомбардировщик с подфюзеляжным узлом для подвески 250-кг бомбы. С декабря 1941 года поставлено 39 самолетов;
  • Re.2001CN - ночной истребитель. В крыле вместо пулеметов установлено две 20-мм пушки MG 151/20. Построено 34 машины.
    14 машин Re.2001 использовались в авианосной программе (2 - для старта с катапульты и 12 - для отработки посадок с применением аэрофинишера). Серийно не строился торпедоносец Re.2001G и истребитель-бомбардировщик Re.2001GV, способный поднять 630-кг бомбу.
  • Re.2002 - двигатель "Пьяджо" XIX RC45 мощностью 1195 л.с. Вооружение как у Re.2001; помимо этого были бомбодержатели для одной 500-кг бомбы под фюзеляжем и двух 160-кг под крылом.

Самолет Re.2001 по летным данным уступал Macchi MC.202 Folgore, и его запуск в серийное производство можно объяснить только спецификой итальянского самолетостроения. Но нельзя не отметить, что Re.2002 оказался достаточно удачным ударным самолетом, в качестве истребителя он был еще хуже, чем Re.2001.

Основные характеристики самолетов:

Re.2001

  Re.2001
Двигатель:  
тип Альфа Ромео
RA.1000 RC41-1
мощность, л.с. 1175
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 7,99
Высота самолета, м 3,15
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг:  
пустого самолета 2460
взлетная 3240
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5600 м 545
Время набора высоты 4000 м, мин. сек. 4'10"
Практический потолок, м 11000
Дальность полета, км 1040

Re.2002

  Re.2002
Двигатель:  
тип Пьяджо
XIX RC45
мощность, л.с. 1195
Размах крыла, м 11,00
Длина самолета, м 8,16
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 20,40
Масса, кг:  
пустого самолета 2390
взлетная 3400
Максимальная скорость, км/ч на высоте 5600 м 530
Время набора высоты 4000 м, мин. сек.  
Практический потолок, м 10500
Дальность полета, км 1100

Самолет Re.2001

Истребитель Reggiane Re.2001
Модификации самолета Варианты самолета Самолет Reggiane Re.2001
Нажмите на изображение для увеличения

Подробнее о модификациях самолета

Первый прототип Re.2001 в 1941 году перестроили в вариант Re.2001 bis, оснастив новым крылом без выступающего блока радиаторов, полностью вписанных в контур крыла. Испытания Re.2001 bis проходили с лета 1941 до лета 1942 года при участии германских специалистов. Была достигнута максимальная скорость 600 км/ч на высоте 6000 м. Но самолет в серию не пошел, на нем установили первоначальное крыло. На бумаге остался еще один вариант - противотанковый самолет Re.2001Н.

Re.2001 bis

С декабря 1941 года 39 самолетов переоборудовали в истребители-бомбардировщики Re.2001СВ. Самолет оборудовали подфюзеляжным узлом для подвески бомбы калибром до 250 кг. В рамках реализации авианосной программы "Реджиане" создала два облегченных самолета для старта с катапульты и 12 машин, оснащенных посадочными гаками, для отработки посадок с применением аэрофинишера. Был получен заказ на постройку ста серийных палубных истребителей Re.2001OR, однако, по причине задержек с постройкой авианосцев данный заказ перевели на обычные Re.2001.

Истребители-бомбардировщики

Два специализированных варианта Re.2001 предназначались для нанесения ударов по кораблям. Один самолет стандарта Re.2001OR переоборудовали в прототип торпедоносца Re.2001G, который проходил испытания с июня 1943 года, но Италия капитулировала и серийное производство не состоялось. В 1942 году было предложено приспособить Re.2001 для подвески тяжелой 630-кг бомбы. В вариант, получивший обозначение Re.2001GV (по первым буквам фамилий изобретателей - Galimberti и Vaccari) переоборудовали два самолета Re.2001 СВ. 11 августа 1942 года эти машины пошли в атаку на авианосец "Викториес", на палубу попала только одна бомба, которая не взорвалась и скатилась за борт. Неудача остановила реализацию проекта, а выданный заказ на 50 серийных Re.2001GV перевели на ночные истребители Re.2001CN, которые отличались усиленным вооружением: вместо 7,7-мм пулеметов их оснастили 20-мм пушками MG 151/20. До капитуляции построено 34 самолета Re.2001CN.

Прототип торпедоносца

Ночные истребители

Поставки двигателей RA.1000 RC41-1 постоянно задерживались, и конструкторы Reggiane попытались установить ругой мотор - Изотта-Фраскини "Дельта" RC16/48 мощностью 840 л.с. 12 сентября 1942 года вышел на испытания прототип ММ9920, который продемонстрировал максимальную скорость 523 км/ч на высоте 5600 м, а время набора высоты 3000 м - 4 минуты и 11 секунд, что было ниже, чем у стандартного Re.2001. Но несмотря на это, по причине дефицита моторов, Министерство авиации заказало 100 самолетов Re.2001 "Дельта", но в итоге этот заказ отменили, когда 27 января 1943 года прототип потерпел катастрофу.

Re.2001 "Дельта"

Reggiane Re.2001 Ariete I в боях

Осенью 1941 года самолеты Re.2001 получила 2-я группа, а летом 1942 года на них пересела 22-я группа. В мае 1942 года состоялось первое боевое крещение Re.2001 Ariete I, когда 2-я группа приступила к налетам на Мальту. Затем Re.2001 сопровождали торпедоносцы, а также принимали участие в обороне Сицилии. В 59-й и 60-й группах 41-го стормо использовались ночные истребители Re.2001CN. Частично на вооружении 5-го и 50-го стормо находились Re.2002, которые в июле 1943 года у Сицилии наносили удары по флоту вторжения, в частности, повредив линкор "Нельсон".

К моменту капитуляции ВВС Италии насчитывали 69 Re.2001 и 36 Re.2002. Самолеты, которые вошли в состав ВВС, воевавших на стороне союзников уже с сентября 1943 года сражались против войск Германии, применяясь в качестве истребителей-бомбардировщиков. В люфтваффе трофейные "Ариете" эксплуатировались в качестве учебных. После окончания Второй мировой войны итальянские ВВС использовали лишь семь уцелевших Re.2001, которые работали в звене связи, а еще четыре переоборудовали в метеоразведчики.

Итальянские истребители

Источники:

  • Reggiane Re.2001 Falco II Re.2002 & Re.2005 [Aircraft Profile 244];
  • М.Козырев, В.Козырев "Авиация стран ОСИ во Второй мировой войне";
  • Reggiane Re 2001 [Ali d'Italia №3];
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • А. Харук "'Соколы' Муссолини. Итальянские истребители Второй мировой".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме