Истребитель Fiat G.50 Freccia
Итальянский истребитель Fiat G.50 Freccia не был лучшим самолетом своего класса во Второй мировой войне. По многим характеристикам проигрывая своим современникам и даже более ранним машинам. Но это был первый цельнометаллический истребитель-моноплан Италии с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Самолет поставлялся в другие страны, но достойно применялся только ВВС Финляндии.

Фиат G.50 "Фреччиа" (Стрела)

Истребитель WWIIFiat G.50 Freccia - одноместный самолет Второй мировой войны, являвшийся первым итальянским цельнометаллическим истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси, хотя надо отметить, что большинство машин выполнили с открытой кабиной, поскольку закрытая кабина была сочтена неудобной и опасной (пилоты опасались заклинивания фонаря). В 1936 году Regia Aeronautica объявила конкурс, названный в узких кругах итальянской комедией (поскольку победитель был предопределен), на истребитель-моноплан с двигателем воздушного охлаждения.

Истребитель Fiat G.50 Freccia

Giuseppe GabrielliСамолет разрабатывался под руководством Giuseppe Gabrielli (Дж. Габриэлли) в авиационной компании CMASA (C.M.A.S.A. - Costruzioni Meccaniche Aeronautiche) в Марина ди Пиза (Marina di Pisa), которая субсидировалась Фиатом с 1929 года. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы с убирающимся шасси, оснащен 14-цилиндровым мотором A.74RC38 мощностью 840 л.с. Полумонококовый фюзеляж имел 4 главных лонжерона и 17 шпангоутов, мотораму собирали из стальных хромомолибденовых труб и соединяли с фюзеляжем через амортизирующие опоры.

Большие открывающиеся люки обеспечивали доступ к силовой установке сзади с бортов фюзеляжа, позволяя проводить обслуживание и ремонт топливных баков и вооружения. Вооружение включало два синхронных 12,7-мм пулемета. Крыло состояло из трех секций: центроплан из стальных труб присоединялся к нижней части фюзеляжа, к нему пристыковывались две двухлонжеронные консоли с работающей обшивкой. Щелевые закрылки из четырех секций приводились в действие гидравлически, они автоматически убирались после превышения определенной скорости. Статически и динамически сбалансированные элероны имели металлические рамы и полотняную обшивку.

Fiat G.50 Freccia
Фиат G.50 Fiat G.50 Freccia
Истребитель Италии Истребитель Италии WWII
Кликните на изображение для увеличения

26 февраля 1937 года начал проходить испытания первый прототип истребителя, а 20 октября 1937 года - второй прототип. Самолет продемонстрировал хорошую маневренность и управляемость, практически не проигрывая по этим характеристикам истребителям-бипланам. Чего нельзя сказать о скорости. Fiat G.50 развивал 456 километров в час, что было гораздо меньше, чем у Macchi C.200 (но опережая его по срокам создания) и только на 18 км/ч больше, чем биплан CR.42 с тем же двигателем и неубирающимся шасси.

Fiat G.50 Freccia

Серийное производство велось с ноября 1937 по август 1942 года. Многие источники сообщают, что объем производства серийных машин составил 744 (G.50 - 245 самолетов, 421 - истребитель G.50bis, 108 - учебных машин G.50B и некоторое количество экспериментальных). Из основных модификаций нужно отметить:

  • G.50 - первый серийный вариант. Costruzioni Meccaniche Aeronautiche произвела 245 самолетов данного типа, из которых первые 45 имели закрытую кабину, остальные, как уже было сказано в начале этого материала, оборудовали полуоткрытой кабиной, поскольку пилоты опасались заклинивания фонаря.
  • Прототип самолета

    Самолет Fiat G.50bis

  • G.50bis - имел убираемое хвостовое колесо, благодаря чему удалось увеличить скорость и запас топлива (на 51 л). Прототип самолета проходил испытания с сентября 1940 года. Выпущена 421 машина.
  • Fiat G.50B

  • G.50B - двухместный учебный самолет с закрытой передней кабиной и открытой задней. 30 апреля 1940 года вышел на испытания прототип учебного самолета. На заводе CMASA было построено 108 самолетов.

Учебный истребитель G.50B

Модификации, не попавшие в серийное производство:

  • G.50ter с двигателем A.76RC40;
  • G.50V с мотором DB 601;
  • G.50bisA - истребитель-бомбардировщик;
  • G.50bis Tuffo - пикировщик.

В январе 1939 года первые 12 истребителей Fiat G.50 Freccia были отправлены в Испанию. Но Гражданская война завершилась победой франкистов и эти самолеты не участвовали в боевых действиях. В ВВС Испании самолеты использовались 27-й истребительной авиагруппой с июня 1939 по 1943 год. Финляндия заказала 35 истребителей G.50 осенью 1939 года. Первую партию из 14 машин удалось доставить в начале 1940 года, в марте - еще 12 самолетов (9 истребителей поставлены не были). Авиагруппа HLeLv 26 получила на вооружение новые самолеты. Есть сведения, что финские летчики на G.50 в ходе "зимней войны" сбили 14 советских самолетов. В HLeLv 26 летали на Fiat G.50 до мая 1944 года, затем машины передали в учебные части. В годы Второй мировой войны пилоты финских G.50 одержали 88 побед, потеряв три самолета (два сбиты в воздушных боях), еще восемь Fiat G.50 Freccia разбиты в летных происшествиях.

На фото Fiat G.50 разных модификаций
Два саолета На фото FIAT.G50
Учебный самолет FIAT.G50
Нажмите на фотографию для увеличения

Осенью 1939 года в Италии первые G.50 поступили в 20-ю и 21-ю группы 51-го стормо (затем и в 22-ю группу 52-го стормо). На начало вступления Италии во Вторую мировую войну Regia Aeronautica насчитывала 118 самолетов G.50, из которых 87 были исправны. Первое боевое применение состоялось в конце октября 1940 года над Англией и Грецией. С сентября 1940 по март 1943 года Fiat G.50 Freccia активно использовались в Северной Африке. К концу января 1941 года в Ливии находилось 77 таких истребителей. G.50bis в основном занимались сопровождением бомбардировщиков. Затем истребители МС.200 и МС.202 стали постепенно вытеснять Fiat G.50, последней частью Freccia в Северной Африке, была 368-я АЭ истребителей-бомбардировщиков, в декабре 1942 года прибывшая в Тунис, однако через две недели она потеряла почти все свои самолеты.

FIAT.G50

Девять G.50bis и один G.50B переданы ВВС Хорватии в 1941 году. Самолеты находились на вооружении 1-й эскадрильи (ято) 1-й группы. Кроме того, Хорватия получила от Германии в 1943-1944 гг. партию бывших итальянских самолетов Fiat G.50, и общее количество самолетов данного типа составило более двадцати, что позволило вооружить еще и 21-ю эскадрилью 11-й группы. Впоследствии несколько самолетов попали в армию И. Броз-Тито, продолжив затем службу в ВВС Югославии.

Самолеты WWII

После капитуляции Италии в 1943 году около 40 самолетов G.50 попали в учебные части люфтваффе (эскадры JG 107 и JG 108). Когда в июле 1943 года Союзники высадились на Сицилии, G.50bis в основном находились в 158-й и 159-й штурмовых группах (всего 72 самолета). К моменту капитуляции 8 сентября 1943 году большинство сохранившихся G.50 (30 самолетов) было сосредоточено в Греции, еще 4 - в Далмации. 21 истребитель числился в составе 158-й и 159-й групп в Лонате-Поццоло. Позже несколько Freccia эксплуатировались в ВВС Repubblica Sociale Italiana (Итальянская социальная республика) в качестве учебных.

Основные характеристики истребителей Fiat
  G.50 G.50bis
Двигатель:    
тип Фиат A.74RC38 Фиат A.74RC38
мощность, л.с. 840 840
Размах крыла, м 10,99 10,99
Длина самолета, м 8,03 8,29
Высота самолета, м 3,28 3,28
Площадь крыла, кв. м 18,25 18,25
Масса, кг:    
пустого самолета 1940 2077
взлетная 2350 2706
Максимальная скорость, км/ч 456 472
Время набора высоты 3000 м, мин, с 3'10" 3'27"
Практический потолок, м 10700  
Дальность полета, км 645 1000

Источники:

  • Fiat G.55 Centauro e G.50 Freccia ( Delta Editrice 2004-07/08);
  • Gianni Cattaneo "Fiat G.50";
  • А. Харук "Истребители Второй Мировой";
  • Аэрохобби "Авиация и время".
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме