Истребитель Fiat G.50 Freccia
|
Фиат G.50 "Фреччиа" (Стрела)
Fiat G.50 Freccia - одноместный самолет Второй мировой войны, являвшийся первым итальянским цельнометаллическим истребителем-монопланом с закрытой кабиной и убирающимся шасси, хотя надо отметить, что большинство машин выполнили с открытой кабиной, поскольку закрытая кабина была сочтена неудобной и опасной (пилоты опасались заклинивания фонаря). В 1936 году Regia Aeronautica объявила конкурс, названный в узких кругах итальянской комедией (поскольку победитель был предопределен), на истребитель-моноплан с двигателем воздушного охлаждения.
Самолет разрабатывался под руководством Giuseppe Gabrielli (Дж. Габриэлли) в авиационной компании CMASA (C.M.A.S.A. - Costruzioni Meccaniche Aeronautiche) в Марина ди Пиза (Marina di Pisa), которая субсидировалась Фиатом с 1929 года. Самолет представлял собой цельнометаллический низкоплан нормальной аэродинамической схемы с убирающимся шасси, оснащен 14-цилиндровым мотором A.74RC38 мощностью 840 л.с. Полумонококовый фюзеляж имел 4 главных лонжерона и 17 шпангоутов, мотораму собирали из стальных хромомолибденовых труб и соединяли с фюзеляжем через амортизирующие опоры.
Большие открывающиеся люки обеспечивали доступ к силовой установке сзади с бортов фюзеляжа, позволяя проводить обслуживание и ремонт топливных баков и вооружения. Вооружение включало два синхронных 12,7-мм пулемета. Крыло состояло из трех секций: центроплан из стальных труб присоединялся к нижней части фюзеляжа, к нему пристыковывались две двухлонжеронные консоли с работающей обшивкой. Щелевые закрылки из четырех секций приводились в действие гидравлически, они автоматически убирались после превышения определенной скорости. Статически и динамически сбалансированные элероны имели металлические рамы и полотняную обшивку.
Fiat G.50 Freccia
|
|
|
|
Кликните на изображение для увеличения |
26 февраля 1937 года начал проходить испытания первый прототип истребителя, а 20 октября 1937 года - второй прототип. Самолет продемонстрировал хорошую маневренность и управляемость, практически не проигрывая по этим характеристикам истребителям-бипланам. Чего нельзя сказать о скорости. Fiat G.50 развивал 456 километров в час, что было гораздо меньше, чем у Macchi C.200 (но опережая его по срокам создания) и только на 18 км/ч больше, чем биплан CR.42 с тем же двигателем и неубирающимся шасси.
Серийное производство велось с ноября 1937 по август 1942 года. Многие источники сообщают, что объем производства серийных машин составил 744 (G.50 - 245 самолетов, 421 - истребитель G.50bis, 108 - учебных машин G.50B и некоторое количество экспериментальных). Из основных модификаций нужно отметить:
- G.50 - первый серийный вариант. Costruzioni Meccaniche Aeronautiche произвела 245 самолетов данного типа, из которых первые 45 имели закрытую кабину, остальные, как уже было сказано в начале этого материала, оборудовали полуоткрытой кабиной, поскольку пилоты опасались заклинивания фонаря.
- G.50bis - имел убираемое хвостовое колесо, благодаря чему удалось увеличить скорость и запас топлива (на 51 л). Прототип самолета проходил испытания с сентября 1940 года. Выпущена 421 машина.
- G.50B - двухместный учебный самолет с закрытой передней кабиной и открытой задней. 30 апреля 1940 года вышел на испытания прототип учебного самолета. На заводе CMASA было построено 108 самолетов.
Модификации, не попавшие в серийное производство:
- G.50ter с двигателем A.76RC40;
- G.50V с мотором DB 601;
- G.50bisA - истребитель-бомбардировщик;
- G.50bis Tuffo - пикировщик.
В январе 1939 года первые 12 истребителей Fiat G.50 Freccia были отправлены в Испанию. Но Гражданская война завершилась победой франкистов и эти самолеты не участвовали в боевых действиях. В ВВС Испании самолеты использовались 27-й истребительной авиагруппой с июня 1939 по 1943 год. Финляндия заказала 35 истребителей G.50 осенью 1939 года. Первую партию из 14 машин удалось доставить в начале 1940 года, в марте - еще 12 самолетов (9 истребителей поставлены не были). Авиагруппа HLeLv 26 получила на вооружение новые самолеты. Есть сведения, что финские летчики на G.50 в ходе "зимней войны" сбили 14 советских самолетов. В HLeLv 26 летали на Fiat G.50 до мая 1944 года, затем машины передали в учебные части. В годы Второй мировой войны пилоты финских G.50 одержали 88 побед, потеряв три самолета (два сбиты в воздушных боях), еще восемь Fiat G.50 Freccia разбиты в летных происшествиях.
На фото Fiat G.50 разных модификаций
|
|
|
|
Нажмите на фотографию для увеличения |
Осенью 1939 года в Италии первые G.50 поступили в 20-ю и 21-ю группы 51-го стормо (затем и в 22-ю группу 52-го стормо). На начало вступления Италии во Вторую мировую войну Regia Aeronautica насчитывала 118 самолетов G.50, из которых 87 были исправны. Первое боевое применение состоялось в конце октября 1940 года над Англией и Грецией. С сентября 1940 по март 1943 года Fiat G.50 Freccia активно использовались в Северной Африке. К концу января 1941 года в Ливии находилось 77 таких истребителей. G.50bis в основном занимались сопровождением бомбардировщиков. Затем истребители МС.200 и МС.202 стали постепенно вытеснять Fiat G.50, последней частью Freccia в Северной Африке, была 368-я АЭ истребителей-бомбардировщиков, в декабре 1942 года прибывшая в Тунис, однако через две недели она потеряла почти все свои самолеты.
Девять G.50bis и один G.50B переданы ВВС Хорватии в 1941 году. Самолеты находились на вооружении 1-й эскадрильи (ято) 1-й группы. Кроме того, Хорватия получила от Германии в 1943-1944 гг. партию бывших итальянских самолетов Fiat G.50, и общее количество самолетов данного типа составило более двадцати, что позволило вооружить еще и 21-ю эскадрилью 11-й группы. Впоследствии несколько самолетов попали в армию И. Броз-Тито, продолжив затем службу в ВВС Югославии.
После капитуляции Италии в 1943 году около 40 самолетов G.50 попали в учебные части люфтваффе (эскадры JG 107 и JG 108). Когда в июле 1943 года Союзники высадились на Сицилии, G.50bis в основном находились в 158-й и 159-й штурмовых группах (всего 72 самолета). К моменту капитуляции 8 сентября 1943 году большинство сохранившихся G.50 (30 самолетов) было сосредоточено в Греции, еще 4 - в Далмации. 21 истребитель числился в составе 158-й и 159-й групп в Лонате-Поццоло. Позже несколько Freccia эксплуатировались в ВВС Repubblica Sociale Italiana (Итальянская социальная республика) в качестве учебных.
Основные характеристики истребителей Fiat
|
G.50 |
G.50bis |
Двигатель: |
|
|
тип |
Фиат A.74RC38 |
Фиат A.74RC38 |
мощность, л.с. |
840 |
840 |
Размах крыла, м |
10,99 |
10,99 |
Длина самолета, м |
8,03 |
8,29 |
Высота самолета, м |
3,28 |
3,28 |
Площадь крыла, кв. м |
18,25 |
18,25 |
Масса, кг: |
|
|
пустого самолета |
1940 |
2077 |
взлетная |
2350 |
2706 |
Максимальная скорость, км/ч |
456 |
472 |
Время набора высоты 3000 м, мин, с |
3'10" |
3'27" |
Практический потолок, м |
10700 |
|
Дальность полета, км |
645 |
1000 |
Источники:
- Fiat G.55 Centauro e G.50 Freccia ( Delta Editrice 2004-07/08);
- Gianni Cattaneo "Fiat G.50";
- А. Харук "Истребители Второй Мировой";
- Аэрохобби "Авиация и время".