Бомбардировщик Fiat BR.20 Cicogna
Итальянский бомбардировщик Fiat BR.20 Cicogna участвовал во Второй мировой войне на стороне разных стран, в том числе и Японии. Но японцам он не нравился по разным причинам. Этот самолет не был самым массовым, хотя имел практически те же достоинства и недостатки, как и Savoia-Marchetti S.M.79. Также этот самолет Второй мировой был сопоставим с советским бомбардировщиком СБ.

Средний бомбардировщик Фиат BR.20 "Чиконья"

"Cicogna" - "Аист".

Бомбардировщик ИталииИтальянский средний бомбардировщик Fiat BR.20 Cicogna, участвовавший во Второй мировой войне, не был таким распространенным, как, например, Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero - объем его выпуска был приблизительно в два раза меньше. Но эти два самолета были вполне сравнимы по летным характеристикам, оборонительному вооружению, бомбовой нагрузке, а также полному отсутствию бронирования. Однако, S.79 (трехмоторный) имел больший запас мощности. Вместе с тем, Фиат BR.20 также можно сравнивать с советским бомбардировщиком СБ (АНТ-40), которые, соответствуя обозначению "скоростной" на момент Гражданской войны в Испании, к началу Великой Отечественной войны уже устарели.

Самолеты Второй мировой

Самолет Fiat BR.20, создаваемый под руководством Челестино Розателли (Celestino Rosatelli) по заданию 1934 года, был одним из нескольких типов итальянских бомбардировщиков. В основу конструкции положен пассажирский APR.2, построенный в 1943 году. Свободнонесущий моноплан с гладкой обшивкой, убирающимся шасси, экранированными турелями. Двухкилевое оперение дало возможность свести к минимуму непростреливаемые зоны для верхней пулеметной установки. В качестве силовой установки были выбраны 18-цилиндровые моторы воздушного охлаждения Fiat A.80 RC.41 мощностью 1000 л.с. Технологически BR.20 был довольно консервативен. Фюзеляж имел каркас, сваренный из стальных труб. Почти четверть обшивки выполнялась полотном.

Самолет BR.20M

Опытный образец BR.20 построили довольно быстро и 10 февраля 1936 года прототип самолета впервые совершил полет. Машина не имела существенных недостатков в пилотировании, а летные характеристики также были вполне удовлетворительными. Также достаточно быстро BR.20 внедрили в производство - первый самолет построили в сентябре 1936 года на заводе "Аэриталиа" в Турине, за весь период до июля 1943 года выпущено около 600 самолетов. BR.20 находились на вооружении:

  • в Италии,
  • в Японии.

Самолет Италии

Основные модификации:

  • BR.20 - с двигателями Fiat A.80 RC.41 (мощность 1000 л.с.). Стрелковое вооружение включало - четыре 7,7-мм пулемета: один - в носовой башне, два - в верхней башне и один - в нижней выдвижной установке. С 21-го серийного самолета устанавливалась новая верхняя башня с одним 12,7-мм пулеметом. Масса бомбовой нагрузки равна 1600 кг. Экипаж включал 4-5 человек. До февраля 1940 года построено 318 самолетов (для Regia Aeronautica, Японии и один для Венесуэлы).
  • BR.20M - с новой удлиненной носовой частью более обтекаемой формы без пулеметной башни. С февраля 1940 года по апрель 1942 года выпущено 264 машины.
  • BR.20bis - с двигателями Fiat A.82 RC.42 мощностью 1250 л.с. Значительно переработана носовая часть фюзеляжа, увеличен размах крыла. Стрелковое вооружение состояло из трех 12,7-мм пулеметов: один в носовой части и два в верхней башне), кроме того два 7,7-мм пулемета устанавливались в боковых окнах. Масса бомбовой нагрузки составляла 1600 кг. В марте-июле 1943 года построено 15 самолетов.
Бомбардировщики Fiat BR.20
Бомбардировщик WWII Бомбардировщик Италии
Самолет Итальянский самолет
Нажмите на изображение для увеличения

BR.20 в ЯпонииВ конце 1937 года Япония сделала заказ на 72 бомбардировщика BR.20, а потом - еще на 10 самолетов. Машины предназначались для временной замены устаревших бомбардировщиков Ki-1 в ожидании поставок современных Мitsubishi Ki-21. Самолеты получили обозначение "И-сики" ("тип И"), и ими вооружили 98-й и 12-й сентаи, воевавшие в Китае. 5 августа 1938 года состоялись первые боевые вылеты. А зимой 1938-39 гг. была наиболее интенсивная боевая работа. Самолеты участвовали в налетах на города и промышленные объекты Китая. В июне-июле 1939 года 12-й сентай воевал на Халхин-Голе. Японские военные считали "И-сики" неудачным самолетом, им, в частности, не нравилась недостаточная дальность полета и слабое оборонительное вооружение. Вскоре их заменили Ки-21.

BR.20

Основные характеристики самолетов
  BR.20
Двигатели:  
тип Фиат А.80 RC41
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 21,56
Длина самолета, м 16,17
Высота самолета, м 4,75
Площадь крыла, кв. м 74,0
Масса, кг:  
пустого самолета 6400
взлетная 9900
Максимальная скорость, км/ч 432
Скороподъемность, м/с 4,75
Практический потолок, м 7600
Дальность полета, км:  
нормальная  
максимальная 3000

BR.20M

Основные характеристики самолетов
  BR.20M
Двигатели:  
тип Фиат А.80 RC41
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 21,56
Длина самолета, м 16,68
Высота самолета, м 4,75
Площадь крыла, кв. м 74,0
Масса, кг:  
пустого самолета 6500
взлетная 10 100
Максимальная скорость, км/ч 440
Скороподъемность, м/с  
Практический потолок, м 8000
Дальность полета, км:  
нормальная 1925
максимальная 2750

Самолет Второй мировой

Первое боевое применение итальянских бомбардировщиков Fiat BR.20 Cicogna состоялось во время Гражданской войны в Испании, как впрочем и многих других типов самолетов Regia Aeronautica - в мае 1937 года в Испанию направили 6 самолетов BR.20, а в июле 1938 года - еще 7. Эти Fiat BR.20 Cicogna поступили на вооружение двух АЭ 35-й смешанной авиагруппы. В боях Fiat BR.20 проявили себя достойно, они могли работать при отсутствии сопровождения истребителями поскольку обладали высокой скоростью. В частности, самолеты Cicogna принимали участие в Теруэльской битве и сражении на р. Эбро. После окончания войны в Испании 9 машин передали испанцам.

На 10 июня 1940 года в Regia Aeronautica насчитывалось 162 самолета BR.20, из которых примерно треть относилась к версии BR.20M. Бомбардировщики данного типа были на вооружении четырех стормо - 7-го и 13-го, участвовавших в боевых действиях против Франции вплоть до ее капитуляции, а также 18-го и 43-го. Поскольку BR.20 неплохо вели себя в турбулентных потоках воздуха в горных условиях, по одной группе из каждого полка расположили на передовых аэродромах в горах. Первый вылет произвели 12 июня, когда восемь самолетов в Тулоне бомбили базу французского флота. А 13 июля итальянцы нанесли три авиаудара, атаковав аэродромы Файенце, Иер и гавань в Тулоне.

Самолет BR20

В сентябре 1940 года 13-й и 43-й стормо с самолетами BR.20M прибыли в Бельгию, чтобы участвовать в налетах на Англию. В ночь с 24 на 25 октября состоялся первый боевой вылет, в ту ночь 16 самолетов направили бомбить Гарвич. Однако, экипажи демонстрировали недостаточную подготовленность для ночных операций, поэтому оба подразделения перевели на дневные налеты. Так, 29 октября 15 самолетов BR.20M отбомбились по Рамсгейту, не имея потерь. Но в ходе следующего налета на Гарвич, состоявшегося 11 ноября, британским истребителям удалось сбить пять бомбардировщиков Италии. Затем, вновь перейдя к ночным полетам, итальянцы до 2 января 1941 года выполнили восемь налетов, в которых задействовались 10-15 самолетов.

В войне против Греции (союзные войска Германии, Италии, Венгрии, Румынии и Болгарии вторглись в Югославию и Грецию 6 апреля) участвовал 37-й стормо, перевооруженный BR.20M к декабрю 1940 года, а также одна из групп 18-го стормо, и кроме этого, в конце кампании к ним присоединился 13-й стормо, прибывший из Бельгии. В Греции итало-немецкие войска разгромили основные силы греческой армии к 20 апреля. В войне против Югославии в апреле 1940 года участвовали три стормо, вооруженные BR.20M. Они наносии удары по целям в южной части страны. (18 апреля Югославия подписала капитуляцию и 350 тысяч солдат попали в плен). В мае того же года машины 37-го и 38-го стормо поддерживали десанты на островах Корфу, Занте и Кефалония.

Самолет BR20

С весны 1941 года 98-я группа 43-го стормо на BR.20M действовали в Северной Африке. 17 марта самолеты бомбили Бенгази, занятый британскими войсками. После чего последовали еще несколько таких налетов. В июле 1941 года 98-ю группу перевели на сопровождение морских конвоев, а в Северной Африке ее заменил 13-й стормо, экипажи которого совершали налеты на Тобрук и другие цели. 13-й стормо понес значительные потери в начале 1942 года при отступлении, в апреле его вывели в Италию для перевооружения. 55-я группа стала последней частью с BR.20M, воевавшей в Северной Африке, она совершала боевые вылеты из Туниса против англо-американских войск, высадившихся в Алжире.

Самолеты WWII

С мая 1941 года самолеты BR.20M участвовали в налетах на Мальту, где почти постоянно работали две группы Cicogna, сменяя друг друга после нескольких месяцев боевых действий. В августе 1942 года - апреле 1943 года небольшое количество BR.20M, входивших в состав 71-й группы взаимодействия с армией, воевало на Восточном фронте. Самолеты применялись в основном, как разведчики.

В 1943 году оставшиеся BR.20M перевели на выполнение второстепенных задач. Два стормо воевали с партизанами в Югославии, еще несколько частей патрулировали побережье и сопровождали конвои. Когда Италия капитулировала в сентябре 1943 года в строю находилось 67 самолетов BR.20 и BR.20M, из которых большинство на Балканах, а в Италии - 13 единиц. В дальнейшем они почти не эксплуатировались.

Источники:

  • Самолеты Мира. Сергей Колов. "Аист" с бомбами;
  • АвиаМастер. Владимир Котельников. "Аист" римских легионеров;
  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Bignozzi, Giorgio. Aerei d'Italia (dal 1923 al 1972). Edizioni "E.C.A. 2000" Milano;
  • De Marchi, Italo. FIAT BR.20 cicogna;
  • Emiliani, Angelo. I Fiat BR.20 del Sol Levante sta in Storia Militare n. 217;
  • Kenneth Munson: Bomber, Patrouillen- und Transportflugzeuge 1939-45;
  • Zdjęcie wczesnej wersji BR.20 z okresu wojny domowej w Hiszpanii.
  • Fiat BR.20. Part 1 [Ali D'Italia 23].
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет Локхид "Хадсон"
Легкий патрульный бомбардировщик Lockheed Hudson Самолет Локхид "Хадсон" являлся двухмоторным цельнометаллическим монопланом с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Под руководством...
Последний истребитель пятого поколения "Raptor"
Последний из "Рапторов"? Во вторник 13 декабря 2011 года из сборочного цеха завода компании Lockheed Martin в Мариэтте будет выпущен последний...
Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме