Итальянский средний бомбардировщик CRDA (Кант) Z.1007 "Альционе"
Альционе - Зимородок
Средний бомбардировщик деревянной конструкции CANT Z.1007 Alcione, участвовавший во Второй мировой войне, считался лучшим итальянским бомбардировщиком. Он имел относительно высокие летные характеристики, большую бомбовую нагрузку и неплохое оборонительное вооружение. Командование Regia Aeronautica планировало сделать Z.1007bis (были также модификации - Z.1007 и Z.1007ter) единым типом среднего бомбардировщика, чего, однако не случилось, поскольку уже упомянутая цельнодеревянная конструкция больших размеров плохо подходила для массового производства. Забегая вперед, можно отметить, что преемником Z.1007 Alcione должен был стать двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик Z.1018 "Леоне", но его так и не смогли внедрить в производство до капитуляции Италии.
В том числе и по причине того, что итальянская авиапромышленность до начала Второй мировой войны не смогла обеспечить выпуск достаточно мощных двигателей, то у бомбардировщиков Италии военного времени трехмоторная схема оказалась преобладающей. Таким образом, если в других странах конструкторы обходились двумя двигателями, итальянцы были вынуждены ставить три. Отдельные образцы трехмоторных бомбардировщиков создавались разными фирмами, в том числе и CANT, хотя лидировала SIAI.
Фирма Cantieri Aeronautici e Navali Triestini (CANT) разработала самолет Z.1007 конструкции Ф. Цаппаты (Filippo Zappata), который начиная проектировать перспективный цельнодеревянный бомбардировщик-моноплана в 1935 года, разрабатывал два самолета:
- трехмоторный Z.1007 и
- двухмоторный Z.1011.
оба варианта под 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения Isotta-Fraschini Asso XI.RC мощность 840 л.с. (619 kW).
В марте 1936 года начал проходить испытания двухмоторный самолет, но он продемонстрировал слишком низкие летные данные. Через год, 16 марта 1937 года, был облетан трехмоторный Z.1007 с двигателями Isotta-Fraschini Asso XI.RC15, которые впоследствии заменили на Asso XI.RC40 с улучшенными высотными характеристиками и мощностью 900 л.с. Еще ранее, до первого полета, был сделан заказ на серийное производство самолетов данного типа, поскольку были надежды и уверенность в высоких летных характеристиках, чему способствовали аэродинамические формы самолета, более чистые, чем у S.79, и силовая установка, более мощная, чем у Z. 1011. В общей сложности выпущено 580 самолетов: 486 фирмой CRDA и 94 - IMAM (Industrie Meccaniche e Aeronautiche Meridionali), а поставки серийных бомбардировщиков велись с января 1939 года до августа 1943 года.
На фото: самолеты Италии
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение для увеличения |
Основными модификациями являлись:
- Z.1007 - с моторами Asso XI.RC. Стрелковое вооружение включало один 12,7-мм пулемет в верхней установке и один 7,7-мм в нижней. Масса бомбовой нагрузки составляла 800 кг. Экипаж включал пять человек. В период с января по октябрь 1939 года построено 34 самолета;
- Z.1007bis - с 14-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Piaggio P.XI RC.40 мощностью 1000 л.с. Увеличен размах крыла, удлинен фюзеляж. Стрелковое вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов в верхней и нижней установках, двух 7,7-мм пулеметов в боковых окнах. Бомбовая нагрузка - 1200 кг. Восемь предсерийных машин построено в октябре-ноябре 1939 года, поставки серийных самолетов стартовали в январе 1940 года. С апреля 1940 года самолеты производились с двухкилевым оперением (однокилевых выпустили 94 единицы), с марта 1941 года введены подкрыльевые бомбодержатели для четырех 250-кг бомб (максимальная бомбовой нагрузки составляла 2200 кг). С середины 1941 года устанавливались: моторы P.XIbis, новые бомбовые прицелы и бронезащита рабочих мест экипажа, а с 1942 года в боковых окнах вместо 7,7-мм пулеметов стали устанавливать 12,7-мм. Всего построено 468 самолетов данного типа;
- Z.1007ter - с 14-цилиндровыми двигателями Piaggio P.XI RC.45 мощностью 1160 л.с. Стрелковое вооружение включало четыре 12,7-мм пулемета (по одному в верхней, нижней и оконных установках). Максимальная бомбовая нагрузка - 2200 кг. В январе-августе 1943 года построен 51 самолет, в том числе 10 предсерийных (со старыми двигателями P.XIbis) и 41 серийный, еще 17 машин создано под контролем Германии.
Основные технические характеристики самолетов
|
Z.1007bis |
Двигатели: |
|
тип |
Piaggio P.XI RC.40 |
мощность, л.с. |
1000 |
Размах крыла, м: |
24,80 |
Длина самолета, м |
18,55 |
Высота самолета, м |
5,65 |
Площадь крыла, кв. м |
75,30 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
9396 |
взлетная |
13 621 |
Максимальная скорость, км/ч |
464 |
Время набора высоты 4000 м, мин |
10,5 |
Практический потолок, м |
8000 |
Дальность полета, км: |
|
без бомб |
2560 |
с 1200 кг бомб |
1510 |
Основные технические характеристики самолетов
|
Z.1007ter |
Двигатели: |
|
тип |
Piaggio P.XIX RC45 |
мощность, л.с. |
1160 |
Размах крыла, м: |
24,80 |
Длина самолета, м |
18,55 |
Высота самолета, м |
5,65 |
Площадь крыла, кв. м |
75,30 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
9350 |
взлетная |
13 550 |
Максимальная скорость, км/ч |
490 |
Время набора высоты 4000 м, мин |
7,5 |
Практический потолок, м |
9800 |
Дальность полета, км: |
|
без бомб |
2000 |
с 1200 кг бомб |
|
В 1939 году бомбардировщиками Z.1007 вооружили 16-й стормо (50-я и 51-я группы), но они, считаясь только временным решением до поступления Z.1007bis, в боях участия не принимали. Самолеты Z.1007bis начали поступать в ту же часть (которая к 10 июня 1940 года насчитывала 31 машину), а также и в 47-й стормо (106-я и 107-я группы). Когда Италия вступила во Вторую мировую войну (10 июня 1940 года, объявив войну Великобритании и Франции; 28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, 6 апреля 1941 года - Югославии, 22 июня 1941 года Италия вместе со странами Оси напала на СССР, 11 декабря 1941 года Италия вместе с Германией объявила войну США) самолеты Z.1007bis еще не были в должной степени освоены экипажами. Первое боевое крещение состоялось 29 августа 1940 года, в тот день 10 самолетов 106-й группы атаковали один из аэродромов на Мальте.
В конце октября 1940 года для участия в боевых действиях против Греции выделили 47-й стормо и 50-ю группу, которые располагали 44 самолетами Z.1007bis, далее к ним подключились 41-я и 85-я группы. Этот тип бомбардировщиков оказался наиболее многочисленным из принимавших участие в кампании, и в начале использовался достаточно большими группами. Так, 27 самолетов 2 ноября бомбили Салоники. Во время Балканской кампании Z.1007bis зарекомендовал себя неплохим бомбардировщиком, оснащенным эффективным оборонительным вооружением. Боевые потери были минимальны, но техническому персоналу самолеты "Альционе" доставляли много проблем. Боеготовые самолеты в частях редко превышали 60 процентов. Бомбардировщикам пришлось перейти к действиям эскадрильями и даже звеньями.
С началом германо-итальянской агрессии против Югославии 6 апреля 1941 года самолеты Alcione также начали активно применяться; так, 49 бомбардировщиков Z.1007bis бомбили аэродром Мостар в первый же день операции. 50-ю группу и одну АЭ 85-й группы передислоцировали на Родос после разгрома Югославии и Греции, откуда, "Альционе" обеспечивали десант на острове Крит. Бомбардировщики работали не только по наземным, но и по морским целям: 21 мая 1941 года пять Z.1007bis потопили британский эсминец "Джюно".
"20 мая, после того как авиаразведка донесла о появлении шхун в Эгейском море, адмирал Кэннингхэм послал в район к северо-западу от Крита отряд легких кораблей. Он состоял из крейсеров "Найяд" и "Перт" и эсминцев "Кандахар", "Ньюбиен", "Кингстон" и "Джюно" и находился под командованием контр-адмирала Кинга. Мощное соединение под командованием контр-адмирала Роулингса, состоявшее из линкоров "Уорспайт" и "Вэлиант", прикрываемых восемью эсминцами, расположилось к западу от Крита, ожидая появления итальянского флота. В течение всего дня 21 мая наши корабли подвергались сильным атакам с воздуха. Эсминец "Джюно" получил попадание и затонул в две минуты, причем было много жертв. Крейсера "Аякс" и "Орион" также были повреждены, но остались в строю".
Мемуары. Черчилль У. Вторая мировая война.
172-я АЭ стратегической разведки, вооруженная Z.1007bis, в состав сил Regia Aeronautica, выделенных для участия в налетах на Англию. 5 ее самолетов, прибыв в Бельгию в середине октября 1940 года, совершили первый (впрочем, и последний) вылет над Англией - сразу после этого эскадрилью передислоцировали в Италию. Кроме 172-й АЭ самолетами Z.1007bis вооружили 175-ю разведывательную АЭ, которая вела бои в Ливии с марта 1941 года, и 176-ю, прибывшую в Северную Африку в конце 1941 года.
Состояние производства позволило укомплектовать бомбардировщиками "Альционе" новые подразделения. 15-й стормо с июня 1941 года на самолетах этого типа осуществлял налеты на Мальту. Его эскадрильи продолжили работу против судоходства в Восточном Средиземноморье. 50-ю группу вывели на Сицилию, откуда она участвовала в налетах на Мальту. 51-я группа, базируясь на Сардинии, атаковала морские конвои, следовавшие из Гибралтара. Ее бомбардировщики пытались наносить удары ночью, но это оказалось неэффективными, так как не было радаров, поэтому пришлось вернуться к дневным операциям. Более удачными были ночные налеты по стационарным целям - в них участвовала 88-я группа (43-й стормо), в конце 1941 года начавшая такие операции против Мальты. Большой практический потолок делал Z.1007bis неуязвимыми для ночных истребителей англичан.
35-й стормо, полностью перевооруженный Z.1007bis, с апреля 1942 года находился в Киренаике, осуществляя поддержку германо-итальянских войск. Однако, с надежностью самолета проблемы все также присутствовали, к ноябрю 1942 года (решающая фаза битвы под Эль-Аламейном и высадка союзников в Марокко и Алжире) Regia Aeronautica насчитывала в Северной Африке только 40 бомбардировщиков Z.1007bis. 10 групп, базировавшихся на Сицилии и Сардинии, располагали 75 "Альционе", из которых исправными были лишь 39 машин. Однако, большая часть задач, выполняемых Z.1007bis, была связана с разведкой, а не с бомбардировками. Так, с ноября 1942 года по май 1943 года 25-я и 33-я группы, находившиеся в Сицилии, совершили 790 самолето-вылетов на разведку морских целей, а на бомбардировку объектов в Северной Африке - 417.
В Восточном Средиземноморье с Родоса до мая 1943 года активно действовал 30-й стормо, самолеты которого (и Z.1007bis, и Z.1007ter) осуществляли налеты на объекты в Палестине и Ливане. При этом главными целями являлись склады ГСМ. Прекращение наступательных операций были обусловлены падением Туниса и высадкой союзников на Сицилии. На 9 июля 1943 года "Реджиа Аэронаутика" насчитывала 85 бомбардировщиков "Альционе", на долю которых выпало три четверти из около 200 самолето-вылетов бомбардировщиков Италии против англо-американских войск на Сицилии. 16 августа 1943 года остров был окончательно оставлен итальянскими войсками, в строю находилось только 19 боеспособных Z.1007bis и Z.1007ter.
Все самолеты Alcione, которые после капитуляции Италии оставались под контролем правительства, сотрудничавшего с союзниками, были расположены на Сардинии. Самолеты, выполнив несколько налетов на войска вермахта, временно прекратили боевые операции. В декабре 1943 года их свели в 88-ю группу, насчитывающую 25 Z.1007bis и Z.1007ter, главной задачей стало снабжение итальянских войск и югославских партизан, блокированных немецкими войсками в Черногории.
После Второй мировой войны несколько уцелевших Alcione эксплуатировались в качестве учебных до 1948 года. В северной части Италии, оккупированной в сентябре 1943 года немцами, осталось 12 Z.1007bis и 10 Z.1007ter; кроме того 17 самолетов Z.1007ter было собрано заводом CRDA. Сведений относительно их боевого использования нет, возможно, люфтваффе и ВВС Итальянской социальной республики применяли "Альционе" только во вспомогательных целях.
Источники:
- De Marchi, Italo and Pietro Tonizzo. CANT. Z. 506 "airone"- CANT. Z. 1007 "alcione" (in Italian);
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Андрей Крумкач. Многоцелевой бомбардировщик CANT Z.1007 "Alcione";
- Angelucci, Enzo and Paolo Matricardi. World Aircraft: World War II;
- Green, William. "Zappata's Wooden Kingfisher";
- Italo De Marchi, Pietro Tonizzo, CANT. Z. 506 "airone".
- C.R.D.A. Cant Z 1007 [Ali d'Italia №18]$
- Thompson, Jonathan (1963). Italian Civil & Military Aircraft 1930-1945.