Бомбардировщик Savoia-Marchetti SM.79 "Sparviero"
Самолет Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero, выпускавшийся в значительных количествах до начала и во время Второй мировой войны, был основным бомбардировщиком итальянских ВВС. Активно использовался и в гражданской войне в Испании и в действиях против СССР. Наибольшую известность этот самолет получил в результате атак против морских судов, поскольку эксплуатировался и в качестве торпедоносца.

Скоростной бомбардировщик-торпедоносец SIAI (Савойя-Маркетти) S.79 "Спарвьеро"

Sparviero - "Ястреб".

Итальянский самолетНаиболее массовый итальянский бомбардировщик периода Второй мировой войны. Самолет SM.79 Sparviero, разработанный конструкторами фирмы Savoia-Marchetti под руководством Алессандро Маркетти (Alessandro Marchetti) производился серийно с ноября 1936 года, всего выпущено 1458 единиц. Имея относительно скромные летные данные и небольшую бомбовую нагрузку, он успешно применялся как бомбардировщик и торпедоносец. Состоял на вооружении Италии, как бомбардировщик с января 1937 года, а также ряда других стран. До начала Второй мировой войны S.M.79 установил мировые рекорды скорости и грузоподъемности в своем классе, а также побеждал в нескольких воздушных гонках. Этот самолет, получивший прозвище "горбун", был настоящим символом Regia Aeronautica.

За основу SM.79, изначально разрабатывавшийся с 1933 года как скоростной пассажирский самолет, был взят SM.73. Конструкторы выполнили фюзеляж более обтекаемым и применили убирающееся шасси. Конструкция планера осталась смешанной - деревянное крыло и металлический фюзеляж. 8 октября 1934 года впервые поднялся в воздух прототип самолета, оснащенный моторами Piaggio P.XI RC.40 "Стелла" мощностью 610 л.с. А с апреля 1935 года проходили испытания с установленными 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения Alfa Romeo 125 RC.35 (680 л.с.). Тогда же велась разработка военного самолета SM.79B на конкурс, который был объявлен Regia Aeronautica в 1934 году. Самолет должен был стать двухмоторным (из трехмоторного).

Самолет Второй мировой

Комиссия отвергла проект, но командование "Реджиа Аэронаутика" приняло решение сделать заказ на 24 самолета SM.79 в трехмоторном варианте, первый из которых был облетан 24 июля 1936 года. Серийное производство для ВВС Италии шло на четырех заводах: "Маччи" в Варезе (63 саолета за период 1937-1939 гг.), SIAI в Сесто Календе (693 машины), AUSA в Фолиньо (168 единиц с 1938 по 1943 гг.) и "Реджиане" в Реджио Эмилия (425 самолетов). Без учета экспорта построено 1349 самолетов. Кроме того, самолеты данного типа выпускались по лицензии в Румынии - на заводах IAR и "Икар". Самолеты состояли на вооружении:

  • с января 1937 года - в Италии;
  • с 1938 года - в Бразилии, Югославии и Ираке;
  • с 1939 года - в Испании.
Бомбардировщики Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero
Итальянский бомбардировщик Самолеты в Испании
Бомбардировщики Итальянские бомбардировщики
Модификации самолета Скоростной бомбардировщик-торпедоносец
Нажмите на изображение для увеличения

Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero имел несколько основных модификаций:

  • SM.79 - с двигателями Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 780 л.с. (на первых серийных самолетах были AR 125 RC35). Стрелковое вооружение состояло из трех 12,7-мм пулеметов: один неподвижный в верхней части фюзеляжа, стреляющий вперед; по одному в верхней и нижней подвижных установках, а также один 7,7-мм перекидной пулемет для стрельбы из боковых окон. Масса бомбовой нагрузки - 1250 кг. Экипаж включал 4-5 человек.
  • SM.79bis - с двигателями Alfa Romeo 128 RC18 мощностью 860 л.с., с увеличенной дальностью полета. Строился с конца 1942 года.
  • SM.79K - экспортный вариант для Югославии; соответствовал стандартному SM.79.
  • SM.79T - транспортный вариант для Бразилии. Поставлено 3 самолета.
  • S.M.79B - двухмоторный экспортный вариант с новой, остекленной носовой частью. Оснащался различными двигателями для разных стран-покупателей:
    • для Бразилии: Alfa Romeo 128 RC.18 мощностью по 930 л.с.
    • для Ирака: Fiat A.80 RC.41 мощностью по 1030 л.с. В 1938 г. построено 5 самолетов.
    • для Румынии: IAR 14K-II С32, т.е. лицензионный вариант Gnome-Rhone Mistral Major K14 мощностью по 1000 л.с. Кроме того, вместо 12,7-мм пулеметов устанавливались 13,2-мм. В январе-июне 1938 года поставлено 24 самолета.
  • SM.79JR - двухмоторный самолет для Румынии с 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Jumo 211. Выпускались в нескольких вариантах:
    • JIS.79B - моторы Jumo 211 Da (1200 л.с.) - 8 самолетов итальянского производства;
    • JRS.79B с моторами Jumo 211 Da лицензионной румынской постройки (36 самолетов, поставленных с мая 1941 года по июнь 1942 года);
    • JRS.79B1 - моторы Jumo 211F (1380 л.с.), с января 1943 года выпущено в Румынии 36 машин. Масса бомбовой нагрузки составляла 1575 кг.

Самолет Второй мировой

S.79

Основные характеристики
  S.79
Двигатели:  
тип Alfa Romeo 126 RC.34
мощность, л.с. 780
Размах крыла, м 21,18
Длина самолета, м 15,60
Высота самолета, м 4,10
Площадь крыла, кв. м 61,00
Масса, кг:  
пустого самолета 6800
взлетная 10 500
Максимальная скорость, км/ч 430
Скороподъемность, м/с 5,6
Практический потолок, м 7000
Дальность полета, км 2000

S.79bis

Основные характеристики
  S.79bis
Двигатели:  
тип Alfa Romeo 128 RC.18
мощность, л.с. 860
Размах крыла, м 21,18
Длина самолета, м 16,20
Высота самолета, м 4,10
Площадь крыла, кв. м 61,00
Масса, кг:  
пустого самолета 7770
взлетная 11 400
Максимальная скорость, км/ч 460
Скороподъемность, м/с  
Практический потолок, м 6800
Дальность полета, км 2800

S.79B

Основные характеристики
  S.79B
Двигатели:  
тип Fiat A.80 RC.41
мощность, л.с. 1000
Размах крыла, м 21,18
Длина самолета, м 16,20
Высота самолета, м 4,10
Площадь крыла, кв. м 61,00
Масса, кг:  
пустого самолета 6950
взлетная 11 180
Максимальная скорость, км/ч 450
Скороподъемность, м/с  
Практический потолок, м 6800
Дальность полета, км 1800

JRS.79B

Основные характеристики
  JRS.79B
Двигатели:  
тип Jumo 211Da
мощность, л.с. 1220
Размах крыла, м 21,18
Длина самолета, м 16,88
Высота самолета, м 4,10
Площадь крыла, кв. м 61,00
Масса, кг:  
пустого самолета 7200
взлетная 11 785
Максимальная скорость, км/ч 444
Скороподъемность, м/с  
Практический потолок, м 7100
Дальность полета, км 1700

Самолеты WWII

В 1936 году, осенью, начались поставки серийных SM.79 в строевые части: первыми их получил 12-й стормо, три самолета которого уже в январе 1937 года прибыли на о. Мальорка для испытаний в боевых условиях гражданской войны в Испании. Через некоторое время в Испании работала уже полная 39-я группа, чьи самолеты наносили бомбовые удары по городам. Так, 26 апреля 1937 года целью одного из них стала Герника. 21 мая пять самолетов SM.79 атаковали республиканский линкор "Хайме I", а в период с конца мая до середины июля 39-я группа сосредоточила усилия на г. Бильбао. В августе 1937 года первый SM.79 передали Военно-воздушным силам франкистов. С июня по ноябрь 1937 года в боях участвовала 27-я группа, а в апреле 1938 года в Испанию прибыла 30-я группа. Всего же, за время гражданской войны направлено 99 самолетов SM.79, которые выполнили около 2500 боевых вылетов. После окончания войны ВВС франкистов насчитывали 61 самолет данного типа. Машины служили в 11-м и 12-м бомбардировочных полках; а некоторые из них использовались до 1954 года.

Бомбардировщики Savoia-Marchetti SM.79 Sparviero
Итальянский бомбардировщик Бомбардировщик
Итальянские бомбардировщики Сбитый бомбардировщик
Кликните на фотографию для увеличения

В период гражданской войны в Испании постепенно перевооружались все новые части Regia Aeronautica. Самолет SM.79 стал основным типом бомбардировщика: на 10 июня 1940 года в строю насчитывалось 612 SM.79, из них боеготовых - 403. Этими самолетами вооружили 14 стормо и одну отдельную группу. 11 июня 1940 года состоялся первый боевой вылет (против Мальты) Sparviero во Второй мировой войне. 12 июня 21 самолет 32-го стормо нанес удар по Бизерте, а 13 июня - по целям в Тунисе работали уже 50 бомбардировщиков SM.79. 13-14 июня самолеты 9-го и 46-го стормо бомбили французские корабли у побережья Ривьеры, а 21 июня состоялся последний боевой вылет против Франции, в тот день 9 бомбардировщиков SM.79 атаковали Марсель.

К моменту вступления в войну в Ливии находились четыре стормо (некоторые еще не завершили перевооружение с SM.81 "Pipistrello"), вооруженные SM.79. Cамолеты этих частей совершали боевые вылеты против целей в Египте, а осенью 1940 года поддерживали широкомасштабное итальянское наступление, нанося удары по Халфайе, Мерса Матрух, Сиди Баррани, Салуме. Кроме налетов на объекты в глубине обороны противника, SM.79 участвовали в действиях над полем боя, когда целями, в частности, становились узлы сопротивления британцев, а иногда и отдельные автомобили. Потери, до того, как наступление захлебнулось в конце октября, составили 20 самолетов SM.79, а 17 машин были повреждены и восстановлению не подлежали.

Итальянские бомбардировщики

Из-за потерь была налажена ротация частей: 33-й стормо отвели в Италию, а на смену прибыл 41-й стормо 21 октября. К началу британского контрнаступления 9 декабря 1940 года в "Реджиа Аэронаутика" насчитывалось в Ливии 120 бомбардировщиков SM.79, однако боеготовыми были лишь 80 самолетов. Бомбардировщики были направлены на бронированные колонны британцев, но не достигли существенных успехов, при этом понесли значительные потери. Большинство частей, на вооружении которых стояли бомбардировщики SM.79, были выведены из Ливии к апрелю 1941 года. Остался 8-й стормо, воевавший в Северной Африке до декабря 1941 года. С июня 1940 года в Восточной Африке на SM.79 действовала 44-я группа, а через несколько недель туда прибыла 28-я группа. Две уцелевших машины стали трофеями южноафриканской авиации и затем эксплуатировались как транспортные.

Лишь один 46-й стормо был выделен для участия в войне против Греции. 1 ноября 1940 года он начал боевые действия - 10 самолетов бомбили Салоники. Основными задачами для 46-го стормо в следующие месяцы стали налеты на греческие города. Против Греции периодически участвовали группы из других стормо.

SM.79 Sparviero

В действиях против кораблей самолеты SM.79 Sparviero получили наибольшую известность. 8 июля 1940 года машины 10-го стормо атаковали крейсер "Глочестер" - это был первый успех; несмотря на то, что не было прямых попаданий, судно получило повреждения от близких разрывов, а командир и некоторые члены экипажа погибли. После этого десятки других британских кораблей подвергались бомбовым ударам SM.79. Так, в ночь на 18 сентября 1940 года состоялся первый случай успешного применения торпедного оружия экипажами Sparviero, когда два SM.79 торпедировали крейсер "Кент" и вывели его из строя на год. 14 октября был поврежден крейсер "Ливерпуль", 3 декабря - "Глазго". И в последующие годы торпедоносцы действовали успешно:

  • 27 августа 1941 года поврежден крейсер "Феб",
  • 18 ноября 1942 года - крейсер "Аретуза",
  • 2 декабря 1942 года - потоплен эсминец "Квентин".

SM.79 Sparviero

10 июля 1943 года, когда началась высадка союзников на Сицилии, торпедоносцы были направлены против флота вторжения. В ходе 70 боевых вылетов они добились попаданий в авианосец "Индомитэйбл" и ряд транспортов. После капитуляции Италии торпедоносцы SM.79bis в составе группы "Бускалья" использовались ВВС Итальянской социальной республики. Самолеты атаковали корабли союзников 10-11 апреля 1944 года, высаживавшие десант у Анцио, потопив эсминец "Янус". В ночь с 5 на 6 июня 9 S.79bis нанесли удар по Гибралтару. До 25 апреля 1945 года экипажи группы "Бускалья" совершили 14 боевых операций и сбросили 54 торпеды. Общие потери составили 59 самолетов. 29 SM.79 осталось под контролем итальянского правительства, которое сотрудничало с союзниками. Этими самолетами вооружили 3-й транспортный стормо. После окончания Второй мировой войны SM.79 Sparviero также выполняли транспортные задачи.

SM.79 Sparviero

Югославские SM.79K, поставленные в 1938-1939 гг., поступили на вооружение 7-го бомбардировочного полка и 81-й отдельной группы. 6 апреля 1941 года было выведено из строя большинство самолетов при первых налетах люфтваффе. Уцелевшие машины произвели несколько боевых вылетов против итальянских войск в Албании. Один S.79 стал трофеем вермахта. Еще четыре самолета перелетели в Египет; а один совершил вынужденную посадку на территории Венгрии, он был обменян (в 1942 году) на два истребителя Fiat CR.42 Falco. В Египте самолеты эксплуатировались Королевскими ВВС в качестве транспортных.

В ВВС Румынии самолеты SM.79B поступили в 1-ю бомбардировочную группу, которая, постепенно перевооружаясь JIS.79B и JRS.79B, участвовала в действиях против СССР до Сталинградской битвы. За счет поставки новых JRS.79B1 перевооружили 2-ю бомбардировочную группу. В августе 1944 года в строю насчитывалось 27 боеспособных самолетов JRS.79B и JRS.79B1, которые в составе двух эскадрилий действовали на стороне союзников до мая 1945 года. После окончания Второй мировой, 17 уцелевших самолетов некоторое время эксплуатировались как транспортные. Ливан в 1949 году купил четыре невооруженных самолета SM.79, которые использовались вплоть до 1960 года.

Источники:

  • Крылья Родины. Сергей Колов. Горбатый "ястреб" Маркетти;
  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Мир Авиации. Владимир Котельников. Савойя (SIAI) S.79;
  • Nino Arena, Alberto Borgiotti; Cesare Gori, SAVOIA MARCHETTI SM 79 sparviero;
  • Emilio Brotzu, Michele Caso; Gherardo Cosolo, Savoia-Marchetti SM.79 in Dimensione Cielo 4: Bombardieri;
  • Janusz Ledwoch: Savoia Marchetti S.M. 79.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме