|
Тяжелый бомбардировщик армейский Mitsubishi Ki-21
|
Первый опытный Ki-21 полетел в декабре 1936 года. Это был среднеплан с двигателями Hа-6 Кинсей (Золотая звезда) с трехлопостными винтами изменяемого шага Гамильтон Стандарт. Первые серийные Кi-21-Iа внешне не отличались от третьего прототипа. Боевое крещение японских бомбардировщиков Ki-21 состоялось в Китае, где они проявили себя с лучшей стороны. Положительными оказались также результаты использования самолетов этого типа в ходе сражения на Халхин-Голе. Опыт боевого применения позволил выявить и основные недостатки бомбардировщика.
Японский тяжелый бомбардировщик Мitsubishi Ki-21
В то время главным врагом Японии считался Советский Союз с его огромным пространством и удаленностью важнейших военных и промышленных объектов от японских баз в Маньчжурии, и это заостряло вопрос о необходимости создания самолета, способного наносить удары по расположенным в глубине территории противника стратегическим целям. В срочном порядке уже 15 февраля 1936 года была разработана спецификация на дальний бомбардировщик. Понимая, что проектирование нового самолета займет немало времени, армейский воздушный штаб вынудил правительство Японии заказать в Италии 82 бомбардировщика Фиат BR.20, которые изначально рассматривались как временное решение - до появления отечественных машин.
Сформулированные военными требования были чрезвычайно высокими: от авиапромышленности требовалось создать бомбардировщик, отвечающий самым высоким мировым стандартам Максимальная скорость задавалась в 400 км/ч на высоте 3000 м, а эту высоту самолет с полной нагрузкой (750 кг бомб в нормальном режиме и 1000 кг - при уменьшенной дальности полета) должен был набирать не более чем за 8 минут. Продолжительность полета при скорости в 300 км/ч определялась в 5 часов. Экипаж должен был состоять из четырех человек, а оборонительное вооружение - из трех 7,7-мм пулеметов на подвижных установках. В качестве силовой установки предписывалось использовать 14-цилиндровые звездообразные двигатели воздушного охлаждения Накадзима На-5 мощностью 850 л.с., или Мицубиси На-6 (825 л.с). Специально оговаривалось. что самолет должен допускать возможность эксплуатации в условиях сильных сибирских морозов.
Фото бомбардировщика Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-21
Желание поучаствовать в конкурсе изъявили фирмы "Накадзима", "Мицубиси" и "Кавасаки", которые предложили предварительные проекты самолетов Ki-19, Ki-21 и Ki-22 соответственно. Военные сразу же отклонили вариант "Кавасаки", а "Мицубиси" и "Накадзима" получили заказы на постройку прототипов для сравнительных испытаний.
Боковой ракурс военного самолета Японских ВВС Mitsubishi Ki-21
Под руководством ведущих конструкторов компании "Мицубиси" Озава и Наката первый прототип Ki-21, представлявший собой хорошо проработанный с точки зрения аэродинамики свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с убираемым с помощью гидроприводов шасси, был построен в предельно сжатые сроки. 18 декабря 1936 года, всего через 10 месяцев после получении задания, он совершил свой первый полет. Второй прототип был изготовлен к концу декабря. Он отличался от первого удлиненным фонарем "теплицей" кабины стрелка (вместо полусферической башни). После завершения заводских испытаний в марте 1937 года оба самолета были переданы заказчику для сравнительного тестирования с двумя машинами Накадзима Ki-19, которые внешне были весьма схожи с Ki-21, имели примерно такие же размеры. но были оснащены моторами Накадзима На-5, в то время как на машинах-конкурентах устанавливались Мицубиси На-6.
"Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97 Модель 1А" (Ki-21-1а)
В ходе испытаний ни один из самолетов не смог продемонстрировать явного превосходства над соперником. Самолет Ki-19 показал лучшую точность бомбометания и хорошую управляемость, зато самолет Ki-21 имел меньшую нагрузку на крыло и лучшие летные характеристики. Поэтому военные предложили доработать прототипы с учетом выявившихся недостатков и продолжить конкурс. Модернизированный бомбардировщик Второй мировой войны Ki-21 оснащался двигателями Накадзима На-5. Также он отличался большей площадью остекления носовой части, в которой монтировалась шаровая пулеметная установка по образцу Ki-19 (вместо массивной носовой башни). Кроме того, был внесен ряд других, не столь существенных изменений.Когда осенью 1937 года сравнительные испытания были продолжены, обновленный Ki-21 превзошел своего конкурента. В ноябре 1937 года Коку Хомбу поручил "Мицубиси" приступить к серийному производству нового бомбардировщика, который получит обозначение "Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97 Модель 1А" (Ki-21-1а).
Модификации самолета Ki-21
- Ki-21-I - первая серийная модификация, производившаяся с ноября 1937 по февраль 1941 года на заводе фирмы "Мицубиси" в Нагое (построено 423 самолета) и по лицензии на заводе фирмы "Накадзима" в Oгe (541 самолет). Все бомбардировщики этой модификации внешне практически ничем не отличались от третьего прототипа, оснащались теми же двигателями - Накадзима На-5 мощностью 1080 л.с., но имели увеличенный с 1840 литров до 2635 литра запас топлива. Первым вариантом стал Ki-21-Iа с тремя 7,7-мм пулеметами Тип 89 носовой, верхней и нижней огневых точек. Ему на смену пришел Ki-21-Ib, отличавшийся усиленным оборонительным вооружением (были добавлены два 7,7-мм пулемета - один в фюзеляже для ведения огня из боковых окон, второй - в хвостовой дистанционно управляемой установке). Были применены закрылки и горизонтальное оперение увеличенной площади. Кроме того, возрос объем бомбоотсека, а бензобаки были частично протектированы резиной. Последним вариантом стал Ki-21-1c. Эти бомбардировщики вооружались дополнительным пулеметом, размещавшимся в боковом окне. Были применены усиленные стойки шасси с колесами большего диаметра. В заднем бомбоотсскс мог устанавливаться топливный бак емкостью 500 литра (при его использовании четыре 50-кг авиабомбы располагались на узлах внешней подвески). Некоторое количество бомбардировщиков Ki-21-Iа после снятия с вооружения было переделано в транспортные самолеты, которые применялись как ВВС, так и авиакомпанией "Авиалинии Великой Японии" - под обозначением МС-21.
- Ki-21-II - вторая серийная модификация, разработанная с учетом опыта боевого применения самолетов Ki-21-I в Китае. Новые машины оснащались двигателями Мицубиси На-101 мощностью 1500 л.с, что позволило существенно улучшить летные характеристики (так, максимальная скорость на высоте 4400 м возросла до 478 км/ч., а потолок - до 10000 м). Летные испытания опытного образца начались в марте 1940 года, а в декабре для войсковых испытаний были представлены четыре серийные машины. Если 590 бомбардировщиков первого варианта Ki-21-На, отличались от Ki-21-Iс, если не считать новой силовой установки, весьма несущественно, то машины варианта Ki-21-IIb (до сентября 1941 года когда производство Ki-21 было прекращено, построено 688 штук) спутать с предшественниками невозможно. На них вместо фонаря кабины стрелка, ограничивающего угол обстрела из верхнего пулемета, установили большую сферическую башню с одним 12,7-мм пулеметом Тип 1. Кроме того, начиная с 25 экземпляра, применялась бронезащита пилота и башенного стрелка в виде стальных плит толщиной 16 мм и 12,5 мм.
Боевое применения бомбардировщика Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-21
Боевое крещение Японских бомбардировщиков Второй мировой войны Ki-21 состоялось в Китае, где они проявили себя с лучшей стороны. Положительными оказались также результаты использования самолетов этого типа в ходе сражения на Халхин-Голе. В этом нет ничего удивительного, ведь бомбардировщик Ki-21 к моменту его вступления в строй в 1938 году был безусловно выдающимся, хотя и не лишенным недостатков, самолетом.
Опыт боевого применения позволил выявить основные изъяны бомбардировщика, а именно - слабое оборонительное вооружение и недостаточную защищенность топливных баков и рабочих мест членов экипажа. Пытаясь устранить недостатки, конструкторы "Мицубиси" разработали модификацию Ki-21-II. Эти самолеты встретили начало второй мировой войны на Тихом океане в ранге лучших бомбардировщиков ВВС Японской Императорской армии и на первом ее этапе добились хороших результатов, нанося бомбовые удары по целям на Филиппинах, в Бирме и Малайе.
Несмотря на то, что бомбардировщики Ki-21 пользовались в войсках большой популярностью за хорошую управляемость и простоту обслуживания, они быстро устаревали. Даже модернизированные самолеты были сильно уязвимы от огня зенитной артиллерии и атак истребителей противника, которые к тому же совершенствовались и становились все более многочисленными. Однако, несмотря на снижение боевых качеств, японцы продолжали использовать стремительно устаревающие самолеты Ki-21, так как созданные им на замену бомбардировщики Накадзима КМ9 оказались сложными в управлении и имели небольшую боевую нагрузку. Только после запуска в серию бомбардировщика Ki-б7 в начале 1944 года Ki-21 стали переводить из частей первой линии в учебные и транспортные подразделения. В последние месяцы войны многие уцелевшие машины были использованы как самолеты-камикадзе.
Модель
|
Ki-21-IIb
|
Экипаж, человек
|
5
|
Размах крыла, м
|
22,5
|
Длина, м
|
16,0
|
Высота, м
|
4,85
|
Площадь крыла, м2
|
69,6
|
Силовая установка
|
2хMitsubishi Ha-101
|
Мощность, л.с, кВт
|
2х1500 (2х1119)
|
Масса пустого, кг
|
6070
|
Нормальная взлетная, кг
|
9710
|
Максимальная взлетная, кг
|
10610
|
Макс. скорость, км/час
|
486
|
Крейсерская скорость , км/час
|
380
|
Скороподъёмность, м/сек
|
6
|
Практический потолок, м
|
10000
|
Практическая дальность, км
|
2700
|
Время набора высоты: 6000 м
|
13 минут 13 секунд
|
Нагрузка на крыло, кг/м2
|
139,5
|
Тяговооружённость, Вт/кг
|
230
|
Воздушный винт
|
трёхлопастной
|
Вооружение, торпеда, кг
|
нет
|
Вооружение, пулеметы мм
|
1х12,7 и 4х7,7
|
Вооружение, бомбы, кг
|
1000
|
Источники:
- О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
- Андрей Фирсов. Авиация Японии.
- AirInternational. Mitsubishi Ki-21 : Stalwart of the Imperial Army Air Force.
- Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|