Тяжелый бомбардировщик армейский Mitsubishi Ki-21
Первый опытный Ki-21 полетел в декабре 1936 года. Это был среднеплан с двигателями Hа-6 Кинсей (Золотая звезда) с трехлопостными винтами изменяемого шага Гамильтон Стандарт. Первые серийные Кi-21-Iа внешне не отличались от третьего прототипа. Боевое крещение японских бомбардировщиков Ki-21 состоялось в Китае, где они проявили себя с лучшей стороны. Положительными оказались также результаты использования самолетов этого типа в ходе сражения на Халхин-Голе. Опыт боевого применения позволил выявить и основные недостатки бомбардировщика.

Японский тяжелый бомбардировщик Мitsubishi Ki-21

бомбардировщик японии В то время главным врагом Японии считался Советский Союз с его огромным пространством и удаленностью важнейших военных и промышленных объектов от японских баз в Маньчжурии, и это заостряло вопрос о необходимости создания самолета, способного наносить удары по расположенным в глубине территории противника стратегическим целям. В срочном порядке уже 15 февраля 1936 года была разработана спецификация на дальний бомбардировщик. Понимая, что проектирование нового самолета займет немало времени, армейский воздушный штаб вынудил правительство Японии заказать в Италии 82 бомбардировщика Фиат BR.20, которые изначально рассматривались как временное решение - до появления отечественных машин.

Сформулированные военными требования были чрезвычайно высокими: от авиапромышленности требовалось создать бомбардировщик, отвечающий самым высоким мировым стандартам Максимальная скорость задавалась в 400 км/ч на высоте 3000 м, а эту высоту самолет с полной нагрузкой (750 кг бомб в нормальном режиме и 1000 кг - при уменьшенной дальности полета) должен был набирать не более чем за 8 минут. Продолжительность полета при скорости в 300 км/ч определялась в 5 часов. Экипаж должен был состоять из четырех человек, а оборонительное вооружение - из трех 7,7-мм пулеметов на подвижных установках. В качестве силовой установки предписывалось использовать 14-цилиндровые звездообразные двигатели воздушного охлаждения Накадзима На-5 мощностью 850 л.с., или Мицубиси На-6 (825 л.с). Специально оговаривалось. что самолет должен допускать возможность эксплуатации в условиях сильных сибирских морозов.

полет японского бомбардировщика

Фото бомбардировщика Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-21

Желание поучаствовать в конкурсе изъявили фирмы "Накадзима", "Мицубиси" и "Кавасаки", которые предложили предварительные проекты самолетов Ki-19, Ki-21 и Ki-22 соответственно. Военные сразу же отклонили вариант "Кавасаки", а "Мицубиси" и "Накадзима" получили заказы на постройку прототипов для сравнительных испытаний.

боковая проекция военного самолета

Боковой ракурс военного самолета Японских ВВС Mitsubishi Ki-21

Под руководством ведущих конструкторов компании "Мицубиси" Озава и Наката первый прототип Ki-21, представлявший собой хорошо проработанный с точки зрения аэродинамики свободнонесущий цельнометаллический среднеплан с убираемым с помощью гидроприводов шасси, был построен в предельно сжатые сроки. 18 декабря 1936 года, всего через 10 месяцев после получении задания, он совершил свой первый полет. Второй прототип был изготовлен к концу декабря. Он отличался от первого удлиненным фонарем "теплицей" кабины стрелка (вместо полусферической башни). После завершения заводских испытаний в марте 1937 года оба самолета были переданы заказчику для сравнительного тестирования с двумя машинами Накадзима Ki-19, которые внешне были весьма схожи с Ki-21, имели примерно такие же размеры. но были оснащены моторами Накадзима На-5, в то время как на машинах-конкурентах устанавливались Мицубиси На-6.

верхняя проекция бомбардировщика японии

"Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97 Модель 1А" (Ki-21-1а)

В ходе испытаний ни один из самолетов не смог продемонстрировать явного превосходства над соперником. Самолет Ki-19 показал лучшую точность бомбометания и хорошую управляемость, зато самолет Ki-21 имел меньшую нагрузку на крыло и лучшие летные характеристики. Поэтому военные предложили доработать прототипы с учетом выявившихся недостатков и продолжить конкурс. Модернизированный бомбардировщик Второй мировой войны Ki-21 оснащался двигателями Накадзима На-5. Также он отличался большей площадью остекления носовой части, в которой монтировалась шаровая пулеметная установка по образцу Ki-19 (вместо массивной носовой башни). Кроме того, был внесен ряд других, не столь существенных изменений.Когда осенью 1937 года сравнительные испытания были продолжены, обновленный Ki-21 превзошел своего конкурента. В ноябре 1937 года Коку Хомбу поручил "Мицубиси" приступить к серийному производству нового бомбардировщика, который получит обозначение "Армейский тяжелый бомбардировщик Тип 97 Модель 1А" (Ki-21-1а).

нижняя часть самолета

Вид на фюзеляж самолета Mitsubishi Ki-21

Модификации самолета Ki-21

  • Ki-21-I - первая серийная модификация, производившаяся с ноября 1937 по февраль 1941 года на заводе фирмы "Мицубиси" в Нагое (построено 423 самолета) и по лицензии на заводе фирмы "Накадзима" в Oгe (541 самолет). Все бомбардировщики этой модификации внешне практически ничем не отличались от третьего прототипа, оснащались теми же двигателями - Накадзима На-5 мощностью 1080 л.с., но имели увеличенный с 1840 литров до 2635 литра запас топлива. Первым вариантом стал Ki-21-Iа с тремя 7,7-мм пулеметами Тип 89 носовой, верхней и нижней огневых точек. Ему на смену пришел Ki-21-Ib, отличавшийся усиленным оборонительным вооружением (были добавлены два 7,7-мм пулемета - один в фюзеляже для ведения огня из боковых окон, второй - в хвостовой дистанционно управляемой установке). Были применены закрылки и горизонтальное оперение увеличенной площади. Кроме того, возрос объем бомбоотсека, а бензобаки были частично протектированы резиной. Последним вариантом стал Ki-21-1c. Эти бомбардировщики вооружались дополнительным пулеметом, размещавшимся в боковом окне. Были применены усиленные стойки шасси с колесами большего диаметра. В заднем бомбоотсскс мог устанавливаться топливный бак емкостью 500 литра (при его использовании четыре 50-кг авиабомбы располагались на узлах внешней подвески). Некоторое количество бомбардировщиков Ki-21-Iа после снятия с вооружения было переделано в транспортные самолеты, которые применялись как ВВС, так и авиакомпанией "Авиалинии Великой Японии" - под обозначением МС-21.
  • Ki-21-II - вторая серийная модификация, разработанная с учетом опыта боевого применения самолетов Ki-21-I в Китае. Новые машины оснащались двигателями Мицубиси На-101 мощностью 1500 л.с, что позволило существенно улучшить летные характеристики (так, максимальная скорость на высоте 4400 м возросла до 478 км/ч., а потолок - до 10000 м). Летные испытания опытного образца начались в марте 1940 года, а в декабре для войсковых испытаний были представлены четыре серийные машины. Если 590 бомбардировщиков первого варианта Ki-21-На, отличались от Ki-21-Iс, если не считать новой силовой установки, весьма несущественно, то машины варианта Ki-21-IIb (до сентября 1941 года когда производство Ki-21 было прекращено, построено 688 штук) спутать с предшественниками невозможно. На них вместо фонаря кабины стрелка, ограничивающего угол обстрела из верхнего пулемета, установили большую сферическую башню с одним 12,7-мм пулеметом Тип 1. Кроме того, начиная с 25 экземпляра, применялась бронезащита пилота и башенного стрелка в виде стальных плит толщиной 16 мм и 12,5 мм.

Боевое применения бомбардировщика Японской Императорской армии Mitsubishi Ki-21

Боевое крещение Японских бомбардировщиков Второй мировой войны Ki-21 состоялось в Китае, где они проявили себя с лучшей стороны. Положительными оказались также результаты использования самолетов этого типа в ходе сражения на Халхин-Голе. В этом нет ничего удивительного, ведь бомбардировщик Ki-21 к моменту его вступления в строй в 1938 году был безусловно выдающимся, хотя и не лишенным недостатков, самолетом.

Опыт боевого применения позволил выявить основные изъяны бомбардировщика, а именно - слабое оборонительное вооружение и недостаточную защищенность топливных баков и рабочих мест членов экипажа. Пытаясь устранить недостатки, конструкторы "Мицубиси" разработали модификацию Ki-21-II. Эти самолеты встретили начало второй мировой войны на Тихом океане в ранге лучших бомбардировщиков ВВС Японской Императорской армии и на первом ее этапе добились хороших результатов, нанося бомбовые удары по целям на Филиппинах, в Бирме и Малайе.

Несмотря на то, что бомбардировщики Ki-21 пользовались в войсках большой популярностью за хорошую управляемость и простоту обслуживания, они быстро устаревали. Даже модернизированные самолеты были сильно уязвимы от огня зенитной артиллерии и атак истребителей противника, которые к тому же совершенствовались и становились все более многочисленными. Однако, несмотря на снижение боевых качеств, японцы продолжали использовать стремительно устаревающие самолеты Ki-21, так как созданные им на замену бомбардировщики Накадзима КМ9 оказались сложными в управлении и имели небольшую боевую нагрузку. Только после запуска в серию бомбардировщика Ki-б7 в начале 1944 года Ki-21 стали переводить из частей первой линии в учебные и транспортные подразделения. В последние месяцы войны многие уцелевшие машины были использованы как самолеты-камикадзе.

Модель
Ki-21-IIb
Экипаж, человек
5
Размах крыла, м
22,5
Длина, м
16,0
Высота, м
4,85
Площадь крыла, м2
69,6
Силовая установка
2хMitsubishi Ha-101
Мощность, л.с, кВт
2х1500 (2х1119)
Масса пустого, кг
6070
Нормальная взлетная, кг
9710
Максимальная взлетная, кг
10610
Макс. скорость, км/час
486
Крейсерская скорость , км/час
380
Скороподъёмность, м/сек
6
Практический потолок, м
10000
Практическая дальность, км
2700
Время набора высоты: 6000 м
13 минут 13 секунд
Нагрузка на крыло, кг/м2
139,5
Тяговооружённость, Вт/кг
230
Воздушный винт
трёхлопастной
Вооружение, торпеда, кг
нет
Вооружение, пулеметы мм
1х12,7 и 4х7,7
Вооружение, бомбы, кг
1000

Источники:

  • О. В. Дорошкевич. Самолеты Японии Второй мировой войны.
  • Андрей Фирсов. Авиация Японии.
  • AirInternational. Mitsubishi Ki-21 : Stalwart of the Imperial Army Air Force.
  • Владимир Котельников. Бомбардировщики Второй мировой войны.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Гидросамолет 'Консолидэйтед' PB2Y 'Коронадо'
Многоцелевой самолет Consolidated PB2Y Coronado Летающая лодка, моноплан с четырьмя двигателями и двухкилевым оперением; поплавки в полете убирались. Спроектирован в КБ...
Про учебно-боевые самолеты Як-130
Перегон трех учебно-боевых самолетов Як-130 с заводского аэродрома ОАО "Корпорация 'Иркут'" к месту постоянного базирования в Борисоглебск совершили пилоты Борисоглебской...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме