Советский опытный бронированный штурмовик Су-6
С начала 1943-го до апреля 1944 года самолет Су-6 М-71Ф был лучшим советским бронированным штурмовиком. Возможно, что при сумме факторов штурмовик Сухого с 37-миллиметровыми пушками имел возможность стать серийным и по-настоящему эффективным противотанковым самолетом, который был так необходим нашей авиации все годы Великой Отечественной войны. Успех самолета Су-6 определялся в том числе и тем, что моторы М-71 и М-71Ф по взлетной мощности превосходили моторы АМ-38 и АМ-38Ф на 300-500 л.с., а по номинальной у земли - примерно на 100 л.с. Вместе с этим штурмовики Сухого имели меньшие, чем Ил-2, размеры и полетную массу при несколько большей нагрузке на крыло. Для обеспечения хорошей маневренности на Су-6 использовалась мощная механизация крыла. Хорошую устойчивость и управляемость (в чем Ил-2 "хромал" с самого начала) обеспечивала удачная компоновка самолета. В начале бронирование и вооружение Су-6 уступало штурмовику Ил-2, но Су-6 М-71Ф (двухместный вариант) и по этим показателям его превзошел (исключая массу нормальной бомбовой нагрузки).
ОБШ М-88 и ОБШ М-71
В мае 1939 года в тезисах для доклада правительству по плану опытного и серийного самолетостроения, подготовленных НКАП и НКО предлагалось: "...Обязать конструктора тов. Сухого к 1/VII-с.г. представить эскизный проект одномоторного одноместного бронированного штурмовика, как дальнейшее развитие самолета ББ-1, со следующими данными:
- Скорость у земли - 425-450 км/ч
- Дальность у земли - 800 км
- Экипаж - один человек
- Вооружение: 2 ШКАССа и 2 крупнокалиберных пулемета в крыльях.
- Бомбовая нагрузка:
• нормальная - 200 кг,
• перегрузочная - 400 кг.
- Броня - от 4-х до 7мм.
- Бронируется пилот сзади, снизу и с боков. Бак бронируется - в фюзеляже снизу и сзади. Кроме того, баки должны иметь заполнение их нейтральным газом.."
Схема бронирования штурмовиков Сухого
|
Первый экземпляр Су-6 М-71 |
|
Су-6 М-71 Прототип для серии |
|
Су-6 М-71Ф |
|
К августу 1939 г. ОКБ Сухого обязалось закончить постройку одномоторного одноместного бронированного штурмовика-бомбардировщика ОБШ М-88 с максимальной скоростью у земли 430-465 км/ч и максимальной дальностью полета 1400 км. В варианте штурмовика стрелково-пушечное вооружение должно было включать шесть пулеметов ШKAC, либо две пушки ШВАК и четыре пулемета ШКАС. В варианте бомбардировщика вооружение состояло из четырех пулеметов ШКАС и 400 кг бомб. В сентябре Сухой предъявил эскизные проекты двух вариантов самолета: ОБШ М-88 и ОБШ М-71. Самолеты должны были иметь смешанную конструкцию с деревянным фюзеляжем и металлическим крылом. Основные и хвостовая опоры шасси убирались. Стрелковое вооружение оказалось несколько ослаблено по сравнению с первоначально запланированным и включало 4 пулемета ШКАС или, во втором варианте, 2 пулемета БС (калибра 12,7 мм) и два ШКАСа. Внутрифюзеляжная полезная нагрузка проектировалась в следующих вариантах:
- а) бомба ФАБ-100;
- б) 2 бомбы ФАБ-50;
- в) 18 бомб АО-10, АО-15 или А0-20;
- г) 72 бомбы калибра от 1,0 до 2,5 кг.
Кроме того, на внешней подвеске штурмовики могли нести 2 бомбы ФАБ-100 или 2 бомбы ФАБ-250. Броня для самолета конструировалась в виде "бронекорыта", которое защищало кабину пилота снизу. Бронеспинка исключала поражение летчика сзади, а гнутый бронелист прикрывал бензобак. Защита летчика с боков в первом варианте проектировалась по пояс, а во втором - по грудь. Спереди бронирование отсутствовало. Голова летчика сверху и маслорадиатор также не имели защиты.
Эскизные проекты обоих вариантов утвердили с изменениями по стрелковому вооружению и бронированию: Главное управление ВВС рекомендовало уменьшить бомбовую нагрузку до 120 кг (преимущественно малого калибра) и усилить стрелковое вооружение. Оно должно было включать 6 пулеметов ШКАС, либо две пушки ШВАК и два ШКАСа. ОКБ Сухого получило распоряжение о постройке двух вариантов самолета. В случае неготовности двигателя М-71 предполагалось использовать мотор М-81.
Спойлер: постановление от 4 марта 1940 года
Постановлением от 4 марта 1940 года "О создании одномоторного бронированного одноместного штурмовика" КО при СНК СССР обязал НКАП, главного конструктора П.О.Сухого и директора опытного завода №289 П.Н.Голубкова:
"... а) Спроектировать и построить одномоторный бронированный одноместный штурмовик с мотором М-71 со следующими летно-техническими данными:
- Максимальная скорость у земли - 510 км/ч.
- Посадочная скорость -115 км/ч.
- Дальность на 0,9 макс, скорости со 120 кг бомб,
нормальная - 800 км,
с перегрузкой - 1200 км.
- Потолок -10000 м.
- Время подъема на 5000 м - 7-8 мин.
- Экипаж - 1 чел.
- Вооружение: 4 пулемета 7,62 мм в крыле и 2 пулемета 7,62 мм через винт.
- Бомбовая нагрузка:
нормальная - 120 кг,
с перегрузкой - 200 кг.
б) Самолет построить в 2-х экземплярах и сдать на государственные испытания в следующие сроки: первый экземпляр - к 15 ноября 1940 г. второй экземпляр - к 15 декабря 1940 г.". В связи с задержкой подачи мотора М-71, НКАП предложил П.О. Сухому проработать вариант замены его на мотор М-81 с одновременным увеличением толщины брони.
Спойлер: постановление от 4 марта 1940 года
В ноябре 1940 года вышел на заводские испытания самолет ОБШ М-88. Однако, в одном из полетов был разбит: помяты фюзеляж и крыло, погнут винт, снесено шасси, помяты фюзеляж и крыло, погнут винт. А вот в отношении более перспективного ОБШ М-71 4 марта 1940 года появилось постановление Комитета Обороны при СНК № 107, и ОКБ Сухого получило указание построить "два экземпляра одномоторного одноместного бронированного штурмовика с мотором М-71". Готовность первого экземпляра определялась к 15 ноября, а второго - к 15 декабря 1940 года. Но только макет самолета ОБШ М-71 был показан в декабре 1940 года, и самолет получил наименование Су-6 М-71.
Поломка шасси на испытаниях второго экземпляра Су-6 М-71, июль 1941 год
Первый самолет (заводское обозначение "самолет 81") построили 28 февраля 1941 года и 13 марта В.К.Коккинаки совершил первый полет. Начались заводские испытания, проходившие ЛИИ НКАП, которые закончились в апреле 1941 года. На самолете не было стрелкового вооружения. В соответствии с эскизным проектом было выполнено бронирование общей массой 195 кг, плюс передний и задний вертикальные бронещиты. В конструкции использовалась цементированная броня, поэтому защита летчика и бензобака от зенитного огня считалась достаточно эффективной. Но от атак истребителей спереди-сверху, сбоку и сзади-сверху летчик самолета Су-6 М-71 был почти не защищен.
Бронирование и стрелковое вооружение самолета Су-6 М-71 было значительно слабее примененных на Ил-2. Первый вариант Су-6 оснащался шестью пулеметами ШКАС (из них 2 синхронных). В акте заводских испытаний было предложено вместо двух крыльевых ШКАСов установить две пушки калибра 23 мм. Также Су-6 уступал самолету "Ил2" и в бомбовой нагрузке: она составляла в нормальном варианте всего 120 кг, а в перегрузку - 200 кг. ЛИИ НКАП рекомендовал усилить вооружение за счет подвески 10 реактивных снарядов PC-132 или РС-82.
В качестве несомненного достоинства нового самолета отмечалось, что по скорости, скороподъемности и взлетно-посадочным характеристикам Су-6 М-71 существенно превосходил Ил-2 АМ-38.
Второй экземпляр самолета Су-6 М-71 построили 10 июня 1941 года и через 6 дней он впервые поднялся в воздух, а в сентябре были пройдены сокращенные заводские испытания в ЛИИ НКАП со стрелковым вооружением (четыре крыльевые и два синхронные пулемета ШКАС). В акте по испытаниям говорилось, что самолет "по своим пилотажным свойствам и простоте управления принадлежит к числу лучших современных самолетов". Такую же высокую оценку получил и первый экземпляр Су-6 М-71, переданный в сентябре на контрольные испытания в НИИ ВВС.
На втором экземпляре самолета Су-6 М-71 в конце года установили две пушки ВЯ калибра 23 мм. Самолет проходил совместные (государственные и заводские) испытания с 24 февраля по 12 марта 1942 года. На данном экземпляре штурмовика установили предкрылки, щитки типа "Шренк" и 10 реактивных снарядов РС-132 (РС-82). Бомбовая нагрузка составляла 200 кг, в перегрузку - 400 кг. Броня не включалась в силовую схему и размещалась внутри самолета. В качестве достоинства отмечалось, что броня защищает от пуль калибра 12,7 мм, однако схему бронирования предлагалось изменить в соответствии с рекомендациями НИИ ВВС.
Самолет получил высокую оценку Главного управления ВВС, которое подготовило проект постановления ГКО о постройке к 1 декабря 1942 года 25 серийных экземпляров Су-6 М-71. Одновременно была направлена докладная записка И.В.Сталину с положительной оценкой самолета. Но выпуск серии так и не начали.
Самолет Су-6 М-71 с доработками по схеме бронирования (общий вес брони был доведен до 660 кг), с улучшенным обзором вперед-вниз к началу июля 1942 года снова проходил совместные испытания.
Самолет по технике пилотирования был вполне доступен для летчиков средней квалификации. Машина имела хорошую устойчивость и управляемость. Однако было отмечено, что обзор на рулежке недостаточен и поэтому приходится рулить змейкой. В воздухе обзор был оценен как удовлетворительный.
Штурмовик по-прежнему серийно не строился, несмотря на положительные результаты испытаний и заинтересованность руководства ВВС.
В соответствии с разрешением НКАП ОКБ Сухого дополнительно строило два самолета Су-6 М-71 с бронекорпусом, включенным в конструкцию самолета и усиленным бронированием силовой установки. Одновременно в интересах упрощения технологии производства предусматривалась замена дюралевых консолей деревянными. Но к этому времени стала очевидной высокая уязвимость одноместных штурмовиков от атак немецких истребителей второй мировой войны. Тяжелые потери одноместных Ил-2 заставили вернуться к схеме двухместного штурмового самолета.