Бронированный штурмовик Су-8
Двухместный двухмоторный бронированный штурмовик Су-8 имел все шансы. чтобы стать лучшим самолетом своего класса заключительного периода второй мировой войны. Однако, некоторая задержка во время эвакуации КБ Сухого, неготовность нового двигателя, а также отсутствие острой необходимости в новых штурмовиках не позволили ДДБШ проявить себя. Самолет серийно не производился.

Проект двухместного двухмоторного бронированного штурмовика (ДДБШ) Су-8

Штурмовик Су-8Проект одноместного двухмоторного бронированного штурмовика (ОДБШ) с двумя двигателями М-71 был разработан в конце июня 1941 года в Конструкторском Бюро завода № 289. Два мощных мотора воздушного охлаждения М-71 обладали повышенной живучестью в бою по сравнению с моторами жидкостного охлаждения, при взлете М-71 развивал мощность, обеспечивающую достаточно высокие ЛТХ самолета при мощном наступательном вооружении. К осени 1941 года проект был доработан: добавлены две огневые точки, а воздушный стрелок был введен в состав экипажа.

Самолет Су-8

Со стороны руководства НКАП и ВВС КА проект ДДБШ получил одобрение, и в КБ П.О. Сухого начали постройку макета самолета, который утвердили в октябре 1941 года. Однако, началась эвакуации, которая отодвинула проектирование и постройку двухместного двухмоторного бронированного штурмовика на май 1942 года.

Проектирование машины шло быстро и к 20 сентября 1942 года весь комплект чертежей был передан в производство. В августе 1942 года началась постройка планера для статических испытаний и двух летных экземпляров самолета: завершение постройки первого экземпляра было запланировано на начало мая, а второго - на август 1943 года. Постройка ДДБШ велась на базе моторного завода № 19 в Молотове (сегодня - Пермь), там опытный завод № 289 был в эвакуации.

Самолет

Командующий ВВС в конце января 1943 года утвердил эскизный проект модификации ДДБШ в вариантах высотного разведчика и среднего бомбардировщика с пожеланием воплотить этот проект во втором экземпляре ДДБШ.

В начале августа 1943 года первый опытный экземпляр ДДБШ (Су-8) был перевезен в подмосковный Тушино, на место новой дислокации завода № 289 (шла реэвакуация КБ П.О.Сухого). Самолет продолжали дорабатывать и на нем установили двигатели М-71Ф. Ряд дефектов Су-8, выявленных в ходе нескольких рулежек и подлетов к началу декабря 1943 года, устраняли до конца зимы. В небо самолет Су-8 впервые поднялся 11 марта 1944 года. Заводские летные испытания продолжались до конца 1944 года, которые шли с некоторыми перерывами.

Су-8

Су-8 (Самолет "Б")

Самолет Су-8

Конструкция самолета Су-8 2М-71Ф смешанная. Фюзеляж состоял из трех частей. Носовая часть, где находился летчик, создавалась полностью из броневой стали толщиной от 4 до 15 мм. Средняя часть - дюралевая, а хвостовая часть - полумонокок с деревянным набором и фанерной обшивкой. Крыло однолонжеронное состояло из центроплана с мотогондолами и двух отъемных консолей. Для обеспечения маневрирования на больших углах атаки существовали автоматические предкрылки, находившиеся по носкам консолей крыла в зоне элеронов. Щитки металлические. Лонжерон и стенки консолей - металлические, нервюры и обшивка - деревянные. Оперение двухкилевое металлической конструкции, рули обтянуты полотном.

Самолет Су-8
Общий вид ДДБШ 2М-71Ф Общий вид ДДБШ 2АМ-42
Самолет Самолет ДДБШ 2АМ-42
Нажмите на изображение, чтобы увеличить

Шасси убиралось по полету в мотогондолы, а хвостовое - в фюзеляж. Управление рулями высоты дублированное и выполнено частично тягами, частично тросовое. Управление рулями направления - тросовое. Система бронирования обеспечивала защиту пилота от огня крупнокалиберных пулеметов, стрелка-радиста, моторов (не забронированы только цилиндры моторов), крыльевых бензобаков, маслобаков, маслорадиаторов и цилиндров винтов. Спереди летчика защищали бронестекла толщиной 64 мм.

Общий вес брони на самолете достигал 1669,3 кг, в том числе:

  • кабины летчика - 475,8 кг,
  • кабины стрелка - 287,2 кг,
  • моторов и бензобаков - 811,2 кг,
  • маслорадиаторов - 84,7 кг
  • и цилиндров винтов - 10,4 кг.

В тот период времени ВВС не испытывали прежней потребности в новом штурмовике, кроме того работы по двигателю М-71Ф были свернуты. В результате создание штурмовика Су-8 было прекращено.

Основные характеристики Су-8
Длина самолета, мм 13550
Размах крыла, мм 20500
Высота самолета, мм 4035
Полетная масса, кг  
- нормальная 12413
- перегрузочная 13381
Максимальная скорость, км/ч  
- у земли 500
- на Н=4600м 550
Практический потолок, м 9000
Время набора Н=5000м, мин 9,0
Дальность полета, км  
- нормальная 1000
- с перегрузкой 1500
Длина разбега, м 400
Количество и тип двигателей 2хМ-71Ф
Мощность двигателей, л.с. 2200
Вооружение  
- стрелково-пушечное 9хШКАС
1хБТ
4хНС-45
- бомбовая нагрузка (норм/перегр.), кг 1000/1400

Общий вид ДДБШ

Вариант 3-х местного бомбардировщика Вариант 4-х местного бомбардировщика
3-х местный бомбардировщик 4-х местный бомбардировщик
Нажмите на изображение для увеличения

Стремясь спасти штурмовик, П.О. Сухой перепроектировал Су-8 под мотор АМ-42 почти без изменений в аэродинамической компоновке и конструкции уже летавшей машины. Вес пустого самолета увеличился до 9728 кг. Нормальный полетный вес составил 12774 кг. По расчетам максимальная скорость у земли на номинальном режиме работы мотора составляла 485 км/ч, на высоте 2500 м - 525 км/ч. Время подъема на высоту 4000 м - 8,5 мин.

Компоновочная схема Су-8

Компоновочная схема Су-8 с двигателями АМ-42;
"кликните" на изображение для увеличения.

Источники:

  • Гордюков Н. Неудача "Летающего броненосца".
  • Олег Растренин. Штурмовики Великой Отечественной войны.
  • Крылья Родины. "Двойники" Су.
  • Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме