Истребители СССР второй мировой войны

Во время Второй мировой войны стала более выраженной специализация боевых самолетов всех классов. Достаточно четко выделились дальние истребители сопровождения, истребители-бомбардировщики, высотные перехватчики, появились ночные истребители. В СССР вплоть до начала 40-х годов популярной была идея о делении истребителей на скоростные и маневренные, призванные в бою взаимодействовать и поддерживать друг друга. Основу истребительной авиации в тот период составляли скоростной моноплан И-16 и маневренный биплан И-15бис. На смену этой паре должны были прийти истребители с более высокими характеристиками. Но ветвь развития пошла несколько иначе - на вооружение были приняты сразу три истребителя СССР Второй мировой войны - МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1.



Истребитель ЯК-1

Як-1Работа ОКБ А. С. Яковлева по истребителям началась в 1939 году. Надо было дать истребители, скорости которых, по крайней мере, на 100 км/ч превышали бы скорость И-16 и достигали бы 600 км/ч на боевой высоте, превосходя достижения любых зарубежных истребителей. Объективные возможности для этого были. Уже имелись мощные двигатели, например М-105.

И-26

И-26 - первый опытный истребитель А. С. Яковлева, прототип всех его последующих многочисленных поршневых истребителей, размеры, формы и конструкция которых повторяли в основном исходный тип.Схема - одноместный низкоплан с двигателем М-105П в 1050 л. с. (первоначально предполагался М-106 в 1350 л. с.) и винтом ВИШ-61П. Конструкция смешанная. Каркас фюзеляжа ферменный, сварной из труб стали 30ХГСА, обшивка носовой части из дуралюмина, хвостовой части - полотняная по опалубке из легких реек. Крыло, установленное под углом 0°30', деревянное, без разъемов, с оклейкой полотном по фанерной обшивке. Профиль "Кларк-YH" с относительной толщиной от 14 до 10 % (на концах). Оперение и элероны дуралюминовые с полотном, щитки цельнодуралю-миновые.

 
Истребитель ЯК-3

Як-3Самолеты Як были одни из основных истребителей Великой Отечественной войны, являлись самыми многочисленными в Военно-Воздушных Силах Советского Союза. Выпускались сериями: Як-1 - 8721 машина, Як-7 - 6399, Як-9 - 16 769, Як-3 - 4848. Всего было выпущено истребителей А. С. Яковлева 36737 экземпляров.

Первый полет на истребителе И-26 (впоследствии Як-1) произошел в марте 1939 года. Это был самолет нового поколения, он отличался от своих предшественников конструктора Н. Н. Поликарпова. На И-26 был установлен мотор М-105П, мощностью 1050 л. с., он мог развивать скорость до 592 км/ч при дальности полета 850 км. Небольшая полетная масса истребителя (2895 кг) обеспечивала выполнение сложных маневров. Вооружение самолета также соответствовало требованиям того времени - пушка калибра 20 мм, два пулемета калибра 7,62 мм. В серийное производство самолет пошел слишком поздно, и к началу Великой Отечественной войны на вооружении находилось небольшое количество этих истребителей.

 
Истребитель ЯК-7

Як-7Як-7УТИ (И-26УТИ, УТИ-26, № 27) - двухместный вариант с двойным управлением для целей учебно-тренировочных, вывозныx и транспортных при перебазировании авиачастей. Самолет имел две кабины - ученика и инструктора. Самолет вышел на испытания почти сразу после И-26 - в середине 1940 году. Он успешно прошел госиспытания, выпускался серийно под обозначением Як-7УТИ и широко использовался как учебно-тренировочный истребитель.
Скорость на госиспытаниях - 586 км/ч при массе 2750 кг.

Як-7 - первоначальный вариант истребителя на базе серийного Мк-7УТИ с двигателем М-105П в 1050 л. с. создан в конце 1941 году. Вооружение - как на Як-1: одна пушка ШВАК (130 снарядов) и два синхронных пулемета ШKAC (1000 патронов). Размеры и контуры те же, что и у Як-7УТИ. За кабиной летчика в фюзеляже Як-7 был еще оставшийся от второй кабины Як-7УТИ отсек, закрывавшийся крышкой, который можно было использовать для различных целей: переброски грузов и технического состава при перебазировании частей или же для установки дополнительного бензобака в 100 л. Полетная масса по сравнению с Як-7УТИ увеличилась на 185 кг.

 
Истребитель ЯК-9

Як-9Як-9 - самый массовый тип фронтового самолета-истребителя в составе советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. С большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах.
Самолет Як-9 был развитием истребителей Як-1 и Як-7, а его непосредственным предшественником был Як-7ДИ. При сохранении основных размеров и обводов в Як-9 был внесен ряд усовершенствований. Был установлен двигатель М-105ПФ номинальной мощностью 1210 л. с. у земли и 1180 л. с. на высоте 2300 м. Масса его - 614 кг. Фонарь кабины и гаргрот - по типу Як-1б. Конструкция Як-9 сохранялась прежняя - смешанная, но лонжероны крыла взамен прежних деревянных коробчатого типа стали металлическими. Передний (главный) лонжерон имел двутавровое сечение - дуралюминовую стенку и полки. Задний лонжерон - дуралюминовая стенка с отбортовками-полками. Это позволяло в случае необходимости значительно увеличить объем топливных баков и тем самым - дальность полета.

 
Истребитель ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3Один из основных советских истребителей начального периода Великой Отечественной войны. Он в числе других истребителей Як, МиГ являлся тем, о которых говорили и писали - "новый".
Самолет ЛаГГ-3 был создан С. А. Лавочкиным, М. И. Гудковым и В. П. Горбуновым, в 1939 году имел обозначение ЛаГГ-1. Он был выпущен серией в 100 экземпляров. Первый полет самолета состоялся 23 марта 1940 года. В строевых частях ЛаГГ-3 появился в начале 1941-го. В марте первым начал переучиваться на новую технику 24-й истребительный авиационный полк. Единственным конкурентом ЛаГГ-3 в начале войны был истребитель Як-1. Первые серийные ЛаГГи-3, выпускавшиеся заводом №21, превосходили истребители Як-1 в скорости и дальности полета. Истребитель Яковлева набирал высоту 5000 м за 5,7 мин, а ЛаГГ-3 29-й производственной серии делал это лишь за 6,4 мин. Вооружение ЛаГГа-3 было сильнее: кроме пушки и двух ШКАСов он нес еще крупнокалиберный пулемет.

 
Истребитель ЛА-5

Истребитель Ла-5 Самолет Лa-5 был значительным достижением отечественной авиации, но появился он с некоторым опозданием. У противника уже имелся истребитель Мессершмитт Bf 109G-2 сначала "пятиточечный", а затем облегченный "трехточечный" - с пушкой и двумя пулеметами. Мощность мотора "Мессершмитта" возросла, значительно улучшилась не только горизонтальная, но и вертикальная скорость. Испытания Bf 109G-2 в НИИ ВВС и дальнейшие бои под Сталинградом показали почти полное превосходство немецоких самолетов, за исключением горизонтального маневра, над Ла-5, особенно на высотах до 3000 м.

"Воздушные бои" в НИИ ВВС между самолетами Ла-5Ф и Bf 109G-2 и G-4 показали, что первый имел преимущество в скороподъемности и радиусе виража до высоты 6000 м, заходя в хвост немцам через три-четыре виража (время виража на высоте 1000 м у Ла-5 и Ла-5ФН - 19 секунд, у Bf 109G-2 - от 20 до 21,5 секунды). Не уступал Ла-5Ф "Мессершмитгам" и в боях на вертикалях, но здесь преимущество до высоты 3000 м было на стороне более опытного и инициативного пилота. Не хуже обстояло дело и в бою с самолетами FW 190A-4 и А-5. Истребитель Ла-5Ф и здесь мог постоять за себя.

 
Истребитель ЛА-7

Техническое описание

Истребитель Ла-7Ла-7 - деревянный низкоплан. Конструкция его планера в значительной мере повторяла Ла-5ФН последних серий. Основной конструкционный материал - сосна. Полки лонжеронов крыла изготавливали из стали ЗОХГСА, некоторые шпангоуты - из дельта-древесины. Деревянные детали планера склеивались смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1.
Крыло - двухлонжеронное набиралось из профилей NACA-23016 и NACA-23010 относительной толщиной 16% и 10% соответственно; технологически делилось на центроплан и консоли. Форма крыла в плане - трапециевидная, с округлыми законцовками. Между лонжеронами центроплана находились выклеенные из фанеры два кессона для бензобаков. Снизу в центроплане имелся люк для установки центрального бака.

 
«ПерваяНазад123ВпередКрайняя»


Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме