Як-9 - самый массовый тип фронтового самолета-истребителя в составе советских ВВС в годы Великой Отечественной войны. С большим успехом применялся в воздушных боях на всех фронтах.
Самолет Як-9 был развитием истребителей Як-1 и Як-7, а его непосредственным предшественником был Як-7ДИ. При сохранении основных размеров и обводов в Як-9 был внесен ряд усовершенствований. Был установлен двигатель М-105ПФ номинальной мощностью 1210 л. с. у земли и 1180 л. с. на высоте 2300 м. Масса его - 614 кг. Фонарь кабины и гаргрот - по типу Як-1б. Конструкция Як-9 сохранялась прежняя - смешанная, но лонжероны крыла взамен прежних деревянных коробчатого типа стали металлическими. Передний (главный) лонжерон имел двутавровое сечение - дуралюминовую стенку и полки. Задний лонжерон - дуралюминовая стенка с отбортовками-полками. Это позволяло в случае необходимости значительно увеличить объем топливных баков и тем самым - дальность полета.
Профиль крыла - модифицированный "Кларк-YH" 16 %-й относительной толщины в корне. Набор крыла - 38 нервюр и стрингеры-рейки квадратного сечения под обшивкой - оставался деревянным, кроме четырех узловых нервюр, дуралюминовых в их средней части между лонжеронами. Обшивка крыла - фанерная, работающая, довольно толстая - от 8 мм в корне крыла, между лонжеронами и в носке до 4 мм к концам крыла и 3 мм за задним лонжероном, - оклеенная полотном на эпоксидном клее. Разъем крыла технологический, по оси самолета в четырех узлах двух лонжеронов.
Эта конструкция была рациональной и целесообразной в условиях войны, когда уже начинала изживаться дефицитность дуралюмина, но, разумеется, только при должном химическом качестве клея и при качественном выполнении склейки. При несоблюдении этих условий (поневоле, из-за работы в недостаточно теплых цехах зимой на сибирских заводах) полотно отставало от обшивки, а обшивка отставала от каркаса. Полотняную обклейку снаружи покрывали нитрокраской. В 1943 г. были случаи срыва полотна с крыльев в полете из-за плохого качества нитрокраски, в которую ввели недостаточно проверенные заменители импортных материалов. Пришлось срочно на сотнях самолетов Як-9, Ла-5 и Ил-2 заменять полотно. Иногда приходилось усиливать также крепление фанерной обшивки к каркасу без снятия ее с самолетов.
Посадочные щитки и каркас элеронов и хвостового оперения дюралюминиевая, элероны с весовой компенсацией, обшивка элеронов и рулей полотняная. Каркас фюзеляжа - ферменный, сварной из хромансилевых труб. Обшивка его носовой части, включая и съемные капоты, дюралюминиевая, на бортах кабины - фанерная съемная, а за кабиной по бортам и низу - полотняная по опалубке из деревянных реек, что придавало ей чуть ребристый вид. Гаргрот за кабиной - фанерный. Такая смешанная конструкция особенно хорошо отвечала соображениям экономии дефицитных материалов в условиях войны. В 1944-1945 гг. был освоен выпуск Як-9 с дуралюминовой (неработающей) обшивкой фюзеляжа.
Як-9 вид сбоку
Водорадиатор (площадь его 0,19 м2, масса -85 кг) помещался под кабиной в кожухе - туннеле. Маслорадиатор (площадь - 0,07 м2, масса - 32 кг) - под двигателем, также в выступающем кожухе (позже, на самолетах Як-9У и Як-3 был перенесен из-под двигателя в крыло), с регулирующими створками "совками" на выходе воздуха. Два воздухозаборника к карбюраторам двигателя шли от двух небольших отверстий в носке крыла у фюзеляжа. Воздушный винт ВИШ-61П трехлопастный, диаметром 3,0 м (масса его 139 кг).Приборы на Як-9 (на доске, как и в других истребителях Як): высотомер, компас КИ-11, авиагоризонт, гирополукомпас, указатель скорости УС-800, указатель поворотов УП-1, вариометр ВР-30, часы АВР, тахометр ТЭ-22, трехстрелочный моторный индикатор, термометр воды, манометр пневмосистемы, вольтамперметр. Оборудование: рация РСИ-6 с приемником, РСИ-4, генератор ГС-10-350 или ГС-650, аккумулятор 12А-5 или 12А-10. Топливных баков было первоначально два, потом четыре в крыле, иногда до восьми, из них один расходный; общий объем четырех баков - до 480 л (на 326 кг бензина) в крыле, остальные - в фюзеляже перед кабиной, под ней и за ней. Баки мягкие, протектирован-ные, оборудованные системой инертного газа. Масла - 48 кг.
Фонарь кабины был снабжен бронестеклами, передним и задним, за головой летчика, его сиденье - бронеспинкой. Крышка фонаря сдвигалась назад по направляющим профилям на бортах. Управление самолетом ручное - жесткое, ножное и триммерами - тросовое. Запуск двигателя, выпуск и уборка шасси и щитков, торможение колес и перезарядка оружия - от пневмосистемы. Спуск пулемета - электропневматический, пушки - электрический.Шасси одностоечное подкосного типа, убираемое в носок крыла перед главным лонжероном в направлении оси самолета. Колеса -650 х 220 мм, хвостовое - 300х 125 мм, убираемое назад в фюзеляж. Вооружение в типичном случае: одна ШВАК (120 снарядов) через полый вал редуктора и один синхронный пулемет УБС (200 патронов), на Як-9У —два УБС (300 патронов). Было не менее 10 модификаций Як-9 по вооружению. Ставились пушка НС-37 калибра 37 мм или пушка НС-45 калибра 45 мм, три пушки Б-20, пушка ВЯ-23 и один пулемет УБС, иногда - два УБС, был и ряд других вариантов. Размеры самолета не менялись, только первоначальный размах крыла 10,0 м был уменьшен до 9,74 м. Окраска самолетов Як-9 была сверху и с боков обычно защитная, камуфляжная, с произвольными разводами серо-голубого и темно-серого, иногда коричневатого и грязно-зеленого оттенков, снизу обычно бледно-голубая.В последние два года войны нередко летчики-асы раскрашивали свои самолеты более декоративно, например красным или желтым цветом разрисовывали кок винта и руль направления, добавляли изображения своих орденов и звездочек - счет побед.
Технические данные Як-9
Экипаж................................................. 1 чел. Максимальная взлетная масса............ 2870 кг Размеры: длина х размах крыла........................... 8,50 х 9,74 м Силовая установка: колич. двиг. х мощность...................... 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с. Максимальная скорость полета на высоте 3800 м................................. 598 км/ч Скороподъемность (средняя)............... 16,4 м/с Практический потолок........................ 10 400 км Дальность полета................................. до 950 км Вооружение.......................................... 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета УБС Максимальная бомбовая нагрузка...... 200 кг бомб или 6 х РС-82 |
Як-9М (модифицированный) - кабина сдвинута на 400 мм и размещена в заднем отсеке фюзеляжа. Цель - унификация фюзеляжей для всех типов самолета Як-9, что облегчило и ускорило их выпуск. Вооружение самое разнообразное, в зависимости от назначения и марки самолета. Переход в производстве на выпуск Як-9 с кабиной в заднем отсеке фюзеляжа осуществлен в 1944 г.
Як-9Д (дальний) - с одной пушкой ШВАК (120 снарядов) и одним пулеметом УБС (200 патронов), бензобаков - четыре, вместо двух на Як-9М. Общая емкость топливных баков - 650 л (480 кг). Взлетная масса - 3117 кг, скорость полета - 597 км/ч на высоте 3900 м, дальность - 1330 км. Крайние баки непротектированные. Была большая серия.
Як-9ДД (дальнего действия) - тот же Як-9Д, но с восемью основными и одним расходным баком. Двигатель тот же, ВК-Ю5ПФ. Запас бензина основной - 880 л (630 кг), взлетная масса - 3276 кг, дальность - свыше 2200 км. Самолет серийный. Группа из 12 этих самолетов (даже без дополнительных баков) выполнила в августе 1944 г. перелет Бельцы - Бари (Италия) протяженностью около 1300 км для оказания иомощи Югославии. Лидером был летчик М. А. Нюхтиков на самолете "Бостон".
Як-9Б (бомбардировщик, Як-9Л) - как Як-9Д, но с внутренней (за кабиной) подвеской 400 кг бомб калибра до 100 кг (вертикально). Взлетная масса - 3150-3556 кг в зависимости от нагрузки. Была серия в 1944 г.
Як-9Т (танковый) с двигателем ВК-Ю5ПФ и винтом ВИШ-105СВ и с мощным вооружением: одна пушка НС-37 (30 снарядов) и один УБС (220 патронов). Ствол пушки выступал из кока винта, и общая длина самолета стала до 8,65 м, причем из-за размеров пушки кабина была сдвинута на 0,4 м назад. Запас топлива был, как на обычных Як-9, т. е. 445 л (330 кг), максимальная дальность - 890 км на высоте 1000 м.
Як-9К (крупнокалиберный) - как Як-9Т, но с пушкой ОКБ-16 НС-45 калибра 45 мм. Для уменьшения силы отдачи ствол пушки был снабжен дульным тормозом длиной около 0,3 м, в связи с чем длина самолета увеличилась до 8,87м. Самолет построен в конце 1943 г., был выпущен малой (войсковой) серией, отлично проявил себя, особенно против бомбардировщиков и при блокировании аэродромов противника.
Як-9Р (разведчик) - выполнен как основной тип, но с фотооборудованием для маршрутной съемки. На части самолетов вооружение состояло из одной пушки ШBAK. Самолет выпускался небольшими сериями или модифицировался непосредственно в строевых частях силами ПАРМов. Успешно применялся в районах, сильно насыщенных зенитной артиллерией и истребителями противника.
Як-9В (вывозной) - двухместный вариант Як-9, аналогичный Як-7В.
Як-9 "Курьер" - в конструктивном отношении представлял собой комбинацию Як-9ДД и Як-9В, но без вооружения и с задней кабиной, комфортабельно оборудованной как пассажирская. Выпущен в 1944 г. по заказу ВВС в одном экземпляре.
Як-9 МПВО - серийный тип, но с оборудованием для ночных полетов, с радиополукомпасом РПК-10 и фарой ФС-55 в носке левого полукрыла.
Як-9 с М-106-1cк (с односкоростным нагнетателем), мощность двигателя 1350 л. с. на высоте 2400 м - очередная попытка, предпринятая ОКБ в 1942 г., с целью создания фронтового истребителя с улучшенными летными данными. Цель была достигнута: самолет на госиспытаниях при полетной массе 3050 кг показал скорости: 351 км/ч у земли и 602 км/ч на высоте 3250 м, время виража - 18 с, но двигатель (из-за недоведенности), а вместе с ним и самолет не пошли в производство.
Як-9П (пушечный) - модификация серийного Як-9 с тем же двигателем ВК-Ю5ПФ и мотор-пушкой, но с заменой пулемета УБС синхронной пушкой ШВАК. Масса вооружения увеличилась на 10 кг, полетная масса и летные характеристики — практически без изменений. Был построен в одном экземпляре, успешно прошел госиспытания в апреле 1943 г., но в серии не строился, так как было признано более целесообразным оснащать Як-9 пушками более крупного калибра.
Як-9ПД - с двигателем М-105ПД (с нагнетателем В. А. Доллежаля), облегченный с целью достижения высоты 13 000 м. Сиденье - без бронеспинки (заменена фанерной), вооружение: одна пушка ШВАК. Было выпущено пять экземпляров.
Этот вариант предназначался для борьбы с немецким разведчиком "Юнкерс", который в 1942-1943 гг. появлялся над Москвой на высоте около 13 000 м, а самолетов, способных подняться на эту высоту, у нас еще не было. Як-9 при облегчении и с применением нагнетания уже смог достичь высоты 13 000 м, но лишь на предельном угле атаки. На той же высоте шел "Юнкерс" (как выяснилось потом, не имевший вооружения). Оба самолета едва могли выполнить поворот даже при большом радиусе виража. И хотя скорость Як-9 была гораздо больше, ему очень трудно было занять положение для атаки. В общем, оба самолета покружились и разошлись, но только с тех пор "Юнкерс" над Москвой больше не появлялся.
Як-9У (улучшенный) с форсированным двигателем ВК-105ПФ2 номинальной мощностью 1240 л. с. на высоте 2100 м. Самолет показал скорости: 558 км/ч у земли и 620 км/ч на высоте 3850 м, чего было совершенно достаточно в воздушных боях. Модификация самолета произведена ОКБ в конце 1943 г. Самолет получил отличную оценку на госиспытаниях, был рекомендован к серийной постройке, но остался в одном экземпляре, так как предпочтение было отдано самолету Як-9У с двигателем ВК-107А.Однако на первых порах двигатель ВК-107А оказался недостаточно доведенным, капризным в эксплуатации и с малым ресурсом, что повлекло за собой длительную задержку выпуска самолетов и оснащения ими строевых частей. В дальнейшем, после осуществления ряда доводочных работ, самолет Як-9У с двигателем ВК-107А выпускался в больших количествах и являлся одним из основных и лучших истребителей ВВС.
Як-9 У (улучшенный) с новым тогда двигателем ВК-107А значительно большей мощности (взлетной) - в 1600 л.с., тех же габаритов, что и ВК-105ПФ, но чуть тяжелее. В конце 1943 г. он был установлен на Як-9, причем были еще внесены улучшения в аэродинамику самолета. Был упразднен выступавший воздухозаборник маслорадиатора и заменен отверстиями - воздухозаборниками в носке крыла вблизи фюзеляжа, а водорадиатор сдвинут назад (для нужной центровки).Прирост летных качеств был значителен. Скорость стала 600 км/ч у земли и 700 км/ч на высоте 5500 м, время набора высоты 5000 м - 4,1 мин, потолок - 11 900 м.Этот перечень не является исчерпывающим, так как были еще более детальные модификации без особых буквенных обозначений. Некоторые модификации по оружию делались силами воинских частей. Як-9 был подлинно рабочей машиной, превосходившей к тому же основные типы немецких истребителей своего времени в мощи вооружения, скорости и маневренности на высотах, где в основном и происходили воздушные бои (до 4000-5000 м).
Источники:
- А.Т.Степанец. Истребители ЯК периода Великой Отечественной войны.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
- "Война в воздухе" Истребители Як-1/3/7/9 во Второй Мировой войне.
- В.Кондратьев "Самый массовый истребитель"