Техническое описание
Ла-7 - деревянный низкоплан. Конструкция его планера в значительной мере повторяла Ла-5ФН последних серий. Основной конструкционный материал - сосна. Полки лонжеронов крыла изготавливали из стали ЗОХГСА, некоторые шпангоуты - из дельта-древесины. Деревянные детали планера склеивались смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1.
Крыло - двухлонжеронное набиралось из профилей NACA-23016 и NACA-23010 относительной толщиной 16% и 10% соответственно; технологически делилось на центроплан и консоли. Форма крыла в плане - трапециевидная, с округлыми законцовками. Между лонжеронами центроплана находились выклеенные из фанеры два кессона для бензобаков. Снизу в центроплане имелся люк для установки центрального бака.
Лонжероны - металлические, таврового сечения, со стальными полками и стенками из алюминиевого сплава. Нервюры в центроплане - смешанной конструкции, с дюралюминиевыми полками и ферменной частью из деревянных брусков. У торцевых нервюр средняя часть - ферма из стальных труб. Эти нервюры включали связывавшую оба лонжерона трубу, проходившую сквозь передний лонжерон и предназначавшуюся для крепления основных опор шасси. В вырезы носков нервюр центроплана закладывались желоба под стойки шасси, выгнутые из бакелитовой фанеры. Носки и хвостовики всех нервюр связывались деревянными брусками. Стрингеры - сосновые рейки. Обшивка - бакелитовая фанера толщиной от 3 до 5 мм.
По конструкции каркаса консоли были подобны центроплану, но все нервюры в них выполнялись деревянными. Консоли крепились к центроплану через стыковые узлы на лонжеронах стальными болтами. Стык закрывался дюралюминиевыми лентами. Угол поперечного V - постоянный, равный 5°.К консолям крепились автоматические предкрылки и элероны типа "Фрайз". Элероны имели дюралюминиевый каркас и полотняную обтяжку.На левом элероне стоял триммер в виде металлической пластинки, отгибаемой для регулировки на земле. Предкрылки - цельнометаллической конструкции, из алюминиевых сплавов. При необходимости они автоматически, под воздействием перепада давления, выдвигались вперед.Закрылки делились на четыре секции - две на центроплане и две на консолях. В убранном положении они заподлицо уходили в нижнюю поверхность крыла. Конструкция закрылков - цельнометаллическая.
![Истребитель Ла-7 вид сбоку Истребитель Ла-7](/images/stories/ww2/sssr/la-7/la-7_03.jpg)
Фюзеляж технологически делился на металлическую переднюю ферму (лафет) и деревянный монокок, выполненный за одно целое с килем. Его каркас состоял из четырех лонжеронов и 15 шпангоутов. Фюзеляж наглухо соединен с центропланом крыла четырьмя стальными узлами.Кабина пилота закрывалась фонарем, состоявшим из козырька, неподвижной задней и сдвижной средней частей. Каркас фонаря - из стальных труб. В козырек монтировалось бронестекло толщиной 55 мм. Средняя часть в аварийной ситуации сбрасывалась вместе с направляющими одним движением ручки, расположенной на правом борту кабины. В задней части слева имелся лючок для доступа к радиоаппаратуре. Регулируемое по высоте кресло пилота имело мягкую спинку и чашку под парашют. За кабиной летчика была установлена бронеплита толщиной 8,5 мм, за его головой - 66-мм бронестекло.
![Истребитель Ла-7 вид сверху Истребитель Ла-7](/images/stories/ww2/sssr/la-7/la-7_04.jpg)
Основные данные истребителей семейства Лa-7
|
Ла-7
|
УТИЛa-7
|
Ла-7Р
|
Заводской номер |
45210203
|
-
|
-
|
Двигатель |
АШ-82ФН
|
АШ-82ФН
|
АШ-82Ф
|
Мощность, л.с.: взлетная на 1-ой границе высотности, м на 2-ой границе высотности, м |
1850 1630/1650 1430/4650
|
1850 1630/1650 1430/4650
|
1850 1630/1650 1430/4650
|
Ускоритель |
-
|
-
|
РД-1ХЗ
|
Тяга, кг |
|
-
|
300
|
Взлетный вес, кг |
3232
|
-
|
3523
|
Вес горючего, кг |
-
|
|
545
|
Макс, скорость, км/ч: у земли на высоте, м |
552/592 652/ -
|
-
|
- 657-747/3000
|
Время набора высоты 5000 м, мин |
5
|
-
|
-
|
Практический потолок, м |
11 300
|
|
|
Макс, дальность, км |
820
|
-
|
-
|
Разбег, м |
340
|
-
|
-
|
Пробег, м |
530
|
-
|
-
|
Вооружение, количествохкалибр, мм |
2x20
|
|
2x20
|
Примечание: Для всех самолетов: размах крыла 9,8: длина самолета в линии полета - 8,31 м (у Лa-7Р - 8,6 м); площадь крыла -17,62 м2
![Истребитель Ла-7 вид снизу Истребитель Ла-7](/images/stories/ww2/sssr/la-7/la-7_05.jpg)
Хвостовое оперение Ла-7 - свободнонесущее. Деревянный киль, обшитый фанерой, изготовлялся за одно целое с фюзеляжем. Руль направления имел металлический набор с лонжероном из трубы и штампованными нервюрами и полотняную обтяжку. Стабилизатор - двухлонжеронный, цельнодеревянный, с фанерной несущей обшивкой. Он состоял из двух половин, крепившихся к силовым элементам хвостовой части фюзеляжа. Руль высоты также состоял из двух половин, имел дюралюминиевый каркас, обшитый полотном, и триммеры.Шасси - убирающееся, трехопорное, с хвостовым колесом. Основные опоры имели масляно-пневматические амортизаторы, а их колеса размером 650x200 мм - пневматические тормоза. Тормозной рычаг располагался на ручке управления самолетом. Дифференцированное управление тормозами правого и левого колес осуществлялось педалями. При уборке стойки и колеса укладывались в крыло по направлению к оси машины и полностью закрывались щитками. Хвостовая свободно ориентирующаяся опора с колесом размером 300x125 мм убиралась в фюзеляж и тоже закрывалась створками. В убранном и выпущенном положении шасси фиксировалось замками. Уборка и выпуск шасси - гидроприводом. Сигнализация о положении колес - лампочками на приборной доске.
Компоновка истребителя Ла-7
(Нажмите на рисунок для увеличения)
![Компоновка истребителя Ла-7 Компоновка истребителя](/images/stories/ww2/sssr/la-7/la-7_06.jpg)
1 - винт ВИШ-105-В4; 2 - кок винта; 3 - откидная крышка капота; 4 - мотор М-82ФН (АШ-82ФН); 5 - выхлопные патрубки; 6 - левая 20-мм пушка СП-20; 7 - патронный ящик левой пушки; 8 - прицел ПБП-1 Б; 9 - трубка ПВД; 10 - сдвижная секция фонаря кабины; 11 - кресло пилота; 12 - радиостанция; 13 - радиомачта; 14 - килевая радиомачта; 15 - руль направления; 16 - триммер руля направления; 17 - хвостовой навигационный огонь; 18 - руль высоты; 19 - хвостовая опора шасси; 20 - баллон со сжатым воздухом; 21 - аккумулятор в контейнере; 22 - баллон с кислородом; 23 - маслорадиатор; 24 - ручка управления самолетом; 25 - приборная доска; 26 - левый центропланный бензобак; 27 - посадочный щиток под нижней поверхностью крыла; 28 - левая основная опора шасси; 29 - элерон; 30 - предкрылок (выдвинутое положение); 31 - левый навигационный огонь
Управление самолетом - смешанное: элеронами - с помощью жестких тяг, рулями высоты и поворота - тросовое. Выпуск и уборка щитков-закрылков - с помощью гидропривода.
Силовая установка состояла из двухрядного звездообразного 14-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения АШ-82ФН и трехлопастного винта-автомата ВИШ-105В-4 диаметром 3,1 м с центробежным регулятором оборотов Р-7. Втулка винта закрывалась коком. В отличие от Ла-5ФН на последнем не было храповика для запуска двигателя автостартером.
Моторама - ферма, сваренная из стальных труб. Для регулировки температуры мотора служили лобовые жалюзи, располагавшиеся в переднем кольце капота, и две створки по бокам капота за двигателем. Выхлоп осуществлялся через индивидуальные патрубки. Сотовый маслорадиатор размещался снизу за пятым шпангоутом фюзеляжа, а его воздухозаборник - под центропланом. На выходе туннель имел регулируемую заслонку. Мотор запускался сжатым воздухом с помощью пневмопуска.Горючее находилось в трех центропланных баках общей емкостью 466 л. Два крайних имели объем по 148 л, центральный - 170 л. Все баки - сварные из алюминиевого сплава. Они протектированы снизу слоем бензостойкой резины, слоем набухающей резины, двумя слоями плотной ткани и еще одним слоем бензостойкой резины; сверху - двумя слоями бензостойкой резины со слоем ткани между ними. Все три бака монтировались через люк, расположенный под центральным баком.
Схема разъема Ла-7 на основные агрегаты
![Чертеж разъёма Ла-7 на основные агрегаты Схема разъёма Ла-7 на основные агрегаты](/images/stories/ww2/sssr/la-7/la-7_07.jpg)
Нажмите на схему для увеличения
Маслобак, по конструкции аналогичный бензиновым, но без протектора, имел емкость 58 л. Он стоял на деревянном седле за двигателем возле патронных коробок. Радиатор ОП-293 - сотовый, подковообразной формы, подвешивался на двух лентах под фюзеляжем за шпангоутом №5. Радиатор помещался в обтекатель из алюминиевого сплава.
В состав оборудования, кроме стандартного набора пилотажно-навигационных и контролирующих приборов, входили коротковолновые радиопередатчик РСИ-ЗМ "Орел" и радиоприемник РСИ-4Д "Малютка", устанавливавшиеся за бронеспинкой летчика. Двухлучевая антенна натягивалась между наклоненной вперед мачтой за пилотской кабиной и короткой мачтой на киле. Обе мачты - деревянные.Кислородное оборудование включало прибор КП-12, маску КМ-10 и баллон, расположенный на правом борту фюзеляжа.
В электрооборудование входили генератор ГС-10-350 и аккумуляторная батарея 12А-5. Генератор приводился от двигателя. Аккумулятор размещался в контейнере, установленном в фюзеляже между шпангоутами № 9 и № 10. Схема электропроводки - смешанная, преимущественно двухпроводная. Самолет имел стандартный комплект навигационных огней и посадочную фару ФС-155 мощностью 300 Вт, смонтированную в консоли левого крыла. Трубка ПВД на правом крыле оснащалась электрообогревом.
Вооружение большинства Ла-7 соответствовало стандарту, принятому ранее для Ла-5ФН, и состояло из двух синхронных пушек ШВАК (СП-20) калибра 20 мм (общий боекомплект 340 патронов).Часть машин московского производства вооружалась тремя пушками Б-20 с боезапасом по 130 патронов на ствол. Эти пушки стояли асимметрично - две слева и одна справа. В обоих случаях стреляные гильзы выводились под центроплан и выбрасывались наружу. Звенья разъемной ленты собирались в патронные ящики, разделенные внутри гибкой лентой. Перезарядка оружия - пневматическая, управление огнем - электрическое. Коллиматорный прицел ПБП-1Б(В) устанавливался в кабине перед козырьком. Предусматривалась возможность подвески под крылом на держателях ДЗ-40 двух бомб калибром от 8 до 100 кг. Сброс - механическим сбрасывателем АСИ-140.