Истребитель-перехватчик Бахем Ва 349 "Наттер"
|
Немецкий ракетный истребитель-перехватчик вертикального взлета Bachem Ba 349 Natter
Ва 349, в соответствии с требованиями Министерства авиации Германии предназначенный для использования в качестве истребителя-перехватчика, противодействующего налетам бомбардировщиков союзников, имел сравнительно примитивный фюзеляж, поскольку основной упор делался на легкость его изготовления неквалифицированными рабочими. Поперечная управляемость обеспечивалась рулями высоты. В фюзеляже устанавливался маршевый ракетный двигатель "Вальтер" 109-509А-2, способный развивать в течение 70 с тягу 16,68 кН, а для длительных полетов использовать режим малой тяги (1,47 кН). Самолет должен был запускаться вертикально с помощью устанавливавшихся попарно с каждой стороны фюзеляжа четырех твердотопливных ускорителей с двигателями "Шмиддинг" 109-533, каждый из которых в течение 10 с развивал тягу 11,77 кН, после чего они отделялись.
![Ba 349 на стартовой площадке ba349](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349_01.jpg)
Первый из 15 опытных образцов самолета был выпущен в октябре 1944 года. Он использовался для безмоторных испытаний управляемости и буксировался самолетом "Хейнкель" Не 111. Первый вертикальный взлет, также беспилотный, с запуском стартового и маршевого ракетных двигателей, состоялся 23 февраля 1945 года.Через несколько дней у практически единственного (на то время) пилотируемого самолета вертикального взлета, фонарь кабины сорвало в полете,и самолет с высоты 1525 м врезался в землю, летчик-испытатель Лотар Зиберт погиб.
![Ba 349 на стартовой площадке ba349](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349_03.jpg)
Тактика боевых действий "Гадюки" предполагала вертикальный взлет на автопилоте и допускала переход летчика на ручное управление для занятия позиции на большей высоте, чем та, на которой летели бомбардировщики. Для стрельбы с пологого пикирования "Гадюка" оборудовалась отстреливаемой носовой частью, под которой располагался блок с неуправляемыми ракетами. После пуска ракет пустой самолет покидал зону боя, а летчик мог отстегнуть ремни. Двинув ручку управления вперед, пилот раскрывал предохранительные защелки, затем высвобождал механические фиксаторы, и носовая часть целиком отделялась от фюзеляжа. Летчик без труда покидал самолет, потому что хвостовая часть машины за счет выпуска тормозного спасательного парашюта затормаживалась. Хвостовая часть должна была использоваться повторно.
![Сохранившийся Ва 349 в музее ba349](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349_02.jpg)
Ва 349А являлся начальной серийной версией. Люфтваффе заказало 50 самолетов и охранные части СС-150. Было изготовлено примерно 36 "Гадюк", но ни одна машина не участвовала в боевых действиях, несмотря на то, что 10 были подготовлены для запуска и Кирхайме. Но танки союзников подошли к аэродрому слишком близко, поэтому перехватчики были уничтожены прямо на стоянках, во избежание захвата и использования.
![Ва 349 вид сбоку ba349](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349a_01.jpg)
Ва 349В представлял собой усовершенствованную модификацию, имел увеличенную площадь хвостового оперения и более мощный ракетный двигатель "Вальтер" 109-509С, развивавший максимальную тягу 19,62 кН и допускавший ее дроссерирование до 1,96 кН. Всего было изготовлено три самолета.
![Ва 349 проекции](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349a_04.jpg)
![Последний бой Ва 349 ba349](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349_06.jpg)
![Ва 349 в музее ba349](/images/stories/ww2/germany/ba349/ba349_04.jpg)
Тактико-технические характеристики "Бахем" Ва 349А |
"Бахем" Ва 349А Тип: одноместный истребитель.
Силовая установка: один тяговый ракетный двигатель "Вальтер" 109-509А-2 тягой 16,67 кН и четыре стартовых ракетных двигателя "Шмиддинг" 109-533 тягой 11,75 кН.
Летно-технические характеристики: максимальная скорость на уровне моря 800 км/ч. начальная скороподъемность 100 м/мин. практический потолок 14 000 м. радиус действия на высоте 12000 м 40 км.
Вес: максимальный взлетный 2200 кг.
Размеры: размах крыла 3,6 м. длина 6,1 м, площадь крыла 2,75 м2.
Вооружение: 24 неуправляемые ракеты "Фён".
|
Источники:
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
- М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.
- Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.