Истребитель-перехватчик Бахем Ва 349 "Наттер"
Немецкий одноместный ракетный истребитель-перехватчик Bachem Ba 349 Natter разработан в конце Второй мировой войны. Самолет вертикального взлета, предназначался для борьбы с бомбардировщиками антигитлеровской коалиции. Было создано 36 самолетов, но они не совершили боевых вылетов.

Немецкий ракетный истребитель-перехватчик вертикального взлета Bachem Ba 349 Natter

ba349Ва 349, в соответствии с требованиями Министерства авиации Германии предназначенный для использования в качестве истребителя-перехватчика, противодействующего налетам бомбардировщиков союзников, имел сравнительно примитивный фюзеляж, поскольку основной упор делался на легкость его изготовления неквалифицированными рабочими. Поперечная управляемость обеспечивалась рулями высоты. В фюзеляже устанавливался маршевый ракетный двигатель "Вальтер" 109-509А-2, способный развивать в течение 70 с тягу 16,68 кН, а для длительных полетов использовать режим малой тяги (1,47 кН). Самолет должен был запускаться вертикально с помощью устанавливавшихся попарно с каждой стороны фюзеляжа четырех твердотопливных ускорителей с двигателями "Шмиддинг" 109-533, каждый из которых в течение 10 с развивал тягу 11,77 кН, после чего они отделялись.

ba349

Первый из 15 опытных образцов самолета был выпущен в октябре 1944 года. Он использовался для безмоторных испытаний управляемости и буксировался самолетом "Хейнкель" Не 111. Первый вертикальный взлет, также беспилотный, с запуском стартового и маршевого ракетных двигателей, состоялся 23 февраля 1945 года.Через несколько дней у практически единственного (на то время) пилотируемого самолета вертикального взлета, фонарь кабины сорвало в полете,и самолет с высоты 1525 м врезался в землю, летчик-испытатель Лотар Зиберт погиб.

ba349

Тактика боевых действий "Гадюки" предполагала вертикальный взлет на автопилоте и допускала переход летчика на ручное управление для занятия позиции на большей высоте, чем та, на которой летели бомбардировщики. Для стрельбы с пологого пикирования "Гадюка" оборудовалась отстреливаемой носовой частью, под которой располагался блок с неуправляемыми ракетами. После пуска ракет пустой самолет покидал зону боя, а летчик мог отстегнуть ремни. Двинув ручку управления вперед, пилот раскрывал предохранительные защелки, затем высвобождал механические фиксаторы, и носовая часть целиком отделялась от фюзеляжа. Летчик без труда покидал самолет, потому что хвостовая часть машины за счет выпуска тормозного спасательного парашюта затормаживалась. Хвостовая часть должна была использоваться повторно.

ba349

Ва 349А являлся начальной серийной версией. Люфтваффе заказало 50 самолетов и охранные части СС-150. Было изготовлено примерно 36 "Гадюк", но ни одна машина не участвовала в боевых действиях, несмотря на то, что 10 были подготовлены для запуска и Кирхайме. Но танки союзников подошли к аэродрому слишком близко, поэтому перехватчики были уничтожены прямо на стоянках, во избежание захвата и использования.

ba349

Ва 349В представлял собой усовершенствованную модификацию, имел увеличенную площадь хвостового оперения и более мощный ракетный двигатель "Вальтер" 109-509С, развивавший максимальную тягу 19,62 кН и допускавший ее дроссерирование до 1,96 кН. Всего было изготовлено три самолета.

ba349

ba349

Тактико-технические характеристики "Бахем" Ва 349А

"Бахем" Ва 349А Тип: одноместный истребитель.

Силовая установка:
один тяговый ракетный двигатель "Вальтер" 109-509А-2 тягой 16,67 кН и четыре стартовых ракетных двигателя "Шмиддинг" 109-533 тягой 11,75 кН.

Летно-технические характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 800 км/ч.
начальная скороподъемность 100 м/мин.
практический потолок 14 000 м.
радиус действия на высоте 12000 м 40 км.

Вес:
максимальный взлетный 2200 кг.

Размеры:
размах крыла 3,6 м.
длина 6,1 м,
площадь крыла 2,75 м2.

Вооружение:
24 неуправляемые ракеты "Фён".

Источники:

  • В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
  • М. Шарп. Реактивные самолеты. Свыше 300 боевых самолетов всех стран мира.
  • Андрей Харук. Все самолеты Люфтваффе.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме