Арадо Аr 234 "Блиц" - Трофеи
Немецкий реактивный бомбардировщик Второй мировой войны, созданный компанией Arado, называли также Молния - Blitz. Этот самолет является первым в мире реактивный бомбардировщик и первым реактивным бомбардировщиком, участвовавшим в боевых действиях. Впервые в бою самолет использовался 2 августа 1944 года.
Содержание
Арадо Аr 234 "Блиц"
Катастрофы
Техническое описание Ar 234
Трофеи

Великобритания

Первый Ar-234 В-2 попал в руки англичанам 22 февраля 1945 года. Это был самолет F1+MT из 9./KG 76, который совершил вынужденную посадку в Зелгерсдорфе (Selgersdorf). 21 марта после предварительного осмотра, он был перевезен в Фарнборо (Farnborough), на юге Англии, где его подвергли очень тщательным испытаниям. В отчете, выпущенном по результатам этих испытаний, большое внимание было уделено тормозному парашюту, а также необычайно тщательной отделке поверхности самолета. Кроме обследования планера, испытаниям подверглись и реактивные двигатели Jumo 004. Вскоре англичане получили и следующие самолеты. Несколько было захвачено в Грове (Grove), Дания, следующие десять в Ставангер-Сола в Норвегии (три из них были переданы американцам) и один в Шлезвиге. Это были следующие машины Грове:

  • 8Н+НН, W.Nr 140466 из 1 .(F)/33. 27 августа 1945 года, передан в Royal Aircraft Establishment (RAE) в Фарнборо. Номер Air Ministry - AM 24. Шасси этой машины было повреждено во время вынужденной посадки, что "уценило" самолет. Задняя часть фюзеляжа демонстрировалась на выставке захваченных немецких самолетов в октябре-ноябре 1945 года;
  • T9+GL, W.Nr 140608 из "Kommando Bonow". 6 июня 1945 года передан в RAE. Номер Air Ministry - AM 25, номер RAF -VK880;
  • W.Nr 140467. Судьба неизвестна;
  •  8H+DH, W.Nr 140476 из 1 .(F)/33. Предан в RAE, 25 июня 1945 года как AM 26, VK.877. Демонстрировался на выставке захваченных немецких самолетов в октябре-ноябре 1945 года;
  • W.Nr 140486. Судьба неизвестна;
  • W.Nr 140489. Передан американцам.

Ставангер-Сола

  • SM+FA, W.Nr 140141 из l.(F)/123. перелетел в Великобританию 24 сентября 1945 года; передан в RAE, 8 октября 1945 года, а затем в No.6 MU (15 октября). Списан 6 октября 1948 года;
  • SM+FH, W.Nr 140148 z III/KG 76. Передан американцам;
  • F1+HS, W.Nr 140311 из "Kommando Lukesch". Передан американцам;
  • W.Nr 140312 из III/KG 76. Передан американцам;
  • W.Nr 140356 из II/KG76. Перелет в Англию - 23 сентября 1945 года. Передан в RAE 7 октября 1945 года. Номер Air Ministry - AM 228. Демонстрировался на выставке в Фарнборо 2 ноября 1945 года;
  • W. Nr 140491 из "Einsatzkommando" l.(F)/5. Разобран, и по всей вероятности, передан Норвегии;
  • W. Nr 140493 из "Einsatzkommando" l.(F)/5. Передан в RAE 14 июня 1945 года. Выполнил 12 исследовательских полетов. 27 ноября 1945 года предан в No. 6 MU;
  • W.Nr 140581 из l.(F)/123. Передан в RAE 17 октября 1945 года. Затем передан в No. 6 MU - 8 ноября 1945 года;
  • W.Nr 140596 из II/KG 76. Во время перелета в Великобританию совершил аварийную посадку в Элде (Elde), Голландия (3 октября 1945 года). Передан голландским войскам;
  • NM+BQ, W.Nr 140343 из II/KG 76. Передан американцам.

Шлезвиг

  • Fl+AA, W.Nr 140113 (Ar-234 S13) из KG 76. Номер Air Ministry - AM 54, RAF VH530. Перелет в Тангмере (Tangmere) - 5 июня 1945 года. Передан в RAE 12 июня 1945 года, затем в No. 6 MU - 7 сентября 1945 года. Списан, 1 октября 1948 года.
    Заборник воздуха двигателя BMW 003, выставленного в Музее авиации в Берлине. Двигатель имеет вырезы, через которые видна внутренняя конструкция воздухозаборника и нагнетателя.

Соединенные Штаты Америки

Американским войскам не повезло с Ar-234. Практически все экземпляры этого самолета, которые попали в США, были переданы им англичанами. Летом 1945 года четыре самолета (в том числе и из Ставан-гер) были загружены на авианосец HMS Reaper и перевезены в Нью-Джерси в США. Два из них (W.Nr 140311 и 140312) переданы на базу US Army Air Force в Фримен Филд, штат Индиана, а два оставшиеся (W.Nr 140148 и 140343) в подразделение US Navy в Патексент Ривер.

  • Fl+HN, W.Nr 140311. Передан в Райт Филд, получил номер FE1011. Позднее списан;
  • W. Nr 140312. Передан в Фримен Филд. Испытывался в полете. Получил номер FE1010 (затем Т-2-1010). Отреставрирован, в настоящее время находится на складе NASM в Сильвер Хилл в Мериленде;
  •  SM+FH, W.Nr 140148. Имел надпись "Snafu I" или "Jane I". Списан примерно в 1950 году;
  •  NM+BQ,W. Nr 140343. Имел надпись "Snafu I" или "Jane I". Списан примерно в 1950 году;

Другие машины найденные US Army:

  • GM+BG, W.Nr 140107 (S7);
  • BM+LO, W.Nr 140175 из III/KG 76. Найден в апреле 1945 года;
  • W.Nr 250006. Захвачен на аэродроме Монахим-Рейм в мае 1945 года. Это был шестой серийный экземпляр Ar-234 С-3.

Кроме этих машин американцы и англичане вероятно нашли и определенное количество обломков. Нет достоверных сведений, кто получил поврежденный самолет Т9 + КН, W.Nr 140349 из "Kommando Sperling" в Рхейне (2 апреля 1945 года).

СССР

Кроме неизвестного количества Arado Ar-234 С - о чем уже упоминалось - в Советский Союз не попал ни один Ar-234 В-2 (ли только единичные экземпляры). Несколько машин было захвачено в Дамгартен (Damgarten), после чего, было решено, что один из них самостоятельно перелетит в НИИ ВВС. Специальная группа под руководством П.М. Стефановского, в состав которой входили инженер И.Г. Рабкин, пилот-испытатель А.Г. Кубышкин прилетела в Берлин, 26 апреля 1946 года. Так как у выбранного для перелета экземпляра самолета работал только один двигатель, то второй был заменен на исправный, после чего было решено перелететь в отстоящий на расстоянии 100 км Рехлин, где длинная взлетно-посадочная полоса позволяла совершить взлет с полным запасом топлива. Однако оказалось, что главная полоса этого аэродрома практически уничтожена, и пришлось садиться на короткой полосе. Но это были не все проблемы, с которыми столкнулся в полете Кубышкин. Уже перед Рехлином один из двигателей загорелся, а механизм выпуска шасси не сработал. Пилоту все же удалось выпустить шасси вручную и совершить посадку при помощи тормозного парашюта с горящим двигателем. Правда старая официальная версия гласила, что в третьем полете Кубышкин проверял реакцию двигателей на быстрое изменение оборотов турбины, что и окончилось пожаром двигателя.

Источники:

  • Козырев В., Козырев М. Многоцелевой реактивный. О самолете "Арадо" Ar 234.
  • Дмитрий Хазанов. И снова о реактивном Арадо.
  • Т.Степанов. Arado 234.
  • Seweryn Fleischer, Marek Rys - Война в воздухе 133 - Ar-234 Blitz.
  • В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
  • Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
  • А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме