|
Арадо Аr 234 "Блиц" - Трофеи
|
Немецкий реактивный бомбардировщик Второй мировой войны, созданный компанией Arado, называли также Молния - Blitz. Этот самолет является первым в мире реактивный бомбардировщик и первым реактивным бомбардировщиком, участвовавшим в боевых действиях. Впервые в бою самолет использовался 2 августа 1944 года.
Великобритания
Первый Ar-234 В-2 попал в руки англичанам 22 февраля 1945 года. Это был самолет F1+MT из 9./KG 76, который совершил вынужденную посадку в Зелгерсдорфе (Selgersdorf). 21 марта после предварительного осмотра, он был перевезен в Фарнборо (Farnborough), на юге Англии, где его подвергли очень тщательным испытаниям. В отчете, выпущенном по результатам этих испытаний, большое внимание было уделено тормозному парашюту, а также необычайно тщательной отделке поверхности самолета. Кроме обследования планера, испытаниям подверглись и реактивные двигатели Jumo 004. Вскоре англичане получили и следующие самолеты. Несколько было захвачено в Грове (Grove), Дания, следующие десять в Ставангер-Сола в Норвегии (три из них были переданы американцам) и один в Шлезвиге. Это были следующие машины Грове:
- 8Н+НН, W.Nr 140466 из 1 .(F)/33. 27 августа 1945 года, передан в Royal Aircraft Establishment (RAE) в Фарнборо. Номер Air Ministry - AM 24. Шасси этой машины было повреждено во время вынужденной посадки, что "уценило" самолет. Задняя часть фюзеляжа демонстрировалась на выставке захваченных немецких самолетов в октябре-ноябре 1945 года;
- T9+GL, W.Nr 140608 из "Kommando Bonow". 6 июня 1945 года передан в RAE. Номер Air Ministry - AM 25, номер RAF -VK880;
- W.Nr 140467. Судьба неизвестна;
- 8H+DH, W.Nr 140476 из 1 .(F)/33. Предан в RAE, 25 июня 1945 года как AM 26, VK.877. Демонстрировался на выставке захваченных немецких самолетов в октябре-ноябре 1945 года;
- W.Nr 140486. Судьба неизвестна;
- W.Nr 140489. Передан американцам.
Ставангер-Сола
- SM+FA, W.Nr 140141 из l.(F)/123. перелетел в Великобританию 24 сентября 1945 года; передан в RAE, 8 октября 1945 года, а затем в No.6 MU (15 октября). Списан 6 октября 1948 года;
- SM+FH, W.Nr 140148 z III/KG 76. Передан американцам;
- F1+HS, W.Nr 140311 из "Kommando Lukesch". Передан американцам;
- W.Nr 140312 из III/KG 76. Передан американцам;
- W.Nr 140356 из II/KG76. Перелет в Англию - 23 сентября 1945 года. Передан в RAE 7 октября 1945 года. Номер Air Ministry - AM 228. Демонстрировался на выставке в Фарнборо 2 ноября 1945 года;
- W. Nr 140491 из "Einsatzkommando" l.(F)/5. Разобран, и по всей вероятности, передан Норвегии;
- W. Nr 140493 из "Einsatzkommando" l.(F)/5. Передан в RAE 14 июня 1945 года. Выполнил 12 исследовательских полетов. 27 ноября 1945 года предан в No. 6 MU;
- W.Nr 140581 из l.(F)/123. Передан в RAE 17 октября 1945 года. Затем передан в No. 6 MU - 8 ноября 1945 года;
- W.Nr 140596 из II/KG 76. Во время перелета в Великобританию совершил аварийную посадку в Элде (Elde), Голландия (3 октября 1945 года). Передан голландским войскам;
- NM+BQ, W.Nr 140343 из II/KG 76. Передан американцам.
Шлезвиг
- Fl+AA, W.Nr 140113 (Ar-234 S13) из KG 76. Номер Air Ministry - AM 54, RAF VH530. Перелет в Тангмере (Tangmere) - 5 июня 1945 года. Передан в RAE 12 июня 1945 года, затем в No. 6 MU - 7 сентября 1945 года. Списан, 1 октября 1948 года.
Заборник воздуха двигателя BMW 003, выставленного в Музее авиации в Берлине. Двигатель имеет вырезы, через которые видна внутренняя конструкция воздухозаборника и нагнетателя.
Соединенные Штаты Америки
Американским войскам не повезло с Ar-234. Практически все экземпляры этого самолета, которые попали в США, были переданы им англичанами. Летом 1945 года четыре самолета (в том числе и из Ставан-гер) были загружены на авианосец HMS Reaper и перевезены в Нью-Джерси в США. Два из них (W.Nr 140311 и 140312) переданы на базу US Army Air Force в Фримен Филд, штат Индиана, а два оставшиеся (W.Nr 140148 и 140343) в подразделение US Navy в Патексент Ривер.
- Fl+HN, W.Nr 140311. Передан в Райт Филд, получил номер FE1011. Позднее списан;
- W. Nr 140312. Передан в Фримен Филд. Испытывался в полете. Получил номер FE1010 (затем Т-2-1010). Отреставрирован, в настоящее время находится на складе NASM в Сильвер Хилл в Мериленде;
- SM+FH, W.Nr 140148. Имел надпись "Snafu I" или "Jane I". Списан примерно в 1950 году;
- NM+BQ,W. Nr 140343. Имел надпись "Snafu I" или "Jane I". Списан примерно в 1950 году;
Другие машины найденные US Army:
- GM+BG, W.Nr 140107 (S7);
- BM+LO, W.Nr 140175 из III/KG 76. Найден в апреле 1945 года;
- W.Nr 250006. Захвачен на аэродроме Монахим-Рейм в мае 1945 года. Это был шестой серийный экземпляр Ar-234 С-3.
Кроме этих машин американцы и англичане вероятно нашли и определенное количество обломков. Нет достоверных сведений, кто получил поврежденный самолет Т9 + КН, W.Nr 140349 из "Kommando Sperling" в Рхейне (2 апреля 1945 года).
СССР
Кроме неизвестного количества Arado Ar-234 С - о чем уже упоминалось - в Советский Союз не попал ни один Ar-234 В-2 (ли только единичные экземпляры). Несколько машин было захвачено в Дамгартен (Damgarten), после чего, было решено, что один из них самостоятельно перелетит в НИИ ВВС. Специальная группа под руководством П.М. Стефановского, в состав которой входили инженер И.Г. Рабкин, пилот-испытатель А.Г. Кубышкин прилетела в Берлин, 26 апреля 1946 года. Так как у выбранного для перелета экземпляра самолета работал только один двигатель, то второй был заменен на исправный, после чего было решено перелететь в отстоящий на расстоянии 100 км Рехлин, где длинная взлетно-посадочная полоса позволяла совершить взлет с полным запасом топлива. Однако оказалось, что главная полоса этого аэродрома практически уничтожена, и пришлось садиться на короткой полосе. Но это были не все проблемы, с которыми столкнулся в полете Кубышкин. Уже перед Рехлином один из двигателей загорелся, а механизм выпуска шасси не сработал. Пилоту все же удалось выпустить шасси вручную и совершить посадку при помощи тормозного парашюта с горящим двигателем. Правда старая официальная версия гласила, что в третьем полете Кубышкин проверял реакцию двигателей на быстрое изменение оборотов турбины, что и окончилось пожаром двигателя.
Источники:
- Козырев В., Козырев М. Многоцелевой реактивный. О самолете "Арадо" Ar 234.
- Дмитрий Хазанов. И снова о реактивном Арадо.
- Т.Степанов. Arado 234.
- Seweryn Fleischer, Marek Rys - Война в воздухе 133 - Ar-234 Blitz.
- В. Шунков. Реактивные самолеты люфтваффе.
- Дэвид Дональд. Военные реактивные самолеты с 1939 года до наших дней.
- А.А. Запольскис. Реактивные самолеты Люфваффе.
|
|
|
Военная авиация |
Самолеты Второй Мировой войны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|