Мессершмитт Me 262 "Швальбе"
Немецкий Messerschmitt Me.262 - первый в мире серийный реактивный самолет и первый в мире реактивный самолет, который участвовал в боевых действиях (в боях участвовал 61 самолет). Реактивный истребитель, бомбардировщик и самолет-разведчик. Имел несколько модификаций. К началу 1945 года промышленность Германии выпускала по 36 самолетов Me.262 в неделю, а в люфтваффе уже находилось 564 машины.
Содержание
Мессершмитт Me 262 "Швальбе"
Описание конструкции
Выводы

Немецкий турбореактивный самолет Messerschmitt Me.262 "Schwalbe" (ласточка)

Реактивный немецкий истребитель Ме 262Немецкий турбореактивный самолет Второй мировой войны - Messerschmitt Me.262 "Schwalbe" - истребитель, бомбардировщик и самолет-разведчик. Первый в мире серийный турбореактивный самолет и первый в мире турбореактивный самолет, участвовавший в боевых действиях. Самолет представляет собой свободнонесущий цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом и с двумя турбореактивными двигателями. Шасси с носовой стойкой. Вертикальное оперение однокилевое. Кабина летчика имела прозрачный фонарь, который открывался вправо, предусматривалась возможность герметизации кабины. Крыло однолонжеронное, предкрылки по всей длине крыла, закрылки между элероном и центропланной частью крыла.

Модель
Ме 262
Экипаж
1 человек
Двигатель
2 двигателя Jumo 004В фирмы "Юнкерс", турбореактивные, развивающие тягу 900 кг
Радиус действия
1050 км
Максимальная скорость
869 км/ч

Практический потолок
12 190 м

Максимальный взлетный вес
6387 кг
Вооружение
пушки - 4 х 30 мм плюс возможность крепления под крыльями 12 ракет R4M,в бомбардировочном варианте:пушки 2 х 20 мм плюс бомбы по 250 кг,установленные под центропланом

Me 262: История создания

Первые сведения о новой силовой установке, основанной на "турбореактивном" принципе, Вилли Мессершмитт получил еще в 1937 году. В начале осени 1938 года Рейхсминистерство авиации (RLM) организовало секретное совещание с представителями авиапромышленности, чтобы дать полную информацию о состоянии разработок новых реактивных силовых установок. Уже тогда две баварские фирмы - авиастроительная "Мессершмитт" и моторостроительная "БМВ" - образовали так называемый "Южно-германский производственно-исследовательский центр" (Suddeutschen Entwicklungsschwerpunkt).

В октябре 1938 года В. Мессершмитт поставил задачу своему проектному бюро, действующему под руководством ведущего инженера Роберта Луссера (Lusser), определить наиболее предпочтительный тип конструкции реактивного самолета - с одним или с двумя двигателями. В итоге был выбран двухдвигательный вариант, однако в ходе исследовательских работ появились и первые проекты реактивных самолетов двухбалочной схемы с размещением силовой установки в укороченном фюзеляже. Такая схема позднее будет использована на первых английских реактивных самолетах Де Хэвилленд DH-100 "Вампир". В конце 1938 года фирма "Мессершмитт" получает от Рейхсминистерства авиации задание на разработку дальнего истребителя с реактивным двигателем.

1 апреля 1939 года ведущие специалисты проектного бюро фирмы "Мессершмитт" приступили к разработке самолета Р 65 (Проект-65), из которого в будущем и возникнет Me 262. В проекте принимали участие Вилли Мессершмитт, Вольдемар Войгт, который как раз в этот день возглавил проектное бюро после официального ухода Луссера к Хейнкелю, Вольфганг Дегель, Карл Альтхофф (Althoff) и специалисты в области аэродинамики Вальтер Айзенманн и Риклеф Шомерус. 7 июня 1939 г. первый проект реактивного "мессершмитта" был готов и представлен Рейхсминистерству авиации под обозначением Р 1065. Предполагалось построить дальний истребитель с размахом крыла 9,40 м, площадью крыла 18,00 м2 и взлетным весом в 3196 кг; оснащенный двумя турбореактивными двигателями BMW с тягой по 600 кгс, он должен был достигать скорости около 900 км/ч на высоте 3000 м и набирать высоту 6000 м за 6,16 мин. Истребитель с герметизированной кабиной планировали вооружить одной 20-мм пушкой MG 151/20 с боезапасом 200 патронов и одной 15-мм пушкой MG 151/15 с боезапасом 400 патронов.

Me 262 был оснащен носовым колесом (начиная с пятого опытного образца). В сентябре 1939 года приступили к созданию Р 1065; месяцем позже были представлены первые чертежи и документация, а 9 ноября фирма представила Рейхсминистерству авиации новый улучшенный проект.Создание турбореактивного двигателя Jumo 004 началось той же осенью 1939 года под руководством доктора Анзельма Франца (Franz).

1 декабря 1939 года в Рейхсминистерстве авиации состоялось обсуждение возможности установки двигателя BMW на самолет Р 1065 с участием представителей фирм "Мессершмитт", "БМВ" и Рехлинского испытательного центра люфтваффе. Обсуждались также проблемы крепления двигателей, совершенствования топливной системы, авиационного оборудования и приборов.

19 декабря 1939 года представителям Рейхсминистерства авиации впервые показали макет пилотской кабины для Р 1065. При осмотре не было высказано никаких серьезных возражений или претензий; однако уже через месяц, когда Мессершмитт представил на рассмотрение очередной макет кабины и место пилота, представители Технического отдела RLM и испытательного центра в Рехлине рекомендовали усилить бронирование. Наконец 31 января 1940 года предварительным решением "LC 2 №467/40 (III)" под грифом "секретно" Рейхсминистерство авиации делает фирме "Мессершмитт" заказ на 20 опытных самолетов Р 1065. В начале марта было принято решение оснастить первые три опытных самолета опытными же реактивными двигателями BMW Р3302. Кроме того, первый прототип Р 1065V-1 предполагалось оборудовать гермокабиной, катапультируемым креслом, пневматическим воздушным тормозом для пикирования и протектированными топливными баками.

21 марта 1940 года "Проект Р 1065" подвергся новому пересмотру. Конструктор В. Войгт представил доклад, в котором предлагал внести серьезные изменения в конструкцию и компоновку самолета. Фюзеляж теперь имел почти треугольное сечение и откидные панели в носовой части, где располагались три авиационных пушки МК 108. Консольным частям крыла была придана стреловидность с целью компенсации смещения центра тяжести, возникшее из-за тяжелых двигателей: перемещение всего крыла повлекло бы за собой изменение всей конструкции, а для этого требовалось много времени и сил. Схема размещения самих двигателей осталась без изменений. Были также определены новые размеры самолета: размах крыльев - 12,35 м, длина -10,46 м. Именно этим размерам соответствовали первые прототипы самолета Р 1065 (согласно описанию проекта № 3). 15 мая 1940 года фирма "Мессершмитт" передает Рейхсминистерству авиации новый проект реактивного истребителя (проект II) с изменениями, предложенными в докладе В. Войгта. Тем временем весной 1940 года фирма "Юнкерс" завершает создание турбореактивной силовой установки Jumo 004А, и в июне и июле конструкторы Мессершмитта приступают к исследованиям оптимальных размеров воздушного канала двигателей при разном их расположении - над и под крылом.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

Истребитель Фокке-Вульф Та 154
Немецкий ночной истребитель Focke-Wulf Та 154 Для того чтобы противостоять ночным бомбардировочным рейдам Королевских ВВС Великобритании на жилые и промышленные центры...
Авиационные происшествия и катастрофы в России
В 2012 году самолеты Су-24 разбивались чаще всего По сообщению РИА Новости, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны,...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме