Другие модификации
Ограниченный радиус действия не позволял использовать истребитель на большом расстоянии от своих баз. Поэтому увеличение дальности полета Bf-110 стало первостепенной задачей. Истребителем увеличенной дальности действия стал Bf-110D, на нем устанавливался дополнительный топливный бак емкостью 1200 л, расположенный под фюзеляжем. Первая серийная модель Bf-110D-1/Rl выпускалась на части сборочной линии, на которой параллельно производились и Bf-110C. Сразу же осуществлялась их передача в 1 группу ZG 76. Затем истребители Bf-110D-l/Rl совершали длительные перелеты в Нарвик, во время которых было потеряно несколько машин по необъяснимым причинам. В конце концов оказалось, что из-за неудовлетворительной работы механизма сброса при низкой температуре воздуха бак имел тенденцию к "провисанию" после расходования топлива. К тому же плохая вентиляция в баке способствовала скапливанию паров бензина, создавая опасность воспламенения. Начались работы по изменению дополнительного бака. Вместо него под крыльями рядом с мотогондолами на наружной части были установлены два сбрасываемых топливных бака емкостью по 900 л. Эта версия стала называться Bf-110D-1/R2.
К 20 июля 1940 года 2-й, 3-й и 5-й Воздушные флоты насчитывали 278 истребителей Bf-110C и "D". Боеспособными были 200 самолетов вместе с разведчиками Bf-110C-5. Однако, несмотря на все свои недостатки, дальние истребители, состоявшие на вооружении ZG 76, участвовали в "Битве за Британию". 15 августа 1940 года 21 истребитель Bf-110D-l/Rl из 2 и 3 группы ZG 76 вылетел из Ольборга в Дании, сопровождая бомбардировщики НЕ-111 для налета на аэродромы англичан в Дишфорте и Линтоне. На подходе к британскому побережью немцы неожиданно были перехвачены английскими "Спитфайерами". Список сбитых открыл командир немецкой группы, который неудачно сбросил подвесной бак. Он был прострелен и сразу же взорвался. Другие Bf-110D-1/Rl не смогли сбросить дополнительные баки и стали легкой добычей англичан. Немецкие истребители были вынуждены встать в оборонительный круг. Соединение НЕ-111 было рассеяно, Bf-110D-2 в пустыне Северной Африки часть бомбардировщиков повернули в Норвегию, а оставшиеся попытались прорваться к Англии, но были уничтожены. Ни один самолет не достиг своей цели. Остатки Bf-110 вернулись в Ольборг. Потери составили 7 самолетов, а остальные едва дотянули до базы из-за серьезных повреждений. Уровень потерь был признан недопустимым, и фланговый налет из Норвегии стал единственной акцией, совершенной 5 Воздушным флотом Германии в "Битве за Британию".
Теоретически Bf-110, сопровождающие бомбардировщики, должны были связать боем британские истребители. Следующие за Bf-110 на соответствующей дистанции бомбардировщики при подходе к цели не должны были встретить сопротивление истребителей противника, которые, выработав топливо в бою с Bf-110, должны были вернуться на свои аэродромы. К тому же английские истребители, находясь на заправке и пополнении боекомплекта, были весьма уязвимы, представляя собой отличные мишени. Но на практике вся эта теория оказалась неверной. Хотя двухмоторный "Мессершмитт" имел очень мощное носовое вооружением он обладал вялой маневренностью по сравнению с истребителями английскими истребителями,пулемет установленный сзади мало,помогал защите самолета от атак, а скорость Bf-110 была недостаточной для отрыва от английских истребителей. Поэтому немецкие истребительные группы, вооруженные Bf-110, несли тяжелые потери и почти не помогали своим бомбардировщикам. Более того, сложилась нелепая ситуация, в которой истребители сопровождения сами эскортировались истребителями Bf-109. Только в течение августа 1940 года в боевых действиях над Англией было потеряно 120 Bf-110. Несмотря на снижение количества боевых вылетов и изменение тактики, до конца сентября было потеряно еще 83 Bf-110. Некоторые группы были расформированы из-за катастрофических потерь.
Неудачи боевого применения Bf-110 поставили Геринга, заявлявшего об этом самолете как о лучшем в мире, в затруднительное положение. Но все же Bf-110 не были совершенно ничего не значащими самолетами в боях над Англией летом 1940 года. Если успехи Bf-110 в английском небе были более чем скромными, то применение этого самолета над Германией показало сильные стороны истребителя при перехвате ночных бомбардировщиков RAF. Первая ночная победа была одержана еще до образования специальных ночных истребительных групп. Вернер Стрейн (ночной ас Люфтваффе, сбивший 66 самолетов), пилотировавший Bf-110, перехватил и сбил английский бомбардировщик "Уитли". В ночь с 15 на 16 мая 1940 года бомбардировочное соединение англичан совершило налет силами в 90 самолетов "Хэмден", "Веллингтон" и "Уитли". Их целью были железнодорожные узлы и индустриальный центр Рур. Несколько десятков машин были сбиты истребителями Bf-110. Однако тактика ночного боя была несовершенной и перехваты были случайными.
В мае 1940 года истребители Bf-110C из второй эскадрильи 1 группы ZG 1 были переведены в Дюссельдорф для обучения тактике ночного боя. Вместе с IV/JG 2, которые заменили свои BM09D на Bf-110C, группа I/ZG 1 стала называться 1 группой первой ночной истребительной эскадры (I/NJG 1) и 20 июля 1940 года была развернута в Венло (Голландия). Истребители Bf-110 не имели средств обнаружения бомбардировщиков противника, но на них были установлены пламегасители на выхлопе и антиослепляющий экран. В сентябре 1 группа ZG 76, выполнявшая задачи по сопровождению бомбардировщиков и дальнему проникновению, была переведена из Дании в Германию для подготовки к ночным операциям. Ее переименовали в II /NJG 1 и вооружили новыми истребителями Bf-110D-1 U1. Их особенностью были инфракрасные датчики, смонтированные в носовой части фюзеляжа и реагировавшие на тепло выхлопных газов самолета. Сигнал регистрировался на небольшом экране, установленном в кабине, и по этому сигналу истребитель выходил на цель. Это устройство имело некоторый успех, хотя и обладало недостаточной дальностью действия.
В октябре 1940 года дополнительно были сформированы II/INJG 1 и I/NJG 3, вооруженные Bf-110, но этого было явно недостаточно, и к октябрю 1941 года были созданы 2 и 3 группы NJG 3 и NJG 2. Параллельно развитию ночных модификаций истребителя продолжались работы по модернизации дневных Bf-110D. Был выпущен вариант Bf-110D-3, который предназначался для прикрытия кораблей. Самолет нес два 300 или 900 л бака на наружной стороне крыла и добавочный маслобак под фюзеляжем. Задняя часть фюзеляжа была удлинена. Самолет имел бомбодержатели ETC 500 для 500 кг бомб. С весны 1941 года истребители Bf-110D-2 и "D3" заменили самолеты серии "С" в уцелевших истребительных группах ZG 76 и ZG 26 и приняли участие в Балканской кампании.
Несмотря на общее снижение производства Bf-110, в начале лета 1941 года появилась новая модификация тяжелого истребителя-бомбардировщика. Параллельно с усовершенствованием оборудования на Bf-110E была улучшена защита экипажа и проведено местное усиление конструкции. Все доработки были продиктованы опытом боевых действий. Bf-110E имел 4 бомбодержателя ETC 50 под крылом, сохранились также 300 л. дополнительные топливные баки, которые могли подвешиваться вместо четырех 50 кг бомб. Предсерийный Bf-110E-0 и серийные ВМ10Е-1 имели двигатели DB 601А, но иногда на них устанавливали DB 601N. Другая модификация Bf-110E-1 имела инфракрасный датчик для поска самолетов по выхлопу.
Кроме этого выпускались Bf-110E-1 U2 с местом для третьего члена экипажа и Bf-110E-1/R2 с двумя ETC 1000 под фюзеляжем. В 1942 году появился Bf-110E-2 истребитель-бомбардировщик, оснащенный двигателями DB 601N, бомбовая нагрузка была доведена до 2000 кг. Следующая версия Bf-110E-3 была подобна разведчику Bf-110C-5. Он имел увеличенный фюзеляж, как у и Bf-110D-3, пушки и бомбодержатели были сняты, вместо них установили фотоаппаратуру. Истребитель-разведчик мог нести два 300 или 900л бака под крылом. Проводились пробы по усилению защиты самолета сзади, для этого были установлены два пулемета MG 17 по бокам фюзеляжа, стреляющие назад. Чуть позже Bf-110E появился Bf-110F, но некоторое время они производились параллельно, хотя Bf-110F обладал лучшими данными. Преимущества удалось достичь установкой двигателя DB 60IF с мощностью 1350 л. с. на взлете.
С тех пор как появился Bf-110C-l, с каждым усовершенствованием увеличивался и вес самолета. Без соответствующего прироста мощности снижались летные данные и характеристики управления, но в модификации Bf-110F удалось добиться улучшения данных. В течение 1940 года был выпущен 1231 истребитель, а в 1941 году производство упало до 786 самолетов. Из них 190 было выполнено в варианте разведчика. В декабре 1941 года производство "сто-десятых" прекратилось полностью. Однако МЕ-210, который предназначался для замены Bf-110, потерпел полный провал. Поэтому в феврале 1942 года производство Bf-110 было восстановлено.
7 декабря 1941 года во Вторую мировую войну вступили США, что сразу же сказалось на увеличение количества ночных атак бомбардировщиками англичан. Немецкая авиация уже не могла в полной мере противостоять налетам союзников и поэтому помимо увеличения выпуска самолетов, разрабатывались новые системы авиационного оружия.
Помимо создания новых образцов оружия продолжались работы по модификации Bf-110. Был создан ночной истребитель Bf-110F-4, который имел две дополнительные пушки МК 108 калибра 30 мм, установленные в желобах под фюзеляжем. Это потребовало увеличение вертикального оперения, рулей и триммеров для улучшения летных характеристик при полете на одном двигателе. Экипаж самолета состоял из трех человек. Была возможна подвеска двух дополнительных топливных баков но 300 л. Летом 1943 года подфюзеляжиые пушки в желобах были сняты с Bf-110F-4 и прикреплены к переборкам задней части кабины. Стволы выступали через крышу кабины под углом 15 градусов но вертикали и стре ляли вперед и вверх. Установка заднего пулемета MG 15 была снята. Стрельба осуществлялась пилотом при помощи прицела Revi C/12D. В этом варианте истребитель был назван Bf-110F-4/U1. В конце весны 1942 года Bf-110F-4 получил еще один вариант оборудования-радар воздушного перехвата FUG 202. Полномасштабные испытания проходили под названием "Операция Адлер". Радары были установлены на истребителях Bf 110E-/U1 из 1 эскадрильи NJG 1 базировавшейся в Венло. Испытания прошли успешно. Радары FUG 202 стали быстро устанавливаться на ночные истребители. Новые Bf-110F-4a сохранили переднюю батарею из четырех 7,9 мм пулеметов MG 17 и задний MG 15, но носовые пушки MG FF были заменены на MG 151 идентичного калибра. Патронные ящики для них находились в кабине и вмещали 300 патронов в левом и 350 в правом ящике. В носовой части устанавливалась четырехусая антенна для FUG 202, которая получила название "Усы майского жука".
Нормальный вес возрос до 9290 кг. Вместе с радаром это отрицательно сказалось на летных характеристиках. Максимальная скорость снизилась до 510 км/ч на высоте 5600 м. Нормальная дальность полета упала до 840 км. Истребители Bf-110F-4a выпускались в течении 1943 года и были вытеснены со сборочных линий с появлением новой серии "G" с двигателями DB 605.
Bf-110G/H. Работа по созданию серии "G" началась летом 1941 года. Первый предсерийный Bf 110G-0 отличался от своего предшественника Bf-110F новой силовой установкой из двух двигателей DB 605В1 мощностью 1475л.с. на взлете и 1355 л.с. на высоте 5700 м. Максимальный взлетный вес вырос до 9300 кг, а максимальный посадочный до 7930 кг. Серийный Bf-110G-1 был тяжелым ночным истребителем, который отличался от B1-110G-0 тем, что вместо пушек MG FF на установили пушки MG 151 и сняли бомбодержатели. Однако предпочтение было отдано следующей модели Bf-110G-2. Последний применялся как истребитель или истребитель-бомбардировщик с использованием сменного вооружения. Первые самолеты сошли со сборочных линий в мае 1942 года. Вооружение состояло из четырех пулеметов MG 17 с 1000 патронов и двух пушек MG 151 с общим запасом 650 снарядов. Один пулемет MG 15 для защиты сзади был заменен на спаренный MG 81Z с комплектом в 800 патронов. Два бомбодержателя ETC 500 были заменены двумя пушками MG 151 в обтекателе под центропланом. Каждая пушка была снабжена 200 снарядами.
Подвеска из двух 300 л топливных баков могла заменяться на 4 бомбодержателя ETC 50. Осенью 1942 года появился Bf-110G-2/R1 вооруженный 37 мм зенитной пушкой ВК 3,7, которая размещалась под фюзеляжем вместо бомбодержателя и заключалась в деревянный обтянутый материей обтекатель. Установка пушки повлекла за собой снятие двух 20 мм пушек MG 151. Это вооружение было эффективным в борьбе против тяжелых бомбардировщиков американцев. Одного залпа было достаточно для уничтожения В-17 "Летающая крепость". Но вес и лобовое сопротивление пушки сказывались на характеристиках истребителя и поэтому возросла уязвимость Bf-110G-2/R1 от истребителей сопровождения. Была предпринята попытка вернуть утерянные, в связи с установкой пушки ВК 3,7 летные характеристики увеличив мощность двигателя путем впрыска в DB 605 закиси азота (GM 1). В результате полетный вес после установки GM вырос более чем на 600 кг. Защита сзади кабины была убрана вместе с механизмом бомбосбрасывателя и был также демонтирован задний пулемет. Самолет получил название Bf-110G-2/R2. В 1943 году носовые пулеметы были заменены двумя 30 мм пушками МК-108 с боекомплектом 135 снарядов. Новый Bf-110G-2/R3 был создан на базе Bf-110G-2 и имел бомбодержатели ETC 500 под фюзеляжем, которые могли заменяться на две пушки MG 151. Следующая модификация Bf-110G-2/R4 объединила оба варианта сменного вооружения (т.е. одну 37 мм пушку, две 30 мм пушки и две 20 мм). Другими моделями серии "G" выпускаемые параллельно с "G2". были: Bf-110G-3 истребитель-разведчик дальнего действия и Bf 110G-4 (ночной истребитель).