Высотный истребитель Мессершмитт Me-209
Немецкий высотный истребитель Мессершмитт Me-209 был создан специально для установки мировых рекордов в скорости. Самолет справился с задачей, но по документам проходил в качестве модификации существовавшего самолета люфтваффе. Однако, дальнейшие попытки улучшения не привели к ожидаемым результатам, к тому же серийно выпускались более совершенные самолеты Германии, поэтому разработка истребителя Мессершмитт Me-209 была прекращена.

Экспериментальный рекордный самолет Messerschmitt Me.209

Cамолет MesserschmittПеред самым началом второй мировой войны (1939 год) немецкие самолеты дважды побили мировой рекорд скорости. В 1937 году В. Мессершмитт предложил Министерству авиации проект "1059", затем был заключен контракт на разработку и три опытных самолета, на базе которых должен быть создан истребитель в результате параллельных работ. Самолет, не имевший отношения к Messerschmitt Bf.109, получил обозначение Ме-209, был заметно меньше истребителя и по сути являлся рекордным самолетом, сконструированный под сверх форсированный двигатель DB 601RJ с максимальной мощностью 1550 л.с.

Рекордный самолет

Взлетный вес самолета составлял 2520 кг, длина - 7,25 м, размах крыла - 7,8 м, площадь крыла -10,6 м2. Это был цельнометаллический моноплан с однокилевым хвостовым оперением. Основные стойки шасси убирались гидроприводом в направлении к фюзеляжу, а вместо хвостового колеса использовалась неуберающаяся лыжа, находившаяся в нижнем гребне под килем. Кабина пилота размещалась пpиблизительно на уровне задней кромки крыла. Фонарь кабины имел большую площадь остекления, но из-за громоздкого капота двигателя обзор из нее был не очень хороший.

Немецкий Мессершмитт

Мессершмитт Me-209V1

Немецкий самолет

В июне 1938 года был выпущен первый опытный Me-209V1, а в августе того же года самолет впервые поднялся в небо. Пилот - Германн Вурстер. Разумеется, первый опытный самолет имел множество недостатков, которые постарались устранить (не во всем с успехом) на втором - Ме-209V2, который в феврале 1939 года впервые поднялся в небо, и после двух месяцев испытаний самолет был разбит из-за проблем с двигателем. По этой причине специально форсированный двигатель DB-601ARJ (DB-601V10) установили на Мессершмитт Me-209V1.

На фото: Me.209V-1
Рекордный самолет Messerschmitt Мессершмитт Me-209V1

И 26 апреля 1939 года пилот Фриц Вендель смог достичь скорости в 755,138 км/ч и, таким образом, установил мировой рекорд, перекрыв предыдущий (от 3 марта 1939 года на самолете Не 100) на 8,532 км/ч.

Министерство пропаганды сразу же использовало это в своих целях - было объявлено, что рекорд установил истребитель Bf-109R, чтобы обозначить, что рекорд установлен на модификации самолета люфтваффе.

Самолет Германии

Немецкий самолет

В конце мая 1939 года был построен третий опытный самолет Me-209V3, который изначально планировался для рекордного полета. Однако, раньше создали Me-209V4 - четвертый Messerschmitt, выполненный в качестве истребителя. Фюзеляж почти не отличался от рекордного самолета, кроме возможности установки двух синхронных пулеметов и 20-мм пушки. Увеличили киль и полностью перепроектировали крыло (цельнометаллическое, однолонжеронное), которое имело прямые кромки, автоматические предкрылки и щелевые закрылки. Размах увеличился до 9,3 м, но его площадь осталась прежней - 11 м2, и до 2180 кг снизился максимальный взлетный вес. Однако, различные доработки не проводили к улучшению летных данных самолета Me-209V4, которые в итоге оказались ниже, чем у Bf-109E, после чего дальнейшие работы были прекращены.

Мессершмитт Германии

Новый скоростной истребитель Me 209 II

В 1943 году В. Мессершмитт получил у Министерства авиации "добро" на разработку нового скоростного истребителя Me 209 II, используя 60-65% узлов и агрегатов серийного самолета Messerschmitt Bf.109G. Новый истребитель Ме 209 II, значительно отличавшийся от Bf 109, впервые поднялся в небо 3 ноября 1943 года. Самолет получил заново спроектированные крыло и хвостовое оперение, измененный фюзеляж и новую винтомоторную группу. В конструкцию шасси также внесли изменения - его колея значительно увеличена, а основные стойки убирались в направлении к фюзеляжу.

Высотный истребитель Мессершмитт

Опытные самолеты испытывались с относительным успехом, и к лету 1944 года были подготовлены два варианта истребителя для серийного выпуска: Ме 209А-1, который оснащался двигателем DB 603G и Me 209A-2 с двигателем Jumo 213Е. Эти самолеты могли достигать скоростей, соответственно - 775 и 735 км/ч, но по данным показателям эти машины не имели значительного преимущества перед выпускавшимся серийно Focke-Wulf Fw 190D-9. К тому же на вооружение стали поступать реактивные самолеты люфтваффе (Messerschmitt Me.262 "Schwalbe"), которым проигрыш в скорости превышал 100 км/ч.

Высотный истребитель Мессершмитт

Работы по истребителю Мессершмитт Me 209 были прекращены в июне 1944 года. Согласно сведениям отдельных источников, к этому времени уже успели построить десять истребителей Me 209A-2, принимавших участие в боях второй мировой войны.

Me 209A-2

Основные характеристики самолета Me 209A-2
Длина, м 4,63
Высота, м 3,56
Размах крыла, м 10,95
Максимальная взлетная масса, кг 4200
Количество двигателей х мощность, л.с. 1 х 1750
Макс. скорость полета, км/ч 735
Практический потолок, м 13000
Вооружение 2 х 20-мм пушки MG 151/20, 1 х 30-мм пушка МК 108
Экипаж, чел. 1

Источники:

  • "Мировая Авиация" 189.
  • Юрий Борисов. Из клана "09-Х". О малоизвестных вариантах Bf-109.
  • Сергей Кульбака. Двести девятый.
  • Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
  • В.Шунков. Самолеты Германии Второй мировой войны.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме