Высотный истребитель Мессершмитт Me-209
|
Экспериментальный рекордный самолет Messerschmitt Me.209
Перед самым началом второй мировой войны (1939 год) немецкие самолеты дважды побили мировой рекорд скорости. В 1937 году В. Мессершмитт предложил Министерству авиации проект "1059", затем был заключен контракт на разработку и три опытных самолета, на базе которых должен быть создан истребитель в результате параллельных работ. Самолет, не имевший отношения к Messerschmitt Bf.109, получил обозначение Ме-209, был заметно меньше истребителя и по сути являлся рекордным самолетом, сконструированный под сверх форсированный двигатель DB 601RJ с максимальной мощностью 1550 л.с.
Взлетный вес самолета составлял 2520 кг, длина - 7,25 м, размах крыла - 7,8 м, площадь крыла -10,6 м2. Это был цельнометаллический моноплан с однокилевым хвостовым оперением. Основные стойки шасси убирались гидроприводом в направлении к фюзеляжу, а вместо хвостового колеса использовалась неуберающаяся лыжа, находившаяся в нижнем гребне под килем. Кабина пилота размещалась пpиблизительно на уровне задней кромки крыла. Фонарь кабины имел большую площадь остекления, но из-за громоздкого капота двигателя обзор из нее был не очень хороший.
В июне 1938 года был выпущен первый опытный Me-209V1, а в августе того же года самолет впервые поднялся в небо. Пилот - Германн Вурстер. Разумеется, первый опытный самолет имел множество недостатков, которые постарались устранить (не во всем с успехом) на втором - Ме-209V2, который в феврале 1939 года впервые поднялся в небо, и после двух месяцев испытаний самолет был разбит из-за проблем с двигателем. По этой причине специально форсированный двигатель DB-601ARJ (DB-601V10) установили на Мессершмитт Me-209V1.
На фото: Me.209V-1
|
|
И 26 апреля 1939 года пилот Фриц Вендель смог достичь скорости в 755,138 км/ч и, таким образом, установил мировой рекорд, перекрыв предыдущий (от 3 марта 1939 года на самолете Не 100) на 8,532 км/ч.
Министерство пропаганды сразу же использовало это в своих целях - было объявлено, что рекорд установил истребитель Bf-109R, чтобы обозначить, что рекорд установлен на модификации самолета люфтваффе.
В конце мая 1939 года был построен третий опытный самолет Me-209V3, который изначально планировался для рекордного полета. Однако, раньше создали Me-209V4 - четвертый Messerschmitt, выполненный в качестве истребителя. Фюзеляж почти не отличался от рекордного самолета, кроме возможности установки двух синхронных пулеметов и 20-мм пушки. Увеличили киль и полностью перепроектировали крыло (цельнометаллическое, однолонжеронное), которое имело прямые кромки, автоматические предкрылки и щелевые закрылки. Размах увеличился до 9,3 м, но его площадь осталась прежней - 11 м2, и до 2180 кг снизился максимальный взлетный вес. Однако, различные доработки не проводили к улучшению летных данных самолета Me-209V4, которые в итоге оказались ниже, чем у Bf-109E, после чего дальнейшие работы были прекращены.
Новый скоростной истребитель Me 209 II
В 1943 году В. Мессершмитт получил у Министерства авиации "добро" на разработку нового скоростного истребителя Me 209 II, используя 60-65% узлов и агрегатов серийного самолета Messerschmitt Bf.109G. Новый истребитель Ме 209 II, значительно отличавшийся от Bf 109, впервые поднялся в небо 3 ноября 1943 года. Самолет получил заново спроектированные крыло и хвостовое оперение, измененный фюзеляж и новую винтомоторную группу. В конструкцию шасси также внесли изменения - его колея значительно увеличена, а основные стойки убирались в направлении к фюзеляжу.
Опытные самолеты испытывались с относительным успехом, и к лету 1944 года были подготовлены два варианта истребителя для серийного выпуска: Ме 209А-1, который оснащался двигателем DB 603G и Me 209A-2 с двигателем Jumo 213Е. Эти самолеты могли достигать скоростей, соответственно - 775 и 735 км/ч, но по данным показателям эти машины не имели значительного преимущества перед выпускавшимся серийно Focke-Wulf Fw 190D-9. К тому же на вооружение стали поступать реактивные самолеты люфтваффе (Messerschmitt Me.262 "Schwalbe"), которым проигрыш в скорости превышал 100 км/ч.
Работы по истребителю Мессершмитт Me 209 были прекращены в июне 1944 года. Согласно сведениям отдельных источников, к этому времени уже успели построить десять истребителей Me 209A-2, принимавших участие в боях второй мировой войны.
Основные характеристики самолета Me 209A-2
Длина, м |
4,63 |
Высота, м |
3,56 |
Размах крыла, м |
10,95 |
Максимальная взлетная масса, кг |
4200 |
Количество двигателей х мощность, л.с. |
1 х 1750 |
Макс. скорость полета, км/ч |
735 |
Практический потолок, м |
13000 |
Вооружение |
2 х 20-мм пушки MG 151/20, 1 х 30-мм пушка МК 108 |
Экипаж, чел. |
1 |
Источники:
- "Мировая Авиация" 189.
- Юрий Борисов. Из клана "09-Х". О малоизвестных вариантах Bf-109.
- Сергей Кульбака. Двести девятый.
- Ульям Грин. Крылья Люфтваффе (боевые самолеты третьего рейха).
- В.Шунков. Самолеты Германии Второй мировой войны.