Мессершмитт Вf 110 - Боевое применение
|
Начало боевого применения
Первые предсерийные истребители Bf-110C-O начали поступать в люфтваффе в начале января 1939 года, а уже в конце месяца стала поставляться серия Вf110С-1. Группа I(Z)LG, I была первой, получившей эти самолеты. К началу лета их получили I/ZG 1 (I Gruppe /ZerstorerGeschwader 1) и I/ZG 76, а к 15 августа 1939 года каждая из этих трех групп имела по две эскадрильи Bf-110C. Эти группы участвовали в боях против Польши. В составе 1-го Воздушного флота Германии находились I(Z)LG I и i/ZG 1 как часть Первой авиационной дивизии, a I/ZG 76 с Bf-110C-1 входила в состав 4-го Воздушного флота как часть Второй авиационной дивизии. К началу кампании против Польши I и II/ZG 26 ожидали перехода с Bf-109 на Bf-110C. В первые часы боевых действий Bf-110 выполняли задачи сопровождения бомбардировщиков.
Утром 1 сентября 1939 года 36 Bf-110 из I/ZG1, эскортируя 90 НЕ-111, встретились с 30 PZL-11 и во время боя сбили 5 PZL-11. Это был первый воздушный бой Второй мировой войны и первые сбитые в этой войне самолеты. I/ZG 76 сопровождала бомбардировщики НЕ-1 IIP во время их налета на Краков. И в первой половине дня немцы понесли первые потери в истребителях Bf-110. Поручик В.Янушевич сбил один Bf-110, а после полудня С.Карубич сбил еще один. Действия 2 сентября 1939 года были также не очень успешны для немцев. Было сбито всего 2 PZL-11 при 3 сбитых Bf-110, но уже 3 сентября во время второго налета на Варшаву истребителями из I(Z)/LG I было сбито 5 PZL-11 при Bf-noc из zg 2 потере одного Bf-110. В этот же день при атаке Лодзи Bf-110 из ZG 76 уничтожили 11 PZL-11. После разгрома польской истребительной авиации истребительные группы, вооруженные Bf-110 стали наносить удары по наземным целям. Всего же за период с 1 по 28 сентября 1939 года потери Bf-110 составили всего 12 самолетов, из которых один был сбит 2 сентября собственной зенитной артиллерией, ошибочно принявшей его за PZL-37 "Лось". Командование Люфтваффе считало действия Bf-110 во время Польской кампании успешными. Его недостатки в боях против одномоторных истребителей были расценены как несерьезные, хотя польские самолеты были устаревшими.
Передние огневые точки подтвердили свою эффективность, но в боях с маневренными истребителями они себя полностью не проявили. Поэтому после окончания боевых действий в Польше появилось предложение по развитию новой тактики борьбы Bf-110 с истребителями противника. Что же касается способности Bf-110 эффективно вести борьбу с бомбардировщиками противника, то события 18 декабря это наглядно продемонстрировали. В этот день в 1939 году из 24 английских бомбардировщиков "Веллингтон", посланных на боевую разведку над Северным морем, 12 были сбиты. Из них 9 уничтожены истребителями Bf-110C-1. Будущий ночной ас гауптман Фалк в этом бою сбил два и повредил три "Веллингтона". Это же подразделение 2 января 1940 года уничтожило еще два из трех вылетевших на боевое задание "Веллингтонов", а 12 января сбило шесть "Хэмденов", атаковавших германские корабли в Северном море. К началу 1940 года производство Bf-110 продолжало расти и достигло среднего уровня 102,6 самолета в месяц. Тяжелые истребительные части Люфтваффе были дополнены 1 и 2 группами ZG 26, а весной и летом 1940 года Bf-110C были оснащены 1 и 2 группы ZG 2 и III/ZG 26. Однако, несмотря на увеличение числа подразделений оснащенных Bf-110, эти самолеты весьма ограниченно применялись на Западном фронте во время так называемой "странной войны". Более широко Bf-110 использовались в Скандинавской операции. Для участия в ней были привлечены опыт ные группы I/ZG 1 и I/ZG 76. Операция началась 9 апреля 1940 года. Сопротивление норвежских истребителей бипланов "Гладиатор" было сломлено в течение первых дней, а 10 из 18 "Гладиаторов" из 263-й эскадрильи RAF были уничтожены на земле. Потери Германии тем не менее составили 25 самолетов Bf-110C, уничтоженных главным образом силами ПВО. Тем временем продолжалось поступление новых истребителей Bf-110 в части Люфтваффе и к 10 мая в составе немецких ВВС насчитывалось 355 истребителей Bf-110C-1 и "С-2" (измененная электросистема, новая радиостанция FUG 10, улучшенная позиция заднего стрелка). Из них 248 было передано 2-му и 3-му Воздушным флотам для боевого применения. На рассвете 10 мая 1940 года немецкая авиация совершила налеты на города, основные аэродромы и другие объекты на территории Голландии, Бельгии и Франции.
Однако немцам не удалось полностью уничтожить французскую авиацию на земле, и первое время ощущалось мощное истребительное сопротивление атакам люфтваффе. Потери немцев были неожиданно высоки, и, несмотря на господство в воздухе немецкой авиации, фашисты потеряли во время боев над Францией и Бельгией 35% истребителей Bf-110. До конца мая (в том числе и в Норвегии) было потеряно 82 самолета. Когда начались атаки на суда в Ла-Манше, Bf-110 впервые столкнулись с новыми истребителями англичан "Спитфайер" и "Харрикейн", потери Bf-110 стали угрожающими. Только в одном бою лейтенант Стейнфорд, летавший на "Спитфайере", уничтожил 3 Bf-110! Немцам пришлось отрабатывать новую тактику при встрече с истребителями англичан. Формирования Bf-110 образовывали оборонительный круг, защищая хвост друг друга, и одновременно вели огонь по атакующим истребителям. С начала наступательных операций на Западе истребитель Bf-110 проявил свои многоцелевые возможности.
Но боевой опыт диктовал необходимость новых модификаций истребителя. Новый Bf-110C-3 имел улучшенные в казенной части пушки, следующий за ним Bf-110C-4 обладал бронезащитой пилота и стрелка. Параллельно развивалась программа создания истребителя-бомбардировщика на базе Bf-110C. Он имел 2 бомбодержателя ETC 250 под центропланом и нес две 250 кг бомбы. Увеличение веса потребовало корректировки взлетно-посадочных характеристик, и на истребитель-бомбардировщик были установлены новые двигатели DB 601N, которые имели увеличенный коэффициент сжатия и использовали 96 октановое топливо. Эта модификация получила название Bf-110C-4/B. Самолеты этой серии были направлены в Е.GR. 210 - экспериментальную часть для развития тактики истребителей-бомбардировщиков. Ими были вооружены 1 и 2 группы, а 3 группа имела на вооружении Bf-109.
Самолеты Bf-110C-4/B из этих эскадрилий принимали участие в атаках на английские корабли в проливе Ла-Манш в 1940 году с большой эффективностью. В "Битве за Британию" они применялись поодиночке и небольшими группами, максимально используя местность для неожиданных атак. Одновременно с развертыванием истребителя-бомбардировщика Bf-110C-4/B появилась специальная модификация Bf-110C-5. Это был, по существу, Bf-110C-4, но он имел фотокамеру Rb 50/30, установленную в кабине над специальным отверстием. Передняя огневая батарея была ограничена 4 пулеметами MG 17. "Мессершмитт Bf-110C-5" стал поступать в разведывательные эскадрильи в начале лета 1940 года и первое время действовал в смешанных частях с DO-17P и DO-17Z. Англичане вскоре получили возможность испытать Bf-110C-5, который совершил вынужденную посадку в Гудвуде 21 июля 1940 года. При ремонте поврежденной машины использовались детали с другого "Мессершмитта", захваченного англичанами ранее. Самолет совершил первый испытательный полет со знаками королевских ВВС 25 октября 1940 года. Весной 1941 модификация "С" была снята с производства. Некоторые Bf-110C-l были переделаны в буксировщики планеров и получили наименование Bf-110 C-1/V1. Bf-110D-F. Начало боевых действий в Норвегии показало недостаточную дальность полета Bf-110.