Мессершмитт Вf 110 - Боевое применение
Более тяжелый, чем Bf-109, истребитель Мессершмитт-110 (Bf-110) предназначался как для завоевания господства в воздухе, так и для сопровождения бомбардировщиков. Он был принят на вооружение и запущен в массовое производство в 1938 году. Но как истребитель Mессершмитт-110 по маневренности и скороподъемности проигрывал всем советским истребителям и истребителям союзников.
Содержание
Мессершмитт Вf 110
Боевое применение
Модификации
После 1943-го

Начало боевого применения

Первые предсерийные истребители Bf-110C-O начали поступать в люфтваффе в начале января 1939 года, а уже в конце месяца стала поставляться серия Вf110С-1. Группа I(Z)LG, I была первой, получившей эти самолеты. К началу лета их получили I/ZG 1 (I Gruppe /ZerstorerGeschwader 1) и I/ZG 76, а к 15 августа 1939 года каждая из этих трех групп имела по две эскадрильи Bf-110C. Эти группы участвовали в боях против Польши. В составе 1-го Воздушного флота Германии находились I(Z)LG I и i/ZG 1 как часть Первой авиационной дивизии, a I/ZG 76 с Bf-110C-1 входила в состав 4-го Воздушного флота как часть Второй авиационной дивизии. К началу кампании против Польши I и II/ZG 26 ожидали перехода с Bf-109 на Bf-110C. В первые часы боевых действий Bf-110 выполняли задачи сопровождения бомбардировщиков.

Утром 1 сентября 1939 года 36 Bf-110 из I/ZG1, эскортируя 90 НЕ-111, встретились с 30 PZL-11 и во время боя сбили 5 PZL-11. Это был первый воздушный бой Второй мировой войны и первые сбитые в этой войне самолеты. I/ZG 76 сопровождала бомбардировщики НЕ-1 IIP во время их налета на Краков. И в первой половине дня немцы понесли первые потери в истребителях Bf-110. Поручик В.Янушевич сбил один Bf-110, а после полудня С.Карубич сбил еще один. Действия 2 сентября 1939 года были также не очень успешны для немцев. Было сбито всего 2 PZL-11 при 3 сбитых Bf-110, но уже 3 сентября во время второго налета на Варшаву истребителями из I(Z)/LG I было сбито 5 PZL-11 при Bf-noc из zg 2 потере одного Bf-110. В этот же день при атаке Лодзи Bf-110 из ZG 76 уничтожили 11 PZL-11. После разгрома польской истребительной авиации истребительные группы, вооруженные Bf-110 стали наносить удары по наземным целям. Всего же за период с 1 по 28 сентября 1939 года потери Bf-110 составили всего 12 самолетов, из которых один был сбит 2 сентября собственной зенитной артиллерией, ошибочно принявшей его за PZL-37 "Лось". Командование Люфтваффе считало действия Bf-110 во время Польской кампании успешными. Его недостатки в боях против одномоторных истребителей были расценены как несерьезные, хотя польские самолеты были устаревшими.

Передние огневые точки подтвердили свою эффективность, но в боях с маневренными истребителями они себя полностью не проявили. Поэтому после окончания боевых действий в Польше появилось предложение по развитию новой тактики борьбы Bf-110 с истребителями противника. Что же касается способности Bf-110 эффективно вести борьбу с бомбардировщиками противника, то события 18 декабря это наглядно продемонстрировали. В этот день в 1939 году из 24 английских бомбардировщиков "Веллингтон", посланных на боевую разведку над Северным морем, 12 были сбиты. Из них 9 уничтожены истребителями Bf-110C-1. Будущий ночной ас гауптман Фалк в этом бою сбил два и повредил три "Веллингтона". Это же подразделение 2 января 1940 года уничтожило еще два из трех вылетевших на боевое задание "Веллингтонов", а 12 января сбило шесть "Хэмденов", атаковавших германские корабли в Северном море. К началу 1940 года производство Bf-110 продолжало расти и достигло среднего уровня 102,6 самолета в месяц. Тяжелые истребительные части Люфтваффе были дополнены 1 и 2 группами ZG 26, а весной и летом 1940 года Bf-110C были оснащены 1 и 2 группы ZG 2 и III/ZG 26. Однако, несмотря на увеличение числа подразделений оснащенных Bf-110, эти самолеты весьма ограниченно применялись на Западном фронте во время так называемой "странной войны". Более широко Bf-110 использовались в Скандинавской операции. Для участия в ней были привлечены опыт ные группы I/ZG 1 и I/ZG 76. Операция началась 9 апреля 1940 года. Сопротивление норвежских истребителей бипланов "Гладиатор" было сломлено в течение первых дней, а 10 из 18 "Гладиаторов" из 263-й эскадрильи RAF были уничтожены на земле. Потери Германии тем не менее составили 25 самолетов Bf-110C, уничтоженных главным образом силами ПВО. Тем временем продолжалось поступление новых истребителей Bf-110 в части Люфтваффе и к 10 мая в составе немецких ВВС насчитывалось 355 истребителей Bf-110C-1 и "С-2" (измененная электросистема, новая радиостанция FUG 10, улучшенная позиция заднего стрелка). Из них 248 было передано 2-му и 3-му Воздушным флотам для боевого применения. На рассвете 10 мая 1940 года немецкая авиация совершила налеты на города, основные аэродромы и другие объекты на территории Голландии, Бельгии и Франции.

Однако немцам не удалось полностью уничтожить французскую авиацию на земле, и первое время ощущалось мощное истребительное сопротивление атакам люфтваффе. Потери немцев были неожиданно высоки, и, несмотря на господство в воздухе немецкой авиации, фашисты потеряли во время боев над Францией и Бельгией 35% истребителей Bf-110. До конца мая (в том числе и в Норвегии) было потеряно 82 самолета. Когда начались атаки на суда в Ла-Манше, Bf-110 впервые столкнулись с новыми истребителями англичан "Спитфайер" и "Харрикейн", потери Bf-110 стали угрожающими. Только в одном бою лейтенант Стейнфорд, летавший на "Спитфайере", уничтожил 3 Bf-110! Немцам пришлось отрабатывать новую тактику при встрече с истребителями англичан. Формирования Bf-110 образовывали оборонительный круг, защищая хвост друг друга, и одновременно вели огонь по атакующим истребителям. С начала наступательных операций на Западе истребитель Bf-110 проявил свои многоцелевые возможности.

Но боевой опыт диктовал необходимость новых модификаций истребителя. Новый Bf-110C-3 имел улучшенные в казенной части пушки, следующий за ним Bf-110C-4 обладал бронезащитой пилота и стрелка. Параллельно развивалась программа создания истребителя-бомбардировщика на базе Bf-110C. Он имел 2 бомбодержателя ETC 250 под центропланом и нес две 250 кг бомбы. Увеличение веса потребовало корректировки взлетно-посадочных характеристик, и на истребитель-бомбардировщик были установлены новые двигатели DB 601N, которые имели увеличенный коэффициент сжатия и использовали 96 октановое топливо. Эта модификация получила название Bf-110C-4/B. Самолеты этой серии были направлены в Е.GR. 210 - экспериментальную часть для развития тактики истребителей-бомбардировщиков. Ими были вооружены 1 и 2 группы, а 3 группа имела на вооружении Bf-109.

Самолеты Bf-110C-4/B из этих эскадрилий принимали участие в атаках на английские корабли в проливе Ла-Манш в 1940 году с большой эффективностью. В "Битве за Британию" они применялись поодиночке и небольшими группами, максимально используя местность для неожиданных атак. Одновременно с развертыванием истребителя-бомбардировщика Bf-110C-4/B появилась специальная модификация Bf-110C-5. Это был, по существу, Bf-110C-4, но он имел фотокамеру Rb 50/30, установленную в кабине над специальным отверстием. Передняя огневая батарея была ограничена 4 пулеметами MG 17. "Мессершмитт Bf-110C-5" стал поступать в разведывательные эскадрильи в начале лета 1940 года и первое время действовал в смешанных частях с DO-17P и DO-17Z. Англичане вскоре получили возможность испытать Bf-110C-5, который совершил вынужденную посадку в Гудвуде 21 июля 1940 года. При ремонте поврежденной машины использовались детали с другого "Мессершмитта", захваченного англичанами ранее. Самолет совершил первый испытательный полет со знаками королевских ВВС 25 октября 1940 года. Весной 1941 модификация "С" была снята с производства. Некоторые Bf-110C-l были переделаны в буксировщики планеров и получили наименование Bf-110 C-1/V1. Bf-110D-F. Начало боевых действий в Норвегии показало недостаточную дальность полета Bf-110.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме