Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
'Боинг' B-17 'Летающая крепость' - Боевое применение
Первый серийный цельнометаллический тяжелый бомбардировщик США Boeing B-17 Flying Fortress был спроектирован в 1934 году. Первый полет состоялся 28 июля 1935 года. B-17 Летающая крепость является, вероятно, одним из самых популярных американских бомбардировщиков Второй мировой войны, ставший легендарным, в том числе, потому, что мог возвращаться на базу даже при сильных повреждениях. Имя Летающая Крепость самолет получил от одного американского репортера, потом в Boeing оценили название и зарегистрировали, как товарный знак.
Содержание
'Боинг' B-17 'Летающая крепость'
Техническое описание
Боевое применение

Боевое применение тяжелого бомбардировщика В-17 "Летающая крепость".

Когда английские летчики впервые опробовали "Крепость" в бою, американцы уже оснащали свою авиацию В-17D, лишенными многих недостатков своих предшественников. Ввели протектирование бензобаков, что сразу резко увеличило живучесть самолета, переделали бомбодержатели, кислородную систему, установили дополнительную броню. Первый B-17D выкатили из цеха 3 февраля 1941 года. К 29 апреля вся заказанная партия из 42 самолетов была готова. Около трех четвертей из них перегнали на Тихий океан - на Гавайские и Филипинские острова, также как и большинство полученных ранее В-17С. Там по новой стратегической концепции штаба армии США должны были пролетать передовые рубежи обороны. Из бомбардировщиков второй мировой войны "Летающих крепостей" собирались образовать мощные ударные соединения, способные контролировать океан на много миль от баз и нанести упреждающий удар по любому противнику. На Филиппинах некоторые В-17С в полевых условиях дорабатывались по типу B-17D.

В-17 "Летающая крепость" атакована Bf-109 "Мессершмитт"

В-17 "Летающая крепость" атакована Bf-109 "Мессершмитт"

С февраля 1942 года B-17D и В-17С на фронте начали постепенно сменяться новыми В-17Е. Они были во многом новыми самолетами - в этой модификации было изменено более 30 процентов деталей и узлов. При создании В-17Е конструкторы учли опыт боевой эксплуатации "Крепости" в Англии.

Огневая мощь В-17Е была очень велика. Суммарная дульная мощность всех ее стволов составляла 3620 л.с., в то время как у B-24D "Либерейтор" - 3035 л.c., а у английских "Стирлинга", "Галифакса" и "Ланкастера" - 616-770 л.с. Первый В-17Е был готов 5 сентября 1941 года. По сравнению с графиком фирма опоздывала на 150 дней, но затем темпы выпуска быстро возросли и в мае 1942 года последняя, 512-я, машина этого типа была готова на 49 дней раньше срока. Еще в январе 1942 года первые шесть В-17Е, прибывшие на Яву, приняли участие в массированном ударе по японскому конвою, понесшему тяжелые потери. Кормовые стрелки сбили несколько истребителей, привыкших атаковать "Крепость" с хвоста. В начале февраля новые бомбардировщики стали получать 7-е ВВС (воздушная армия) в Индии. Они дебютировали 2 апреля налетом на Адаманские острова. Затем новые "Крепости" поступили в 5-ю воздушную армию, базировавшейся в Австралии. На Тихом океане весной и летом 1942 года "Крепости" вели дальнюю разведку, бомбили японские базы, а также приняли участие в ряде морских сражений. Именно В-17Е засекли двигающиеся к Порт-Морсби японские соединения во время битвы в Коралловом море. У Мидуэя, где впервые императорский флот потерпел сокрушительное поражение, "Летающие крепости" (их там было 17) тоже внесли свой вклад в разгром врага. Однако, опыт применения В-17 над морем показал, что даже пользуясь высокоточным прицелом "Норден", поразить маневрирующий быстроходный боевой корабль тяжелому бомбардировщику нелегко. Гораздо эффективнее у них получалось уничтожение неподвижных площадных целей - мостов, аэродромов, промышленных объектов.

В мае 1942 года на территорий Великобритании начала формироваться 8-я воздушная армия, начавшие американское "воздушное наступление" против Германии. 17 августа 12 "Крепостей", прикрываемых "Спитфайрами", вопреки советам англичан днем с высоты бомбили депо в Руане и вернулись без потерь. Еще шесть наносили отвлекающий удар. Затем последовали еще несколько подобных рейдов. Участвовали "Крепости" и в разгроме армии Роммеля в Северной Африке. Туда для этой цели стянули части из Великобритании, Индии и новые авиагруппы из США.

самолет бомбардировщик

B-17F-1 вид сбоку

С июня 1942 года В-17Е стали дополняться внешне очень сходными B-17F ("модель 2990"). С первого взгляда они отличались только тем, что остекленный нос на В-17Е имел металлический каркас, а на B-17F он штамповался из цельного куска оргстекла и приобрел более заостренные контуры. Однако, на самом деле в модификацию F внесли более 400 изменений в бронезащите, оборудовании, вооружении и силовой установке. В частности, B-17F прибавил в скорости за счет установки новых форсированных моторов R-1820-97 с широколопастными флюгеруемыми винтами, что несколько изменило очертания капотов двигателей. Опыт эксплуатации в тропиках потребовал монтажа мощных противопыльных фильтров на воздухозаборники турбонагнетателей. Протектировали маслобаки. В консолях крыла поставили дополнительные бензобаки, доведя дальность полета почти до 6800 км. Увеличили бомбовую нагрузку, добавив к внутренним бомбодержателям еще два наружных под крылом (правда, редко использовавшихся). На сериях B-17F-VE и B-17F-DL монтировали приспособления для подвески планирующих радиоуправляемых бомб. Возросший взлетный вес потребовал усиления шасси.

бомбардировщик америки

B-17F-10 вид сбоку

45 В-17Е в середине 1942 года передали английским ВВС. Под названием "Фортресс НА" их использовало Береговое командование. Первой на них стала летать 59-я эскадрилья на остров Торни, патрулирующая Атлантику. На одной такой "Крепости" в порядке эксперимента в носу смонтировали турель Бристоль В.16 с 40-мм пушкой Виккерс S. Из нее собирались стрелять по подводным лодкам, находящимся в надводном положении.

самолет войны

B-17F-25 вид сбоку

B-17F стала первой по настоящему массовой бомбардировщиком - "крепостью" второй мировой войны. Ее строили одновременно три завода: "Боинг" в Сиэтле (ВО), "Локхид-Вега" в Бэрбенке (VE) и "Дуглас" в Лонг-Бич (DL). Всего за 15 месяцев изготовили 3405 бомбардировщиков B-17F. Они вскоре стали основой американской тяжелой бомбардировочной авиации второй мировой войны, "становым хребтом" военной бомбардировочной авиации США в первую очередь на Европейском театре военных действий. К началу 1943 года на фронте остался всего один B-17D - на этой машине, собранной когда-то из обломков нескольких самолетов на базе Кларк-Филд, летал генерал Дж.Бретт, командовавший американской бомбардировочной авиацией в Австралии. На Тихом океане с начала 1943 года В-17 применялись мало, там для боевых операций на средних высотах лучше подходили В-24 "Либерейтор", которыми постепенно и перевооружили все бомбардировочные группы на этом театре. Лишь 5-я группа сохранила наряду с В-24 некоторое количество В-17.

легендарный самолет

B-17F-40 вид сбоку

А вот в Европе, где приходилось летать в условиях сильного противодействия немецких истребителей и зенитной артиллерии, высотные и живучие "Летающие крепости" оказались выгоднее, чем В-24. Американцы имели свою тактику применения тяжелых бомбардировщиков, отличавшуюся от английской. В то время как королевские ВВС в этот период бомбили Германию в основном по ночам, поражая площадные цели (города), армейская авиация США начала атаковать днем со средних и больших высот, используя свои отличные прицелы "Норден" (на B-17F прицел автоматически увязали с автопилотом, что резко повысило точность бомбометания). Американцы ходили в плотном строю, полагаясь на мощное оборонительное вооружение. Три группы по 18 самолетов шли на разных высотах, взаимно прикрывая друг друга. Такое построение предложил уже упоминавшийся К.Лимэй, в то время уже полковник, командир 305-й бомбардировочной группы. Действительно, атаковать такой строй (его называли "коробкой"), ощетинившийся крупнокалиберными пулеметами, нелегко. Тем не менее, немцы искали эффективные способы борьбы своих истребителей с американскими машинами. Они пытались разрушить строй огнем крупнокалиберных авиационных пушек, открываемым издалека, залпами реактивных снарядов, усиливали лобовое бронирование истребителя, подбирали наивыгоднейшие ракурсы атаки. И в итоге нашли у В-17Е и B-17F уязвимое место - они были довольно плохо защищены спереди.

американская легенда

B-17F-45 вид сбоку

Носовые пулеметы имели узкие сектора обстрела, а ни одна из 27 бронеплит, защищавших экипаж "Крепости", не прикрывала с этой стороны. Это выяснилось и на Тихом океане. В ответ в частях начали вести кустарные переделки бронирования и вооружения. Например, на Новой Гвинее на одном В-17Е поставили спаренный крупнокалиберный пулемет, смотревший вверх-вперед. В 92-й бомбардировочной группе, базировавшейся в Великобритании, на В-17Е смонтировали носовую и кормовую турели от "Либерейтора", а верхнюю башню "Сперри" сменили на более легкую "Мартин" от В-26. Параллельно перекомпоновали кабины, облегчив самолет на 450 кг. В результате не только усилилась защита самолета, но и улучшились летные данные.

летающая легенда

B-17F-95 вид сбоку

Как только, начиная с 27 января 1943 года бомбардировщики второй мировой войны "Летающие крепости" перешли к налетам на Германию с ее сильной системой ПВО, потери В-17Е начали расти, доходя до 10 процентов за вылет. 17 августа при налетах на шарикоподшипниковые заводы в Швейнфурте и авиазавод в Регенсбурге американцы потеряли более 60 самолетов (из 291), а всего за последующую неделю - свыше 100 В-17. Средний срок фронтовой жизни "Крепости" составлял всего 21 боевой вылет. Все это происходило, невзирая на постоянное совершенствование вооружения B-17F. Уже на первых сериях модификации F появились дополнительные пулеметы в носовой части, затем для них сделали большие застекленные люки, улучшившие обзор и, наконец, поставили пулеметы в граненых выступах по бокам. А на последних сериях, начиная с B-17F-75-DL ("Дуглас"), появилась носовая турель ("борода") фирмы "Бендикс" со спаренными пулеметами калибра 12,7 мм, управляемая бомбардиром. На передовых базах в Англии и Италии "бороду" ставили и на машины более раннего выпуска.

крепость летающая

B-17F-100 вид сбоку

Впервые такую турель установили на воздушном крейсере YB-40. Он являлся попыткой усилить оборонительные возможности группы бомбардировщиков введением специальных машин с усиленным вооружением. Проект переделки разработали на заводе "Локхид-Вега" (как V-139-3). На YB-40 по сравнению с серийным B-17F стояла дополнительно башенная турель Мартин 250 вместо одиночного пулемета в шаровой установке у радиста, "борода" под носом и спаренные пулеметы в установках USMC с гидроприводом по бортам Боезапас был втрое больше, чем у обычного B-17F - 11275 патронов! Усилили бронезащиту. Хотя YB-40 имел полный комплект бомбардировочного вооружения, вес машины и без бомб был настолько велик, что она отставала от B-17F, которые должна была охранять. На заводе "Дуглас" в Талсе построили (точнее переделали) один опытный ХВ-40 и 22 серийных YB-40. Их ввела в бой с мая 1943 года 92-я бомбардировочная группа, летавшая из Алконбюри в Англии. Успехи были невелики и в августе их уже сняли с вооружения. Дальнейшие планы совершенствования YB-40, предусматривавшие, например, монтаж спереди и сзади счетверенных установок 12,7-мм пулеметов, не были реализованы. Один из проектов включал, например, вооружение из более чем 30 стволов калибровм от 12,7 до 40 мм.

Вместо этого американцы, получив сначала истребители типа Р-47 "Тандерболт", а затем Р-38 "Лайтнинг" и Р-51В "Мустанг" с достаточной дальностью полета, занялись организацией плотного истребительного прикрытия бомбардировщиков на всем маршруте. С 1943 года заводы в США перешли на выпуск модификации B-17G. Первый B-17G-1 был собран 4 сентября. Это был самый массовый вариант "Летающей крепости" - 8680 экземпляров.

Первые B-17G были практически идентичны последним B-17F за исключением замены верхней турели "Сперри" на "Бендикс". "Борода" стала стандартной для самолетов всех трех заводов. Начиная с B-17G-50-B0 ("Боинг") бортовые турельные установки разнесли по длине самолета. Пулеметные установки правого борта сдвинули на три шпангоута вперед, чтобы стрелки не мешали друг другу. Теперь люки были закрыты прозрачными панелями, а пулеметные стволы проходили через вырез в них - стрелкам стало потеплее. Одновременно удвоили боезапас бортовых установок. На последних сериях (45-DL, 55-VE, 80-В0) ввели новую хвостовую турель "Чейенн" с большими секторами обстрела и более удобным размещением стрелка. С новой турелью самолет стал чуть покороче - на 12 см. Теперь у стрелка стоял рефлекторный прицел, а не просто кольцо с мушкой. Огневая мощь машины стала столь велика, что на последних сериях (Ю5-ВО, 75-DL, 85-VE) сняли пулемет у радиста как излишний. В частях его демонтировали и раньше. Самооборона B-17G была весьма эффективна: по официальным данным на 1000 боевых вылетов "крепостей" приходится 23 сбитых истребителя противника, у В-24 - 11, а у других бомбардировщиков - только 3.

военный самолет

B-17G-25 вид сбоку

В июне 1944 года с B-17G вплотную познакомились и у нас - в Полтаве, Миргороде и Пирятине были организованы америкнанские авиабазы, обеспечивающие так называемые "челночные операции". Дело в том, что с увеличением дальности полета бомбовая нагрузка В-17 (как и любого другого бомбардировщика) резко падала. Вместо бомб машина вынуждена была брать больше топлива. Поэтому цели в Восточной Германии, Венгрии, Польше являлись практически недоступными для эффективных налетов с воздуха. Советский Союз же практически не имел тяжелых бомбардировщиков.

американская крепость

B-17G-30 вид сбоку

Учитывая это, было достигнуто соглашение об использовании американцами баз на советской территории. Для приема В-17 аэродромы реконструировали, оснастили разборными металлическим взлетно-посадочными полосами, построили казармы и мастерские. Планировалось, что "Крепости" 8-й и 15-й воздушных армий стартуют со своих баз в Англии и Италии, отбомбятся и продолжат свой путь на Украину. Там они дозаправятся, подвесят новые бомбы и отправятся назад. Первый такой рейд совершили 6 июня 1944 года: целью был железнодорожный узел Дебрецен в Венгрии.

летающая крепость

B-17G-35 вид сбоку

Советская сторона обеспечивала ПВО аэродромов, снабжение и частично обслуживание самолетов. Для этой цели специально создали 169-ю авиабазу особого назначения под командованием генерал-майора А.Р. Перминова. "Челночные операции" (американцы закодировали их как операцию "Фрэнтик") продолжались до конца сентября 1944 года. В них участвовали 1030 самолетов, в том числе 529 "Крепостей", которые сбросили на немцев 1995 тонн бомб. К началу осени советские войска ушли далеко вперед и использование баз на Украине стало нецелесообразным.

летающая крепость

B-17G-40 вид сбоку

В августе 1944 года количество имеющихся в строю ВВС армии США В-17 было максималльным за всю войну - 4574. Несмотря на появление на Тихом океане гораздо более совершенных тяжелых бомбардировщиков нового поколения Боинг В-29 и Консолидейтед В-32, В-17 благополучно завершили войну. Последняя "Крепость" была сдана заводом "Локхид-Вега" 29 июля 1945 года.

Самолеты последних выпусков немного отличались внешне от своих предшественников разделенным на четыре, а не на две части остеклением козырька кабины и более затупленной носовой частью от модификации к модификации В-17 в потолке и скорости, что было неизбежной платой за столь же постоянное увеличение бомбовой нагрузки и дальности полета. Английские "Стирлинги", "Галифаксы" и "Ланкастеры" уступали ему в скорости, потолке и бомбовой нагрузке. Лишь "Галифакс VI" с четырьмя моторами по 1800 л.с. летал быстрее чем B-17G. Советский бомбардировщик Пе-8 проигрывал "Крепости" по дальности, потолку, скорости и бомбовой нагрузке; несравнимым было и их оборудование.

боевой самолет

B-17G-50 вид сбоку

Кроме своей основной роли бомбардировщика "Летающая крепость" использовалась в войне как дальний разведчик. Первым разведывательным вариантом В-17 стал F-9 - в них переделали 16 B-17F, оснастив их целым набором плановых и перспективных фотокамер, установленных в бомбоотсеке и кабине радиста. Затем появились F-9A и F-9B ( в общей сложности 25 штук), тоже на базе модификации F, но с другим комплектом фотоаппаратуры. Последними в этом семействе стали 10 F-9C (переделанные B-17G). У них часть камер стояла в сильно измененной "бороде" под носом, откуда убрали турель.

бомбардировщик второй мировой

B-17G-65 вид сбоку

Существовали и транспортные "Крепости". Под обозначением СВ-17 эксплуатировались разоруженные бомбардировщики устаревших модификаций.

Интересен был проект "Кастор": с изношенных В-17Е и B-17F снималось вооружение и все ценное оборудование, их набивали 10 тоннами взрывчатки и оснащали радиоуправлением. Взлетный вес машины при этом возрастал почти на треть. Взлет производил летчик, который затем вместе с радиооператором покидал машину на парашюте. Для удобства прыжка кабина делалась открытой (оставался только ветровой козырек), а весь гаргрот до места радиста срезался. Далее радиоуправляемую "Крепость" вели со специального самолета наведения. Всего переделали около 25 машин. На таких В-17, называемых BQ-7, выполнили 17 боевых вылетов против пусковых позиций немецких самолетов-снарядов V-1 на территории Франции. На одном из таких самолетов погиб Джозеф Кеннеди - старший брат будущего президента США: его машина неожиданно взорвалась после взлета. В августе 1944 года один BQ-7 вышел из-под контроля и упал на лес в восточной части Англии. Воронка была грандиозна. Еще один самолет "по собственной инициативе" описал круг над одним из английских городов. После этого работы над этим бомбардировщиком второй мировой войны поспешно свернули.

В период 2-й мировой войны "Летающими крепостями" обладали еще несколько стран. Великобритания вслед за уже упоминавшейся партией В-17С получила еще 19 B-17F ("Фортресс II") и 85 B-17G ("Фортресс III"). Их также в основном приняло Береговое командование для патрулирования вдали от побережья. Однако, для 100-й группы бомбардировочного командования в Англии выполнили оригинальную переделку B-17G в самолет радиоразведки и радиопротиводействия. На нем установили под носовой частью радиолокатор H2S и поставили систему постановки помех "Мэндрил" с характерными большими мачтами антенн. Несколько таких самолетов успешно использовались при массированных налетах на Германию. Практически все английские "Крепости" базировались в метрополии. Немцы восстановили около 40 трофейных B-17F и B-17G и часть их передали эскадре KG200. Эта часть специального назначения перебрасывала на них разведчиков и диверсантов в тыл союзников. Например, весной 1944 года с их помощью оборудовали тайный аэродром в Северной Африке, а в октябре того же года немецкая "Крепость" выбросила группу агентов в Иордании. Немало их летало и в Европе. Зафиксирован даже воздушный бой между немецкой "Крепостью", использовавшейся как самолет-ловушка, и американским YB-40, закончившийся победой последнего. Самолеты Второй мировой войны В-17 с черными крестами попадались и в нашем небе. В документах "Люфтваффе" бомбардировщик В-17 зашифровывался под обозначением Дорнье Do 200 - такого самолета на самом деле никогда не существовало.

Японцы восстановили два самолета B-17D и один бомбардировщик В-17Б. На них японские летчики-истребители отрабатывали приемы атаки "Крепостей". Несколько бомбардировщиков в войну совершило вынужденные посадки в Швейцарии. По крайней мере один из них потом использовался швейцарскими ВВС для учебных целей. С 1945 года около 180 бомбардировщиков B-17G переоборудовали в самолеты аварийно-спасательной службы В-17Н. На них не было нижней шаровой турели. Вместо нее под фюзеляжем самолета висела сбрасываемая спасательная лодка типа Хиггинс А-1. После войны все вооружение с них сняли, а под носом смонтировали поисковый рацар. Эти машины удержались на вооружении до 1956 года, в то время как В-17 (так же как и В-24) в бомбардировочной авиации США сразу же после войны были вытеснены В-29. В-17Н, с 1948 года переименованные в SB-17, участвовали в корейской войне, опять получив все свое вооружение (кроме "бороды"). Там ВВС США применяли их до ноября 1950 года, когда по другую сторону фронта появились МиГ-15. В Корее воевали и "Крепости" - разведчики, переименованные в RB-17G. RB-17G из 6204-го картографического звена совершил первый в корейской войне боевой вылет 25 июня 1950 года.

За годы войны американская авиация флота получила 46 бомбардировщиков B-17G и 2 самолета B-17F. Под обозначением РВ-1 они применялись как патрульные и спасательные машины, аналогичные армейским В-17Н. Береговая охрана США до октября 1959 года эксплуатировала РВ-1G - это были переделанные B-17G с обтекателем PJIC под носовой частью, часто несущие и спасательные лодки. Один PB-1G превратили в самолет для картографической съемки, поставив на место нижней турели специальную 9-ти объективную камеру.Авиация американского флота после войны имела на вооружении еще один вариант В-17 - PB-1W, самолет радиолокационного дозора. Это были бомбардировщики B-17G с мощным радиолокатором AN/APS-20. Его антенна обычно находилась в большом грибовидном обтекателе в носовой части, но в некоторых случаях она располагалась сверху фюзеляжа самолета, как у современных машин подобного назначения.

Источники:

  • Американские военные самолеты Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Под редакцией Дэвида Дональда.
  • Иван Малышев. Boeing B-17 Flying Fortress.
  • Роберт Джексон. B-17 Летающая крепость.
  • Историческая серия "Легендарные самолеты". Бомбардировщик Boeing B-17 "Flying Fortress"
  • Крылья-дайджест 16. Бомбардировщик В-17. "Летающая крепость".
  • Boeing B-17E&F Flying Fortress [Aircraft Profile 77].


 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме