Найти все самолеты военной авиации по странам и периодам

Для того, чтобы быстро найти самолет военной авиации в соответствии со страной и периодом его эксплуатации, Вы можете воспользоваться следующей формой:

Самолеты военной авиации
Самолет Хендли Пейдж Галифакс
Британский четырехмоторный бомбардировщик состоял на вооружении до окончания Второй мировой войны. До весны 1945 года было выпущено более 6 тысяч этих самолетов в разных модификациях. Также находился на вооружении Австралии, Новой Зеландии, Канады, Франции, Пакистана, Египта. Первое боевое применение состоялось ночью с 11 на 12 марта 1941 года.
Содержание
Самолет Хендли Пейдж Галифакс
Боевое применение
Варианты

Британский четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Handley Page Halifax

галифаксКомпания "Хэндли-Пейдж", в соответствии с личной и индивидуальной направленностью ее основателя, в середине 30-х годов могла быть определена как специализирующаяся на конструировании и постройке больших самолетов-бомбардировщиков. В этом она следовала своим работам периода Первой мировой войны. Продолжая свою деятельность после войны, она выпустила для Королевских ВВС бомбардировщики-бипланы "Хайдерабад", "Хинанди" и "Хейфорд". В начале тридцатых годов компания включилась в создание и производство среднего дневного и ночного бомбардировщика НР.52 по заданию В.9/32, а затем НР.54 "Хэрроу", заказанного как временное оснащение быстро расширяющейся английской бомбардировочной авиации (однако к началу войны он уже не использовался как бомбардировщик).

Следующей ступенью для "Хэндли-Пейдж" и первым шагом в процессе, приведшем к появлению "Галифакса", было появление весной 1935 года задания В. 1/35, которое требовало создания "тяжелого" двухмоторного бомбардировщика, преимущественно для ночных действий, который рассматривался как замена для недавно запущенного в производство Армстронг-Уитворт "Уитли". В конечном итоге, задание В.1/35 требовало самолет, который мог нести максимальную бомбовую нагрузку в 1814 кг при максимальной дальности 3219 км при половинной нагрузке и экономической крейсерской скорости и не менее 2414 км при более высокой скорости 3,14 км/ч на высоте 4572 м. Накладывалось также традиционное (для того времени) ограничение на размах крыла - 30,5 м, чтобы бомбардировщик поместился в существующих ангарах, а также мог быть разобран на легко транспортируемые части.

Задание было выдано Министерством авиации 8 мая 1935 года. Проект "Хэндли-Пейдж", названный НР.55, был монопланом с низкорасположенным крылом и полным весом 11340 кг, который демонстрировал фамильное сходство с НР.52 "Хэмпден" и НР.54 "Хэрроу". Он был окончательно заказан 23 октября 1935 года с вооружением из одиночных пулеметов "Виккерс К" в носовой и верхней турелях и двумя пулеметами в задней турели. С парой моторов "Геркулеc"HE-1SM, сперва избранных в КБ "Хэндли-Пейдж" группой Г.Р.Волкерта, скорость НР.55, по оценкам составляла 404 км/ч, но дальность с максимальной бомбовой нагрузкой не вполне соответствовала заданию. Характеристики с "Мерлином" или "Дирхаундом" были менее обещающими до тех пор, пока в мае 1936 года не появился "Мерлин" XXS. Однако, даже с этими моторами или с еще более мощными "Геркулесами", НР.55 оказывался недостаточно тягово-вооруженным для запланированного применения.

английский бомбардировщик

Бомбардировщик "Хэндли-Пейдж" "Галифакс"

Если же увеличить запас топлива для достижения требуемой дальности, вес еще более возрастет, а характеристики еще раз упадут. К сентябрю 1936 года перспективы для НР.55 были плохи, и самой большой надеждой для удовлетворения требований была бы отсрочка разработки до появления нового поколения более мощных двигателей. Информация по разработке была изложена штабу ВВС до конца сентября 1936 года, и к началу 1937 года были предложены детальные наметки НР.56, который создали на базе НР.55 в соответствии с новыми требованиями. Подобный по общей компоновке НР.55, новый проект имел крыло, поднятое в среднее положение для образования цельного бомбоотсека. Было предусмотрено размещение 16 бомб по 227 кг, или четыре бронебойных по 907 кг, или двух торпед длиной 5,56 м (бомб по 454 кг в 1937 году на вооружении королевских ВВС еще не было).

НР.56 появился на свет с размахом 26,82 м, в то время как у НР.55 предусматривался 28,96 м. Это уменьшение позволило снизить вес конструкции и обеспечить большие возможности боевой нагрзки. В НР.56 предусматривался экипаж из четырех человек - двух пилотов, один из которых был также штурманом, бомбардиром и передним стрелком; радиста и заднего стрелка. Обеспечено было и размещение двух свободных членов экипажа. Самолет должен был нести очень широкий спектр военного оборудования, которое должно было дать возможность действовать по всему миру, днем или ночью, иногда в качестве разведчика или транспортного самолета. В конце апреля 1937 года "Хэндли-Пейдж" получила заказ на два прототипа НР.56. Работа над НР.56, которая была приостановлена в сентябре 1936 года, была формально закрыта 23 января.

В июле-августе 1937 года возникло предложение использовать вместо двух двигателей "Валчер" четыре "Мерлина". Это сразу показалось настолько многообещающим, что 3 сентября 1937 года Министерство авиации изменило контракт, потребовав прототип с такой силовой установкой. Проект был переименован в НР.57. С четырьмя моторами размах крыла увеличился до 30,9 м - чуть больше "ангарного" лимита. Перед тем, как прототип был готов к полету, вес возрос до 22226 кг, однако, мощь четырех "Мерлинов" X по 1010 л.с. (на высоте 5410 м) была достаточна для того, чтобы поднять характеристики до требуемых заданием. Заказ на первые 100 НР.57 был выдан только 1 января 1938 года а, завершение поставок через 15 месяцев явно было нереалистичной целью. В марте 1939 года началась постройка двух прототипов.

британский самолет

Самолет "Галифакс" в полете

25 октября 1939 года самолет поднял в воздух шеф-пилот фирмы майор Дж.Корде вместе с наблюдателем Е.А.Райтом. Второй прототип, взлетевший 17 августа 1940 году, имел в носу турель Боултон-Пол "тип С" с двумя пулеметами, а в хвосте - четырехпулеметную "тип I". На нем стояли деревянные четырех-лопастные винты постоянной скорости "Ротол", как и на первых сериях. На нем также было поставлено двойное управление, предполагая его использование в качестве учебного через некоторое время после проведения испытаний в ААЕЕ.

бомбардировщик второй мировой войны

"Галифакс" "тип I вид сбоку

Серийное производство

Серийный стандарт для НР.57 был определен заданием 32/37. Первый самолет, сошедший со сборочной линии в Рэдлетте, взлетел 11 октября 1940 года. Максимальный взлетный вес опять увеличился до 24948 кг после нескольких необходимых конструктивных изменений. Поскольку максимальный посадочный вес оказался 22680 кг, был предусмотрен аварийный слив из крыльевых баков на случай, если необходимость в посадке последует сразу же за взлетом. Эти устройства были заметны в виде трех наружных труб под крылом между моторами. Бомбоотсек, рассчитанный на 3629 кг при размещении 227-кг и 907-кг бомб, дополнялся отсеками в центроплане крыла, где можно было нести еще шесть 227-кг бомб. Позднее максимальная нагрузка возросла до 5897 кг. Основной запас топлива у ранних самолетов составлял 6328 л в трех баках между моторами каждого крыла и одном баке в передней кромке между моторами и фюзеляжем с каждой стороны. Два бака по 364 л можно было поставить в отсеках для отдыха экипажа и один, два или три бака по 1046 литра можно было разместить в бомбоотсеке, уменьшив бомбовую нагрузку. Из первоначального контракта на 100 "Галифаксов", заключенного с головной фирмой, 84 были поставлены как тип I трех разных серий. За первыми 50, известными как I серия 1, последовали 25 серии 2, у которых полный вес возрос до 27216 кг без изменения посадочного веса и было введено боковое оборонительное вооружение в виде пары пулеметов Виккерс К с каждой стороны, расположенных "спина к спине" и стрелявших через люки в борту. С 76-го самолета были успешно внесены изменения в силовой установке.

английский самолет

"Галифакс" Мк 1 вид сбоку

Увеличенные маслорадиаторы позволили использовать моторы "Мерлин" XX; два бака по 364 литров были убраны из фюзеляжа, а в крыле поставлены два вспомогательных бака по 556 литра за наружными мотогондолами. В таком виде было построено 9 самолетов с "Мерлин" X как I серия 3 до поступления "Мерлин" XX. С последними моторами с 85-го самолеты пошли как II серия 1, отличаясь также верхней турелью Боултон-Пол "тип С" с двумя 7,69-мм пулеметами вместо четырех боковых, а также еще двумя крыльевыми топливными баками по 559 литров каждый, которые довели общий нормалный запас до 8556 литра плюс вспомогательные баки в бомбоотсеке. "Галифаксы" II начали появляться в сентябре 1941 года, но один самолет Mk.1 серии 1 с дополнительным запасом топлива и "Мерлинами" XX взлетел в качестве прототипа II еще 3 июля 1941 года. По сравнению с "Мерлин" X, дававшим 1075 л.с., "Мерлин" XX имел 1280 л.с.; на расчетной высоте 6400 м он развивал 1175 л.с. по сравнению с тем, что "Мерлин" X на 5410 м - 1010 л.с. Была установлена верхняя турель "тип С II", которая впервые была испытана на "Галифаксе" I первой серии, использовавшемся в ААЕЕ для работ по вооружению, а также нижняя турель F-N64A с двумя пулеметами. Убирающаяся нижняя турель Боултон-Пол "тип К1", сконструированная специально для "Галифакса", фактически установлена не была. В серийном виде "Галифакс" II получил у "Хэндли-Пейдж" марку НР.59. Обозначение НР.58 было предназначено для планировавшегося более сильно модифицированного варианта бомбардировщика, известного во время разработки в первые месяцы 1939 года как "Галифакс" II. Сомнения относительно возможности для нового поколения тяжелых бомбардировщиков, включая "Галифакс", защитить себя от истребителей во время действий днем, привели "Хэндли-Пейдж" к тому, что она предложила Министерству авиации более сильно вооруженный вариант с двумя турелями "Боултон-Пол" - верхней типа Н и нижней типа О, каждая с парой 20-мм пушек и новой задней частью с пониженным аэродинамическим сопротивлением без хвостовой турели. В июле 1939 года в контракт была внесена переделка первого прототипа НР.57 в НР.58.

самолет бомбардировщик

"Галифакс" Мк 2 серия 1

Планировалось перевести производство с 11-го самолета на тип "Галифакс" II, но задержки с доводкой пушечных турелей разрушили этот план и "Галифакс" II появился с более скромным вооружением, особенности которого отмечены выше. Производство "Галифаксов" продвигалось медленнее, чем надеялись на ранних стадиях планирования. К программе выпуска "Галифаксов" были подключены другие производители, но в начале боевое применение "Галифаксов" зависело исключительно от поставки типа 1 головной фирмой. Внедряя новый самолет в эксплуатацию, Бомбардировочное командование переформировало 5 ноября 1940 года 35-ю эскадрилью, разместив ее временно в ААЕЕ в Боскомб-Дауне для того, чтобы имелась возможность освоения опыта, полученного там на прототипах и ранних серийных экземплярах. Первым "Галифаксом" этой эскадрильи стал тип I, прибывший в Боскомб-Даун 13 ноября.



 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме