Самолет Авро 683 "Ланкастер"
|
Британский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Avro 683 Lancaster
Рожденный путем компромисса и появившийся из проекта среднего бомбардировщика, "Ланкастер" стал самым удачным английским тяжелым бомбардировщиком периода Второй мировой войны. Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца шла война, но к тому времени, когда война кончилась, их было построено уже около 7300. "Ланкастер" так интенсивно использовался королевскими ВВС, что около половины этого количества, 3345, числится потерянным на боевых заданиях. "Ланкастеры" Бомбардировочного командования совершили между 1942 и 1945 годов 156000 вылетов, сбросив свыше 600000 тонн бомб, включая 9988-кг бомбы глубокого проникновения "Грэнд Слэм", которые не мог нести ни один другой серийный самолет времен войны, 5448-кг бомбы "Тэллбой" и известные бомбы Уоллиса для разрушения плотин.
Компания "Авро" в 1939 году была занята программой производств самолетов "Манчестер", одного из двух типов среднего бомбардировщика, спроектированных согласно требованиям задания министерства авиации Р. 13/36.
"Ланкастер" в полете
Конструкторская группа "Авро", которой руководил Р.Чедвик, в 1939 году начала исследовать возможность установки четырех "Мерлинов" вместо двух "Валчеров" в качестве одного из альтернативных вариантов. В конце этого года министерство авиации согласилось на проведение работ по новому варианту. Новому типу КБ присвоило номер 683. "Авро" считала, что четырехмоторный вариант бомбардировщика сможет действовать при перегрузочном весе 25878 кг, неся бомбовую нагрузку в 5448 кг на расстояние 1610 км или 3632 кг на 2574 км со скоростью 394 км/ч. На более экономичной крейсерской скорости 306 км/ч дальность увеличивалась соответственно до 2172 и 3218 км.
Эти цифры показывают, что Авро 683 обещал значительно больше, чем "Манчестер" I. 15 ноября 1940 года было принято решение запустить четырехмоторный вариант в производство сразу же, как будут выполнены первые заказы на "Манчестер" (200 у "Авро" и 100 у "Метро-Виккерс"). Для определения серийного стандарта было подготовлено новое техническое задание "Ланкастер" I/P1. Оно требовало от нового самолета лететь с крейсерской скоростью 402 км/ч на высоте 4575 м с нагрузкой в 3405 кг бомб на расстояние 3218 км и иметь максимальную дальность 4827 км..
Заказ на прототипы "Ланкастера" был выдан в 1940 году. Первый полет состоялся в Вудфорде 9 января 1941 года.
"Ланкастер" над морем
Второй прототип взлетел 13 мая 1941 года. Испытания быстро выявили, что "Ланкастер" имеет отличные характеристики. Замер скорости на первом самолете показал истинную скорость 389 км/ч на высоте 1402 м с моторами "Мерлин" XX на самой бедной смеси и наддуве 0,28 кг/см2. Позднее в этом же году в Боскомб-Дауне испытывался второй прототип с весом, возросшим до 27240 кг. В результате, было дано заключение, что взлетные характеристики и скороподъемность будут удовлетворины даже при весе до 27921 кг.
Хотя два прототипа "Ланкастера" использовали элементы серийных "Манчестеров", они не считались модификациями "Манчестера", а являлись дополнением к контракту на "Манчестеры". Первый серийный "Ланкастер" I последовал сразу за последним "Манчестером" на сборочной линии "Авро" и взлетел в Вудфорде 31 октября 1941 года, менее чем через два года после начала работ. К концу года к полету была готова еще дюжина самолетов. Первый формальный заказ на "Ланкастеры" поступил 6 июня 1941 г. Он включал 454 самолета и заменил заказ на 450 "Манчестеров", выданный в январе 1940 года. За ним последовали и другие заказы.
Кабина самолета "Ланкастер"