Сможет ли российский сверхзвуковой самолет времен холодной войны прослужить 100 лет?
Военные самолеты могут иметь крайне короткую продолжительность эксплуатации, как известно, особенно в периоды быстрого научно-технического развития. Самые высококлассные самолеты Первой мировой войны могли устареть в течение нескольких месяцев. Ситуация не сильно отличалась во время Второй мировой войны. И на заре реактивной эры целые армады военных самолетов устарели с приходом технических усовершенствований. Передовые истребители, которые сражались в небе над Кореей, были списаны всего через несколько лет.
Но несколько образцов выдержали испытание временем. B-52 "Стратофортресс", совершивший первый полет в 1952 году, еще остается на вооружении и сегодня. Новые C-130 продолжают сходить с конвейера, базируясь на конструкции, которая была разработана в 1954 году. Но это - бомбардировщики и транспортные самолеты; они не действуют друг против друга. Истребители сталкиваются с особой проблемой долговечности, потому что они должны напрямую конкурировать с новыми моделями. Таким образом, у очень немногих истребителей был продолжительный срок службы.
МиГ-21 "Fishbed" является исключением.
Точка отсчета
Первичное рассмотрение соответствия требованиям МиГ-21 началось в 1953 году. Успех МиГ-15 и МиГ-17 давал основание предполагать, что советские авиационные инженеры могли конкурировать со своими западными коллегами, а советский МиГ-19 стал их первым сверхзвуковым истребителем. И все-таки, технологии изменялись так быстро в первые два десятилетия полета реактивных самолетов, что самолеты, игравшие большую роль в Корейской войне, фактически устарели к середине 1950-х годов. Самолеты МиГ-15 могли разрезать боевой порядок бомбардировщиков Б-29, но не могли уже настичь современные американские бомбардировщики. Советы предполагали, что МиГ-21 изменит эту ситуацию, а также обеспечит возможность эффективного воздушного превосходства.
МиГ-21 (в конце концов, получивший название "Fishbed" в НАТО) превышал скорость в 2 Маха, был вооружен встроенной пушкой и способен нести от двух до шести ракет (МиГ-21 фактически стояли впереди по эксплуатации ракет). МиГ-21, как и большинство истребителей, в конечном счете выполнял задачи ударов по наземным целям, когда он мог нести ограниченное количество бомб и ракет. Как и со многими из своих истребителей Советы предпочитали обеспечивать работу этих самолетов с земли, устраняя необходимость в громоздком и сложном радиолокационном оборудовании.
В целом, за период с 1959 по 1985 годы СССР построил 10645 МиГ-21. Индия сделала еще 657 машин в соответствии с соглашением с Москвой о передаче лицензий и технологий, а Чехословакия построили по лицензии 194 самолета. Китайская Народная Республика, при сложных и несколько сомнительных обстоятельствах, приобрела достаточно самолетов и технической документации, чтобы перепроектировать МиГ-21 в Chengdu J-7/F-7. Китай произвел около 2400 самолетов в период между 1966 и 2013 годами. Сумма этих чисел делают МиГ-21 наиболее производимым сверхзвуковым самолетом в мировой истории.
Долговечность
Инженеры классифицировали ряд основных проблем МиГ-21, которые будущие исследования не смогли существенно улучшить. Современные истребители не летают намного быстрее, чем МиГ-21, а их маневренность не намного эффективнее. Хотя они несут больше средств поражения и имеют более сложное электронное оборудование, многие Военно-воздушные силы рассматривают их как излишество; они просто хотят дешевый, быстрый и легкий в обслуживании самолет, который может стоять на страже воздушного пространства, а иногда и сбросить несколько бомб. А МиГ-21 отвечает этим требованиям.
Очевидным является тот факт, что МиГ-21 не был особенно удобным истребителем в западной эксплуатации. У этого самолета малый радиус действия, он не может нести много вооружения и не хватает места для сложного электронного оборудования. Форма его кабины ограничивает информированность летчика. И все же МиГ-21 точно выполнил потребность СССР в перехватывающем истребителе наземного управления, который мог летать и воевать над районами боевых действий Западной Европы, а также ограниченно действовать в роли перехватчика.
Во время холодной войны Соединенные Штаты получили ряд вариантов МиГ-21 (в итоге закупили эскадрилью J-7 у Китая). По большому счету, американские летчики хорошо отзывались о самолете, и он проявил себя более чем адекватно в обучение действиям за условного противника. Действительно, высококвалифицированные американские пилоты, вероятно, содействовали продвижению МиГ-21 больше, чем могли бы сделать советские летчики.
На войне
Миг-21 никогда не участвовал в боевых действиях на центральном фронте между НАТО и странами Варшавского договора, но он, безусловно, применялся в боях. Во Вьетнаме обнаружили, что МиГ-21 могли воспользоваться американскими правилами ведения боевых действий, используя размер и скорость, чтобы прорваться через группы бомбардировщиков до того, как истребители США могли визуально идентифицировать их и прицелиться. Основные параметры и характеристики маневренности МиГ-21 позволяли уходить от ракет класса "воздух-воздух". После того, как МиГи атаковали, они шли к месту базирования.
Единственное исключение из этой схемы произошло 2 января 1967 года, когда группа F-4 "Фантом" II под командованием легендарного летчика Робина Олдза ввела в заблуждение северо-вьетнамских командиров, попавших в ловушку. "Фантомы" сбили семь МиГ-21 в тот день, в том числе и пилотируемый Нгуеном Ван Коком, который пережил катастрофу и за всю войну одержал 9 воздушных побед. Нгуен известен как самый успешный пилот МиГ-21 всех времен, хотя некоторые другие вьетнамские и несколько сирийских летчиков стали асами на этом самолете.
Самолет МиГ-21 обширно использовался в войнах на Ближнем Востоке. Истребители-бомбардировщики Армии обороны Израиля разрушили египетские и сирийские МиГ-21 в первых ударах Шестидневной войны. МиГ-21 воевали с израильскими истребителями в Войне на истощение, войне Судного дня и войне в Ливане, в большинстве случаев, неся большие потери от первоклассных израильских пилотов. В одном случае израильские истребители устроили засаду и уничтожили несколько МиГ-21, пилотируемых советскими летчиками.
Успех западных самолетов против МиГ-21 на Ближнем Востоке, а также в Анголе, заставил многих сделать вывод, что советские истребители уступали западным аналогам. Тем не менее, вопрос подготовки пилотов затрудняет сравнение. МиГ-21 был более, чем адекватным при сопоставимом уровне подготовки летчиков. Например, индийские МиГ-21 участвовали в индо-пакистанской войне 1965 года и добивались уничтожения противника в войне 1971 года и Каргильской войне. МиГ-21 также хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях ирано-иракской войны.
Модернизированные версии
Количество действующих МиГ-21 начало сокращаться в конце 1980-х и 1990-х годов, когда более современные модели заменили их на вооружении, а распад Советского Союза привел к резкому уменьшению российского могущества. Зависимые от СССР государства почувствовали ограничения, когда больше не могли держать на вооружении эти самолеты. Однако, многочисленные Военно-воздушные силы продолжают использовать МиГ-21 и его китайские варианты.
МиГ-21 в настоящее время служит в восемнадцати Военно-воздушных силах по всему миру, в том числе в двух странах НАТО (Румынии и Хорватии). Этот самолет находился на вооружении около сорока других ВВС (подсчет затруднен, т.к. иногда страны прекращали свое существование, когда МиГи находились на вооружении) с 1960 года. Самолеты J/F-7 работают еще в тринадцати странах, сняты с вооружения в четырех. Китай, Россия и Украина по-прежнему выполняют работы по техническому обслуживанию и вносят изменения в существующие машины. Появление 3D-печати, вероятно, поможет нынешним операторам сохранить МиГ-21 на службе, так как они смогут производить запасные части и модернизацию.
Сегодняшние МиГ-21 имеют мало сходства с истребителями, сошедшими с конвейера в 1959 году. Они несут разное, гораздо более сложное вооружение, включая Р-60 ААМ, Magic 2 и Python III. Это делает их куда более смертоносными, чем ранние версии. Кроме того, модернизированы электроника и радиолокационное оборудование, средства связи, и эти машины способны доставлять высокоточные боеприпасы.
Останется ли МиГ-21 (или модификации) на службе в 2059 году?
Китай прекратил производство самолетов J-7, а это означает, что мы видели, как последний МиГ-21 сошел с конвейера. Хорватия и Румыния снимут с вооружения свои машины в ближайшие пять лет. После серии аварий, Индия, спишет свои МиГ-21 (исходя из того, что сможет приобрести или выпустить замену). Китайские J-7 переведены в местные ПВО и используются в подготовке на учебных сборах.
Но это вряд ли означает, что двадцать первым МиГам конец. Многие версии J-7 и F-7 остаются довольно молодыми, и могут оставаться в эксплуатации в течение достаточно долгого времени. Бангладеш приобрел дюжину F-7 в 2013 году, и в ближайшем будущем не будет нуждаться в замене. У многих ВВС просто нет потребности в чем-то более сложном и дорогом, чем МиГ-21. Скорее всего, ни один истребитель не сможет преодолеть столетний рубеж (хотя B-52 способен достичь этот порог до окончательного снятия с эксплуатации). МиГ-21 легко достигнет шестидесяти, и вероятно, семидесяти лет, не прилагая усилий. Он остается одним из самых прославленных истребителей сверхзвуковой эры.
Источник:
Самолет ВВС Индии
Серийные аналоги МиГ-21 выпускались в Чехословакии, Индии и Китае. Справочно по Индии: МиГ-21ФЛ - экспортная модификация МИГ-21ПФ для Индии (также выпускался по лицензии). МиГ-21М - лицензия на производство передана в 1971 году. МиГ-21МФ выпускался в Индии (и в Китае). МиГ-21бис по лицензии не выпускались, но было собрано около 220 истребителей из поставленных из СССР комплектов. МиГ-21-93 - модернизация серийных МиГ-21бис для ВВС Индии (впоследствии MiG-21UPG Bison).
Фото: DefenseWorld.
Читайте также: