Военные самолеты: испытание временем
pro-samolet.ru   
Истребители всегда сталкивались с проблемой срока эксплуатации, и как правило, у очень немногих был продолжительный срок службы. Об этом пишет 'The National Interest'. Однако, МиГ-21 стал исключением. Этот самолет (и его модификации) без труда достигнет шестидесяти лет, а может и семидесяти лет.

Сможет ли российский сверхзвуковой самолет времен холодной войны прослужить 100 лет?

МиГ-21Военные самолеты могут иметь крайне короткую продолжительность эксплуатации, как известно, особенно в периоды быстрого научно-технического развития. Самые высококлассные самолеты Первой мировой войны могли устареть в течение нескольких месяцев. Ситуация не сильно отличалась во время Второй мировой войны. И на заре реактивной эры целые армады военных самолетов устарели с приходом технических усовершенствований. Передовые истребители, которые сражались в небе над Кореей, были списаны всего через несколько лет.

Но несколько образцов выдержали испытание временем. B-52 "Стратофортресс", совершивший первый полет в 1952 году, еще остается на вооружении и сегодня. Новые C-130 продолжают сходить с конвейера, базируясь на конструкции, которая была разработана в 1954 году. Но это - бомбардировщики и транспортные самолеты; они не действуют друг против друга. Истребители сталкиваются с особой проблемой долговечности, потому что они должны напрямую конкурировать с новыми моделями. Таким образом, у очень немногих истребителей был продолжительный срок службы.

МиГ-21 "Fishbed" является исключением.

Точка отсчета

Первичное рассмотрение соответствия требованиям МиГ-21 началось в 1953 году. Успех МиГ-15 и МиГ-17 давал основание предполагать, что советские авиационные инженеры могли конкурировать со своими западными коллегами, а советский МиГ-19 стал их первым сверхзвуковым истребителем. И все-таки, технологии изменялись так быстро в первые два десятилетия полета реактивных самолетов, что самолеты, игравшие большую роль в Корейской войне, фактически устарели к середине 1950-х годов. Самолеты МиГ-15 могли разрезать боевой порядок бомбардировщиков Б-29, но не могли уже настичь современные американские бомбардировщики. Советы предполагали, что МиГ-21 изменит эту ситуацию, а также обеспечит возможность эффективного воздушного превосходства.

МиГ-21 (в конце концов, получивший название "Fishbed" в НАТО) превышал скорость в 2 Маха, был вооружен встроенной пушкой и способен нести от двух до шести ракет (МиГ-21 фактически стояли впереди по эксплуатации ракет). МиГ-21, как и большинство истребителей, в конечном счете выполнял задачи ударов по наземным целям, когда он мог нести ограниченное количество бомб и ракет. Как и со многими из своих истребителей Советы предпочитали обеспечивать работу этих самолетов с земли, устраняя необходимость в громоздком и сложном радиолокационном оборудовании.

В целом, за период с 1959 по 1985 годы СССР построил 10645 МиГ-21. Индия сделала еще 657 машин в соответствии с соглашением с Москвой о передаче лицензий и технологий, а Чехословакия построили по лицензии 194 самолета. Китайская Народная Республика, при сложных и несколько сомнительных обстоятельствах, приобрела достаточно самолетов и технической документации, чтобы перепроектировать МиГ-21 в Chengdu J-7/F-7. Китай произвел около 2400 самолетов в период между 1966 и 2013 годами. Сумма этих чисел делают МиГ-21 наиболее производимым сверхзвуковым самолетом в мировой истории.

Долговечность

Инженеры классифицировали ряд основных проблем МиГ-21, которые будущие исследования не смогли существенно улучшить. Современные истребители не летают намного быстрее, чем МиГ-21, а их маневренность не намного эффективнее. Хотя они несут больше средств поражения и имеют более сложное электронное оборудование, многие Военно-воздушные силы рассматривают их как излишество; они просто хотят дешевый, быстрый и легкий в обслуживании самолет, который может стоять на страже воздушного пространства, а иногда и сбросить несколько бомб. А МиГ-21 отвечает этим требованиям.

Очевидным является тот факт, что МиГ-21 не был особенно удобным истребителем в западной эксплуатации. У этого самолета малый радиус действия, он не может нести много вооружения и не хватает места для сложного электронного оборудования. Форма его кабины ограничивает информированность летчика. И все же МиГ-21 точно выполнил потребность СССР в перехватывающем истребителе наземного управления, который мог летать и воевать над районами боевых действий Западной Европы, а также ограниченно действовать в роли перехватчика.

Во время холодной войны Соединенные Штаты получили ряд вариантов МиГ-21 (в итоге закупили эскадрилью J-7 у Китая). По большому счету, американские летчики хорошо отзывались о самолете, и он проявил себя более чем адекватно в обучение действиям за условного противника. Действительно, высококвалифицированные американские пилоты, вероятно, содействовали продвижению МиГ-21 больше, чем могли бы сделать советские летчики.

На войне

Миг-21 никогда не участвовал в боевых действиях на центральном фронте между НАТО и странами Варшавского договора, но он, безусловно, применялся в боях. Во Вьетнаме обнаружили, что МиГ-21 могли воспользоваться американскими правилами ведения боевых действий, используя размер и скорость, чтобы прорваться через группы бомбардировщиков до того, как истребители США могли визуально идентифицировать их и прицелиться. Основные параметры и характеристики маневренности МиГ-21 позволяли уходить от ракет класса "воздух-воздух". После того, как МиГи атаковали, они шли к месту базирования.

Единственное исключение из этой схемы произошло 2 января 1967 года, когда группа F-4 "Фантом" II под командованием легендарного летчика Робина Олдза ввела в заблуждение северо-вьетнамских командиров, попавших в ловушку. "Фантомы" сбили семь МиГ-21 в тот день, в том числе и пилотируемый Нгуеном Ван Коком, который пережил катастрофу и за всю войну одержал 9 воздушных побед. Нгуен известен как самый успешный пилот МиГ-21 всех времен, хотя некоторые другие вьетнамские и несколько сирийских летчиков стали асами на этом самолете.

Самолет МиГ-21 обширно использовался в войнах на Ближнем Востоке. Истребители-бомбардировщики Армии обороны Израиля разрушили египетские и сирийские МиГ-21 в первых ударах Шестидневной войны. МиГ-21 воевали с израильскими истребителями в Войне на истощение, войне Судного дня и войне в Ливане, в большинстве случаев, неся большие потери от первоклассных израильских пилотов. В одном случае израильские истребители устроили засаду и уничтожили несколько МиГ-21, пилотируемых советскими летчиками.

Успех западных самолетов против МиГ-21 на Ближнем Востоке, а также в Анголе, заставил многих сделать вывод, что советские истребители уступали западным аналогам. Тем не менее, вопрос подготовки пилотов затрудняет сравнение. МиГ-21 был более, чем адекватным при сопоставимом уровне подготовки летчиков. Например, индийские МиГ-21 участвовали в индо-пакистанской войне 1965 года и добивались уничтожения противника в войне 1971 года и Каргильской войне. МиГ-21 также хорошо зарекомендовали себя в воздушных боях ирано-иракской войны.

Модернизированные версии

Количество действующих МиГ-21 начало сокращаться в конце 1980-х и 1990-х годов, когда более современные модели заменили их на вооружении, а распад Советского Союза привел к резкому уменьшению российского могущества. Зависимые от СССР государства почувствовали ограничения, когда больше не могли держать на вооружении эти самолеты. Однако, многочисленные Военно-воздушные силы продолжают использовать МиГ-21 и его китайские варианты.

МиГ-21 в настоящее время служит в восемнадцати Военно-воздушных силах по всему миру, в том числе в двух странах НАТО (Румынии и Хорватии). Этот самолет находился на вооружении около сорока других ВВС (подсчет затруднен, т.к. иногда страны прекращали свое существование, когда МиГи находились на вооружении) с 1960 года. Самолеты J/F-7 работают еще в тринадцати странах, сняты с вооружения в четырех. Китай, Россия и Украина по-прежнему выполняют работы по техническому обслуживанию и вносят изменения в существующие машины. Появление 3D-печати, вероятно, поможет нынешним операторам сохранить МиГ-21 на службе, так как они смогут производить запасные части и модернизацию.

Сегодняшние МиГ-21 имеют мало сходства с истребителями, сошедшими с конвейера в 1959 году. Они несут разное, гораздо более сложное вооружение, включая Р-60 ААМ, Magic 2 и Python III. Это делает их куда более смертоносными, чем ранние версии. Кроме того, модернизированы электроника и радиолокационное оборудование, средства связи, и эти машины способны доставлять высокоточные боеприпасы.

Останется ли МиГ-21 (или модификации) на службе в 2059 году?

Китай прекратил производство самолетов J-7, а это означает, что мы видели, как последний МиГ-21 сошел с конвейера. Хорватия и Румыния снимут с вооружения свои машины в ближайшие пять лет. После серии аварий, Индия, спишет свои МиГ-21 (исходя из того, что сможет приобрести или выпустить замену). Китайские J-7 переведены в местные ПВО и используются в подготовке на учебных сборах.

Но это вряд ли означает, что двадцать первым МиГам конец. Многие версии J-7 и F-7 остаются довольно молодыми, и могут оставаться в эксплуатации в течение достаточно долгого времени. Бангладеш приобрел дюжину F-7 в 2013 году, и в ближайшем будущем не будет нуждаться в замене. У многих ВВС просто нет потребности в чем-то более сложном и дорогом, чем МиГ-21. Скорее всего, ни один истребитель не сможет преодолеть столетний рубеж (хотя B-52 способен достичь этот порог до окончательного снятия с эксплуатации). МиГ-21 легко достигнет шестидесяти, и вероятно, семидесяти лет, не прилагая усилий. Он остается одним из самых прославленных истребителей сверхзвуковой эры.

Источник:


Самолет ВВС Индии

МиГ-21 ВВС Индии

Серийные аналоги МиГ-21 выпускались в Чехословакии, Индии и Китае. Справочно по Индии: МиГ-21ФЛ - экспортная модификация МИГ-21ПФ для Индии (также выпускался по лицензии). МиГ-21М - лицензия на производство передана в 1971 году. МиГ-21МФ выпускался в Индии (и в Китае). МиГ-21бис по лицензии не выпускались, но было собрано около 220 истребителей из поставленных из СССР комплектов. МиГ-21-93 - модернизация серийных МиГ-21бис для ВВС Индии (впоследствии MiG-21UPG Bison).

Фото: DefenseWorld.

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме