Robert Farley (Роберт Фарли) в своей статье, опубликованной в 'The National Interest', рассматривает пять самолетов конца холодной войны, которые по–прежнему находятся на вооружении российских ВВС. Автор отмечает, что ВВС России не такие многочисленные, как во времена СССР, но самолеты продолжают оставаться самыми смертоносными. Роберт Фарли – старший преподаватель Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона, работы которого включают военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.
Пять самых смертоносных средств ведения войны российских Военно-воздушных сил
Они не настолько большие и мощные, как у СССР, но ВВС России по-прежнему обладают значительной мощью
В 1990 году Военно-воздушные силы СССР состояли из более десяти тысяч самолетов, не считая, находящихся в ведении Советской Армии (в основном вертолеты). ВВС включали не только, собственно, советскую авиацию, но и делились на фронтовую авиацию, дальнюю авиацию и военно-транспортную, а также войска противовоздушной обороны и морскую авиацию.
Вместе эти силы могли поддержать наступление Красной Армии, проведение стратегической ядерной борьбы против Соединенных Штатов, воспрепятствовать пересечению Атлантического и Тихоокеанского морских путей, и защитить Советскую Родину. Времена изменились. Советские Военно-воздушные силы были разделены среди постсоветских государств, затем резко сокращены во время экономического коллапса 1990-х годов.
То, что осталось сегодня - это примерно пятая часть советских Военно-воздушных сил (по разным оценкам, основанных на суждениях о готовности), но продолжая оставаться самыми смертоносными самолетами конца холодной войны. В данной статье рассматриваются пять из них.
Су-35
На поздних стадиях холодной войны семейство Flanker (прим. по кодификации НАТО: Су-35 - Flanker-Е+, а например Су-27 - Flanker-B) представляло все более грозную проблему для западных Военно-воздушных сил. Разработанный, как тяжелая (TPFI) составляющая спецификации PFI (перспективный фронтовой истребитель), принятый в 1970-х и 1980-х годах, Flanker начал поступать на вооружение, когда Советский Союз начал разваливаться. С тех пор Flanker доказал замечательно гибкую платформу, способную принимать широкий спектр модификаций и улучшений. Теперь он служит, как палубный истребитель двух флотов, как самолет завоевания превосходства в воздухе и дальний ударный самолет.
Су-35 представляет собой самую смертоносную конфигурацию Flanker. Исключительно маневренный и очень хорошо вооруженный Су-35 обладает потенциалом, чтобы соперничать с лучшими западными самолетами, даже F-22 Raptor. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 34 Су-35, еще с десяток на подходе. Учитывая проблемы с ПАК ФА, он может оставаться лучшим истребителем ВВС России еще в течение некоторого времени.
Истребитель Су-35
Российский многоцелевой истребитель Су-35С на МАКС-2013.
Фото: Wikimedia Commons, Vitaly V. Kuzmin.
Ту-22М
Бомбардировщик Ту-22М "Backfire" сорок лет был одним из "убойных приложений" холодной войны, прежде чем кто-либо узнал что такое "killer apps". Разработанный как средне-дальний стратегический бомбардировщик, 'Backfire' нашел свою нишу в качестве платформы для охоты на авианосцы в массивных связках. Сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, 'Backfire' вызвал смятение в западных кругах обороны, поскольку их цели сразу стали очевидны.
Он вызвал проблемы, как в плане противовоздушной обороны страны ('Backfire' мог обогнать или, по крайней мере, имел большую дальнобойность, чем многие существующие перехватчики), так и обеспечил огромную проблему для ПВО флота.
Приблизительно девяносто самолетов 'Backfire' остаются на вооружении ВВС России, и возможно еще пятьдесят имеются у морской авиации. Помимо роли морского патрулирования, Ту-22М используются для бомбардировок и разведки, начиная с афганской войны. В конфликте между Россией и любым значимым противником, они бы по-прежнему представляли серьезную опасность для военно-морских сил.
Ту-22М3
Ту-22М3 заходит на посадку.
Фото: Wikimedia Commons, Max071086.
МиГ-31
МиГ-31 Foxhound, разработанный на основе планера МиГ-25 Foxbat, представляет собой апогей конструкции советского перехватчика холодной войны. Будучи наделенным высокой скоростью, мощным радаром и большой дальностью, МиГ-31 решил многие явные проблем его высокоэффективного предшественника. Он может эффективно охотиться на западные самолеты вдоль российской периферии, а также в Арктике.
В частности, его высокая скорость может сделать его чрезвычайно эффективным в стремительных вылетах в районы сосредоточения НАТО, обеспечивая срыв атаки перед уходом обратно в воздушное пространство России. В ВВС России действует около 200 МиГ-31, которые продолжают патрулировать воздушное пространство России и демонстрируют российскую силу в Арктике. Россия планирует снять с вооружения оставшиеся МиГ-31 в ближайшие пятнадцать лет в пользу нового самолета, но, учитывая трудности российской авиационной промышленности, перехватчик может продолжать летать в будущем.
МиГ-31БМ
МиГ-31БМ, 19 августа, МАКС-2009.
Фото: Wikimedia Commons, Vitaly V. Kuzmin.
Ту-95
Почтенный 'Медведь' (Bear), со всеми его вариантами, поражает многих, как самый абсурдный анахронизм холодной войны. Изначально разработанный в качестве стратегического бомбардировщика в 1950 годах, неуклюжий 'Медведь' за последние шесть десятилетий адаптирован к многочисленным миссиям. Как B-52, современные "медведи" подверглись существенным доработкам. Они все еще выполняют некоторые из тех же задач, в том числе дальнюю разведку, морское патрулирование и ядерное "присутствие".
Конечно, во всех своих конфигурациях "Медведи" являются крайне уязвимыми для любого вида современных западных перехватчиков. Ожидается, что Ту-95 в конфликте нанесли бы удары крылатыми ракетами по целям НАТО, находясь в безопасности российского воздушного пространства, а также провели бы наблюдение за любыми развивающимися ответными действиями Запада.
58 из 500 бомбардировщиков Ту-95 Bear остаются в вооружении российских ВВС (еще 24 работают в противолодочной конфигурации Ту-142 для российского Военно-Морского Флота).
Бомбардировщик Ту-95
Российский бомбардировщик Ту-95 в сопровождении F/A-18 пролетает над авианосцем "Нимиц", 9 февраля 2008 года.
Фото: Wikimedia Commons, U.S. Navy.
Су-25
Советский аналог A-10 Warthog, Су-25 "Frogfoot" остается невероятно эффективным штурмовиком. Предназначенный для атаки наземных сил НАТО в Центральной Европе в ходе общего наступления сил Варшавского договора, Су-25 воевал во многочисленных конфликтах по всему миру. Более тысячи самолетов было построено в 1970-х и 1980-х годах, около двухсот остаются в эксплуатации.
Су-25 хорошо служили в Афганистане, в первой и второй чеченских войнах, в ирано-иракском конфликте, и в различных других конфликтах, связанных с увяданием и распадом Советского Союза. В прошлом году, Су-25 сыграли важную роль в международной борьбе против ИГИЛ, а также в украино-российском конфликте. Рабочие характеристики Су-25 в украинском конфликте показали уязвимость самолета к современному вооружению класса "земля-воздух", а несколько украинских Су-25 были сбиты Россией и пророссийскими силами ополчения.
Су-25
19 августа 2009 года, Су-25СМ на МАКС-2009.
Фото: Wikimedia Commons, Vitaly V. Kuzmin.
Заключительные мысли
Все эти платформы поступили на службу во время холодной войны. Некоторые, как Ту-95, появились на довольно ранней ее стадии. Это не делает различия российских ВВС от многих западных Военно-воздушных сил, но, конечно, проблематично, что у России нет эквивалента самолетам Rafale, Eurofighter Typhoon или F-22 Raptor. Учитывая проблемы с программой ПАК ФА, и откровенную неправдоподобность российских обещаний по бомбардировщику ПАК ДА, эти самолеты могут оставаться на службе в течение достаточно долгого времени.
Помимо широкого спектра вариантов Фланкер, российская авиационная промышленность производит очень мало для внутреннего потребления. Все это означает, что, до тех пор, пока экономика России и ее военно-промышленный комплекс не начнут работать в одном направлении, убойная сила российских Военно-воздушных сил может продолжать снижаться.
Источник:
Читайте также: