ПАК ФА способен стать грозным соперником F-22 и F-35
pro-samolet.ru   
О том, что российский истребитель Т-50 ПАК ФА может стать грозным соперником американских самолетов пятого поколения F-22 и F-35 пишет в своей статье Дейв Маджумдар. Однако он отмечает, что и перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации имеет свои недостатки.

Т-50 ПАК ФА может стать грозным конкурентом американских самолетов пятого поколения F-22 и F-35

Т-50 ПАК ФАРоссийский стелс-истребитель Т-50 ПАК ФА может оказаться грозным конкурентом американских военных самолетов пятого поколения, таких как Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter. Действительно, новый российский военный самолет будет превосходить по некоторым параметрам оба истребителя США, но и перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации не без недостатков. Об этом пишет эксперт по военным вопросам Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) в статье для The National Interest. Дейв Маджумдар, освещающий военные вопросы с 2004 года, сейчас пишет для U. S. Naval Institute, Aviation Week, The Daily Beast и других изданий. Ранее Маджумдар освещал вопросы национальной безопасности в Flight International, Defense News и C4ISR Journal. Маджумдар занимался стратегическими исследованиями в Университете Калгари, а в настоящее время занимается изучением истории Военно-морских сил.

Т-50 ПАК ФА

Т-50

Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50

Статья Дейва Маджумдара называется "The Russian Air Force's Super Weapon: Beware the PAK-FA Stealth Fighter".

"Анализ, который я видел по ПАК ФА, указывает на довольно сложную конструкцию, которая по меньшей мере равна, а по мнению некоторых экспертов, даже превосходит американские самолеты 5-го поколения, - сказал The National Interest бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула (Dave Deptula). - Он, безусловно, имеет лучшую маневренность, благодаря сочетанию отклонения вектора тяги, поверхности хвостового оперения и отличной аэродинамической конструкции, чем у F-35". Действительно, ПАК ФА, кажется, в большей степени оптимизирован для достижения превосходства в воздухе, как F-22, нежели многоцелевой и ударный F-35. ПАК ФА, подобно Raptor, разрабатывается в настоящее время, чтобы летать высоко и быстро, чтобы придать максимальную кинетическую энергию пуска своим ракетам большой дальности класса "воздух-воздух", что значительно увеличивает их дальность.

"С точки зрения производительности он, безусловно, способен конкурировать с Raptor", - сказал один высокопоставленный военный чиновник с большим опытом работы с американскими истребителями пятого поколения.

Как F-22, российская машина должна быть в состоянии летать со сверхзвуковой скоростью в течение длительного периода времени, вероятно, быстрее 1,5 Маха. Максимальная скорость самолета должна быть больше числа Маха 2,0, предполагая, что эту нагрузку выдержит его покрытие с характеристиками малозаметности. Однако, в отличие от американского самолета пятого поколения, в ПАК ФА меньше акцент уделяется малозаметности, а больше - маневренности. В то время как с точки зрения кинетических характеристик он может конкурировать с "Раптором", ПАК ФА значительно превосходит F-35. И эта производительность может возрасти.

Российский самолет сегодня работает на модифицированной версии двигателя Су-30 - Изделие 117 или АЛ-41Ф1, развивающий около 33 тысяч фунтов тяги. Двигатель, который имеет гораздо больше оборотов, чем оригинальный AL-31, но он оказался далеко не таким надежным, как планировалось первоначально. Но нынешние двигатели являются лишь временными. Серийные варианты ПАК ФА, как ожидается, будут оснащаться новым двигателем Изделие 30, который должны ввести в строй в 2020 году.

Российский истребитель будет также оснащен мощной бортовой радиоэлектронной системой, являющейся продолжением работы "Сухого" над авионикой истребителей Flanker-серии. "Судя по всему, комплекс бортовой электронной аппаратуры взят с Су-35С с добавлением очень мощной многофункциональной РЛС с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона", - сказал Дептула (Dave Deptula). Кроме того, есть признаки того, что ПАК ФА оснащен РЛС L-диапазона, которая способна обнаруживать присутствие стелс-самолета размера истребителя. В то время как РЛС L-диапазона не позволит ПАК ФА вести борьбу с самолетами-невидимками, это позволит пилоту сосредоточить другие приборы обнаружения на определенном участке неба. В дополнение к радарам и средствам радиоэлектронной поддержки, ПАК ФА оснащен средствами поиска и сопровождения в инфракрасном диапазоне.

В то время как русские добились огромного прогресса в области сенсорных систем, военные самолеты США по-прежнему сохраняют преимущество в плане синтеза данных с приборов обнаружения, которые имеют решающее значение для современной войны. "Вопрос в том, могут ли россияне достичь такой же степени синтеза данных и работы в сети, как F-22A и F-35, - в этой связи, сейчас я бы поставил деньги на США и наших союзников", - сказал Дептула.

Высокопоставленный чиновник американской промышленности согласился с оценкой Дептулы. С точки зрения его авионики, ПАК ФА ближе к Boeing F/A-18E/F Супер Хорнет или F-16E/F Block 60, чем к F-22 или . "Кто-то может утверждать, что ПАК ФА - это истребитель 5-го поколения, но по американским стандартам это в большей степени самолет поколения 4,5", - сказал чиновник. На самом деле, отсутствие у ПАК ФА настоящей системы сочетания различных датчиков и универсальных линий приема-передачи данных, которые находятся на одном уровне с его американскими коллегами, может оказаться его ахиллесовой пятой.

Американские стратеги двигаются в направлении подхода, в рамках которого каждое воздушное судно или надводный корабль сможет выступать в качестве прибора обнаружения для любого летательного аппарата, судна или транспортного средства, несущего оружие. Самолет, с которого производится пуск средства поражения, может даже не управлять им после пуска. ВМС США уже реализует "военно-морскую систему интегрированного управления огнем и завоевания господства в воздухе" (NIFC-CA), которая будет делать именно это. ВВС тоже создают что-то подобное.

"В будущем аэродинамические характеристики будут по-прежнему иметь важное значение, но скорость, дальность и полезная нагрузка будут намного важнее, чем маневренность. Еще более важное значение будет иметь универсальная способность делиться информацией, чтобы мы могли принимать решения быстрее, чем противник, - сказал Дептула. - Такое понятие можно назвать "боевым облаком". Здесь важнее то, как мы интегрируем датчики-стрелки, присутствующие в новых системах, чем сами новые системы".

Старший военный чиновник согласился с оценкой Дептула, но добавил, что у ПАК ФА есть и другая уязвимость. У русских, как правило, нет потребности воевать в рамках плотной, очень передовой комплексной системы ПВО, как у США. Таким образом, в то время как ПАК ФА действительно обладает характеристиками малозаметности, но в нем уделяется гораздо меньше внимания технике обеспечения малозаметности, чем в F-22 и в F-35. "Из-за отсутствия у них таких приоритетов, как малозаметность и синтез данных от средств обнаружения, они становятся уязвимы для западных истребителей пятого поколения, особенно для F-22, - сказал чиновник. - Когда вы смотрите на концепции ВВС США, которые будут применяться на F-22 / F-35, то ясно, что ПАК ФА столкнется со значительными проблемами". Китайцы, однако, другая история. "Сценарий, из-за которого китайцы так ценят свои машины J-20 и J-31", - сказал высокопоставленный чиновник.

В любом случае, в то время как Россия могла разработать очень боеспособный истребитель пятого поколения, есть вопросы о том, сможет ли она производить такую ​​машину. Советская промышленная база всегда была оптимизирована на получение большого количества при относительно грубом контроле качества. Тем не менее, "стелс"-технологии требуют уровень точности изготовления, какой Россия никогда не демонстрировала, особенно после распада промышленной базы в годы, последовавшие за распадом Советского Союза.

"Ей предстоит долгий путь прежде, чем она достигнет степени начальной боевой готовности (IOC), - сказал высокопоставленный чиновник. - Ни русским, ни китайцам не удалось до сих пор наладить производство своих истребителей нового поколения. Россияне должны сначала реанимировать свои производственные мощности в авиационной промышленности. Ни Россия, ни Китай не имеет "стелс"-технологий и опыта работы, как США". Старшие должностные лица ВВС США согласны с его оценкой. "Напомню, что очень трудно довести самолет пятого поколения от картинки в брошюре до полностью функционального и надежного образца, - сказал высокопоставленный чиновник ВВС. "Они не имеют такого опыта и производственной базы, как у нас, в тех вопросах, которые они хотят решить, и нам их решать довольно сложно, поэтому я предсказываю большие трудности с поставками в войска".

Всесторонне оценить ПАК ФА до принятия на вооружение является сложным делом даже для людей, которые имеют доступ к данным военной разведки. "Трудно говорить до тех пор, пока не началось производство ПАК ФА", - сказал другой представитель ВВС. - Я сомневаюсь, что они будут на одном уровне с нашими истребителями пятого поколения, но и у нас их тоже немного, и они, скорее всего, будут превосходить машины четвертого поколения [истребители, как F-15, F-16 или F/A-18]".

Тем не менее, Соединенные Штаты начали работать над формированием требований для поколения преемников F-22 и F-35, которым станет истребитель ВВС завоевания превосходства в воздухе FX и ударный истребитель ВМС следующего поколения F/A-XX. Но до этого, есть шаги, которые Пентагон может предпринять, чтобы смягчить угрозу со стороны стелс-истребителей России и Китая.

"Пятое поколение самолетов и информационных технологий позволяет создавать новые концепции работы, которые нам еще предстоит развивать. Я бы предположил, что именно этому нам следует посвятить свои усилия, прежде чем мы потратим много времени и денег на создание очередного эволюционного истребителя, - сказал Дептула. - Если ударный бомбардировщик большой дальности (LRS-B - Long Range Strike-Bomber) будет должным образом спроектирован с учетом дальнейшего развития, то он будет следующим важным компонентом этой концепции вместо F-X и F/A-XX".

Дептула сказал, что, если полностью интегрировать и обеспечить сопряжение разнообразных систем вооружений Пентагона, чтобы они функционировали как единое целое, появятся новые возможности, каких нет у новых самолетов. "Будущие разработки в области обмена данными обещают резко повысить боевое воздействие, когда отдельные авиационные системы будут в полной мере интегрированы с морскими, сухопутными, космическими и кибернетическими системами для формирования всепроникающего комплекса, сказал он. - Индивидуальные системы, соединенные вместе, создающие самообразующееся /самовосстанавливающееся "боевое 'облако'", позволят использовать свои сильные стороны, одновременно обходя отдельные слабости и уязвимости некоторых систем; в этом направлении мы должны двигаться. Это вполне может стать основой следующей 'компенсационной стратегии', которую сейчас министр обороны и его заместитель активно отстаивают".

Первоисточник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме