Т-50 ПАК ФА может стать грозным конкурентом американских самолетов пятого поколения F-22 и F-35
Российский стелс-истребитель Т-50 ПАК ФА может оказаться грозным конкурентом американских военных самолетов пятого поколения, таких как Lockheed Martin F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter. Действительно, новый российский военный самолет будет превосходить по некоторым параметрам оба истребителя США, но и перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации не без недостатков. Об этом пишет эксперт по военным вопросам Дейв Маджумдар (Dave Majumdar) в статье для The National Interest. Дейв Маджумдар, освещающий военные вопросы с 2004 года, сейчас пишет для U. S. Naval Institute, Aviation Week, The Daily Beast и других изданий. Ранее Маджумдар освещал вопросы национальной безопасности в Flight International, Defense News и C4ISR Journal. Маджумдар занимался стратегическими исследованиями в Университете Калгари, а в настоящее время занимается изучением истории Военно-морских сил.
Т-50 ПАК ФА
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации Т-50
Статья Дейва Маджумдара называется "The Russian Air Force's Super Weapon: Beware the PAK-FA Stealth Fighter".
"Анализ, который я видел по ПАК ФА, указывает на довольно сложную конструкцию, которая по меньшей мере равна, а по мнению некоторых экспертов, даже превосходит американские самолеты 5-го поколения, - сказал The National Interest бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула (Dave Deptula). - Он, безусловно, имеет лучшую маневренность, благодаря сочетанию отклонения вектора тяги, поверхности хвостового оперения и отличной аэродинамической конструкции, чем у F-35". Действительно, ПАК ФА, кажется, в большей степени оптимизирован для достижения превосходства в воздухе, как F-22, нежели многоцелевой и ударный F-35. ПАК ФА, подобно Raptor, разрабатывается в настоящее время, чтобы летать высоко и быстро, чтобы придать максимальную кинетическую энергию пуска своим ракетам большой дальности класса "воздух-воздух", что значительно увеличивает их дальность.
"С точки зрения производительности он, безусловно, способен конкурировать с Raptor", - сказал один высокопоставленный военный чиновник с большим опытом работы с американскими истребителями пятого поколения.
Как F-22, российская машина должна быть в состоянии летать со сверхзвуковой скоростью в течение длительного периода времени, вероятно, быстрее 1,5 Маха. Максимальная скорость самолета должна быть больше числа Маха 2,0, предполагая, что эту нагрузку выдержит его покрытие с характеристиками малозаметности. Однако, в отличие от американского самолета пятого поколения, в ПАК ФА меньше акцент уделяется малозаметности, а больше - маневренности. В то время как с точки зрения кинетических характеристик он может конкурировать с "Раптором", ПАК ФА значительно превосходит F-35. И эта производительность может возрасти.
Российский самолет сегодня работает на модифицированной версии двигателя Су-30 - Изделие 117 или АЛ-41Ф1, развивающий около 33 тысяч фунтов тяги. Двигатель, который имеет гораздо больше оборотов, чем оригинальный AL-31, но он оказался далеко не таким надежным, как планировалось первоначально. Но нынешние двигатели являются лишь временными. Серийные варианты ПАК ФА, как ожидается, будут оснащаться новым двигателем Изделие 30, который должны ввести в строй в 2020 году.
Российский истребитель будет также оснащен мощной бортовой радиоэлектронной системой, являющейся продолжением работы "Сухого" над авионикой истребителей Flanker-серии. "Судя по всему, комплекс бортовой электронной аппаратуры взят с Су-35С с добавлением очень мощной многофункциональной РЛС с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона", - сказал Дептула (Dave Deptula). Кроме того, есть признаки того, что ПАК ФА оснащен РЛС L-диапазона, которая способна обнаруживать присутствие стелс-самолета размера истребителя. В то время как РЛС L-диапазона не позволит ПАК ФА вести борьбу с самолетами-невидимками, это позволит пилоту сосредоточить другие приборы обнаружения на определенном участке неба. В дополнение к радарам и средствам радиоэлектронной поддержки, ПАК ФА оснащен средствами поиска и сопровождения в инфракрасном диапазоне.
В то время как русские добились огромного прогресса в области сенсорных систем, военные самолеты США по-прежнему сохраняют преимущество в плане синтеза данных с приборов обнаружения, которые имеют решающее значение для современной войны. "Вопрос в том, могут ли россияне достичь такой же степени синтеза данных и работы в сети, как F-22A и F-35, - в этой связи, сейчас я бы поставил деньги на США и наших союзников", - сказал Дептула.
Высокопоставленный чиновник американской промышленности согласился с оценкой Дептулы. С точки зрения его авионики, ПАК ФА ближе к Boeing F/A-18E/F Супер Хорнет или F-16E/F Block 60, чем к F-22 или F-35. "Кто-то может утверждать, что ПАК ФА - это истребитель 5-го поколения, но по американским стандартам это в большей степени самолет поколения 4,5", - сказал чиновник. На самом деле, отсутствие у ПАК ФА настоящей системы сочетания различных датчиков и универсальных линий приема-передачи данных, которые находятся на одном уровне с его американскими коллегами, может оказаться его ахиллесовой пятой.
Американские стратеги двигаются в направлении подхода, в рамках которого каждое воздушное судно или надводный корабль сможет выступать в качестве прибора обнаружения для любого летательного аппарата, судна или транспортного средства, несущего оружие. Самолет, с которого производится пуск средства поражения, может даже не управлять им после пуска. ВМС США уже реализует "военно-морскую систему интегрированного управления огнем и завоевания господства в воздухе" (NIFC-CA), которая будет делать именно это. ВВС тоже создают что-то подобное.
"В будущем аэродинамические характеристики будут по-прежнему иметь важное значение, но скорость, дальность и полезная нагрузка будут намного важнее, чем маневренность. Еще более важное значение будет иметь универсальная способность делиться информацией, чтобы мы могли принимать решения быстрее, чем противник, - сказал Дептула. - Такое понятие можно назвать "боевым облаком". Здесь важнее то, как мы интегрируем датчики-стрелки, присутствующие в новых системах, чем сами новые системы".
Старший военный чиновник согласился с оценкой Дептула, но добавил, что у ПАК ФА есть и другая уязвимость. У русских, как правило, нет потребности воевать в рамках плотной, очень передовой комплексной системы ПВО, как у США. Таким образом, в то время как ПАК ФА действительно обладает характеристиками малозаметности, но в нем уделяется гораздо меньше внимания технике обеспечения малозаметности, чем в F-22 и в F-35. "Из-за отсутствия у них таких приоритетов, как малозаметность и синтез данных от средств обнаружения, они становятся уязвимы для западных истребителей пятого поколения, особенно для F-22, - сказал чиновник. - Когда вы смотрите на концепции ВВС США, которые будут применяться на F-22 / F-35, то ясно, что ПАК ФА столкнется со значительными проблемами". Китайцы, однако, другая история. "Сценарий, из-за которого китайцы так ценят свои машины J-20 и J-31", - сказал высокопоставленный чиновник.
В любом случае, в то время как Россия могла разработать очень боеспособный истребитель пятого поколения, есть вопросы о том, сможет ли она производить такую машину. Советская промышленная база всегда была оптимизирована на получение большого количества при относительно грубом контроле качества. Тем не менее, "стелс"-технологии требуют уровень точности изготовления, какой Россия никогда не демонстрировала, особенно после распада промышленной базы в годы, последовавшие за распадом Советского Союза.
"Ей предстоит долгий путь прежде, чем она достигнет степени начальной боевой готовности (IOC), - сказал высокопоставленный чиновник. - Ни русским, ни китайцам не удалось до сих пор наладить производство своих истребителей нового поколения. Россияне должны сначала реанимировать свои производственные мощности в авиационной промышленности. Ни Россия, ни Китай не имеет "стелс"-технологий и опыта работы, как США". Старшие должностные лица ВВС США согласны с его оценкой. "Напомню, что очень трудно довести самолет пятого поколения от картинки в брошюре до полностью функционального и надежного образца, - сказал высокопоставленный чиновник ВВС. "Они не имеют такого опыта и производственной базы, как у нас, в тех вопросах, которые они хотят решить, и нам их решать довольно сложно, поэтому я предсказываю большие трудности с поставками в войска".
Всесторонне оценить ПАК ФА до принятия на вооружение является сложным делом даже для людей, которые имеют доступ к данным военной разведки. "Трудно говорить до тех пор, пока не началось производство ПАК ФА", - сказал другой представитель ВВС. - Я сомневаюсь, что они будут на одном уровне с нашими истребителями пятого поколения, но и у нас их тоже немного, и они, скорее всего, будут превосходить машины четвертого поколения [истребители, как F-15, F-16 или F/A-18]".
Тем не менее, Соединенные Штаты начали работать над формированием требований для поколения преемников F-22 и F-35, которым станет истребитель ВВС завоевания превосходства в воздухе FX и ударный истребитель ВМС следующего поколения F/A-XX. Но до этого, есть шаги, которые Пентагон может предпринять, чтобы смягчить угрозу со стороны стелс-истребителей России и Китая.
"Пятое поколение самолетов и информационных технологий позволяет создавать новые концепции работы, которые нам еще предстоит развивать. Я бы предположил, что именно этому нам следует посвятить свои усилия, прежде чем мы потратим много времени и денег на создание очередного эволюционного истребителя, - сказал Дептула. - Если ударный бомбардировщик большой дальности (LRS-B - Long Range Strike-Bomber) будет должным образом спроектирован с учетом дальнейшего развития, то он будет следующим важным компонентом этой концепции вместо F-X и F/A-XX".
Дептула сказал, что, если полностью интегрировать и обеспечить сопряжение разнообразных систем вооружений Пентагона, чтобы они функционировали как единое целое, появятся новые возможности, каких нет у новых самолетов. "Будущие разработки в области обмена данными обещают резко повысить боевое воздействие, когда отдельные авиационные системы будут в полной мере интегрированы с морскими, сухопутными, космическими и кибернетическими системами для формирования всепроникающего комплекса, сказал он. - Индивидуальные системы, соединенные вместе, создающие самообразующееся /самовосстанавливающееся "боевое 'облако'", позволят использовать свои сильные стороны, одновременно обходя отдельные слабости и уязвимости некоторых систем; в этом направлении мы должны двигаться. Это вполне может стать основой следующей 'компенсационной стратегии', которую сейчас министр обороны и его заместитель активно отстаивают".
Первоисточник:
Читайте также: