'Би–би–си' о самолете Ту–95
pro-samolet.ru   
В статье в 'Би-Би-Си', которая называется 'Russia's Bear: The old-fashioned plane still thriving', рассказывается о самолете Ту-95. Автор хочет найти ответы на вопросы - почему российский бомбардировщик по–прежнему попадает в заголовки газет и почему российские ВВС продолжают полагаться на этот самолет, спустя почти 60 лет?

Российский "Медведь": старомодный самолет по–прежнему процветает

Ту-95На прошлой неделе на сайте BBC опубликована статья, посвященная советскому/российскому турбовинтовому стратегическому бомбардировщику–ракетоносцу . Стивен Даулинг (Stephen Dowling) пишет: "Туполев Ту–95 впервые прогремел на советских парадах в середине 1950–х годов" и пытается ответить на вопрос: "Почему этот гигант, винтовой бомбардировщик по–прежнему попадает в заголовки газет почти 60 лет спустя"? Автор считает, что история о том, почему Военно-воздушные силы России продолжают полагаться на эту машину, спустя почти 60 лет, является более интересной, чем сенсационные новости о самолетах Ту–95, которые где–то сопровождались, например, истребителями Королевских ВВС.

Cтратегический бомбардировщик

Самолет Ту-95МС

Самолет Ту-95МС ВВС России, 2011 год.

Фото: Wikimedia Commons.

Впервые он прогремел в небе еще в начале 1950-х годов, этот воздушный гигант, олицетворяющий советскую военную мощь. Даже кодовое имя - "Медведь" подчеркивает его большой размер и прочность (прим. - по кодификации НАТО: Bear - "Медведь"). Ту-95 впервые появился перед западными наблюдателями в 1956 году, это было сделано на фоне революционного подъема в авиапромышленности; спустя десять лет после окончания Второй мировой войны, реактивная техника стала господствующей. Тем не менее, у "Медведя" были турбовинтовые двигатели, которые даже тогда казались архаичными. Мало кто бы поверил, что он все равно будет на передовой почти 60 лет спустя, выступая в качестве стратегического бомбардировщика, морского патрульного самолета и самого шумного самолета-разведчика в мире.

На прошлой неделе (прим.-статья от 26 февраля 2015 года) "Медведь" появился в различных британских выпусках новостей, когда два из них сопровождались истребителями Королевских ВВС у побережья Великобритании. Это было традиционным, обычным для "Медведей" в разгар холодной войны - процедура, которую Россия недавно восстановила. Тем не менее, история о том, почему ВВС России продолжают полагаться на эту машину, спустя почти 60 лет, является более интересной, чем сенсационные заголовки.

"Медведь" остался на службе, отчасти, из-за дальновидности его создателя. Андрей Туполев был ведущим конструктором больших самолетов в СССР, талантливый инженер, который был арестован в разгар сталинских репрессий в 1930-е годы по сфабрикованным обвинениям. Вторая Мировая война сменилась холодной войной между США и Советским Союзом, Туполев участвовал в создании первого в стране, способного нести ядерное оружие, бомбардировщика Ту-4 'Bull'. Это была перепроектированная копия Boeing B-29 Superfortress, самолета, который сбросил атомные бомбы на Японию. Во время американских бомбардировок Японии в конце войны несколько этих передовых бомбардировщиков совершили аварийную посадку на советской территории.

Первый ядерный бомбардировщик ВВС СССР Ту-4 имел слишком малый диапазон, чтобы достичь США от советских баз. В 1952 году Туполеву и его конкуренту ОКБ Мясищева было предложено разработать бомбардировщик, который мог нести бомбовую нагрузку 11 тонн на 8000 км - достаточно, чтобы лететь в самое сердце США. Мясищев решил построить четырехдвигательный реактивный бомбардировщик М-4 'Bison', который был на пределе советских технических возможностей. Туполев вместо этого решил смешать проверенные и надежные методы с конструктивными особенностями, заимствованными у первого поколения реактивных самолетов. Это оказалось гениальным.

"Он применил консервативный подход к развитию дальнего бомбардировщика", - говорит Дуглас Барри (Douglas Barrie), авиационный аналитик Международного института стратегических исследований (IISS), - "что рассматривалось, как менее рискованный подход, чем М-4 'Bison' Мясищева".

Бум двигателей

Ту-95 - это огромный самолет, его длина составляет 151 фут (46 м), а размах крыльев - 164 футов (50 м). Самолет, вес которого без нагрузки - 90 тонн, оснащен четырьмя огромными турбовинтовыми двигателями, которые приводятся в движение с помощью турбин, а не за счет реактивной струи. У "Медведя" есть восемь комплектов винтов, всей этой мощности достаточно, чтобы развить максимальную скорость свыше 800 км/ч (500 миль в час) - почти так же быстро, как у современных авиалайнеров. Туполев правильно предсказал, что ранние технологии реактивного двигателя не могли соответствовать требованиям; КБ Мясищева потерпело оглушительный провал. В отличие от большинства винтовых самолетов, стреловидность крыла на Ту-95 составляет 35 градусов, так же, как у ранних реактивных истребителей. Это помогает самолету преодолевать лобовое сопротивление воздуха и достигать такой высокой скорости.

Двигатели Ту-95 имеют по два комплекта лопастей длиной 18 футов, которые вращаются в противоположных направлениях; это делает их более эффективными, но и создает огромный шум. Ту-95 считается самым шумным самолетом в мире, даже утверждается, что гидроакустические системы американских подводных лодок засекают самолет, летящий высоко над головой. Западные летчики-истребители, которые "пасли" Медведей в международном воздушном пространстве, сообщали, что звук турбовинтовых двигателей громче, чем их собственные реактивные двигатели.

"Медведь", чья первоначальная роль - нанесение ядерного удара по вражеской территории, попал в немилость, когда ракетные технологии достигли совершенства. Но удачная конструкция "Медведя" позволила ему адаптироваться вновь и вновь, поскольку были востребованы новые функции. "Медведи" морской разведки следили за кораблями НАТО по всему миру во время холодной войны, некоторые даже были размещены на Кубе, пролетая вдоль побережья США от места базирования за Полярным кругом. Бомбардировщики Ту-95 адаптировали, чтобы нести крылатые ракеты дальнего радиуса действия - способность "Медведя" нести тяжелую полезную нагрузку позволила это сделать.

Ядерные амбиции

Сильно модифицированный вариант Ту-126 'Moss' стал первой авиационной системой раннего предупреждения в Советском Союзе - гигантский летящий радарный пост, который способен предупредить о приближении вражеских самолетов. (примечание: в русскоязычной литературе есть сокращение ДРЛОиУ, в англоязычной - AEW&C/AWACS, там разделяются системы AEW, которые только осуществляют обнаружение целей, но не управление боем, и AEW&C/AWACS, осуществляющие это управление). Была даже гражданская версия "Медведя", которая с 1960-го года все еще удерживает мировой рекорд скорости для турбовинтовых самолетов - 870 км/ч (540 миль в час).

Модифицированный "Медведь" сбросил мощнейшую бомбу из когда-либо созданных - "Царь бомба", испытанную СССР в 1961 году. Отобранный экипаж сбросил 50-мегатонную боеголовку над арктическим островом Новая Земля; падение бомбы было отсрочено при помощи парашюта, чтобы самолет мог уйти на безопасное расстояние. Сила взрыва в 10 раз превысила все взрывчатые вещества, израсходованные в годы Второй Мировой войны, из-за чего самолет потерял высоту более километра, несмотря на то, что был почти за 45 км (28 миль), когда устройство взорвалось.

Советы даже играли с идеей "Медведя" с ядерным реактором. Один сильно модифицированный пример, Ту-95LAL, был оснащен небольшим реактором и выступал в качестве летающего испытательного стенда. Самолет совершил более 40 полетов, хотя большинство из них были с остановленным реактором. Может ли самолет взлететь с лишним весом экранирования, необходимым для защиты экипажа от воздействия радиации - это было основной проблемой. Стремление создать ядерный бомбардировщик заморожено в 1960-х годах, но полеты доказали, что это технически осуществимо.

Из более чем 500 "Медведей", построенных с 1950 года, считается, что по меньшей мере, 55 самолетов до сих пор служат в российских ВВС, но еще больше морских версий находятся на вооружении России и индийских Военно-морских сил. Так же как и B-52 ВВС США, оказалось, что "Медведь" сложно заменить - модернизация и переоснащение, вероятно, позволят этим гигантам холодной войны находится в воздухе, по крайней мере, до 2040 года. Андрей Туполев был бы горд.

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме