Должны ли американские пилоты трястись от страха в кабинах своих самолетов?
Недавно американский военный эксперт Дэйв Мажумдар (Dave Majumdar) посвятил свою статью в The National Interest самолетам 5-го поколения, отмечая, что российский Т-50 ПАК ФА, имеющий однако и свои недостатки, может стать грозным соперником истребителей США F-22 и F-35. Очередная публикация от 6 декабря 2014 года посвящена российскому самолету Су-35 и называется "Killer in the Sky: Russia's Deadly Su-35 Fighter", что можно перевести, как "Убийца в небе: Российский истребитель Су-35, несущий смерть" или же "Убийца в небе: смертоносный российский истребитель Су-35". Статья имеет подзаголовок - "Су-35С Flanker-E является самым мощным истребителем, находящимся в настоящее время в эксплуатации ВВС России. Должны ли американские летчики трястись [от страха] в своих кабинах?".
Истребитель Су-35
Самолет Су-35 - глубокая модернизация Су-27.
Су-35С Flanker-E является самым мощным истребителем, состоящим на вооружении ВВС России в настоящее время. Мощный истребитель с двумя двигателями, который является сильно модернизированным истребителем советской эпохи Су-27, способен подниматься на большую высоту, быстрый и может нести огромную полезную нагрузку. Это, в сочетании с передовым радиоэлектронным оборудованием, делает Су-35 крайне опасным противником для любого истребителя США, за исключением скрытного Lockheed Martin F-22 Raptor. Это одна из причин, по которой ВВС китайской Народно-освободительной армии стремятся приобрести этот новый самолет.
"Это отличный самолет, и он будет очень опасным, если его произведут в большом количестве", - сказал один высокопоставленный американский военный чиновник с большим опытом работы на истребителях 5-го поколения. "Я думаю, что даже у истребителей F-15C Eagle с АФАР (Активная фазированная антенная решетка) и [Boeing F/A-18E/F] Super Hornet будет много работы".
Один из летчиков палубного истребителя ВМС США Super Hornet, прошедший подготовку в элитной школе TOPGUN, дал еще более отрезвляющую оценку. "Если брать единую платформу, то мне нравятся шансы Су-35 против большинства наших платформ, с возможным исключением F-22 и F-15C, - сказал военно-морской летчик. - Я подозреваю, что F/A-18E/F тоже ему не уступает, а F-35 использует стелс-технологии и современную бортовую систему управления".
Но один чиновник ВВС с опытом работы на Lockheed Martin F-35 Joint Strike Fighter сказал, что Су-35 может представлять серьезную проблему для нового американского стелс-истребителя F-35, который был построен в первую очередь как истребитель-бомбардировщик и не имеет такой скорости набора высоты, и такого же потолка, какой есть у Су-35 или F-22. "Способность Су идти высоко и быстро - это большая проблема, в том числе и для F-35," - сказал чиновник ВВС.
В качестве истребителя воздушного превосходства, основные преимущества Су-35 - сочетание способности набора большой высоты и стремительности, что придает дополнительный импульс для запуска установленных на борту ракет "воздух-воздух" дальнего радиуса действия. Су-35 может использовать свое оружие на сверхзвуковых скоростях с числом Маха около 1,5 и на высоте более 45000 футов; F-35 будет в первую очередь действовать в диапазоне 30000 футов со скоростью около 0,9 Маха.
Су-35 построен на базе планера Flanker [Су-27], который во многих отношениях уже превзошел аэродинамические характеристики Boeing F-15 Eagle. Су-35 имеет более легкий корпус, трехмерное управление вектором тяги, передовую авионику и мощные возможности создания преднамеренных помех.
"Большие мощные двигатели, способность летать на крейсерском сверхзвуке в течение продолжительного времени и очень хорошая авионика - в результате получилась, в общем-то, прочная платформа, - сказал опытный летчик истребителя F-22. - Считается, что это поколение "4++", судя по более высоким возможностям этого самолета. На борту установлена пассивная антенная решетка с электронным сканированием, имеются хорошие параметры антенны и очень устойчивая помехозащищенность". (мощная РЛС с пассивной ФАР и очень эффективная система РЭБ). Добавьте сюда бортовую аппаратуру активного радиоэлектронного подавления, которая представляет собой определенную опасность для западных истребителей, ведь современные цифровые системы радиоэлектронного подавления вполне способны нейтрализовать наши радары. Кроме того, эти системы могут эффективно дезориентировать бортовые РЛС таких ракет "воздух-воздух" американского производства, как AIM-120 AMRAAM.
Кроме того, чиновник ВВС добавил, что даже модернизированные версии старых самолетов будут иметь серьезные неприятности от нового варианта Flanker. "Я бы сказал, что наши активные фазированные решетки (АФАР) четвертого поколения не создают большого преимущества, - сказал чиновник. - Они мало нам помогают в игре против помех".
Но даже добавление радаров АФАР не решает проблему. "Мы в Министерства обороны США в течение многих лет пока не смогли разработать методы борьбы с активным радиоэлектронным подавлением противника, - сказал другой высокопоставленный чиновник ВВС с опытом работы на F-22 Raptor. - Таким образом, в то время как мы летаем скрытно, но чтобы прицелиться и сбить Су-35, нужно переиграть его бортовую систему подавления, и нашим ракетам придется нелегко".
Су-35 также несет мощную инфракрасную станцию обнаружения целей, которая может создать большие проблемы для западных истребителей. "Также имеются неэлектромагнитные датчики, помогающие обнаруживать воздушные суда на дальнем расстоянии", - сказал пилот истребителя Супер Хорнет. Еще одним из основных преимуществ Су-35 является то, что что он несет огромную полезную нагрузку ракет системы "воздух-воздух". "Одна вещь мне действительно нравится в Су-35 - то, что эта высококлассная машина может нести в бой тонну ракет 'воздух-воздух'", - сказал пилот ВМС.
Су-35 теоретически - чрезвычайно способная платформа, но как отметил один опытный летчик F-22: "Пока непонятно, смогут ли они выработать на базе этого самолета эффективную тактику боя". Кроме того, война в воздухе гораздо сложнее, чем сравнение отдельных платформ, нужно принимать во внимание состояние всех Вооруженных сил в совокупности.
"Это всегда очень сексуально сравнивать разные типы самолетов, - сказал летчик палубной авиации. - Секретный соус, вероятно, в наших истребителях, умении атаковать, плюс такие составляющие, как социальное обеспечение пилотов, система AWACS (прим. "Авиационная система раннего предупреждения и управления", в русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ), умелая дозаправка в воздухе и электронная начинка (самолеты РЭБ)".
Другой опытный летчик-истребитель, ветеран, добавил, что многое о Су-35 и возможностях российских военных остается неизвестным. "Мы действительно не знаем о возможностях вооружения, уровне квалификации пилотов противоположной стороны или их системе управления боем, - сказал один бывший пилот ВВС с большим опытом работы с советской и российской техникой. - Физическая платформа является лишь оболочкой возможностей. Самое важное то, что скрыто внутри, в том числе экипаж и его умение пилотировать. Наш истребитель пятого поколения довольно хорош. Надежность вооружения и системы защиты могут стать решающим фактором".
Пилот самолета Супер Хорнет ВМС добавил. "На самом деле вопрос сводится к цифрам и боевому применению. Чем завершится бой? Мы говорим о соотношении 1:1 Су-35 против F/A-18? - спрашивает он. - Я бы отдал преимущество в настоящее время западным летчикам, хотя и другие страны тоже прилагают все усилия, чтобы закрыть этот пробел".
Один из пилотов Военно-воздушных сил с этим согласен. "Наша подготовка и навык будут держать нас впереди игры, но они, безусловно, сокращают разрыв", - сказал пилот Raptor.
В целом, было бы справедливо, оценить Су-35, как крайне способный истребитель, возможно, самый лучший из когда-либо разработанных в России или Советском Союзе. "Но это не Raptor, он не имеет ключевых характеристик пятого поколения - стелс-технологии и датчиков со слиянием информации", - сказал высокопоставленный военный чиновник.
Первоисточник (The National Interest):
Российский самолет Су-35
Министерство обороны получило первые шесть серийных Су-35С 25 декабря 2012 года.
Читайте также: