Пять самых смертоносных штурмовиков
"Роль штурмовиков по-прежнему очень важна", - пишет в 'The National Interest' 28 января 2015 года Роберт Фарли - ассистент-профессор Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона. Он приводит пять штурмовиков, которые наземные войска надеются никогда не увидеть в небе над собой. Один из рассматриваемых самолетов служил еще во Вьетнаме, а другой пока не сделал ни одного боевого вылета. Однако, непосредственная авиационная поддержка и уничтожение сил противника в боевой зоне, особенно на малой высоте, является чрезвычайно опасной задачей. Автор задает вопрос - действительно ли самолет-штурмовик становится вымирающим видом?
Немногие Военно-воздушные силы разрабатывают новые штурмовики, предпочитая полагаться на истребители-бомбардировщики, несущие высокоточные боеприпасы, чтобы делать грязную работу непосредственной авиационной поддержки и уничтожения сил противника в боевой зоне. Но так было всегда; тактическое нападение уже давно перекладывается Военно-воздушными силами на быстрые истребители и величественные бомбардировщики, в которых они более заинтересованы.
Многие штурмовики, использующиеся во время Второй мировой войны, разрабатывались как истребители, но "терпели неудачу", становясь штурмовиками. И все же, эти штурмовики на протяжении долгих лет успешно выполняли одну из самых важных задач ВВС - уничтожение на поле боя сил противника и поддержку дружественных Сухопутных войск.
В данной статье рассматриваются пять современных самолетов, которые выполняют очень старые задачи штурмовиков. Один из этих самолетов служил еще во Вьетнаме, а другой пока не сделал ни одного боевого вылета. Все специализированы (или стали специализированными) для атак сил противника в тактической ситуации, и большинство из них служили в самых разных обстоятельствах, которые подчеркивают основную универсальность выполняемых боевых задач.
A-10 "Warthog"
Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II;
Фэйрчайлд Рипаблик A-10 "Тандерболт" II
A-10 Warthog родился в борьбе между видами Вооруженных сил. В конце 1960-х годов, длительное соперничество между американской армией и Военно-воздушными силами США за непосредственную авиационную поддержку породило конкурирующие программы: армия поддерживала боевой вертолет Cheyenn (примеч.: AH-56 "Шайенн" - проект американского ударного вертолета фирмы Lockheed, который из-за сложностей реализации амбициозных требований был закрыт в 1972 году. Впоследствии его место занял AH-64), а ВВС спонсировали программу A-X (прим.: Attack eXperimental - ударный экспериментальный). Проблемы с "Шайенн", в сочетании с перспективой A-X, привело к отмене первого. Последний же в конечном итоге стал самолетом A-10, имеющий тяжелое вооружение и предназначенный для уничтожения советских танков.
A-10 эффективно служил во время войны в Персидском заливе, нанося ущерб иракским колоннам транспортных средств, несмотря на то, что ранее ВВС США хотели исключить его из театра военных действий. A-10 также работал в Ираке и в Афганистане, а совсем недавно действовал против ИГИЛ. Хотя "Бородавочник" (как его ласково называют) в данное время редко уничтожает танки, но оказалось, что он - чрезвычайно эффективный самолет для действий против партизан, с невысокой скоростью и большой продолжительностью полета.
A-10 Thunderbolt II
Американский одноместный двухдвигательный штурмовик имеет прозвище 'Warthog'. Разработан для уничтожения танков, бронемашин и других наземных целей. "Тандерболт" - также назывался истребитель-бомбардировщик Второй мировой войны.
Фото: Wikimedia Commons.
Военно-воздушные силы пытались отказаться от A-10 несколько раз, начиная с 1980-х годов. ВВС США утверждают, что этот самолет с низкой живучестью в оспариваемом воздушном пространстве и, что многоцелевые истребители-бомбардировщики (от F-16 до F-35) могут выполнять эту роль более безопасно и эффективно. Сообщество летчиков A-10, Армия США и Конгресс, однако, по-прежнему не согласны. Последняя политическая битва за "Бородавочник" оказалась настолько неприятной для одного генерала ВВС, заявившего, что личный состав ВВС США, кто пришлет информацию о самолете в Конгресс, совершит "измену".
Су-25 "Frogfoot"
Как его американский коллега, Су-25 - медленный, хорошо бронированный и способен нести огромное количество артиллерийского вооружения. Разработанный, как и А-10 для ударных задач на центральном фронте в случае конфликта НАТО и Варшавского договора, Су-25 был адаптирован к различным новым условиям.
С момента ввода в эксплуатацию, Су-25 воевал в самых разнообразных конфликтах. Он начал службу во время советского вторжения в Афганистан, как средство борьбы с повстанцами. Иракские ВВС активно применяли Су-25 против Ирана в ходе ирано-иракской войны. Су-25 летали на многих войнах, связанных с распадом Советского Союза, в том числе в российско-грузинской войне 2008 года и недавней войне на Украине. Повстанцы сбили нескольких украинских Су-25 российскими ракетными пусковыми установками 'земля-воздух', после чего сбили малайзийский гражданский авиалайнер (прим.: так написано в оригинале, в т.ч. и поэтому там, в комментариях, развернулась дискуссия, на английском).
Штурмовик Су-25
Бронированный дозвуковой штурмовик предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также уничтожения объектов с заданными координатами. Самолет впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года.
Фото: Wikimedia Commons.
В прошлом году, когда стало очевидным, что Иракская национальная армия не может сама справиться с ИГИЛ, Су-25 "Frogfoot" вернулся в центр внимания. Иран предложил использование своего флота Су-25, а Россия якобы срочно поставила самолеты на иракскую службу (хотя самолеты, вероятно, прибыли из иранских запасов, изъятых в 1990-х годах у Ирака).
Embraer Super Tucano
Embraer Super Tucano - внешне скромный самолет. Он немного походит на P-51 Mustang фирмы North American - самолет, который поступил на вооружение более семидесяти лет назад. Super Tucano соответствует весьма специфическим требованиям: атаковать и патрулировать воздушное пространство, где нет соперничества. Это делает его идеальным в борьбе с повстанческим движением, он способен отслеживать боевиков, осуществлять целенаведение, и находится в зоне ожидания, пока работа не будет закончена. Super Tucano является более-менее совершенным антиповстанческим самолетом.
Super Tucano летает (или скоро полетит) в более, чем дюжине Военно-воздушных сил в Южной Америке, Африке и Азии. Самолет помогает Бразилии управлять обширной амазонской глубинкой, облегчает борьбу колумбийского правительства против FARC (прим.: леворадикальная повстанческая группировка). Доминиканские Военно-воздушные силы используют Super Tucano, чтобы бороться с торговлей наркотиками. В Индонезии самолет помогает охотиться на пиратов.
EMB 314 Super Tucano / A-29
Легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano, выпускающийся бразильской компанией Embraer. Изначально проектировался как учебный самолет. На фото: самолет ВВС Доминиканской Республики.
Фото: Wikimedia Commons.
После многих лет борьбы ВВС США наконец-то удалось заполучить эскадрилью самолетов, с намерением использовать их для увеличения эффективности Военно-воздушных сил партнеров, включая Национальный воздушный корпус Афганистана. Super Tucano идеально подходят для Афганской национальной армии, просты в обслуживании и управлении, и имеют потенциал, чтобы дать ВВС Афганистана ключевое преимущество над талибами.
Lockheed Martin AC-130 Spectre
Справочно: AC-130H (Spectre - "призрак"),
AC-130U (Spooky - "жуткий, ужасный")
В первые годы войны во Вьетнаме ВВС США осознали необходимость больших, сильно вооруженных самолетов, которые могли бы летать над полем боя, обеспечивая огонь, когда коммунистические силы идут в атаку или, когда они появились из укрытия. ВВС первоначально развивали AC-47 "Spooky" на базе транспортника С-47, оснащенный пушками, установленными в транспортном отсеке.
'Spooky' доказали свою эффективность, и командование ВВС в отчаянии решили, что больший самолет мог бы стать еще лучше. Разработанный на основе транспортного самолета C-130 Hercules, AC-130 - большой, медленный и совершенно беспомощный против истребителей противника или серьезной системы ПВО. Несколько AC-130 были потеряны во Вьетнаме, и один был сбит переносным зенитно-ракетным комплексом во время войны в Персидском заливе.
Lockheed AC-130
Тяжеловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений Lockheed AC-130 насчитывает 99 модификаций, отличающиеся набором артиллерийско-пулеметного вооружения и радиотехнических средств.
Фото: Wikimedia Commons.
Но в своей стихии AC-130 абсолютно рвет на куски наземные позиции противника. Он способен бесконечно находиться над вражеской позицией, ведя мощный орудийный огонь, применяя большой выбор боеприпасов. AC-130 обеспечивает наблюдение на поле боя с возможностью уничтожить все, что движется. AC-130 работали во Вьетнаме, войне в Персидском заливе, во вторжении в Панаму, в конфликте на Балканах, войне в Ираке и операции в Афганистане. По некоторым данным, один вариант был оптимизирован для борьбы с зомби.
Scorpion Textron
Scorpion компании Textron никогда не сбрасывал бомбы, не запускал ракеты, не совершал боевых вылетов. Но когда-нибудь он это сможет, что поможет изменить рынок военной авиации в 21-м веке. "Скорпион" - дозвуковой реактивный самолет, несущий очень тяжелое вооружение на борту. Ему не хватает мощности вооружения, как на А-10 или Су-25, но самолет оснащен современной авионикой и достаточно легок, чтобы рисковать, ведя разведку, наблюдение и рекогносцировку, а также выполнять ударные задачи.
Скорпион имеет потенциал, чтобы заполнить важную нишу во многих Военно-воздушных силах. Долгое время, ВВС неохотно приобретают самолеты, которые выполняют несколько важных функций, но не несут того же престижа и блеска, что и основной истребитель. Но учитывая быстрый рост расходов на истребители, и тот факт, что многие ВВС остро нуждаются в штурмовиках для поддержания внутреннего порядка и патрулирования границ, по-видимому, Scorpion (как и Super Tucano) имеют смысл. В некотором плане, Scorpion является высокотехнологичным аналогом Super Tucano.
Развивающиеся ВВС могут сделать намного хуже, нежели инвестирование двух самолетов, которые предоставляют много вариантов атаки наземных целей, а также предлагает (через "Скорпиона") скромный потенциал класса "воздух-воздух".
Штурмовик Scorpion
Штурмовик Scorpion разрабатывается с 2012 года, официально представлен в сентябре 2013 года (первый полет в декабре). По информации разработчиков в машине широко применяются уже существующие коммерческие технологии, что позволило значительно ускорить создание и достичь существенной экономии.
Фото: Wikimedia Commons.
Выводы
Существует причина, по которой производство большинства этих самолетов прекратили десятилетия назад. Штурмовик никогда не был особенно популярен, как вид, в Военно-воздушных силах мира. Непосредственная авиационная поддержка и уничтожение сил противника в боевой зоне, особенно на малой высоте, - чрезвычайно опасная задача. Штурмовики слишком часто действуют на стыках межвидовых подразделений, иногда становясь жертвой несогласованности армии и ВВС.
Для замены штурмовиков, современные ВВС сконцентрировались на улучшении атакующих возможностей истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Таким образом, многие миссии непосредственной авиационной поддержки, проводимые ВВС США в Афганистане, выполняют бомбардировщики B-1B - самолеты, первоначально предназначавшиеся для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.
Но, как показали недавние бои в Сирии, Ираке и на Украине, штурмовики еще играют важную роль. Если традиционные военно-промышленные поставщики в США и Европе не могут восполнить этот пробел, то новички (относительные), как Textron и Embraer, могут это сделать.
Источник:
Читайте также: