Штурмовики по-прежнему очень важны
pro-samolet.ru   
В наши дни немногие ВВС разрабатывают новые штурмовики, предпочитая переложить функции непосредственной авиационной поддержки и уничтожения сил противника в боевой зоне на истребители-бомбардировщики. Автор материала считает, что так было всегда, и задается вопросом - вымирают ли самолеты-штурмовики в настоящее время?

Пять самых смертоносных штурмовиков

Штурмовики"Роль штурмовиков по-прежнему очень важна", - пишет в 'The National Interest' 28 января 2015 года Роберт Фарли - ассистент-профессор Школы дипломатии и международной коммерции имени Паттерсона. Он приводит пять штурмовиков, которые наземные войска надеются никогда не увидеть в небе над собой. Один из рассматриваемых самолетов служил еще во Вьетнаме, а другой пока не сделал ни одного боевого вылета. Однако, непосредственная авиационная поддержка и уничтожение сил противника в боевой зоне, особенно на малой высоте, является чрезвычайно опасной задачей. Автор задает вопрос - действительно ли самолет-штурмовик становится вымирающим видом?

Немногие Военно-воздушные силы разрабатывают новые штурмовики, предпочитая полагаться на истребители-бомбардировщики, несущие высокоточные боеприпасы, чтобы делать грязную работу непосредственной авиационной поддержки и уничтожения сил противника в боевой зоне. Но так было всегда; тактическое нападение уже давно перекладывается Военно-воздушными силами на быстрые истребители и величественные бомбардировщики, в которых они более заинтересованы.

Многие штурмовики, использующиеся во время Второй мировой войны, разрабатывались как истребители, но "терпели неудачу", становясь штурмовиками. И все же, эти штурмовики на протяжении долгих лет успешно выполняли одну из самых важных задач ВВС - уничтожение на поле боя сил противника и поддержку дружественных Сухопутных войск.

В данной статье рассматриваются пять современных самолетов, которые выполняют очень старые задачи штурмовиков. Один из этих самолетов служил еще во Вьетнаме, а другой пока не сделал ни одного боевого вылета. Все специализированы (или стали специализированными) для атак сил противника в тактической ситуации, и большинство из них служили в самых разных обстоятельствах, которые подчеркивают основную универсальность выполняемых боевых задач.

A-10 "Warthog"

Fairchild Republic A-10 Thunderbolt II;
Фэйрчайлд Рипаблик A-10 "Тандерболт" II

A-10 Warthog родился в борьбе между видами Вооруженных сил. В конце 1960-х годов, длительное соперничество между американской армией и Военно-воздушными силами США за непосредственную авиационную поддержку породило конкурирующие программы: армия поддерживала боевой вертолет Cheyenn (примеч.: AH-56 "Шайенн" - проект американского ударного вертолета фирмы Lockheed, который из-за сложностей реализации амбициозных требований был закрыт в 1972 году. Впоследствии его место занял AH-64), а ВВС спонсировали программу A-X (прим.: Attack eXperimental - ударный экспериментальный). Проблемы с "Шайенн", в сочетании с перспективой A-X, привело к отмене первого. Последний же в конечном итоге стал самолетом A-10, имеющий тяжелое вооружение и предназначенный для уничтожения советских танков.

A-10 эффективно служил во время войны в Персидском заливе, нанося ущерб иракским колоннам транспортных средств, несмотря на то, что ранее ВВС США хотели исключить его из театра военных действий. A-10 также работал в Ираке и в Афганистане, а совсем недавно действовал против ИГИЛ. Хотя "Бородавочник" (как его ласково называют) в данное время редко уничтожает танки, но оказалось, что он - чрезвычайно эффективный самолет для действий против партизан, с невысокой скоростью и большой продолжительностью полета.

A-10 Thunderbolt II

Штурмовик

Американский одноместный двухдвигательный штурмовик имеет прозвище 'Warthog'. Разработан для уничтожения танков, бронемашин и других наземных целей. "Тандерболт" - также назывался истребитель-бомбардировщик Второй мировой войны.

Фото: Wikimedia Commons.

Военно-воздушные силы пытались отказаться от A-10 несколько раз, начиная с 1980-х годов. ВВС США утверждают, что этот самолет с низкой живучестью в оспариваемом воздушном пространстве и, что многоцелевые истребители-бомбардировщики (от F-16 до F-35) могут выполнять эту роль более безопасно и эффективно. Сообщество летчиков A-10, Армия США и Конгресс, однако, по-прежнему не согласны. Последняя политическая битва за "Бородавочник" оказалась настолько неприятной для одного генерала ВВС, заявившего, что личный состав ВВС США, кто пришлет информацию о самолете в Конгресс, совершит "измену".

Су-25 "Frogfoot"

Как его американский коллега, Су-25 - медленный, хорошо бронированный и способен нести огромное количество артиллерийского вооружения. Разработанный, как и А-10 для ударных задач на центральном фронте в случае конфликта НАТО и Варшавского договора, Су-25 был адаптирован к различным новым условиям.

С момента ввода в эксплуатацию, Су-25 воевал в самых разнообразных конфликтах. Он начал службу во время советского вторжения в Афганистан, как средство борьбы с повстанцами. Иракские ВВС активно применяли Су-25 против Ирана в ходе ирано-иракской войны. Су-25 летали на многих войнах, связанных с распадом Советского Союза, в том числе в российско-грузинской войне 2008 года и недавней войне на Украине. Повстанцы сбили нескольких украинских Су-25 российскими ракетными пусковыми установками 'земля-воздух', после чего сбили малайзийский гражданский авиалайнер (прим.: так написано в оригинале, в т.ч. и поэтому там, в комментариях, развернулась дискуссия, на английском).

Штурмовик Су-25

Штурмовик Су-25

Бронированный дозвуковой штурмовик предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя, а также уничтожения объектов с заданными координатами. Самолет впервые поднялся в воздух в феврале 1975 года.

Фото: Wikimedia Commons.

В прошлом году, когда стало очевидным, что Иракская национальная армия не может сама справиться с ИГИЛ, Су-25 "Frogfoot" вернулся в центр внимания. Иран предложил использование своего флота Су-25, а Россия якобы срочно поставила самолеты на иракскую службу (хотя самолеты, вероятно, прибыли из иранских запасов, изъятых в 1990-х годах у Ирака).

Embraer Super Tucano

Embraer Super Tucano - внешне скромный самолет. Он немного походит на P-51 Mustang фирмы North American - самолет, который поступил на вооружение более семидесяти лет назад. Super Tucano соответствует весьма специфическим требованиям: атаковать и патрулировать воздушное пространство, где нет соперничества. Это делает его идеальным в борьбе с повстанческим движением, он способен отслеживать боевиков, осуществлять целенаведение, и находится в зоне ожидания, пока работа не будет закончена. Super Tucano является более-менее совершенным антиповстанческим самолетом.

Super Tucano летает (или скоро полетит) в более, чем дюжине Военно-воздушных сил в Южной Америке, Африке и Азии. Самолет помогает Бразилии управлять обширной амазонской глубинкой, облегчает борьбу колумбийского правительства против FARC (прим.: леворадикальная повстанческая группировка). Доминиканские Военно-воздушные силы используют Super Tucano, чтобы бороться с торговлей наркотиками. В Индонезии самолет помогает охотиться на пиратов.

EMB 314 Super Tucano / A-29

Штурмовик Super Tucano

Легкий турбовинтовой штурмовик EMB-314 Super Tucano, выпускающийся бразильской компанией Embraer. Изначально проектировался как учебный самолет. На фото: самолет ВВС Доминиканской Республики.

Фото: Wikimedia Commons.

После многих лет борьбы ВВС США наконец-то удалось заполучить эскадрилью самолетов, с намерением использовать их для увеличения эффективности Военно-воздушных сил партнеров, включая Национальный воздушный корпус Афганистана. Super Tucano идеально подходят для Афганской национальной армии, просты в обслуживании и управлении, и имеют потенциал, чтобы дать ВВС Афганистана ключевое преимущество над талибами.

Lockheed Martin AC-130 Spectre

Справочно: AC-130H (Spectre - "призрак"),
AC-130U (Spooky - "жуткий, ужасный")

В первые годы войны во Вьетнаме ВВС США осознали необходимость больших, сильно вооруженных самолетов, которые могли бы летать над полем боя, обеспечивая огонь, когда коммунистические силы идут в атаку или, когда они появились из укрытия. ВВС первоначально развивали AC-47 "Spooky" на базе транспортника С-47, оснащенный пушками, установленными в транспортном отсеке.

'Spooky' доказали свою эффективность, и командование ВВС в отчаянии решили, что больший самолет мог бы стать еще лучше. Разработанный на основе транспортного самолета C-130 Hercules, AC-130 - большой, медленный и совершенно беспомощный против истребителей противника или серьезной системы ПВО. Несколько AC-130 были потеряны во Вьетнаме, и один был сбит переносным зенитно-ракетным комплексом во время войны в Персидском заливе.

Lockheed AC-130

Самолет AC-130

Тяжеловооруженный самолет поддержки сухопутных подразделений Lockheed AC-130 насчитывает 99 модификаций, отличающиеся набором артиллерийско-пулеметного вооружения и радиотехнических средств.

Фото: Wikimedia Commons.

Но в своей стихии AC-130 абсолютно рвет на куски наземные позиции противника. Он способен бесконечно находиться над вражеской позицией, ведя мощный орудийный огонь, применяя большой выбор боеприпасов. AC-130 обеспечивает наблюдение на поле боя с возможностью уничтожить все, что движется. AC-130 работали во Вьетнаме, войне в Персидском заливе, во вторжении в Панаму, в конфликте на Балканах, войне в Ираке и операции в Афганистане. По некоторым данным, один вариант был оптимизирован для борьбы с зомби.

Scorpion Textron

Scorpion компании Textron никогда не сбрасывал бомбы, не запускал ракеты, не совершал боевых вылетов. Но когда-нибудь он это сможет, что поможет изменить рынок военной авиации в 21-м веке. "Скорпион" - дозвуковой реактивный самолет, несущий очень тяжелое вооружение на борту. Ему не хватает мощности вооружения, как на А-10 или Су-25, но самолет оснащен современной авионикой и достаточно легок, чтобы рисковать, ведя разведку, наблюдение и рекогносцировку, а также выполнять ударные задачи.

Скорпион имеет потенциал, чтобы заполнить важную нишу во многих Военно-воздушных силах. Долгое время, ВВС неохотно приобретают самолеты, которые выполняют несколько важных функций, но не несут того же престижа и блеска, что и основной истребитель. Но учитывая быстрый рост расходов на истребители, и тот факт, что многие ВВС остро нуждаются в штурмовиках для поддержания внутреннего порядка и патрулирования границ, по-видимому, Scorpion (как и Super Tucano) имеют смысл. В некотором плане, Scorpion является высокотехнологичным аналогом Super Tucano.

Развивающиеся ВВС могут сделать намного хуже, нежели инвестирование двух самолетов, которые предоставляют много вариантов атаки наземных целей, а также предлагает (через "Скорпиона") скромный потенциал класса "воздух-воздух".

Штурмовик Scorpion

Штурмовик Scorpion

Штурмовик Scorpion разрабатывается с 2012 года, официально представлен в сентябре 2013 года (первый полет в декабре). По информации разработчиков в машине широко применяются уже существующие коммерческие технологии, что позволило значительно ускорить создание и достичь существенной экономии.

Фото: Wikimedia Commons.

Выводы

Существует причина, по которой производство большинства этих самолетов прекратили десятилетия назад. Штурмовик никогда не был особенно популярен, как вид, в Военно-воздушных силах мира. Непосредственная авиационная поддержка и уничтожение сил противника в боевой зоне, особенно на малой высоте, - чрезвычайно опасная задача. Штурмовики слишком часто действуют на стыках межвидовых подразделений, иногда становясь жертвой несогласованности армии и ВВС.

Для замены штурмовиков, современные ВВС сконцентрировались на улучшении атакующих возможностей истребителей-бомбардировщиков и стратегических бомбардировщиков. Таким образом, многие миссии непосредственной авиационной поддержки, проводимые ВВС США в Афганистане, выполняют бомбардировщики B-1B - самолеты, первоначально предназначавшиеся для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу.

Но, как показали недавние бои в Сирии, Ираке и на Украине, штурмовики еще играют важную роль. Если традиционные военно-промышленные поставщики в США и Европе не могут восполнить этот пробел, то новички (относительные), как Textron и Embraer, могут это сделать.

Источник:

Читайте также:

 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме