Многоцелевой гидросамолет C.R.D.A. (CANT) Z.506B "Airone"
|
Итальянский гидросамолет C.R.D.A. (КАНТ) Z.506B "Аироне"
Airone - "Цапля".
Итальянский гидросамолет CANT Z.506 Airone - морской разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, разработан специалистами фирмы C.R.D.A. - Cantieri Riuniti dell'Adriatico. (CANT - Cantiere Navale Triestino - авиационное отделение фирмы C.R.D.A.). Совершив свой первый полет 19.08.1935 года (гражданский вариант), машина поступила на вооружение Regia Aeronautica в июне 1938 года. CANT Z.506 записал на свой счет 26 мировых рекордов, но как и штурмовик Breda Ba.88 Lince, также имеющий ряд таких достижений, оказался посредственным боевым самолетом. Скорость и скороподъемность машины были недостаточными, оборонительное вооружение - слабым, а бомбовая нагрузка - недостаточной. Но как поисково-спасательный самолет CANT Z.506 зарекомендовал себя с лучшей стороны, о чем свидетельствует продолжительный срок эксплуатации - Z.506S сняли с вооружения в 1958 году.
Трехмоторный поплавковый гидросамолет с однокилевым оперением, который проектировался с 1934 года, изначально разрабатывался как пассажирский. Работа шла под руководством Ф. Цаппанты (Filippo Zappata). С августа 1935 года проходил испытания прототип Z.506A, а гражданская авиация начала использовать эти машины с лета 1936 года. Модификация Z.506C, оснащенная моторами итальянского производства (вместо американского), создана в 1937-1938 гг. А на базе Z.506C и был разработан военный самолет - Z.506B, не имевший прототипа, поскольку первый гидросамолет этой модификации относился к первой серийной партии.
При создании CANT Z.506B был заново спроектирован фюзеляж, имевший большую гондолу, вписанную в общие обводы. В передней части гондолы размещалось рабочее место бомбардира, в средней находился бомбоотсек, рассчитанный на размещение торпеды, в задней - стрелковая установка. Первый гидросамолет CANT Z.506B облетан 28 сентября 1937 года. За период до января 1943 года было построено 315 военных самолетов, а также 38 гражданских: модификаций "A" и "C".
Гидросамолеты C.R.D.A. (CANT) Z.506B "Airone"
|
|
|
|
|
|
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его |
Среди интересующих нас основных модификаций можно назвать:
- Z.506B - оснащенный 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 750 л.с. Стрелковое вооружение включало один 12,7-мм пулемет в верхней турели, один 7,7-мм пулемет в нижней установке. Во время производства установили еще два 7,7-мм пулемета в боковых окнах. Бомбовая нагрузка - 800 кг, которая была увеличена до 1200 кг. Экипаж состоял из 5 человек.
- Z.506S - невооруженный поисково-спасательный вариант. Построено 44 самолета, а затем некоторое количество переделано из Z.506B.
Летно-технические характеристики самолета Z.506B
Двигатели: |
|
тип |
Alfa Romeo 126 RC.34 |
мощность, л.с. |
750 |
Размах крыла, м: |
26,50 |
Длина самолета, м |
19,45 |
Высота самолета, м |
7,47 |
Площадь крыла, кв. м |
92,80 |
Масса, кг: |
|
пустого самолета |
8317 |
взлетная |
12120 |
Максимальная скорость, км/ч |
347 |
Скороподъемность, м/с |
3,5 |
Практический потолок, м |
8000 |
Дальность полета, км |
2750 |
На вооружение Regia Aeronautica Z.506B поступали сначала в морские бомбардировочные 31-й и 35-й стормо. Когда Италия вступила во Вторую Мировую войну самолеты этого типа имелись также у четырех разведывательных авиаэскадрилий. На 10.06.1940 года в строю насчитывалось 94 гидросамолетов CANT Z.506 Airone, которые в начальном этапе Второй Мировой наносили бомбовые удары по объектам на территории Франции и Туниса. Сопротивление почти отсутствовало, но 17 июня был сбит один Z.506B над Бизертой (самый северный город в Тунисе). После того, как Франция капитулировала, главными целями Z.506B стали британские корабли и суда. Так, самолеты 31-го и 35-го стормо вместе с другими подразделениями 9-11 июля атаковали корабли британского Средиземноморского флота, которые сопровождали конвой с Мальты. Среди всех итальянских бомбардировщиков, участвовавших в тех налетах, гидросамолеты CANT Z.506 Airone были самыми слабо вооруженными и тихоходными. По этой причине Z.506B с середины лета 1940 года выполняли в основном разведывательные задачи.
28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, и был привлечен 35-й стормо, на вооружении которого состояло 23 гидросамолета Z.506B. Эти машины снова стали применять как бомбардировщики - 2 ноября шесть CANT Z.506 Airone бомбили цели на о. Корфу. Не обладавшие достаточной скоростью, гидросамолеты несли большие потери от истребителей противника. В начале 1941 года одну из групп 35-го стормо перевооружили сухопутными бомбардировщиками Z.1007bis. В 86-й группе, на 05.04.1941 года насчитывавшей 12 машин, Z.506 Airone продолжали использовать. 6 апреля 1941 года эти гидросамолеты бомбили объекты железнодорожной инфраструктуры Греции. В апреле-мае 1941 года "Аироне" атаковали объекты на Крите, а в ночное время добирались до дельты Нила. Но затем их окончательно перевели на разведку и поисково-спасательные операции. Поисково-спасательные Z.506 Италии эксплуатировались до осени 1958 года.
В августе 1938 года четыре гидросамолета Z.506B были переданы франкистам. Дислоцируясь на Балеарских о-вах, они патрулировали прилегающие воды, наносили бомбовые удары по прибережным городам, а также выполняли функции целеуказателей для других бомбардировщиков. Уцелело три самолета, которые эксплуатировались до 1943 года. 6 гидросамолетов Z.506B, оснащенных двигателями AR 128 RC21 мощностью 850 л.с., в 1938 году заказала Польша. Накануне Второй мировой войны первый гидросамолет прибыл в Польшу, но был уничтожен через несколько дней, другие самолеты вошли в состав итальянских ВВС. После сентября 1943 года некоторое количество Z.506B и Z.506S включены в состав люфтваффе и применялись в качестве поисково-спасательных. С 1942 года три трофейных Z.506 использовались Королевскими ВВС в качестве транспортников.
Справочно.
В 1921 году семейство Козулич из Триеста, уже активно действовавшее в судостроении и морских перевозках, основало службу воздушных перевозок SISA. В 1923 году была открыта мастерская по ремонту гидросамолетов в Монфальконе на базе существовавшего предприятия CNT ("Cantieri Navale Triestino"). Вскоре мастерскую перевели на производство лицензионной продукции и постройку экспериментальных самолетов. SISA обучала пилотов для Regia Aeronautica с использованием бипланов CNT.7 и Cant.18, а с 1926 года начала коммерческие авиаперевозки на своих самолетах Cant. 10 и Cant.22. В 1930 году CNT, объединившись с другими предприятиями, создала фирму CRDA ("Cantieri Riuniti Dell'Adriatico"), но ее самолеты продолжали использовать обозначение "Cant". В 1933 году CRDA была приобретена государственным предприятием IRI, после чего в CRDA на должность главного конструктора пришел Филиппо Цаппата, ранее работавший на фирме "Bleriot". В следующие девять лет CRDA создала 18 новых типов самолетов, установивших около 40 мировых рекордов, она также построила авиационный завод и аэродром с летно-испытательной станцией. За это время численность сотрудников фирмы возросла с 350 до 5 тысяч человек. Гидросамолеты Cant Z.501 и Cant Z.506, а также бомбардировщик наземного базирования Cant Z.1007 стали стандартными итальянскими машинами в своих классах. В 1939 году Ф. Цаппата, разочаровавшись в CRDA, начал вести переговоры с фирмой "Breda", а в 1942 году перешел на нее работать. После капитуляции Италии фирма CRDA продолжала работать под контролем немцев, но весной 1944 года из-за частых бомбардировок союзной авиацией выпуск продукции на фирме был прекращен.
Источники:
- А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
- Мировая авиация №115 2011;
- М. Козырев, В. Козырев "Авиация стран оси во Второй мировой войне";
- Decio Zorini "Ali d'Italia 5: C.D.R.A. Cant Z506";
- Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-506 Airone;
- Donald, David. The Encyclopedia of World Aircraft.