Многоцелевой гидросамолет C.R.D.A. (CANT) Z.506B "Airone"
Многоцелевой гидросамолет C.R.D.A. (CANT) Z.506B Airone, установивший множество мировых рекордов, использовался итальянцами во Второй мировой войне. Область его применения - бомбардировщик, разведичик и спасательный самолет. В роли боевого самолета качества этой машины были невысокими, но как поисково-спасательный Z.506B служил довольно долго - до 1958 года.

Итальянский гидросамолет C.R.D.A. (КАНТ) Z.506B "Аироне"

Airone - "Цапля".

Итальянский гидросамолетИтальянский гидросамолет CANT Z.506 Airone - морской разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, разработан специалистами фирмы C.R.D.A. - Cantieri Riuniti dell'Adriatico. (CANT - Cantiere Navale Triestino - авиационное отделение фирмы C.R.D.A.). Совершив свой первый полет 19.08.1935 года (гражданский вариант), машина поступила на вооружение Regia Aeronautica в июне 1938 года. CANT Z.506 записал на свой счет 26 мировых рекордов, но как и штурмовик Breda Ba.88 Lince, также имеющий ряд таких достижений, оказался посредственным боевым самолетом. Скорость и скороподъемность машины были недостаточными, оборонительное вооружение - слабым, а бомбовая нагрузка - недостаточной. Но как поисково-спасательный самолет CANT Z.506 зарекомендовал себя с лучшей стороны, о чем свидетельствует продолжительный срок эксплуатации - Z.506S сняли с вооружения в 1958 году.

CANT Z.506 Airone

Трехмоторный поплавковый гидросамолет с однокилевым оперением, который проектировался с 1934 года, изначально разрабатывался как пассажирский. Работа шла под руководством Ф. Цаппанты (Filippo Zappata). С августа 1935 года проходил испытания прототип Z.506A, а гражданская авиация начала использовать эти машины с лета 1936 года. Модификация Z.506C, оснащенная моторами итальянского производства (вместо американского), создана в 1937-1938 гг. А на базе Z.506C и был разработан военный самолет - Z.506B, не имевший прототипа, поскольку первый гидросамолет этой модификации относился к первой серийной партии.

Гидросамолет Италии

При создании CANT Z.506B был заново спроектирован фюзеляж, имевший большую гондолу, вписанную в общие обводы. В передней части гондолы размещалось рабочее место бомбардира, в средней находился бомбоотсек, рассчитанный на размещение торпеды, в задней - стрелковая установка. Первый гидросамолет CANT Z.506B облетан 28 сентября 1937 года. За период до января 1943 года было построено 315 военных самолетов, а также 38 гражданских: модификаций "A" и "C".

Гидросамолеты C.R.D.A. (CANT) Z.506B "Airone"
Z.506B "Airone" CANT Z.506 Airone
CANT Z.506 Airone Гидросамолет Италии
CANT 506 CANT Z.506 Airone
Нажмите на изображение, чтобы увеличить его

Среди интересующих нас основных модификаций можно назвать:

  • Z.506B - оснащенный 9-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 750 л.с. Стрелковое вооружение включало один 12,7-мм пулемет в верхней турели, один 7,7-мм пулемет в нижней установке. Во время производства установили еще два 7,7-мм пулемета в боковых окнах. Бомбовая нагрузка - 800 кг, которая была увеличена до 1200 кг. Экипаж состоял из 5 человек.
  • Z.506S - невооруженный поисково-спасательный вариант. Построено 44 самолета, а затем некоторое количество переделано из Z.506B.

C.R.D.A. (КАНТ) Z.506B "Аироне"

Летно-технические характеристики самолета Z.506B
Двигатели:  
тип Alfa Romeo 126 RC.34
мощность, л.с. 750
Размах крыла, м: 26,50
Длина самолета, м 19,45
Высота самолета, м 7,47
Площадь крыла, кв. м 92,80
Масса, кг:  
пустого самолета 8317
взлетная 12120
Максимальная скорость, км/ч 347
Скороподъемность, м/с 3,5
Практический потолок, м 8000
Дальность полета, км 2750

CANT Z.506 Airone

На вооружение Regia Aeronautica Z.506B поступали сначала в морские бомбардировочные 31-й и 35-й стормо. Когда Италия вступила во Вторую Мировую войну самолеты этого типа имелись также у четырех разведывательных авиаэскадрилий. На 10.06.1940 года в строю насчитывалось 94 гидросамолетов CANT Z.506 Airone, которые в начальном этапе Второй Мировой наносили бомбовые удары по объектам на территории Франции и Туниса. Сопротивление почти отсутствовало, но 17 июня был сбит один Z.506B над Бизертой (самый северный город в Тунисе). После того, как Франция капитулировала, главными целями Z.506B стали британские корабли и суда. Так, самолеты 31-го и 35-го стормо вместе с другими подразделениями 9-11 июля атаковали корабли британского Средиземноморского флота, которые сопровождали конвой с Мальты. Среди всех итальянских бомбардировщиков, участвовавших в тех налетах, гидросамолеты CANT Z.506 Airone были самыми слабо вооруженными и тихоходными. По этой причине Z.506B с середины лета 1940 года выполняли в основном разведывательные задачи.

CANT Z.506 Airone

28 октября 1940 года Италия объявила войну Греции, и был привлечен 35-й стормо, на вооружении которого состояло 23 гидросамолета Z.506B. Эти машины снова стали применять как бомбардировщики - 2 ноября шесть CANT Z.506 Airone бомбили цели на о. Корфу. Не обладавшие достаточной скоростью, гидросамолеты несли большие потери от истребителей противника. В начале 1941 года одну из групп 35-го стормо перевооружили сухопутными бомбардировщиками Z.1007bis. В 86-й группе, на 05.04.1941 года насчитывавшей 12 машин, Z.506 Airone продолжали использовать. 6 апреля 1941 года эти гидросамолеты бомбили объекты железнодорожной инфраструктуры Греции. В апреле-мае 1941 года "Аироне" атаковали объекты на Крите, а в ночное время добирались до дельты Нила. Но затем их окончательно перевели на разведку и поисково-спасательные операции. Поисково-спасательные Z.506 Италии эксплуатировались до осени 1958 года.

CANT Z.506 Airone

В августе 1938 года четыре гидросамолета Z.506B были переданы франкистам. Дислоцируясь на Балеарских о-вах, они патрулировали прилегающие воды, наносили бомбовые удары по прибережным городам, а также выполняли функции целеуказателей для других бомбардировщиков. Уцелело три самолета, которые эксплуатировались до 1943 года. 6 гидросамолетов Z.506B, оснащенных двигателями AR 128 RC21 мощностью 850 л.с., в 1938 году заказала Польша. Накануне Второй мировой войны первый гидросамолет прибыл в Польшу, но был уничтожен через несколько дней, другие самолеты вошли в состав итальянских ВВС. После сентября 1943 года некоторое количество Z.506B и Z.506S включены в состав люфтваффе и применялись в качестве поисково-спасательных. С 1942 года три трофейных Z.506 использовались Королевскими ВВС в качестве транспортников.

CANT Z.506 Airone

Справочно.
В 1921 году семейство Козулич из Триеста, уже активно действовавшее в судостроении и морских перевозках, основало службу воздушных перевозок SISA. В 1923 году была открыта мастерская по ремонту гидросамолетов в Монфальконе на базе существовавшего предприятия CNT ("Cantieri Navale Triestino"). Вскоре мастерскую перевели на производство лицензионной продукции и постройку экспериментальных самолетов. SISA обучала пилотов для Regia Aeronautica с использованием бипланов CNT.7 и Cant.18, а с 1926 года начала коммерческие авиаперевозки на своих самолетах Cant. 10 и Cant.22. В 1930 году CNT, объединившись с другими предприятиями, создала фирму CRDA ("Cantieri Riuniti Dell'Adriatico"), но ее самолеты продолжали использовать обозначение "Cant". В 1933 году CRDA была приобретена государственным предприятием IRI, после чего в CRDA на должность главного конструктора пришел Филиппо Цаппата, ранее работавший на фирме "Bleriot". В следующие девять лет CRDA создала 18 новых типов самолетов, установивших около 40 мировых рекордов, она также построила авиационный завод и аэродром с летно-испытательной станцией. За это время численность сотрудников фирмы возросла с 350 до 5 тысяч человек. Гидросамолеты Cant Z.501 и Cant Z.506, а также бомбардировщик наземного базирования Cant Z.1007 стали стандартными итальянскими машинами в своих классах. В 1939 году Ф. Цаппата, разочаровавшись в CRDA, начал вести переговоры с фирмой "Breda", а в 1942 году перешел на нее работать. После капитуляции Италии фирма CRDA продолжала работать под контролем немцев, но весной 1944 года из-за частых бомбардировок союзной авиацией выпуск продукции на фирме был прекращен.

Источники:

  • А.Харук. "Ударная авиация Второй Мировой войны";
  • Мировая авиация №115 2011;
  • М. Козырев, В. Козырев "Авиация стран оси во Второй мировой войне";
  • Decio Zorini "Ali d'Italia 5: C.D.R.A. Cant Z506";
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-506 Airone;
  • Donald, David. The Encyclopedia of World Aircraft.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Читайте на нашем сайте про самолеты и авиацию:

На месте падения самолета ВВС США продолжаются поисковые работы
На месте крушения самолета-топливозаправщика ВВС США поисковые работы будут продолжены с использованием инженерной техники Самолет ВВС США разбился в пятницу...
На новых самолетах
"Соколы России" выступали в небе над Красноярском на самолетах Су-30СМ В Красноярске 25 октября 2014 года под эгидой...

Новости партнеров

Актуальные темы

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме