Гидросамолет CANT Z.511
Транспортный гидроплан Кант Z.511 на момент постройки стал самым большим поплавковым гидросамолетом в мире. Однако полностью был построен лишь один экземпляр, который планировалось использовать во время Второй мировой войны в самых различных ипостасях. Но планы не были реализованы, а гидросамолет был уничтожен.

Транспортный гидросамолет Кант Z.511

На момент создания самый большой в мире поплавковый гидросамолет.

ГидросамолетВ 1937 году авиакомпания Ala Littoria проявила интерес к гидросамолету, который будет способен пересекать Атлантический океан от Европы до Северной Америки. В соответствии с требованиям гидроплан должен был обладать большой грузоподъемностью, высокой скоростью и иметь хорошие эксплуатационные данные. В качестве полезной нагрузки предусматривались как грузы, так и пассажиры. Работы над такой машиной были начаты фирмой CRDA (CANT). Под руководством ведущего конструктора Филиппо Заппата (Filippo Zappata) был разработан проект цельнометаллического четырехмоторного моноплана с низкорасположенным крылом, установленного на два больших поплавка. Помимо этого рассматривался вариант с обычным колесным шасси, но реально оно не устанавливалось. Гидросамолет был способен транспортировать 48 пассажиров или 16 пассажиров и 2000 кг нагрузки.

CANT Z.511

Поплавковый гидросамолет для транспортно-пассажирских трансатлантических перелетов, моноплан с низким расположением консолей крыла, четырехдвигательный, цельнометаллической конструкции рассчитывался на пассажирский салон, который отсутствовал на прототипе. Для размещения 16 пассажиров (4 отделения - трансатлантическая конфигурация) предусматривались места с откидными спальными местами, оснащенными индивидуальным освещением, вентиляцией и отоплением; а в конфигурации с "высокой плотностью" предполагались 48 мест (4 отделения по 12 мест в каждом). Туалет и кухня находились перед пассажирским салоном, позади - туалет и кладовка. По всей длине пассажирского отсека размещалось нижнее грузовое отделение; оно было доступно в полете.

Кант Z.511

В сентябре 1938 года было подписано соглашение на постройку прототипа Z.511 между компаниями CRDA и Ala Littoria. 31 октября 1939 года был облетан первый опытный экземпляр. Несмотря на то, что уже началась Вторая мировая война, Ala Littoria сделала заказ на три серийных гидросамолета Z.511A, с дальнейшим заказом на шесть самолетов, для которых предусматривалась установка двигателей Alfa Romeo 135. Но из-за проблем со сроками поставки мотоустановок, были установлены Piaggio P.XII RC35, имевшие бо́льшую мощность, но меньший ресурс.

Гидросамолет CANT Z.511
CANT Z.511 Кант Z.511
Кликните на изображение для увеличения

8 сентября 1940 года первый Z.511A ("Атлантический") представили на испытания. После перерыва из-за боевых действий в 1941 году и модернизации машины самолет фактически перешел в ведение ВВС флота. Поскольку в состоянии войны CANT Z.511A больше не имел конкретного применения, то началось формирование гипотез для его использования. Вначале предполагалось использовать Z.511A для полета из Рима в Токио, но эти планы сместились в сторону военного применения.

Транспортный гидросамолет

Были предложения использовать гидросамолет в полетах на большие расстояния для перевозки небольших групп диверсантов из Итальянского Королевского флота и высадки их вблизи важных военных и промышленных объектов противника. Другое предложение касалось демонстрационного полета в Южную Америку. Другие гипотезы об оперативном применении касались нападения на топливные склады на берегу Персидского залива или на советские цели на Черном море. В 1942 году был предложен план бомбардировки Нью-Йорка или нанесения торпедных ударов по портам на восточном побережье США, когда часть пути необходимо было проделать по морю, чтобы не быть замеченными радарами противника. Но все планы, так и оставшись планами, реализованы не были.

CANT Z.511

Транспортный гидросамолет Кант Z.511А некоторое время использовался в транспортных целях в акватории Адриатического и Средиземного морей. После того, как был подписан акт о капитуляции, машина большую часть времени не эксплуатировалась. Согласно противоречивым сведениям о гибели этого гидросамолета, он либо был разрушен при налете авиации союзников, либо уничтожен итальянцами летом 1944 года. Второй прототип CANT Z.511A находился в степени 82% готовности к сентябрю 1943 года. Гидросамолет был уничтожен сотрудниками фирмы CANT, чтобы избежать попадания в руки противника.

Кант Z.511

Основные ЛТХ гидросамолета CANT Z.511
Экипаж, чел. 6

Пассажиры, чел.

16
Высота, м 10,77
Длина, м 29,90
Размах крыла, м 40,00
Площадь крыла, м² 195,00
Двигатели Piaggio P.XII RC.35
Мощность, л.с. 4×1350
Вес пустого, кг 20692
Вес при макс. нагрузке 34200
Скорость максимальная, км/ч 424
Скорость минимальная, км/ч 134
Время подъема, мин. на 6000 м 20
Потолок, м 7550
Дальность, км 5100

Источники:

  • Jonathan W.Thompson "Italian civil and military aircraft. 1930/1945";
  • Emilio Brotzu, Gherardo Cosolo "Dimensione Cielo 9: Trasporto 3";
  • Samoloty Wojskowe Swiata 1935-1945. Cant Z.511;
  • Aerei Italiani - Scheda Tecnica. CANT Z-511.
 

Военная авиация
Самолеты
Второй Мировой войны
Советские самолеты Второй Мировой войны Британские самолеты Второй Мировой войны Американские самолеты Второй Мировой войны Французские самолеты Второй мировой войны
Немецкие самолеты Японские cамолеты Второй Мировой войны Итальянские самолеты Второй мировой войны  
ВВСБлог ВВС

Самолеты Второй Мировой войны

ВойнаВторая Мировая война

СписокКроме того, блог про самолеты посвящен более широкой теме